Классный час "Паспорт грамотности»
классный час по русскому языку (4 класс) на тему

Классный час «Паспорт грамотности» Цель: Создание условий для формирования навыков грамотности и соблюдения лексических норм в общении. Ход классного часа Учитель: - Здравствуйте. Я рада вас видеть. Тема нашего классного часа «Паспорт грамотности».Наше занятие начинается с речевой разминки. Речевая разминка помогает быстро и легко сделать нашу речь более качественной и понятной,более интонированной, более громкой. Речевая разминка «Дыхание»: Вдохните, наберите побольше воздуха и говорите до тех пор, пока хватит воздуха. (Как на горке,на пригорке стоят тридцать три Егорки. Раз Егорка, Два Егорки, Три Егорки И так далее до тридцати трех Егорок) Также, чтобы наша речь была чистой и выразительной мы должны следить за осанкой. Правильное положение тела сделает вас дисциплинированее; настроит ваше тело на активную речевую работу. Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц надо уметь принять (и запомнить) правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины плеч. Потом попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки , шея ,плечи – свободными, легкими. Такое положение тела должно стать привычным, естественным, не только в момент работы на уроке, но и в повседневно.(упражнение взято из пособия для родителей «Развитие речи детей» автор Н.В.Новоторцева). Сегодня мы посвятим классный час основам знания через игры. Цитата на доске.«Раз ты человек, ты можешь ошибиться. И если не будешь ошибаться, то больше никогда ничему не научишься. Ты не обязан все время блистать. Более того, если бы у человека время от времени не случалось провалов, то их нужно было бы организовывать. Иначе человек превращается в истукана, обслуживающего свою собственную роль.» ЧИТАЕМ ЦИТАТУ. ИДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО. -Все вы уже знаете что такое паспорт.( можно выслушать высказывание 2 обучающихся) Правильно. Паспорт выдается в 14 лет, когда человек способен вполне сознательно принимать решения, отвечать за свои поступки.(т.е. достигает гражданской зрелости. ) Мы же сегодня будем говорить о паспорте грамотности. Этот паспорт не нужно доставать из кармана или портфеля, достаточно побеседовать с человеком или что-нибудь написать. И будет понятно владеет ли собеседник нормами литературного языка? Имеет ли словарный запас слов? Обладает ли дикцией, умением выразительно рассказывать и поддерживать беседу? Хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков. Как научиться говорить правильно? Как избежать недостатков? Давайте поговорим о правильной речи и о недостатках, которые нередко встречаются в нашей речи. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности и многие другие. Первое требование – содержательность речи. Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной. Зависит от многих условий. Второе требование к речи – логичность. Логичность – важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неопределенности, неконкретности рассуждений. Третье требование к речи- точность, ясность и простота. Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Четвертое требование к речи – ее богатство. Пятое требование к речи -ее чистота. Шестое требование – уместность речи. Седьмое требование к речи – ее правильность. Требование правильности речи касается всех сторон языка: произношения, ударения, словообразования, грамматики, - а также предполагает соблюдения при письме правил орфографии и пунктуации. Давайте рассмотрим все 7 требований к речи. Нам надо подготовиться к устному выступлению(При подготовке к устному выступлению есть основные правила) назовите их. Ответ обучающихся (подбор литературы, выделение основных фактов,событий, при выступлении не должно быть монотонности, текст должен быть содержательный, также необходимо использовать правильный тон, интонацию, темп речи, логичность, ударение, тембр речи. Давайте вспомним, каким может быть тон речи, интонация, тембр речи. Ответы обучающихся: Тембр речи: - это звуковая окраска придающая речи эмоциональный оттенок. Тон может быть: спокойный, возбужденный, раздраженный. испуганный, злой, уверенный, радостный и т.д. Темп речи: быстрый, чуть замедленный, очень быстрый, почти скороговорка. Логическое ударение: это выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку. Интонация (значить громко произносить), ритмико –мелодическая сторона речи, служащая средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы. Все ответы должны быть закрыты на интерактивной доске, если обучающиеся затрудняются ответить, то ответы открываются и еще раз проговариваются. Учитель:- Перед выходом в аудиторию необходимо разогреть речевой аппарат- губы и язык.( для чего ЭТО ДЕЛАЕТСЯ? ОТВЕТ: ЧТОБЫ НАША РЕЧЬ БЫЛА ЧИСТОЙ И ВЫРАЗТЕЛЬНОЙ. Игровой момент. Работа со скороговорками. Цель игры: отработка понятий тембр речи, темп речи. Произнести скороговорки в быстром темпе с определенной эмоциональной окраской.( эмоциональную окраску выбираем на свое усмотрение). 1.Проворонила ворона вороненка: а) пожалев вороненка б) поругав ворону и т.д. 2. Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры. а) восхитившись бобрами б)как бы рассказывая сказку и т.д. Задание2 информационное сообщение. Прочитать с эмоциональной окраской используя интонацию, темп речи, логическое ударение. Предварительно прочитайте текст скороговорки, представив, что вы рассказываете историю похожую на сказку. От вас ждут сказочной интонации. Не торопливой загадочности тона или игривости. Задание3 Прочитайте предложенный текст как информационное сообщение:- телевизионная сводка новостей. (текст берем на свое усмотрение) Учитель: -Какой вывод нам позволяет сделать проведенная работа?(Ответ: чтобы верно выражать свою мысль, надо иметь хорошее произношение владеть дыханием) Необходимо познакомить обучающихся с Великим оратором Демосфеном. Статью можно взять Из учебника Риторика 9 -11класс. Задание. Прочитайте Пушкинские строки стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный» а) как будто рисуете большую картину, заполняющую весь класс б) плохо выучили текст в) боитесь, что вас перебьют Учитель: -Кому из чтецов удалось наиболее точно передать эмоциональную окраску строки. Какой вывод помогла сделать это игра? Ответ: (чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый текст, а также уметь регулировать интенсивность речи, владеть голосом) Учитель: с этим заданием справились, переходим к следующему заданию. Давайте вспомним правила речевого этикета? Что такое речевой этикет? (ответ: речевой этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения.. Может кто то знает стихотворные строки, связанные с речевым этикетом. Возможные варианты: Если кто-то загрустит, ты его не оставляй. Добрым словом, добрым делом утешай и помогай. Вам знакомы этикетные формы общения? Ответ-обращение, просьба, отказ, утешение, похвала (комплемент), вежливая оценка, вежливая критика. Определенные правила разговора по телефону (ответы также прописываются на доске) Давайте вспомним виды общения. Ответ: Вербальное. Невербальное. Паро –экстролингвистика ( тональность, тембр, громкость, паузы, быстрота речи). Виды общения по количеству участников: ответы прописываются на доске ОДИН- ОДИН-- МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОДИН – НЕМНОГО ( 3 И более) -- ГРУППОВОЕ Один – много - МАССОВОЕ. При общении мы должны помнить кто передо мной? 1.Какого возраста человек? 2.Кто он вам 3.В каких вы с ним отношениях ( официальных -- неофициальные, нейтральных или приятельских) - Что мы называем неофициальной обстановкой ( непринужденная) – перечислите? Ответ: дома, на прогулке, с друзьями в гостях, и т,д. А официальная (деловая)?Ответ: на работе, в школе на уроке, на собрании в школе ит.д Дайте определение: -Что такое общение? Ответ: Общение это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются определенной информацией. Когда мы вступаем в контакт с собеседником, мы к нему обращаемся по-разному. Вы, наверное, заметили, что в течении дня мы можем быть Надей, Наденькой, Надюшей, Надеждой и т.д. Некоторые обращения звучат официально, другие ласково, третьи обидно. -Необходимо подобрать текст с заданием (на ваше усмотрение) по теме «обращение» Где необходимо вставить слова обращения по смыслу. УЧИТЫВАЯ, кто передо мной, какого возраста человек, кто он вам, в каких вы с ним отношениях? В какой вы обстановке находитесь (официальной – неофициальной) ВЫВОД: РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. Разминка (игра обращение) В игре вырабатывается умение выражать чувства уважения к собеседнику. Обратитесь к собеседнику (спокойно, доброжелательно, строго, жизнерадостно, и т.д. используя обращения по имени и имя отчеству. Также учитывая тот фактор в какой обстановке вы с ним находитесь, используя правила требование к речи, ( мы уже о них говорили и рассмотрели семь требований к речи). Молодцы с заданием справились (если при игре есть недочеты, то их исправляем, переигрываем) Переходим к следующему заданию - Просьба. Чтобы твою просьбу выполнили надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств. (Вежливая интонация, специальные слова и выражения). Перечислите вежливые слова и выражения. Ответ:( пожалуйста, прошу вас (тебя), будьте добры, будьте так добры, будь другом…, если вам(тебе) не трудно.., не могли бы вы(ты) и т.д. одну и туже просьбу можно выразить по разному. Дайте определение просьбы (ответы закрытые находятся на доске. Потом текст должен быть доступен визуально) Ответ: просьба –это побудительное речевое действие, но не повелительного характера. Есть прямая просьба. И скрытая просьба – которая выражается через вопрос. При просьбе употребляются вежливые слова. Произносятся мягким просительным тоном, выполняется не всегда( не обязательно),при просьбе необходимо смотреть собеседнику в глаза, необходимо объяснить свою просьбу. Ситуация Вы сели в переполненный автобус с бабушкой. (используйте все знакомые средства выражения просьбы) Ты хочешь узнать, как пройти к памятнику А.С. Пушкина? В школьной столовой обучающийся не убрал посуду? И т д. Речевая разминка. Вежливый поклон. Привстаньте на носки и медленно разводя руками в стороны. Сделайте вдох, затем постепенно сводя руки к груди, сделайте по восточному поклон. В процессе поклона произнесите растянутое на звуке «с» здравсссствуйте. Извините, пожалуйста, не подскажете как …? Учитель: бывает так, что тебя о чем то просят, а ты не можешь выполнить просьбу. Как отказать в просьбе? Дайте определение, что такое отказ? Ответ: Отказ- это речевое действие, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу. В основе отказа могут лежать самые разные причины. (невозможность выполнить просьбу по причине личного характера, из – причины делового характера). Существует несколько видов отказа. (прямой отказ- категоричный, без вежливых слов и выражений, но справедливый - не могу) Косвенный отказ – отказ объяснение (необходимо извиниться и объяснять, почему не можешь выполнить просьбу.) Ответы также на доске открываются после проговаривания обучающимися или педагогом. Проиграем варианты отказа ( можно вспомнить отказы сказочных героев, из читаемых произведений) разобрать данные ситуации. Почему герой использовал именно эту форму отказа и т.д. Речевая разминка Примите правильную осанку и повторите дыхательную гимнастику. На чередование вдох - выдох Раз,два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать Отдыхать умеем тоже - Руки за спину положим, голову поднимем выше и легко, легко подышим. Учитель: умеем ли мы говорить людям добрые, приветливые слова? Приятно ли вам когда вас за что-нибудь хвалят.? Дайте определение похвалы (ответ прописан на доске) Ответ: похвала- это лестное одобрительное слово, которое произносится в знак благодарности. У похвального слова, есть всегда основание, причина. Послушайте рассказ Драгунского « Девочка на шаре». Сегодня мы в краткой форме говорили о речи правильной и хорошей. Чтобы получить «паспорт грамотности» нужно прежде всего соблюдать лексические нормы, воспитывать в себе внимание к словам, к их правильному употреблению. Мы с вами продолжим на следующем уроке (классный час) разговор о правильной речи и соблюдении норм русского литературного языка. А пока задание для всех, прислушайтесь как мы говорим в классе, на улице, дома. Обратите внимание на то какие слова мы употребляем, но и как их произносим.Кому из ваших друзей, знакомых, можно выдать «паспорт грамотности»? Обоснуйте свои предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_123.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  « Паспорт грамотности»

 Цель: Создание условий для формирования навыков грамотности и соблюдения лексических норм в общении.

Ход классного часа

Учитель: - Здравствуйте. Я рада вас видеть. Тема нашего классного часа

«Паспорт грамотности».Наше занятие  начинается с речевой разминки. Речевая разминка  помогает быстро и легко  сделать нашу речь  более качественной  и понятной,более интонированной, более громкой.

Речевая разминка «Дыхание»: Вдохните, наберите побольше воздуха  и говорите до тех пор, пока хватит воздуха. (Как на горке,на пригорке стоят тридцать три  Егорки. Раз Егорка, Два Егорки, Три Егорки И так далее до тридцати трех Егорок)

 Также, чтобы наша речь была чистой и выразительной мы должны следить за осанкой. Правильное положение тела сделает вас дисциплинированее; настроит ваше тело на активную речевую работу. Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц надо уметь принять (и запомнить) правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины плеч. Потом попробуйте как бы приподнять свое тело (плечи, грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки , шея ,плечи – свободными, легкими. Такое положение тела должно  стать привычным, естественным, не только в момент работы на уроке, но и в повседневно.(упражнение взято из пособия для родителей «Развитие речи детей» автор Н.В.Новоторцева).

Сегодня мы посвятим классный час  основам знания через игры. Цитата на доске.«Раз ты человек, ты можешь ошибиться. И если не будешь ошибаться, то больше никогда ничему не научишься. Ты не обязан все время блистать. Более того, если бы у человека время от времени не случалось провалов, то их нужно было бы организовывать. Иначе человек превращается в истукана, обслуживающего свою собственную роль.» ЧИТАЕМ ЦИТАТУ. ИДЕТ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО.

-Все вы уже знаете что такое паспорт.( можно выслушать высказывание 2  обучающихся) Правильно. Паспорт выдается в 14 лет, когда человек способен вполне сознательно принимать решения, отвечать за свои поступки.(т.е. достигает гражданской зрелости. ) Мы  же сегодня будем говорить о паспорте грамотности. Этот паспорт не нужно доставать из кармана или портфеля, достаточно побеседовать с человеком или что-нибудь написать.   И будет понятно владеет ли собеседник  нормами литературного языка? Имеет ли словарный запас слов? Обладает ли дикцией, умением выразительно рассказывать и  поддерживать беседу? Хотелось бы слышать правильную, выразительную, богатую и образную речь, речь без ошибок и недостатков. Как научиться говорить правильно? Как избежать недостатков? Давайте поговорим о правильной речи и о недостатках, которые нередко встречаются в нашей речи. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности и многие другие. Первое требование – содержательность речи. Содержательность и насыщенность информацией речи может быть разной. Зависит от многих условий.

Второе требование к речи – логичность. Логичность – важнейшее условие хорошей речи. В речи не должно быть неопределенности, неконкретности рассуждений.

Третье требование к речи- точность, ясность  и простота. Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности.

Четвертое требование к речи – ее богатство.

Пятое требование к речи  -ее чистота.

Шестое требование – уместность речи.

Седьмое требование к речи – ее правильность. Требование правильности речи касается всех сторон языка: произношения, ударения, словообразования, грамматики, - а также предполагает соблюдения при письме правил орфографии и пунктуации. Давайте рассмотрим все 7 требований к речи.   Нам надо подготовиться к устному выступлению(При подготовке к устному выступлению есть основные правила) назовите их. Ответ обучающихся (подбор литературы, выделение основных фактов,событий, при выступлении не должно быть монотонности, текст должен быть содержательный, также необходимо использовать правильный тон, интонацию, темп речи, логичность, ударение, тембр речи. Давайте вспомним, каким может быть тон речи, интонация, тембр  речи. Ответы обучающихся:

Тембр речи: - это звуковая окраска придающая речи эмоциональный оттенок.

Тон может быть: спокойный, возбужденный, раздраженный. испуганный, злой, уверенный, радостный и т.д.

Темп речи: быстрый, чуть замедленный, очень быстрый, почти скороговорка.

Логическое  ударение: это выделение голосом слова, несущего основную смысловую нагрузку.

Интонация (значить  громко произносить), ритмико –мелодическая сторона речи, служащая  средством выражения смысла, эмоциональной окраски фразы. Все ответы должны быть закрыты на интерактивной доске, если обучающиеся затрудняются ответить, то ответы открываются и еще раз проговариваются.

Учитель:- Перед выходом в аудиторию необходимо разогреть речевой аппарат- губы и язык.( для чего ЭТО ДЕЛАЕТСЯ? ОТВЕТ: ЧТОБЫ НАША РЕЧЬ БЫЛА ЧИСТОЙ И ВЫРАЗТЕЛЬНОЙ.

Игровой момент. Работа со скороговорками. Цель игры:  отработка понятий тембр речи, темп речи. Произнести скороговорки в быстром темпе с определенной эмоциональной окраской.( эмоциональную окраску выбираем  на свое усмотрение).

1.Проворонила ворона вороненка: а) пожалев вороненка б) поругав ворону и т.д.

2. Идут бобры в сыры боры. Бобры храбры.

а) восхитившись бобрами

б)как бы  рассказывая сказку и т.д.

Задание2 информационное сообщение. Прочитать с эмоциональной окраской используя интонацию, темп речи, логическое ударение. Предварительно прочитайте текст скороговорки, представив, что вы рассказываете  историю похожую на сказку. От вас ждут сказочной интонации. Не торопливой загадочности тона или игривости.

Задание3 Прочитайте предложенный текст как информационное сообщение:- телевизионная сводка новостей. (текст берем на свое усмотрение)

Учитель: -Какой вывод нам позволяет сделать проведенная работа?(Ответ: чтобы верно выражать свою мысль, надо иметь хорошее произношение владеть  дыханием)

 Необходимо познакомить обучающихся с Великим оратором Демосфеном. Статью можно  взять

Из  учебника Риторика 9 -11класс.

Задание.

Прочитайте Пушкинские строки стихотворения «Мороз и солнце, день чудесный»

а) как будто рисуете большую картину, заполняющую весь класс

б) плохо выучили текст

в) боитесь, что вас перебьют

Учитель: -Кому из чтецов удалось наиболее точно передать эмоциональную окраску строки. Какой вывод помогла сделать это игра? Ответ: (чтобы передать нужную мысль, нужно хорошо знать читаемый, произносимый  текст, а также уметь регулировать интенсивность  речи, владеть голосом)

Учитель: с этим заданием справились, переходим  к следующему  заданию.

Давайте вспомним правила речевого этикета? Что такое речевой  этикет?   (ответ: речевой  этикет – совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих  сферах и ситуациях общения..  Может кто то знает  стихотворные строки, связанные с речевым этикетом.

Возможные варианты: Если кто-то загрустит, ты его не оставляй. Добрым словом, добрым делом утешай и помогай.

Вам  знакомы этикетные формы общения?  Ответ-обращение, просьба, отказ, утешение, похвала (комплемент), вежливая оценка, вежливая критика. Определенные правила разговора по телефону (ответы также прописываются на доске)

Давайте вспомним виды общения. Ответ: Вербальное. Невербальное.   Паро –экстролингвистика ( тональность, тембр, громкость, паузы, быстрота речи).

 Виды общения по количеству участников:  ответы прописываются на доске

ОДИН- ОДИН-- МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

ОДИН – НЕМНОГО ( 3 И более) -- ГРУППОВОЕ

Один – много - МАССОВОЕ. При общении мы должны помнить кто передо мной?

1.Какого  возраста человек?

2.Кто он вам

3.В каких вы с ним отношениях ( официальных  -- неофициальные, нейтральных или приятельских)

- Что мы называем неофициальной обстановкой ( непринужденная) – перечислите? Ответ: дома, на  прогулке, с друзьями в гостях, и т,д.

А официальная (деловая)?Ответ: на работе, в школе на уроке, на собрании в школе ит.д

Дайте определение: -Что такое общение? Ответ: Общение это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются определенной информацией. Когда мы вступаем в контакт с собеседником, мы к нему обращаемся по-разному. Вы, наверное, заметили, что в течении дня мы можем быть Надей, Наденькой, Надюшей, Надеждой и т.д. Некоторые обращения звучат  официально, другие ласково, третьи обидно.

-Необходимо подобрать текст с заданием (на ваше усмотрение) по теме «обращение»

Где необходимо вставить слова обращения по смыслу. УЧИТЫВАЯ, кто передо мной, какого возраста человек, кто он вам, в каких вы с ним отношениях? В какой вы обстановке находитесь (официальной – неофициальной)

ВЫВОД: РАБОТЫ С ТЕКСТОМ.

        Разминка (игра обращение)

В игре вырабатывается умение выражать чувства уважения к собеседнику. Обратитесь к собеседнику (спокойно, доброжелательно, строго, жизнерадостно, и т.д. используя обращения по имени и имя отчеству. Также учитывая тот фактор в какой  обстановке вы с ним находитесь, используя правила требование  к речи, ( мы уже о них говорили и рассмотрели семь  требований к речи). Молодцы с заданием справились (если при игре есть недочеты, то их исправляем, переигрываем)

Переходим к следующему заданию - Просьба. Чтобы твою просьбу выполнили надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств. (Вежливая интонация, специальные слова и выражения). Перечислите вежливые слова и выражения. Ответ:( пожалуйста, прошу вас (тебя), будьте добры, будьте так добры, будь другом…, если вам(тебе) не трудно.., не могли бы вы(ты) и т.д. одну и туже просьбу можно  выразить по разному. Дайте определение просьбы (ответы закрытые находятся на доске. Потом текст должен быть доступен визуально) Ответ: просьба –это побудительное речевое действие, но не повелительного характера. Есть прямая просьба. И скрытая просьба – которая выражается через вопрос. При просьбе употребляются вежливые слова. Произносятся мягким просительным тоном, выполняется не всегда( не обязательно),при просьбе необходимо смотреть собеседнику в глаза, необходимо объяснить свою просьбу.

        

Ситуация

Вы сели в переполненный автобус с бабушкой. (используйте все знакомые средства выражения просьбы)

Ты хочешь узнать, как пройти к памятнику А.С. Пушкина?

В школьной столовой обучающийся не убрал посуду? И т д.

        Речевая разминка. Вежливый поклон.

Привстаньте на носки и медленно разводя руками в стороны. Сделайте вдох, затем постепенно сводя руки к груди, сделайте по восточному поклон.  В процессе поклона произнесите  растянутое на звуке «с»  здравсссствуйте. Извините, пожалуйста, не подскажете как …?

Учитель: бывает так, что тебя о чем то просят, а ты не можешь выполнить просьбу. Как отказать в просьбе? Дайте определение, что такое отказ? Ответ: Отказ- это речевое действие, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу. В основе отказа могут лежать самые разные причины. (невозможность выполнить  просьбу по причине личного характера, из – причины делового характера). Существует  несколько видов отказа. (прямой отказ- категоричный, без вежливых слов и выражений, но справедливый -  не могу)

Косвенный отказ – отказ объяснение (необходимо извиниться и объяснять, почему не можешь выполнить просьбу.) Ответы также на доске открываются после проговаривания обучающимися или педагогом.

Проиграем варианты отказа ( можно вспомнить отказы сказочных героев, из читаемых произведений) разобрать  данные ситуации. Почему герой  использовал именно эту форму отказа и т.д.

        Речевая разминка

Примите правильную осанку и повторите дыхательную гимнастику. На чередование вдох - выдох

Раз,два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим, голову поднимем выше и легко, легко подышим.

Учитель: умеем ли мы говорить людям добрые, приветливые слова? Приятно ли вам когда вас за что-нибудь  хвалят.?  Дайте определение похвалы (ответ прописан на доске) Ответ: похвала- это лестное одобрительное слово, которое произносится в знак благодарности. У похвального слова, есть всегда основание, причина. Послушайте  рассказ   Драгунского « Девочка на шаре».  

Сегодня мы в краткой форме говорили о речи правильной и хорошей. Чтобы получить  «паспорт грамотности» нужно  прежде всего соблюдать лексические нормы, воспитывать в себе внимание к словам, к их правильному употреблению. Мы с вами продолжим на следующем уроке (классный час) разговор о правильной речи и соблюдении норм русского литературного языка. А пока задание для всех, прислушайтесь как мы говорим в классе, на улице, дома. Обратите внимание на то какие слова мы употребляем, но и как их произносим.Кому из ваших друзей, знакомых, можно выдать «паспорт грамотности»? Обоснуйте свои предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу в рамках недели финансовой грамотности "Дети и деньги."

В рамках недели финансовой грамотности, в целях развития экономической грамотности, был проведён классный час....

КЛАССНЫЙ ЧАС по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво». в 1,3 классах.

Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»...

Паспорт проекта "Птичья столовая" (классный час, занятие по программе внеурочной деятельности, урок технологии, урок -окружающий мир)

Проект "Птичья столовая". Дети заранее изготовили кормушки для птиц из подручных материалов. На уроке идет беседа о помощи птицам в холодное время года. Данный материал можно использовать на уроке окр...

Конспект классного часа «Финансово грамотный человек и человечек Что? Зачем? Почему?»

Цели деятельности учителя:формулировать основные понятия финансовой грамотности; учить составлять финансовый план; формировать умение работать в группах....

Классный час «Финансовая грамотность»1 класс

Классный час по финансовой грамотности...

Классный час "Финансовая грамотность"

Классный час проведен в 1Б классе. Составлен на основе индивидуальных способностей, возраста и интересов учеников....

Конспект классного часа «Финансовая грамотность»

Цели урока:  формирование понятия сущности денег, их роли в повседневной жизни; ознакомление обучающихся с понятием «личный бюджет»,формирование умения рационально вести личный бюджет...