Приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему
Методический материал по теме "Состав слова": загадки, головоломки, весёлые рифмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 347.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МАОУ гимназия №5
Климова Е.А
ПРИСТАВКИ
Без - (бес-), вз - (вс-, взо-), воз – (вос-), вы -, до -, за -, из – (изо-, ис-), на -, над- (надо-), не-, недо-, низ-, нис-, о-, об- (обо-), от- (ото-), пере-, по-, под- (подо-), пра-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (разо-), рас-, роз-(рос-), с- (со-), су-, у-, через- (чрез-, черес-).
Развитие навыков морфемного анализа и синтеза.
Составьте слова из отгадок головоломок.
Приставка в слове подметать,
Корень, как у слова КОВАТЬ.
Окончание в слове СОВА.
Что это такое? … подкова.
Я имею два корня, друзья.
Как кольцо, соединительная гласная моя.
Первый корень возьму у ПАПА,
А второй у слова ХОДИТЬ.
Угадайте, что я за слово? …Пароход.
Корень попрошу у слова МАНИТЬ.
Окончание у слова ЛИСА.
Суффикс у слова КНИЖКА,
Приставку возьму у слова ПРИВЕЗТИ
Что получится? … приманка.
Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ.
Корень такой же, как в слове ХОДОК.
Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ.
СУФФИКСЫ
- онок (- ёнок), -ик, -ек,- ер, -ищ, -ин, -чик, –ик, -к, -ок, -ор, -тель, –онк, -ник, -ниц, -ист, –изм, -арь, -лив, -ическ, -изн, -ость, -от, -ишк, -чанин, -ар, -яр, -ун, ец, -очк, -ечк, -щик, -инк, -ушк, -ив, -ак, -як и т. д.
Весёлые рифмы.
Состав слова.
Вы помните, дети, что мы о корнях
Беседу вели уже с вами на днях,
Когда говорили о них - безударных,
Капризных и скрытных, но, в общем, не странных.
Помимо корней – может, вам это внове?
Другие есть части различные в слове:
Приставки и суффиксы есть, посмотри,
Да окончание не прогляди!
Скажу по секрету и в виде награды:
Приставки и суффиксы месту так рады!
Приставки – перед корнем,
А суффиксы за корнем.
Ты только не пугайся,
А твёрдо это помни!
Приставок много, всех не счесть,
Но среди них, такие есть,
Что не назвать никак нельзя,
Вполне уверена в том я.
Ведущее их назначенье –
Указывать действиям направленье.
Одно, сознайтесь, дело ЕХАТЬ,
Другое – в гости к вам ПРИехать,
Ещё другое – НЕДОехать
Или потом совсем Уехать.
Приставки ПРИ, и ПРЕ, и ОТ,
ЗА, С, В, ПЕРЕ, ПОД.
Суффикс за корнем, как мы говорили.
(Вы это, ребята, ещё не забыли?)
Но сколько их, сколько?
За счёт взялся Колька,
Он хоть и великий у нас математик,
И множество всяких прочёл он грамматик,
Всех суффиксов так и не смог сосчитать,
Поскольку их все не сумел отыскать.
У суффиксов важное есть назначенье,
Они изменяют в словах их значенье,
Любые суффиксы возьмём,
И место в слове им найдём.
Чик-щик, ник, ак-як, ер, ец…
Слова придумал? Молодец!
Вот мальЧИК-с пальЧИК, вот ямЩИК,
Вот удалЕЦ, вот поставЩИК,
Вот учиТЕЛЬ, школьНИК, учеНИК,
РыбАК, хомЯК, и баловНИК.
ИЩ – суффикс не простой,
Нагрубит он нам с тобой,
Скажет: вымазал ручИЩи!
Так пойди , помой их чище.
Климова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 с. Арзгир, высшей категории, Пасько Татьяны...
«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...
Презентация «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
Осмысление роли учебно-дидактических игр в учебно-воспитательном процессе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338059-1384010039.jpg)
Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка через дидактические игры».
Использование дидактических игр на уроках русского языка для достижения познавательной активности учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-428986-1396280800.jpg)
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в условиях ФГОС.
мастер-класс...
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-773609-1459080870.jpg)
Методы и приёмы, развивающие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка. Состав слова.
Сознательный разбор слова по составу может пробудить у детей живой интерес к русскому языку, что так актуально в сегодняшней школе. Материал можно использовать на факультативах, кружках, в любой внеур...