Урок русского языка с использованием технологии АМО
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Салохович Татьяна Владимировна

УМК "Перспективная начальная школа". Урок русского языка в 4 классе "Спряжение глагола" с использованием технолгии активных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_amo.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Салохович Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

4 класс, 22 человека

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

Спряжение глаголов

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

УМК «Перспективная начальная школа»

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Изучение нового материала

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В 4 классе обучается 22 учащихся: 10 девочек и 12 мальчиков. В классе есть дети с достаточным развитием интеллекта, памяти, произвольного внимания – основных психических мыслительных процессов. Эти учащиеся уже с первых дней выделяются своей усидчивостью, умением работать, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Но есть дети с замедленным развитием мыслительных операций. Наблюдаются серьезные нарушения в развитии речи. Большинство обучающихся в классе -  это аудиалы и визуалы, есть кинестики. Между собой они общительны, но не упускают возможности показать свое превосходство перед другими в тот или иной момент.

Цели урока/ занятия

1) Познакомить со спряжением глагола

2) Формировать умения определять спряжение

3) Учить детей осознанно работать по алгоритму для правильного определения спряжения глаголов.

4) Учить учащихся самостоятельно решать учебные задачи

Задачи урока/ занятия

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

1.        Контролировать и оценивать свою работу, ее результат, работу других учащихся;

2.        Формирование уважительного отношения к иной точке зрения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.        Формирование умения работать с информацией;

2.        Вступать в диалог;

3.        Формировать познавательную рефлексию.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.        Познакомиться со спряжением глаголов

2.        Научатся определять спряжение.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Формирование образовательных компетенций: учебно-познавательных, коммуникационных  обучающихся 4  класса в предметной области русский язык по теме «Спряжение глаголов ».

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Классифицировать глаголы по спряжению.

Основное содержание темы, понятия и термины: части речи, глагол, форма, спряжение, окончание


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Приветствие, создание положительного настроя на работу

2 мин

Здороваемся глазами

Заимствованный

Цель: создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность

Необходимые материалы: не требуется

Предварительная подготовка: не  требуется

Технология проведения:

Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Коммуникативные

Формируют умение сотрудничать с учителем и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия.

Социальная

Данная технология формирует способность определять по невербальному поведению состояние учащихся, учит управлять проявлениями своих эмоций.

Дети приступают к уроку с большим интересом, что положительно сказывается для дальнейшего достижения поставленных целей и задач урока.

Вхождение в тему урока (определение целей урока)

Обеспечение

Мотивации обучения и осмысления

Процеса обучения

4 мин

Верные – неверные утверждения

Заимствованный

Цель: Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

Необходимые материалы: не требуется

Предварительная подготовка: От учителя: подготовить верные и неверные утверждения по теме «Спряжение глаголов»

Технология проведения:

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Ребята, я предлагаю вашему вниманию утверждения. В должны выбрать из них те, которые по вашему мнению верны. Позже  мы вернемся к этим утверждениям и проверим правильность вашего выбора.

Утверждения:

У глагола три спряжения.

Глагол может изменяться по падежам.

Безударный гласный в окончании глагола можно проверить, определив спряжение глагола.

Написание всех безударных личных окончаний глаголов нужно выучить наизусть.

Личные окончания глагола могут быть ударными и безударными.

Познавательные

Формирует действия самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели; выбора наиболее эффективных способов решения задач; самостоятельного создания способов решения проблемы творческого и поискового характера.

Знаково-символические

формируют у учащихся умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы и т.д.

Регулятивные, включая действия саморегуляции

формирует у учащихся умение ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, способность к мобилизации сил и энергии;

Коммуникативные

формирует умение постановки вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Информационная

Технология АМО формирует у учащихся умение проводить самостоятельные наблюдения; находить в сообщении необходимую информацию; формулировать вопросы; делать умозаключения; представлять конечный результат; использовать знаково-символические средства (чертежи, формулы) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; развивает у учащихся умение представлять информацию, выраженную устной речью.

Учебно-познавательная

АМО формирует у ребенка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного решения проблемы; развивает умение отбирать учебный материал.

Самостоятельное формулирование темы и целей урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Определение ожиданий и опасений учащихся

Концентрация внимания,

создание

психологически-

комфортной обстановки.

2 мин

Что у меня на сердце

Заимствованный

Цель: Выявить уровень ожиданий и

опасений учащихся.

Необходимые материалы: Бумага, шаблон сердечка

Предварительная подготовка: Ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

Технология проведения: на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Личностные

Формируется способность установления учащимися связи между целью урока и ее мотивом. Формируются позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

Социальная

Позволяет установить эмоциональный контакт с классом для дальнейшего решения задач урока.

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут (интерактивная лекция)

Сообщение нового материала

13 мин

Инфо-угадайка

Заимствованный

Цель: Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Необходимые материалы: Подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Предварительная подготовка: Прикрепить лист ватмана, в центре указать название темы, остальное пространство ватмана поделить на сектора, пронумеровать.

Технология проведения: Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

   

Ребята, вы видите в центре ватмана тему нашего урока. Обдумайте, пожалуйста, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Учитель ведет объяснение и на плакате образуются 4 сектора: 1. Глагол. Ударные и безударные окончания. 2. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам. 3. Окончания первого и второго спряжения. 4. Алгоритм определения спряжения.

Личностные 

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;  

Знаково-символические формируют у учащихся умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы и т.д. Коммуникативные

Развивает умение работать в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения

Познавательные, включая общеучебные и логические

Информационная

Учебно-познавательная   

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

На данном этапе  наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

Проработка содержания темы

Выработать умение применять знания в схожей ситуации, другой или самостоятельно

14 мин

Автобусная остановка

Заимствованный

Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Необходимые материалы: Листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Предварительная подготовка: Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5).

Технология проведения: Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

   Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок

Ребята, теперь вам предстоит систематизировать свои знания. Предлагаю вам отправиться в путь, но на автобусных остановках придется поработать. На пути вам встретятся четыре остановки:

  1. Правилово – сформулируйте правило по сегодняшней теме.
  2. Алгоритмовая – используй алгоритм определения спряжения.
  3. Распределкино – распредели глаголы по столбикам (1 и 2 спряжение)
  4. Окошкино – вставь буквы в окошки

Регулятивные: 

наряду с координацией действий педагогом происходила и саморегуляция учеников.

Коммуникативные:

 во время невербального общения дети вступали в диалог, направленный на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Познавательные, включая общеучебные и логические

Информационная компетентность - формируются умения отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетентность -  включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.

Происходит закрепление материала

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Снятие напряжения

и

усталости,

расслабление

или

восстановление

энергии

5 мин

Четыре стихии

Заимствованный

Цель: Расслабиться после интеллектуальной работы

Необходимые материалы: Не требуются

Предварительная подготовка: Не требуются

Технология проведения: "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку.

"Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

Личностные

Формируются позитивная

моральная самооценка и

моральные чувства.

Социальная

Данная технология формирует способность владения развитыми формами игровой деятельности, учит управлять проявлениями своих эмоций.

Позволяет учащимся снять напряжение и усталость, а значит позволит учащимся продолжить активный процесс познания предмета.

Рефлексия

Пол

учение

эмоциональной

и

содержательной

оценки

процесса и

результатов

обучения

5 мин

Ресторан

Заимствованный

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Необходимые материалы: Лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки.

Предварительная подготовка: Не требуются

Технология проведения: Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточках и приклеивают на лист ватмана, комментируя.

Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Напишите свои ответы на карточках, выходите, приклейте и прокомментируйте ваши ответы

Регулятивные, включая

действия саморегуляции

Формирует у учащегося умение выделять и осознавать

то, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, осознавать качество и уровень

усвоения.

Личностные

Формируются позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

Социальная

формирует способность

занимать в соответствии с

собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

Этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

У учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки, что положительно влияет на развитие мотивации на дальнейшую учебную работу.


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Технология АМО содействует раскрытию темы и освоению материала учащимися в полной мере.

Применение на уроке АМО во-первых, позволяет ученику осуществлять самостоятельный поиск

решения поставленной задачи, во-вторых, активная деятельность, организованная на уроке,

обеспечивает эффективное овладение учащимися новыми знаниями и умениями, в-третьих,

процесс совместной работы способствует более тесному общению учащихся, создает условия для

развития творческого мышления, формирует и развивает навыки совместной деятельности.

Урок полностью соответствует новым ФГОС, т.к. на каждом этапе у учащихся формируются

определенные УУД.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Ожидаемые результаты урока:

-метапредметные – обучающиеся самостоятельно определяют цель, самостоятельно осуществляют деятельность; умеют продуктивно общаться, учитывают мнение других участников; готовы к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умеют ориентироваться в различных источниках информации; умеют ясно, логично и точно излагать свои мысли;

- предметные – обучающиеся владеют основополагающими понятиями; умеют описывать, анализировать и давать оценивать полученный результат.

Воспитательные и развивающие задачи решались на протяжении всего урока через смоделированную ситуацию взаимодействия, форму урока и технологии АМО.

Цель и задачи урока реализованы,  запланированные результаты достигнуты.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

Урок построен на принципах компетентностного и деятельностного подходов, которые реализованы в полной мере. На начальном и заключительном этапах урока реализуется индивидуальный подход: учащиеся сами ставят цели и фиксируют результаты своих достижений. Здоровьесбережение реализуется за счет смены деятельности и разминки. Духовно-нравственное развитие происходит во время всего урока.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Технология АМО способствует включению в работу всех участников образовательной деятельности, активизации анализаторов ребёнка, развитию его эмоционального мира, возможность участвовать в коллективной деятельности.

Методическая ценность  урока/занятия

Занятие интересно, эффективно, дает положительные результаты, легко и доступно в проведении.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

1.Класс оснащён проектором и экранном. Поэтому на уроке были использованы эти ресурсы кабинета и программное обеспечение Power Point.

2.Раздаточный материал: Карточки с заданиями -  приложение - Microsoft Word,  карточки в виде сердечек.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Составлен  в соответствии с  рабочей программой УМК «Перспективная начальная школа» (1- 4классы), Москва «АКАДЕМ/КНИГА»

Авторы: Л.М. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова

«Планируемые результаты начального общего образования», Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова, М. : Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

Электронный курс «Активные методы обучения». Образовательный портал «Мой университет».

Электронная книга «Копилочка активных методов обучения». Образовательный портал «Мой университет».

Т. В. Лазарев. Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1. Технология АМО. Образовательный портал «Мой университет».

«Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Пособие для учителя под редакцией А. Г. Асмолова. Москва. «Просвещение», 2010.

Примечания автора/ов

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. (С использованием технологии целостного мышления) . Изложение с языковым анализом текста "Родничок" .

Данный урок проведен в 4 классе. Использование технологии целостного мышления,  как одной из здоровье сберегающих технологий,  позволяет снять напряжение у детей, создает в классе атмосферу ...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

«Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под именем Ишикавы (Исикавы)».

Введение             Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....