Интеллектуальные игры на уроке русского языка в начальной школе
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Демидова Анжела Викторовна

Из опыта работы предлагаю, что можно использовать во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры на уроке русского языка67.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…»

Кружковая работа по русскому языку у меня строится по темам (лексика, морфология, фонетика, морфемика, синтаксис и пунктуация) Весь теоретический материал в доступной форме мы складываем в папки. После изучения темы мы упражняемся, закрепляя полученную теорию, а потом проводим или олимпиаду или интеллектуальную игру, что ребятам больше нравится, чем заучивание какого- либо материала.        Интеллектуальные игры можно проводить и на уроках русского языка при закреплении какой – либо темы.

Интеллектуальные и развивающие игры помогают:

-  закрепить и дополнить знания учащихся по предмету, дают более живое представление об изучаемой теме,

-  учат ребят самостоятельному поиску информации, перед игрой (если она планируется) на дом даётся материал по изучаемой теме, для того, чтобы его выполнить нужно поискать в различных источниках ответы на вопросы;

- формируют навыки межличностного общения в классе, в коллективе.

Что такое интеллектуальные игры? Фактически это те же викторины. То есть они построены по тому же принципу: вопрос—ответ. Но викторины ассоциируются с чем-то скучным, уныло серьезным, давно набившим оскомину. Другое дело интеллектуальная игра. Это и звучит как-то солиднее, да и правильно организованная игра более динамична, она увлекает, захватывает и участников, и зрителей. К ней интереснее готовиться, в ней интереснее участвовать. А значит, и знания усвоятся лучше. Да и само по себе приятно проведенное время тоже дорого стоит.

Основные правила проведения интеллектуальных игр

Итак, что необходимо в первую очередь, чтобы игра удалась, чтобы не превратилась в очередное заорганизованное и нудное мероприятие?

1. Это должно быть представление. Шоу. Непременно должен быть привкус праздника: костюмы, призы, болельщики, жюри. Награды – грамоты, благодарности, подарки. Обязательное условие: на игре должно быть весело. Должен быть азарт. Азарт создается присутствием зрителей, болельщиков. В перерыве между вопросами уместны шутки, творческие вставки. Все, что подскажет ваша фантазия. Используйте игровые атрибуты: колесо рулетки, волчок, черный ящик, жеребьевку и т. п. Эти атрибуты помогают до предела заострить интригу, резко повысить интерес к игре как у игроков, так и у болельщиков

     2. Вопросы не должны быть слишком сложными или слишком легкими, чтобы дети не заскучали сразу. Если игра будет состоять из нескольких туров, разумно подбирать вопросы, постепенно усложняя их от тура к туру. Желательно, чтобы вопросы были интересными, чтобы они в себе несли какую-то новую информацию, запоминались. Если вопросы выходят за рамки школьной программы, должны быть подсказки либо ответ может быть получен в результате логических рассуждений.

        3. Игра не должна быть слишком затянутой. Лучше меньше, но лучше.

   4. Больше самостоятельности. Если команд как минимум две, лучше поручить им самим подобрать вопросы для соперников, а потом просто их просмотреть, чтобы исключить неудачные и повторяющиеся.

  5. Игра проходит более живо, напряженно, если есть острое противоборство: например, команды не просто набирают баллы, а после каждого раунда происходит отсев слабых, ничем не проявивших себя игроков.

.

ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

Игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Как правило, игра состоит из нескольких туров. Играет несколько команд. Задаются вопросы, отвечает команда, первая подавшая знак, что готова к ответу. Если ответ неверный, у нее высчитывается балл, а право ответа переходит к другой команде.

Спокойный вариант игры — команды просто набирают очки, выигрывает та команда, что набрала больше. Более динамичный вариант, более азартный — игра на выбывание, т. е. после каждого тура удаляется одна команда-аутсайдер.

Очень интересно проходят игры, если в ней участвуют и учителя школы, задают вопросы.

Игра «Своя игра»

В викторине принимают участие три-четыре команды, количество игроков значения не имеет.

Составляется таблица с темами вопросов и их «стоимостью». Она может быть примерно такого плана:

Каждый вопрос оценивается в зависимости от его сложности. Первую тему объявляет ведущий, а следующую выбирает команда, правильно ответившая на предыдущий вопрос.

Право первого ответа принадлежит команде, первой подавшей знак, что она готова отвечать, либо по жребию. Если команда ответила неправильно, право ответа переходит к другой команде.

За правильный ответ команде начисляется соответствующее количество баллов, за неправильный — это количество снимается со счета команды.

При многоэтапной игре команда начинает следующие туры уже с заработанными баллами на своем счету.

Игра «Брейн – ринг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе.

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе....

Игры на уроках русского языка в начальной школе

Игровые  технологии как вид педагогических технологий...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач...

Лингвистические игры на уроках русского языка в начальной школе

В презентации показано, какие лингвистические игры можно использовать на уроках: анаграммы, метаграммы,филворды, шарады, кроссворды и другие....