ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Этот прекрасный русский язык»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Рахимова Елена Фаритовна

Материал подобран для учащихся 1- 2 классов, может быть использован на уроках, кружковых занятиях для развития мыслительных способностей и повышения  интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_r.ya_.doc689 КБ

Предварительный просмотр:

                            ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Этот прекрасный русский язык»

                                                                                                                            Составила: учитель начальных классов

                                                                                                                            Рахимова  Елена Фаритовна

                                                                                                                            МБОУ «Джалильская гимназия»      

Цели:

 Повышение эффективности изучения русского языка.

 Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, приведение аналогий...

Воспитание интереса к предмету.

При входе в зал каждый ученик получает фишку определенного цвета и садится в группе по цвету. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.

Оформление зала. Зал украшен воздушными шарами. На стенах находятся: шарады, ребусы, плакаты с высказываниями великих людей о русском языке. «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». К. Г. Паустовский

Ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание!

Сегодня мы с вами находимся в царстве великого, могучего властелина – Русского Языка. Мы попробуем доказать, что хорошо умеем ориентироваться в этом огромном царстве.

Ведущий. Кто победит, кто проиграет –

Нас эта тайна донимает.

Но мы желаем всем успеха,

Счастья, радости и смеха.

И пусть быстрей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

Желаем удачи во всех конкурсах,

успехов в учёбе,

надёжных и верных друзей,

здоровья и весёлого настроения!

Выступление учащихся.

Ученик 1. Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Ученик 2. Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь,

Даже собственную маму

С днём рождения не поздравишь.

Ученик 3. Отправляя поздравленья,

Помни правило склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

Ученик 4. Нужно человеку в жизни

Знание языка.

Жизнь без грамоты

Совсем нелегка.

Ученик 5. Да, ребята, в жизни много пригодиться,

Надо нам для этого старательней учиться.

Написать письмо ли, прочитать газету,

Грамота нужна во всём на свете.

Ученик 6. Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Ведущий. Наш русский язык очень богат и многообразен, сегодня мы попытаемся рассмотреть все знакомые нам стороны. Итак, начинаем:

1.Станция «Каллиграфия». Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы; выявить лучшего каллиграфа школы; проверить умение творчески выполнять задания; умение логически мыслить.

Принимают участие по одному человеку с каждой группы.

Нужно написать каллиграфически правильно буквы, указанные на листе  Н, А, Р, Щ, Я

2.Станция «Словесная». Выбери слова в которых звуков больше, чем звуков: ворона, ежики, колокольчик, просьба, юла, солнце, яблоко, коньки, медвежонок,  ярмарка.

(Ежики, юла, яблоко, ярмарка)

3.  Станция «Близко или холодно». Подбери слова, близкие по значению.

Дом-…, дети-…, лодырь-…, печаль-…, село-…, кушать-…, глядеть-…

4.Станция «Предложение». Составить предложение со словосочетанием Русский язык

5.Станция «Орфограмма». Допиши еще одно слово на это правило.

Чудо, пощупал, очутился, …

Кольцо, ячмень, лось,…

Гора, весна, трава,…

Съел, подъезд, съёмка,…

Гриб, пруд, глаз,…

Длинный, касса, сумма, …

Перья, обезьянка, шьёт,…

6.Станция «Пословиц». Каждая команда говорит по одной пословице поочередно, кто больше.

7.Станция «Слово–змейка».

Один человек от команды за 1 минуту должен записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.

Адрес, салют,….  Ангара, …

8.Закончить предложения.

Голоден как…(волк)

Труслив как… (заяц)

Здоров как… (бык)

Упрям как… (осёл)

Изворотлив как… (уж)

Нем как… (рыба)

Грязный как … (свинья)

Колючий как… (ёж)

Минутка отдыха. (Ученик читает наизусть стихотворение)

Инсценировка стихотворения В.Гончарова "О грамотее и больной ноге”.

Один неграмотный пришёл с поклоном к грамотею

– Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

– Нет, не могу, нога болит, – ответил хмуро тот. –

Через неделю приходи, авось болезнь пройдёт.

– Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

– Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

Но без меня моё письмо никто не разберёт.

9. Станция «Пословица недаром молвится». Правильно ответить на вопросы.

Специалистка по поиску грязи  (свинья)

Без труда из водоема не вытащишь (рыбка)

 Приходит во время еды (аппетит)

По нему провожают (ум)

Всему голова (хлеб)

Им нельзя кашу испортить (кашу)

Друг человека (собака)

После ее завершения бесполезно махать руками (драка)

10.БЛИЦ-ТУРНИР  

1. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…(имена существительные)

2. Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)

3. Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1 гласный звук )

4. Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)

5. Что такое окончание? (Это изменяемая часть слова. Например: парта — парты.)

6. Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).

7. Что такое имя прилагательное? (Это часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)

8. Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)

9. Как проверить гласные  А, О, Е, И, Я в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)

10. Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

11. Как пишутся предлоги с другими словами в предложении? (раздельно).

12. Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)

13. Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

14. Сколько в русском языке гласных букв? (10 гласных букв: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е)

11. Станция « Сочиняй-ка», составить рассказ по первой и последней строчке

Снег скрипел…

Дятел высунул голову из дупла…

Дождь смыл все следы…

Костер давно потух…

Айсберг возвышался над морем…

Весеннее солнышко…

На лугу среди ромашек…

12. Станция «Грамматика». Правильно написать буквы в словарные слова.

…зык, м…л…ко, к…фе, г…зета, л…мон, г…рох, …гурец, пл…ток, м...шина,

в…кзал, бар…н, мес…ц, к…ртина, н…зад

13.Станция «Превращай-ка» Добавляя, убирая или изменяя по одной букве в слове, составь цепочку и преврати  лампу в папку.

Подводятся итоги по набранным баллам и в качестве участников получают медали «Знаток русского языка»

Список использованной литературы:

1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1993 г.

2. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

3. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство "АРГО”, 1996

5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва "АСТ”, 1996 г.

6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва "Просвещение”, 1991 г.

7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ "БАО”, 1997 г.

8. Журналы: "Начальная школа”, "Веселые картинки”, "Мурзилка”.

9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва "Просвещение”, 1991 г.

10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва "ВЛАДОС”, 2003 г.

11. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство "Сам Вен”, 1997 г.

13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва "Просвещение”, 1991 г

14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО "Самовар”, 1994 г.

15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО "Самовар”, 1994 г.

16. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО "Самовар”, 1995 г.

17. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва "Просвещение”, 1991 г.

18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

19. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. "АРД ЛТД”, 1997 г.

20. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.

21. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Москва "Просвещение”, 1988 г.

22. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва "Новая школа”, 1993 г.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку во 2 классе "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык"

Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия в ходе предметной Недели поможет преодолеть трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам, наполнит школьную жизнь...

Интеллектуальные игры на уроке русского языка в начальной школе

Из опыта работы предлагаю, что можно использовать во внеурочной деятельности....

Интеллектуальная игра: «Турнир знатоков русского языка».

Интеллектуальная игра: «Турнир знатоков русского языка»...

Интеллектуальные игры на уроке русского языка 3класс

Интеллектуальные игры на уроке русского языка...

Интеллектуальные игры на уроках русского языка

Игры рекомендуется проводить на уроках русского языка в начальной школе...

Дидактические игры на уроках русского языка для детей с интеллектуальными нарушениями.

Дидактические игры на уроках русского языка для детей с интеллектуальными нарушениями....