Конспект урока " Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща. "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Учитель Мосичева Людмила Александровна
Авторская программа Валентины Павловны Канакиной, Всеслава Гавриловича Горецкого «Русский язык» УМК. «Школа России», 2010г.
Класс:2-й класс
Тема урока: Наблюдение за написанием буквосочетаний ча, ща
Тип урока: урок развития умений и навыков
Технологическая карта урока
Тема | Наблюдение за написанием буквосочетаний ча, ща |
Цели
| Формировать умение соблюдать изученные нормы орфографии, видеть «опасные» места в словах, изученные орфограммы Совершенствовать умение видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща Формировать: регулятивные УУД- - умение проговаривать последовательность действий на уроке; - обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - высказывать свою версию; - находить и исправлять ошибки самостоятельно; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; - соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. коммуникативные УУД- - умение совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре познавательные УУД- - умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
Основные понятия
| Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща |
Межпредметные связи | Русский язык, литературное чтение, окружающий мир |
Ресурсы: – основные
– дополнительные | – В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. О.В. Узорова, Е.А. НефёдоваСправочное пособие по русскому языку. Электронное приложение «Русский язык», «Академия младшего школьника» – рабочая тетрадь. |
Организация пространства | Фронтальная работа, парная, индивидуальная работа |
Этапы урока | Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов
| Деятельность учителя |
Деятельность учеников | Планируемые результаты
| |
предметные | личностные, метапредметные | ||||
I. Орг. момент Мотивация к учебной деятельности Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности. |
Повторить правила поведения на уроке. На уроке я сижу, Не стучу и не кричу, Руку тихо поднимаю, Меня спросят – отвечаю.
Проговорить девиз урока. Определить тип урока.
Назвать шаги учебной деятельности. |
– Что мы сейчас повторили?
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
– Девизом нашего урока будут слова… – Значит, мы …
– А когда мы открываем новое знание, какие мы делаем шаги?
|
– Правила поведения на уроке. – Чтобы не мешать получать знания новые. - Если будем шуметь, то не услышим главного. - Ничего не поймем. – кто грамоте горазд, тому не пропасть – … открываем что-то новое (новое знание). – Вспоминаем то, что прошли на прошлых уроках, думаем, применяем правила, вспоминаем. |
|
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). |
II. Актуализация знаний Цель: – организовать актуализацию умений видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши, |
Тренажер- учеба ЖИ, ШИ Поставить буквы в словах. («Рус ский язык»ЭП, «Академия Млад шего школьника»,( орфографический экзамен №23) Справочное пособие. | – Вот с этого шага мы сегодня и начнём. – Прочитайте слова, как вы думаете, какие буквы нужно поставить вместо точек. Организует фронтальную проверку. |
Самостоятельно читают слова и устно выполняют задание
Проверяют выполненное задание.
| Умение видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши | Работать по плану (регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативное УУД).
|
Физминутка | (проводят дети самостоятельно, проговаривая стишки и народные прибаутки и показывая различные движения) | ||||
III. Введение в тему урока (определяем основной вопрос урока) Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.
| Определить основной вопрос урока. | – А в слове ч_родейкакую пропущенную букву поставить?
– Задание было одно? – А сколько мнений? – Почему так получилось?
– Какой возникает вопрос?
И что делать?
А как подберем проверочное слово? | Возможные ответы учеников: Черодей Чиродей
– Да. – Два – Не знаем, какую букву ставить в слове. -На слух трудно определить, какую букву нужно писать после ч и щ - Как определить какую букву писать?
Нужно найти проверочное слово. Надо найти однокоренное слово, чтобы ударение падало на первый слог. |
| Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. (познавательные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). |
IV. Открытие нового знания Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога. | Опреде лить следующий шаг учебной деятельности.
Словарная работа: Что обозначает слово чародей? Записать слова:Чайка, роща, чаща,щавель Что такое щавель? Как выглядят чайки? Где вы их видели, чем питаются? Что такое роща? Что такое чаща? Слова чаща, роща, щавель, чайка Придумать слова с буквосочетаниями ча-ща | – Какой наш следующий шаг?
– Почему испытываем затруднение, когда нужно поставить недостающую букву?
– Какой наш следующий шаг? Связь с окружающим миром Слайды роща, чаща, чайка, щавель Организует фронтальную работу по заданию.
Проверим себя – Какую букву поставили?
А сейчас обменяемся тетрадками и проверим друг друга | – Открываем новые знания.
– не знаем точно, какую поставить букву
Чародей-сказочный персонаж,способный совершать чудеса
Находят слова с сочетаниями ча, ща – Предметы живой природы Придумывают слова в парах и записывают в тетрадь.
Читают свои слова
Взаимопроверка
|
Работа с толковым словарём Умение видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща | Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; (Познавательные УУД) оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД).
|
V. Формулирование темы, целей урока Цель: – организовать формулировку темы, цели урока.
|
Сформулировать тему, цель урока. Умение видеть и писать слова с сочетаниями ча-ща ( Электронное приложение, Русский язык»(аннимация) | – Какое же новое знание мы открыли?
– Значит, какая тема нашего урока сегодня? – Чему же мы будем учиться на уроке?
| –что в сочетаниях ча-щанужно писать - А
Формулируют вместе с учителем.
Уметь видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД). |
VI. Применение нового знания Цели: – организовать применение нового знания;
– организовать выполнение самостоятельной работы;
– организовать фронтальную проверку, самопроверку;
– организовать самооценку по критериям | Справочное пособие № 157 стр 72 по вариантам.
Рабочие тетради Работа с тренажером - учеба ча, ща
Самопроверка. . Выполнение № 158 (2 уровень) № 159 Критерии самооценки детей: без ошибок – 5, с 1-2 ошибками – 4, с 3ошибками – 3 Работа по « Академии младшего школьника» (орфографический экзамен с ча- ща»№21) |
Организует выполнение самостоятельной работы. ( У доски)
Организует самопроверку. – Дайте оценку своей работе
(Взаимопроверка) Примечание: договориться о критериях оценивания и записать их на доску.
| – Какой наш следующий шаг? Находят слова с сочетаниями ча, ща
Самостоятельно выполняют задание в тетради Один человек читает слова, другие проверяют. Выполняют самооценку.
Несколько человек вслух проговаривают критерии оценивания | Умение видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща
| Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).
Оформлять изученное правило.(познавательные УУД) слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД).
Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД).
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).
|
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |
Определить, какое новое знание открыли.
Рефлексия. Про смотр сказки о ча- ща.( презентация) | – Какой вопрос задали в начале урока?
– Какое новое знание открыли?
– Расскажите чему научились на уроке. | - Какую пропущенную букву в слове нужно поставить?
ча, ща пишем с буквойА
Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.
| Умение видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща | Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
VIII. Домаш нее задание Цель: – организовать выполнение д/з. |
С. 73, упр. 160 |
Организует инструктаж по заданиям упражнения.
|
Читают задание, слушают инструктаж. |
Умение видеть и писать слова с сочетаниями ча, ща |
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/20/picture-49173-1710929047.jpg)
открытый урок русского языка "Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧА, ЩА" 2 класс
Конспект открытого урока«Наблюдение за написанием буквосочетаний ЧА, ЩА»Русский язык2-й класс Иванова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МКОУ «Сан...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-95251-1357208968.jpg)
Конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн"
Урок по теме "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн" построен по мотивам русской народной сказки "Теремок". Появление сказочного героя - новый этап работы на уроке. Урок способствует развитию навыков...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-395614-1391186696.jpg)
Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/20/picture-492361-1550691277.jpg)
План-конспект урока "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова"
Урок "Русского языка" с использованием ЭОР (2 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/10/picture-679468-1444486720.jpg)
Конспект урока. Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова
Конспект урока русского языка с ЭОР...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-655959-1453132455.jpg)
конспект урока по русскому языку "Буквосочетания ЧК, ЧТ, ЩН, НЧ"
Тема "Буквосочетания ЧК,ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-825368-1476374283.jpg)
Конспект урока русского языка " Правописание буквосочетаний" 3 класс
Урок русского языка УМК "Перспектива"...