Лингвистические игры на уроках русского языка в начальной школе
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Хазеева  Татьяна  Ивановна

В презентации показано, какие лингвистические игры можно использовать на уроках: анаграммы, метаграммы,филворды, шарады, кроссворды и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon lingv.igry_.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫК A В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Составила учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 3» Хазеева Т.И.

Слайд 2

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ Четвертый лишний ” В каждом из столбцов найдите четвертый лишний фразеологизм ; объясните, почему он “ лишний ” , и составьте с ним предложение. 1) хоть пруд пруди 2) во все лопатки кот наплакал сломя голову тьма-тьмущая черепашьим шагом яблоку негде упасть в мгновенье ока 3) слово в слово 4) попасть впросак тютелька в тютельку попасть на седьмое небо вилами на воде писано попасть в переделку комар носа не подточит попасть в переплет.

Слайд 3

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ Одним словом ”: зарубить на носу – запомнить коптить небо - …. пальчики оближешь - …. себе на уме - …. развесить уши - …. куры не клюют - …. прикусить язык - …. вставлять палки в колеса - …. обвести вокруг пальца - ... заткнуть за пояс - …. бить баклуши - ….

Слайд 4

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ О ком так говорят ?” змея подколодная 7. правая рука белая ворона 8. семи пядей во лбу гусь лапчатый 9. собаку съел тертый калач 10. звезд с неба не хватает забубенная головушка 11. язык без костей желторотый птенец 12. и швец, и жнец, и на дуде игрец

Слайд 5

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА “ Восстанови фразеологизм ” Перепишите, вставляя нужные по смыслу слова ( из мира животных ) : 1) делить шкуру неубитого …. 7) считать …. 2) сесть на любимого …. 8) дразнить …. 3) купить… в мешке 9) брать… за рога 4) пустить… в огород 10) смотреть как… на новые ворота 5) набито как в бочке … 11) прокатить на…. 6) дуется как… на крупу 12) писать как… лапой

Слайд 6

Анаграммы Анаграмма – это слово, из которого можно получить другое слово путём перестановки букв или слогов, например: Рига-игра, ракета-карета, анис-сани и т.п. Слова для игры : араб, арфа, баня, вино, жало, зола, куст, карп, лето, маяк, мать, марш, весна, сосна, атлас, рост, туша, шарф, адрес, актёр, банка, глав, волос, розга, кайма, канал, сокол, кукла, шпала, масло.

Слайд 7

Метаграммы Метаграмма –это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово 1. С звуком с я не вкусна, Но в пище каждому нужна С м берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто. 2 . С к я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С п – от вас не утаю – Тоже в школе я стою.

Слайд 8

Решите звуковые пропорции: к : г = т : ? д : т = б : ? в : ф = з :? к : т = г : ?

Слайд 9

Тема: Звонкие и глухие согласные. По горизонтали. 1. В шубе - летом, зимой - раздетый. (Лес.) 2. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток.) 3. Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан пояском, встать не может, люди поднимают. (Сноп.) 4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк.) 5. Рассыпался горох на двенадцать дорог. (Град.) 6. Что на себе не видишь? (Рост.) По вертикали. 7. С неба - звездой, на ладошке - водой. (Снег.) 8. Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. (Колос.) 9. Семьсот ворот, да один выход. (Невод.) 10. Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод.) 11. Слеп да тупорыл, всю 3землю изрыл, мороз пришел - в землю ушел. (Крот.) Кроссворд — головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям.

Слайд 10

Филворд - это логическая игра. На квадратном поле расположены буквы. Нужно, выделяя буквы, находить слова так, чтобы они целиком заполняли квадрат. Не все, а только загаданные слова подходят для заполнения.

Слайд 11

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

Слайд 12

ШАРА́ДА - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Начало – мышки писк в траве. Конец – на бычьей голове. Бывает яблочным, капустным, Румяным, пышным, очень вкусным. (пи-рог) Я состою из двух слогов. Ты отгадать меня готов? Сначала нота прозвучала, Потом важнейшая приправа. А вместе овощ я в саду, В стручке на грядке я расту. (фа-соль)

Слайд 13

КРИПТОГРАММА — (греч. от kryptos тайный и gramma всё вообще писанное). Записка, написанная условными знаками или буквами .

Слайд 14

Его откроешь - и вода Из него польётся. Добавишь Э - и тогда В кинотеатре он найдётся. Я - здоровью основа, Слева - букву возьми - И морским стану словом. Букву справа сними - Я предмет увлеченья На собраньях и преньях. Логогриф - загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»

Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...

Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе.

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе....

Игры на уроках русского языка в начальной школе

Игровые  технологии как вид педагогических технологий...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы...

Использование лингвистических задач на уроках русского языка в начальной школе»

В педагогической практике мы часто сталкиваемся с необходимостью облегчить усвоение языкового материала учащимися; «освежить» подачу учебного материала, привнести в урок элементы занимател...