Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Алексеева Альбина Петровна

Рабочая программа составлена для работы учителей 2 классов УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_pr._po_russkomu_yazyku.doc458 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

р.п. Чунский Чунского района Иркутской области

Рассмотрена на заседании

ШМО учителей начальных классов

Протокол №_____ от ____________2015 г.

Руководитель ШМО_____________________

                                               И.В. Панасюгина

Согласована на заседании научно – методического совета

Протокол № ___ от _________2015 г.

Заместитель директора по учебно – воспитательной работе___________________

М.М. Бакалова

             Утверждена директором

МБОУ СОШ № 29 р. п. Чунский

      Приказ № ___ от ____2015 г.

_________________

Н. П. Котвицкая

Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

для  учащихся 2 Б класса

на 2015 - 2016 учебный год

(УМК «Гармония»)

Разработчик программы

 Алексеева Альбина Петровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

р. п. Чунский, 2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года                         № 373 (с изменениями и дополнениями), в соответствии с Основной образовательной программой  образовательного   учреждения, на основе программы начального общего образования (УМК «Гармония») по русскому языку,   (М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013г.)  с использованием учебника «Русский язык»   (в 2 частях авторы М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова,  -  Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013г и рабочих тетрадей в 3 частях авторы М.С. Соловейчик, Н.М. Бетенькова,  -  Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015г.) 

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

  • создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
  • заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе

            коммуникации;

Задачи:

  • сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
  • средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
  • обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

   Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного  

   содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших  

   школьников.

Содержание курса11

Речь, развитие речи, практика речевой деятельности

Представление о деловых сообщениях и словесных рисунках как разновидностях речи. Особенности оформления мыслей (предложений)                            

в устной и письменной форме. Осознание главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой.

Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в ситуации общения на уроке: слушать и понимать информацию,  

воспринятую на слух, участвовать  в коллективном обсуждении разных вопросов, точно отвечать на вопросы и задавать свои, высказывать

собственную точку зрения; пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях общения (просьбы, благодарности и др.),

соблюдать основные правила общения (не перебивать, смотреть на собеседника, стараться понять его и помогать понимать себя).  

Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях, справочных материалах учебника, в том  

числе представленной в виде схем, алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач. Правильность и

точность как важные качества хорошей речи. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом

ситуации и задач общения(в объёме, предусмотренном учебником).

Текст: общее знакомство с его признаками; отличие текста от предложения и набора предложений. Тема и основная мысль как стержень  

текста, их отражение в заголовке; озаглавливание текста с учётом темы и (или) основной мысли. Требования к хорошему тексту, правила его  

обдумывания и улучшения после записи. Пересказ как способ передачи мыслей, впечатлений автора, изложение как письменный пересказ.

         Практическое освоение различных жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления: письмо, поздравление,  

         кулинарный рецепт, загадка, словесная зарисовка.

Фонетика и графика. Различение звуков и букв. Характеристика звуков слова и их соотношения с буквами; установление соотношения  

звуков и букв в словах с ь для обозначения мягкости, с буквами е, ё, ю, я для обозначения звука [й’]. Полный фонетико-графический (звуко-

буквенный) анализ слова. Обозначение мягкости согласного звука  в положении перед другим согласным. Освоение  обозначения звука [й’]с  

помощью разделительных ь и ъ. Использование знания алфавита при работе со словарями, справочниками.

        Лексика. Осознание важности понимания значения слова (в том числе для правильного его написания). Выявление слов, значение которых    

         требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Знакомство со словами, близкими  и противоположными  

по значению (синонимами и антонимами); наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Представление о        

словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов.

Словообразование (морфемика). Овладение понятиями«родственные (однокоренные) слова», «корень», «приставка»,«суффикс»,  

«окончание»; представление о нулевом окончании.Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,

суффикса; овладение необходимыми для этого способами действия. Разбор слова по составу. Разграничение приставок и предлогов.

Представление о значении некоторых суффиксов и приставок, наблюдение за использованием этих морфем для повышения точности  

выразительности речи. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, работа над правильностью их употребления,  

над соответствием отдельных приставок и предлогов (в… – в, до… – до, за… – за и др.).

Морфология. Понятие «предмет» как обозначение всех слов, отвечающих на вопросы «кто?» «что?». Постановка вопросов к словам-

названиям. Изменение слов по числам и по «команде вопросов».

Синтаксис: предложение. Назначение предложения, его признаки. Оформление границ предложения в устной и письменной речи. Виды    

предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и

невосклицательные), их использование и оформление при письме. Общее представление о диалоге. Правила вежливости при разговоре по  

телефону. Способы построения предложений при ответе на вопрос «почему?». Практическое освоение побудительных предложений с

выражением совета, просьбы, пожелания, требования; особенности их произнесения; оформление предложений со словом, пожалуйста, в

письменной речи.

Орфография и пунктуация. Понятие «орфограмма»: общее представление. Признаки наиболее частотных орфограмм: для гласных –  

положение без ударения, для согласных – парность по глухости-звонкости и положение на конце слова или перед другим согласным, кроме  

сонорных (без термина) и [в, в’].Признаки других распространённых орфограмм: гласные в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу под

ударением; наличие двух орфограмм в безударных слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу; первая буква в начале предложения и в собственном  

имени; граница между словами. Формирование орфографической зоркости на основе знания опознавательных признаков основной части  

орфограмм. Приём сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмо с «окошками») как способ самоконтроля в процессе письма  

и «ухода» от орфографических ошибок.

         Выбор букв, называющих предметы, действия, путём подстановки слов-указателей «она», «оно», «они». Понятие «орфографическое правило»; применение изученных правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.

Освоение правил выбора написания на месте следующих орфограмм:

• прописная буква в начале предложения, в собственных именах;

• раздельное написание слов;

• перенос слов (основные случаи);

• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

ь для обозначения мягкости согласного звука в положении перед другим согласным (в сочетаниях [с,т, з,д,н,т, н,щ, нч]; чк, чн, чт, щн);

• проверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные звуки;

• непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные (в пределах программного списка);

• гласные и согласные в неизменяемых при письме приставках и суффиксах;

• разделительные ь и ъ;

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными:

апельсин, арбуз, берёза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжёт, жужжит, завтрак, заяц, здоровье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса,    кастрюля, кефир, килограмм, кипеть, кисель, класс, колбаса,комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, кровать,лапша, лестница, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, печенье, пирог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сметана, сосиска, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яблоко, ягода, язык.

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение пунктуационных правил: оформление конца предложения, постановка запятых при перечислении, перед словами-помощниками а, но, перед некоторыми другими

словами (что, чтобы, потому что и др.)

Планируемые результаты освоения программы

Личностные: положительное отношение к учению (к урокам русского языка); появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского      языка, элементов контроля за отдельными сторонами своей речи (в частности, за правописанием).

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сохранять её (с помощью учителя);
  • планировать (в сотрудничестве с учителем) свои учебные действия для решения конкретных языковых и речевых задач;
  • действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематичной форме (под контролем учителя);
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой форме;
  • выполнять действия самоконтроля при письме (по ходу и после завершения).

Познавательные УУД:

  • находить необходимую информацию в материалах учебника, в том числе в словарях, применять её для решения практических задач;
  • находить в предложенных материалах языковые примеры по указанным параметрам, а также слова, требующие уточнения значения;
  • понимать информацию, представленную в освоенной схематичной форме, использовать её для решения практических задач;
  • понимать общий способ решения ряда языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач ;
  • выполнять действия анализа, сравнения, группировки, конструирования по указанным основаниям;
  • подводить факты языка под понятия по выявленным существенным признакам (в освоенном объёме)

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в общей беседе, стараясь соблюдать правила общения;
  • высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, пытаться объяснять его; слушать и стараться понимать выступления других;
  • строить небольшие монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с ориентацией на партнёра, с учётом конкретных речевых задач;
  • создавать небольшие письменные тексты освоенных жанров, ориентируясь на ситуацию и задачи общения.

Предметные:

В области речи, речевой деятельности

Ученик научится:

– участвовать в коллективном общении на уроке, соблдать правила речевого поведения; понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения;

– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости

произнесения слов;

– соблюдать нормы употребления и произношения слов из числа имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;

– под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;

– самостоятельно читать задания учебника и выполнять их;

– понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной, форме, коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях;

– замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника;

– участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах;

– при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);

– строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели высказывания и интонации предложения;

– понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при её словесной выраженности),отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли

и последовательностью сведений при её раскрытии;

– использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их;

– подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и стараться улучшить

написанное (с опорой на памятку);

– создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определённых жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра,

адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку).

Ученик получит возможность научиться:

– вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы;

– слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»;

– создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая требования к этим видам речи;

– соблюдать нормы употребления и произношения всех слов, имеющихся в словаре учебника «Как правильно говорить?»;

– самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач;

– самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю);

– отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов;

– создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?);

– среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией;

– по-разному строить предложения-ответы на вопрос «почему?»;

– редактировать, улучшать собственные тексты.

В области освоения языка: в области фонетики и графики

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв;

– сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции);

– объяснять выбор способа обозначения мягкости согласного звука и звука [й,]; обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными;          использовать разделительные знаки ь и ъ при обозначении звука [й,]

(сначала без их выбора, а потом осуществляя выбор);

– проверять написанное с точки зрения графических ошибок (пропусков, замен и перестановок букв, а также неправильного обозначения мягкости согласных и звука [й,]), обнаруживать и исправлять встретившиеся нарушения;

– правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника.

Ученик получит возможность научиться:

– обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции;

– проводить полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции).

В области лексики

Ученик научится:

– понимать необходимость учёта значения слова при его использовании в речи, записи, выяснении строения;

– объяснять значения слов для решения орфографических задач в корне слова;

– выделять среди предложенных слов слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы), группировать их.

Ученик получит возможность научиться:

– самостоятельно подбирать к предложенным словам синонимы и антонимы;

– замечать наличие в языке слов, имеющих не одно значение.

В области словообразования (морфемики)

Ученик научится:

– выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем;

– подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова;

– осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов);

– понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений;

– классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями.

Ученик получит возможность научиться:

– выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника);

– замечать в текстах слова с наиболее распространёнными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение;

– конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста;

– самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

– замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи.

В области морфологии

Ученик научится:

– различать, классифицировать слова по их функции

(слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов;

– узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный: кто? или что?; какой? какая? какое? какие?; что делает? что сделал? что делала? или что сделала? и т. п.;

– изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др., без терминов) для решения орфографических задач.

Ученик получит возможность научиться:

– проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов).

В области синтаксиса и пунктуации

Ученик научится:

– отличать предложение от группы слов, обосновывать решение;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения);

– различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной окраске);

– различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

– характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи;

– находить в тексте предложения разных видов;

– отличать текст от группы предложений, объяснять различие;

– правильно оформлять границы предложений;

– ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками а, но.

Ученик получит возможность научиться:

– строить предложения разных видов;

– замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов;

– наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении;

– замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений: перед словами что, чтобы, потому что и др., выделять запятыми слово «пожалуйста».

В области орфографии

Ученик научится:

– обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами;

– осознавать варианты букв (а/о, е/и, д/т и т. п.), из которых осуществляется выбор на месте орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных;

– применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей

речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ);

– грамотно писать наиболее распространённые приставки и суффиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-,-оньк-, -ник-, -тель-;

– соблюдать изученные правила переноса слов;

– пользоваться орфографическим словарём учебника;

– использовать приём письма «с окошками» для сознательного «ухода» от орфографических ошибок при затруднении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой ещё не изучен;

– проверять написанное;

– списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение;

– правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе.

Ученик получит возможность научиться:

– обнаруживать значительную часть орфограмм текста;

– замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы: буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени (Олег, Анюта), в безударном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звонкости (лезть, кость);

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм;

– эффективно осуществлять проверку написанного.

Содержание  учебного предмета

Название разделов (тем)

                                    Кол-во часов

всего

базовых

резервных

I-я четверть

Знаем - повторим, не знаем – узнаем

Главные опасности письма.

Как писать без ошибок?

II-я четверть

Выражаем мысли и чувства

(Понятие о предложении)

Хочу сказать больше (Понятие о тексте)

Размышляем о словах (Знакомство с родственными словами и корнем)

III-я четверть

Продолжаем размышлять о словах (Знакомство с изменениями слов, с окончанием)

Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова

IV-я четверть

Как устроены слова? (Продолжение знакомства с составом слова)

Перелистаем учебник

(Обобщение)

44

        23

                                                     21

        35

        13

        12

10

                           

                                                     52                          

8

                         44

                       

39

29

10

36

        18

        18

        26

          9

        9

        8

                           

                          41                          

        7

34

                         

                   

27

23

4

8

5

3

9

4

3

2

                         11

1

10

12

6

6

                     

170

130

40

Планирование учебной деятельности (календарно-тематическое планирование)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

2 класс УМК «Гармония»

п/п

уч.г.

п/п

четв

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

План

Корректировка

1четверть-44часа

Знаем - повторим, не знаем – узнаем (23ч.)

Повторение изученного и расширение сведений (10ч.)

1

1

Поговорим об ушедшем лете

1

Рассматривают учебник, его обложку, страницы, выявляют новые условные обозначения, обмениваются впечатлениями об отдыхе, сравнивают и выбирают слова со значением оценки, отбирают материал для своих рассказов, моделируют предложения. Исправляют предложения мальчика-иностранца, вносят уточнения в текст, объясняют изменения. Пользуются знаниями об «опасных местах» и изученными правилами для исправления ошибок, аргументируют исправления. Обнаруживают в записи «опасные места», планируют процесс списывания и действуют по плану. Выполняют основные требования к речи и речевому поведению.

01.09

2

2

О нашей речи

1

02.09

3

3

Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет».

1

Сравнивают, классифицируют слова по их назначению, осознавать недостаток знаний. Читают материал учебника для получения информации, употребляют в речи новый термин,  ставят вопросы к словам, распознают слова, называющие предметы по освоенным признакам, ведут рассуждения, делают умозаключения.  

03.09

4

4

Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам.

1

04.09

5

5

Повторение известного о звуках речи.  Звуко-буквенный разбор

1

Анализируют качество устной речи: ясность, внятность. Систематизируют информацию о звуках, анализируют звуки, модели, добавляют в модель недостающие значки, характеризуют звуки и классифицируют их.

07.09

6

6

Совершенствование различных умений

1

08.09

7

7

Входной диктант

1

Записывают под диктовку

09.09

8

8

Работа над ошибками

1

 Исправляют ошибки

10.09

9

9

Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных

1

Обобщают знания о способах обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на письме, находят и исправляют ошибки, воспроизводят правило написания ударных слогов «жи-ши, ча-ща, чу-щу»,  применяют его.

11.09

10

10

Повторение изученных орфографических правил

1

Повторяют изученные орфографические правила

14.09

Правописание ь между двумя согласными

(«Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?») (5ч)

11

11

Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым».

1

Наблюдают за использованием ь между двумя согласными, выявляют закономерность, делают умозаключение, предполагают правило письма. Читают материал учебника, проверяют и уточняют информацию, пользуются новой информацией при письме. Анализируют позицию мягкого согласного звука и выбирают написание. Классифицируют и группируют слова в зависимости от написания. Анализируют написание слов и расширяют знания об «опасных  местах», систематизируют их в таблице, пользуются составленной таблицей как справочником при письме, используют приобретённые знания при списывании и письме под диктовку, передают знания другим.

15.09

12

12

Мягкий согласный перед мягким – «опасное» при письме место

1

16.09

13

13

Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, нщ, ст)

1

Разграничивают орфограммы на изученные правила и неизученные. Пользуются словарём учебника, выбирают в нём слова по заданным признакам. Наблюдают за использованием слов в текстах, за их ролью, значением и написанием, накапливают опыт использования слов для повышения точности речи.

17.09

14

14

Закрепление правила написания ь между двумя согласными

1

18.09

15

15

Самостоятельная работа по теме «Мягкий согласный»

1

21.09

Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ

(«За какими буквами прячется звук [й,]?») (5 ч.)

16

16

Повторение известных способов обозначения звука [й,]

1

Анализируют позиции, от которых зависит выбор способа обозначения звука [й,], осмысливают информацию, представленную в моделях, уточняют знания о способах обозначения звука [й,], вносят дополнения в модели. Выявляют недостаток знаний. Наблюдают за звучанием и написанием слов, делают вывод о правиле письма. Читают материал учебника, проверяют и уточняют вывод. Дополняют известные способы действия новым; осуществляют и контролируют выбор нужного способа обозначения звука [й,].

Понимают функцию разделительных ь и ъ, накапливают опыт их использования. Классифицируют и группируют слова с ь и ъ, проверяют написанное.Обобщают и систематизируют знания о способах обозначения звука [й,], применяют полученные знания при письме.

22.09

17

17

Знакомство с назначением разделительных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ

1

23.09

18

18

Формирование умения использовать разделительный ь

1

24.09

19

19

Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака

1

25.09

20

20

Обобщение: три способа обозначения звука [й,]

1

28.09

Подведём первые итоги (3ч)

21

21

Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем  – узнаем»

1

Различают звуки и буквы, соотносят их. Решают фонетико-графические задачи. Выбирают правильное решение, осуществляют взаимо- и самоконтроль, определяют задания, которые вызывают затруднения, планируют действия при письме под диктовку и осуществляют их.

29.09

22

22

Подготовка к проверочной работе

1

30.09

23

23

Проверочная  работа по теме

«Разделительный ь и ъ»

1

01.10

Главные опасности письма. Как писать без ошибок? (21ч)

Орфограммы безударных гласных и  парных по глухости-звонкости согласных.

Обучение письму с «окошками» (21 ч.)

24

24

Знакомство с понятием «орфограмма»

1

Анализируют слова, сравнивают звуки и буквы, позиции звуков, устанавливают случаи письма, где возможна ошибка, делают вывод о необходимости выбора букв, моделируют его. Читают учебник, слушают учителя, проверяют и уточняют выводы, выявляют новую информацию, термины.

Дополняют известные правила новыми сведениями, наблюдают за выбором букв на месте орфограмм, обсуждают возможность появления ошибки, аргументируют умозаключение.

02.10

25

25

Орфограммы безударных и ударных гласных

1

05.10

26

26

Орфограммы безударных и ударных гласных

1

06.10

27

27

Орфограммы парных по глухости – звонкости согласных

1

Обобщают и систематизируют сведения о непарных по глухости-звонкости согласных, различают парные и непарные, делают выводы о наличии  или отсутствии орфограмм. Классифицируют слова в зависимости от характера последнего звука, выбирают слова с указанными видами орфограмм.

Сравнивают ранее полученные знания с новыми, уточняют и дополняют сведения, находят слова с разными орфограммами, оперируют признаками, отличают орфограммы от «неорфограмм», определяют количество главных орфограмм, рассказывают о своих наблюдениях и сделанных выводах, моделируют их, обосновывают, используют новые термины. Осмысливают обобщения, представленные в схематичной (алгоритмичной) форме, оформляют их словесно.

07.10

28

28

Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] – не орфограммы

1

08.10

29

29

Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости

1

09.10

30

30

Введение письма с «окошками»

1

Понимают, читают и воспроизводят модельную запись слов с предъявленным выбором букв на месте орфограмм. Разграничивают орфограммы на изученные и неизученные правила, обсуждают решения в парах. Осваивают способ письма с «окошками», выполняют определённый порядок действий.

12.10

31

31

Обучение работе с орфографическим словарём

1

Знакомятся с орфографическим словарём, осваивают способ поиска слова в словаре, действуют по алгоритму. Накапливают опыт пользования словарём, работают в паре.

Читают инструкцию, представленную алгоритмической схемой, на её основе выводят способ действия при письме, выполняют действия памятки, решают задачи письма известными способами, пишут с «окошками». Переводят звуковую модель слова в буквенную запись, действуют по указанному плану.

13.10

32

32

Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфограмм.

1

14.10

33

33

Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм

1

15.10

34

34

Знакомство с некоторыми способами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др.

1

Анализируют написание слов, выявляют закономерности, делают умозаключения  о правилах письма. Выводят способ действия при решении некоторых орфографических задач, начинают использовать полученные знания, обобщают и систематизируют их, пишут с «окошками» и решают задачи освоенными способами.

16.10

35

35

Введение памятки 4: письмо с «окошками» на месте пока не решаемых орфографических задач

1

Анализируют памятку 4, сравнивают известный способ действия с новым, находят отличия. Планируют действия при письме по памятке 4 и действуют по плану. Пользуются орфографическим словарём учебника, решают с его помощью орфографические задачи. Используют новый способ письма в своей письменной речи. Уточняют по словарям значение и произношение слов.

19.10

36

36

Закрепление нового способа письма

1

20.10

37

37

Тренировка в письме с «окошками» по памятке 4

1

21.10

38

38

Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы]

1

Анализируют материал по указанному признаку, сравнивают написание слов, отражают различие в схеме. Осознают противоречие между известным правилом и написанием слов, объясняют его причину, делают умозаключение о границах применения известного правила. Делают вывод о двух орфограммах на месте одной буквы, уточняют обозначение орфограмм и способ действия при письме.

22.10

39

39

Обобщение изученного.

1

Обнаруживают орфограммы, различают их, пишут, оставляя «окошки». Проверяют свои умения, составляют проверочные работы для одноклассников, обобщают полученные знания, осуществляют взаимо- и самоконтроль.

23.10

40

40

Совершенствование умений

1

26.10

41

41

Контрольный диктант за 1 четверть

1

27.10

42

42

Анализ результатов к/д по теме «Главные опасности письма» Работа над ошибками.

1

28.10

43

43

Р.р. Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов

1

Анализируют структуру кулинарного рецепта, определяют особенности текста, учитывают их при создании своего рецепта. Действуют по памятке 4, разграничивают решаемые и пока не решаемые задачи, пользуются приёмом письма с «окошками».

Анализируют «устройство» загадок, сравнивают тексты,  преобразовывают некоторые в загадки, подбирают сравнения, рифмы, коллективно сочиняют загадки, записывают их, используя приём письма с «окошками». Сотрудничают в коллективной и парной работе.

29.10

44

44

Р.р. Обучение словесному рисованию: сочинение загадок.

1

30.10

II четверть (35 ч.)

Синтаксис: Предложение («Выражаем мысли и чувства») (13 ч.)

45

1

Повторение и расширение сведений о предложении.

1

Осознают назначение предложений, наблюдают за выделением предложений в устной речи, сравнивают его со способами обозначения границ предложения в письменной речи. Воспринимают информацию на слух, выделяют новые сведения. Анализируют неудачно построенные предложения, выявляют причины погрешностей и их следствие. Осмысливают информацию, представленную в изобразительной форме, переводят её в словесную. Читают информацию учебника, выделяют новую. Находят границы предложений по освоенным признакам. Формулируют мысли и записывают предложения.

Используют знания о требованиях к предложению, конструируют предложения из слов, определяют, о чём и что будет говориться в предложении, выбирают вариант построения предложения, осознают порядок действий при составлении предложений, упражняются в нём. Сотрудничают с одноклассниками, работая в парах и коллективно.

09.11

46

2

Обучение построению предложений

1

Читают текст, определяют явление по его описанию; находят предложение по указанным признакам, объясняют назначение и особенности каждого. Воспринимают при чтении или на слух новую информацию, соотносят её с прочитанными предложениями, характеризуют предложения, подводят под понятие. Анализируют материал, находят различные предложения, объясняют, с какой целью они говорились. Определяют разновидность предложения, пользуются терминами, выявляют недостающий вид предложения составляют его, выбирают предложения нужных видов, действуют по памятке списывания.

Сравнивают предложения по интонации, выявляют различие, дополняют знания о предложении, обобщают полученную информацию, осмысливают её представление в модели. Характеризуют предложения по двум параметрам, сравнивают их, соотносят интонацию со знаками препинания, определяют интонацию по смыслу предложений, передают её в устной и письменной речи, оформляют предложения при письме.

10.11

47

3

Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление

1

11.11

48

4

Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их

1

12.11

49

5

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные

1

13.11

50

6

Виды предложений по интонации

1

16.11

51

7

Закрепление изученного о видах предложений

1

17.11

52

8

Обучение построению вопросительных предложений

1

Наблюдают за интонацией вопросительных предложений, выразительно их произносят, выделяют специальные вопросительные слова, выбирают с учётом этих слов точные ответы, самостоятельно строят такие ответы.  Объясняют взаимосвязь между вопросом и ответом на основе информации учебника, составляют различные вопросы, конструируют ответы на них и оценивают соответствие. Сотрудничают, работая в парах, используют приобретённые умения в речевой практике.

Анализируют построение ответов на вопрос «почему?», обсуждают информацию, представленную в модели, переводят её в словесную форму. Конструируют ответы на вопрос «почему?» разными способами, самостоятельно строят ответы.

18.11

53

9

Построение ответов на вопрос «почему?»

1

19.11

54

10

Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания

1

Вычленяют предложения из текста, анализируют их по освоенным признакам, выделяют предложения указанного вида, классифицируют их с точки зрения выражаемого значения, находят ключевые слова; подводят конкретные предложения под понятия, аргументируют решение, группируют предложения по заданным признакам, произносят предложения с различной интонацией, варьируя её, понимают связь смысла и интонации. Осознано пользуются побудительными предложениями в речи, используют слово «пожалуйста», грамотно записывают с ним предложения. Наблюдают за построением предложений-пожеланий, по аналогии создают свои.

20.11

55

11

 Р.р. Обучение составлению пожеланий.

1

23.11

56

12

Закрепление изученного о предложении. Тренировка в письме с «окошками»

1

Составляют различные предложения, используют их при письме записок. Вычленяют предложения из потока речи, определяют их виды по цели и интонации, обобщают полученные знания о предложении, строят монологические сообщения на основе изученного. Конструируют различные предложения. Анализируют их, создают свои. Используют разные предложения в письменной речи и грамотно оформляют их. Продолжают осваивать способ письма под диктовку, действуют по определённому плану, проверяют написанное.

24.11

57

13

Обучающий диктант по теме:

«Выражаем мысли»

        

1

25.11

Текст  («Хочу сказать больше») (12 ч)

58

14

Знакомство с понятием «Текст»

1

Читают предложение и обсуждают его смысл, предполагают возможное продолжение, соотносят предложение с предъявленным вариантом продолжения. Анализируют и выявляют условие связности предложений. Воспринимают на слух или при чтении новую информацию, выделяют термин и признаки понятия. На основе признаков текста различают предложение и текст, текст и набор предложений.

сравнивают его с устройством текста, делают умозаключение о строении текста и его признаках. Осваивают термины «тема» и «главная мысль», наблюдают за раскрытием темы и развитием мысли в тексте, находят предложения, отражающие тему, главную мысль; сравнивают заголовки с точки зрения темы и главной мысли, выбирают более точный, придумывают свой.

26.11

59

15

Тема и основная мысль текста

1

27.11

60

16

Требования к хорошему тексту

1

Анализируют тексты, выявляют недостатки, выводят требования к хорошему тексту, проверяют и уточняют свои выводы на основе учебника. Оценивают тексты с точки зрения сформулированных требований. Осознают  назначение редактирования текста, понимают смысл слов «редактор», «редактировать», осваивают способы улучшения текста и внесения правки. Исправляют «чужие» тексты, озаглавливают их с разных точек зрения, создают собственные, проверяют и редактируют  написанное с точки зрения темы и основной мысли..

Наблюдают за развитием мысли в тексте, восстанавливают нарушенную последовательность предложений,  выявляют роль первого и последнего предложений, конструируют тексты, озаглавливают их, составляют свои, осуществляют взаимо- и самоконтроль.

30.11

61

17

Обучение обдумыванию и редактированию текста.

1

01.12

62

18

Упражнение в редактировании текстов

1

02.12

63

19

Восстановление и запись деформированных текстов

1

03.12

64

20

Подготовка к диктанту

1

Выполняют действия необходимые при письме под диктовку, осуществляют самоконтроль, вносят исправления.

04.12

65

21

Контрольный диктант по теме «Составляем диктант»

1

07.12

66

22

Учимся письменному пересказу

1

Воспринимают тест на слух, анализируют содержание. Читают текст, уточняют детали содержания, последовательность событий, проводят языковой анализ. Письменно воспроизводят текст, выявляют орфограммы, разграничивают решаемые и пока не решаемые орфографические задачи. пишут с «окошками». Проверяют написанное с точки зрения орфографии, оценивают и редактируют свой текст.

08.12

67

23

Р.р. Обучение первым изложениям

1

09.12

68

24

Р.р. Составление рассказов на основе прочитанного.

1

Анализируют рассказ писателя о книге, высказывают своё отношение, рассказывают о прочитанных книгах, записывают свои мысли.

10.12

69

25

Обобщение изученного о предложении и тексте

1

Обобщают полученные знания о предложении и тексте, обсуждают высказывания персонажей, выражают своё мнение, участвуют в общей беседе, соблюдают правила общения.

11.12

Состав слова

Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах») (10ч.)

70

26

Разговор о значении слова

1

Наблюдают за значениями слов, выявляют зависимость произношения и написания слов от их значений, делают умозаключения о важности понимания значения слов, сравнивают сделанные выводы с информацией в учебнике, рассказывают о сделанных обобщениях. Объясняют значения слов, выбирают слова с учётом смысла текста.

14.12

71

27

Знакомство с понятиями «родственные слова»

1

Предполагают значения сочетания «родственные слова», высказывают своё мнение, анализируют слова, оценивают суждение персонажа. Читают информацию учебника, уточняют своё представление о родственных словах, выявляют опознавательные признаки таких слов, группируют слова по опознавательным признакам, находят «лишние». Знакомятся с определением понятия «корень», выводят способ действия для нахождения корня, осваивают его.

15.12

72

28

Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней

1

Подбирают родственные слова, группируют их, находят «лишнее» слово. Наблюдают за единообразием написания корней, получают информацию об этом из учебника. Используют знание «секрета» корней при письме, пользуются словарём учебника для решения орфографических задач. Наблюдают за наличием других частей в словах

16.12

73

29

Освоение способа действия для выявления родственных слов

1

17.12

74

30

Создание текста по готовому началу, совершенствование всех приобретённых умений

1

Продолжают осваивать способ письма под диктовку, действуют по определённому плану, проверяют написанное.

18.12

75

31

Словарный диктант. Общее знакомство с понятием «окончание»

1

Выполняют работу над ошибками,

Называют орфограммы 

21.12

76

32

Контрольный диктант за 1 полугодие

1

Анализируют и критически оценивают высказывания персонажа, исправляют ошибку в построении слов, объясняют причину ошибки, делают вывод о необходимости изменения слов, сравнивают его с информацией в учебнике.

22.12

77

33

Анализ результатов к/д, коррекция планируемых результатов по теме «Главные опасности письма» Работа над ошибками

1

Выявляют новые сведения об окончании, рассуждают о необходимости окончаний в языке. Изменяют слова, составляют с ними предложения.

23.12

78-79

34-35

Р.р. Изложение. Написание новогодних поздравлений

2

Составляют поздравления, пожелания, вспоминают о подготовке к празднику, слушают рассказы других, обмениваются с одноклассниками своими планами

24.12

25.12

III четверть (52 ч)

Состав слова. Продолжение (8 ч.)

80

1

Р.р. Однажды… Рассказ о зимних каникулах

1

Обмениваются впечатлениями о каникулах. Планируют содержание текста, обдумывают его по памятке «Текст». Письменно излагают свои мысли. Проверяют и редактируют написанное.

11.01

81

2

Повторение изученного о словах

1

Отвечают на вопросы по изученному материалу, проверяют и уточняют ответы, находя нужные сведения в учебнике.

Читают текст, определяют своё отношение к персонажу, выражают его в заголовке. Находят в тексте родственные слова, обосновывают решения.

12.01

82

3

Изменения слов и родственные слова.

1

Находят в тексте изменения одного и того же слова, выделяют изменяемую часть, осознают различие окончаний при сходстве других частей как опознавательный признак изменений слова. Объясняют смысл названия «окончание-невидимка». Находят в тексте родственные слова и  предполагают их другое название: однокоренные, проверяют предположение по учебнику. Разграничивают и группируют изменения слов и однокоренные слова

13.01

83

4

Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

1

Сравнивают слова по значению, группируют близкие по значению. Читают информацию в учебнике, выявляют научные названия этих слов. Находят в тексте синонимы, разграничивают синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и изменения слов. Наблюдают за точным выбором слов в тексте, выделяют главную мысль текста, озаглавливают его. Обобщают изученное о словах, передают информацию другим.

Сравнивают изменения слова, выделяют корень и окончание, находят в тексте учебника новые сведения об изменениях слов, осознают смысл терминов «единственное число», «множественное число». Определяют число, в котором употреблено слово, изменяют слова по числам, осознают изменение значений, обнаруживают орфограммы, наблюдают за действием «секрета» корней

14.01

15.01

84

5

Изменение названий предметов по числам

1

85

6

Изменение названий предметов по «командам» вопросов

1

Конструируют предложения, вставляя по смыслу нужные слова, замечают изменения слов, выделяют окончания. Читают информацию учебника, вычленяют требуемые сведения. Обобщают знания об изменениях слов, строят монологическое высказывание.  

18.01

86

7

Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий

1

Осознают смысл текста, соотносят слова текста с изученными группами слов, находят названия предметов и названия их признаков, наблюдают за изменением зависимых слов,  изменяют слова по командам вопросов. Из учебника получают сведения о неизменяемых названиях предметов, осознают отсутствие в них окончаний. Знакомятся с понятием «антонимы», подбирают антонимы к словам.

Обнаруживают в тексте орфограммы, квалифицируют их как освоенные и неосвоенные, списывают текст, на месте вторых оставляют «окошки».  

19.01

87

8

Повторение освоенных способов выбора букв в словах

1

Обобщают сведения об орфограммах, решают орфографические задачи с помощью словаря, используют знание написания корня слова для выбора букв в однокоренных словах. Осмысливают понятие «правило», систематизируют изученные, констатируют незнание способа действия для обозначения орфограмм в корне, списывают текст, оставляя «окошки» на месте этих орфограмм.

20.01

Орфография

«Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» (44 ч)

88

9

Знакомство с понятиями «проверочные» и «проверяемые»слова

1

Сравнивают и классифицируют  слова; читают информацию учебника, находят ответ на заданный вопрос, используют новые термины, осознают признаки проверяемых и проверочных слов, подводят конкретные слова под эти понятия. Осмысливают графические способы обозначения, с их помощью объясняют написание слов. Распознают проверочные и проверяемые слова, группируют их. Знакомятся с основными способами действия для подбора проверочных слов. Выбирают слова по заданным признакам, находят в них корень, наблюдают за выбором букв, доказывают его правильность

21.01

89

10

Способы подбора проверочных слов для названий предметов

1

Изменяют слова, наблюдают за единообразием букв в корнях, выводят способ действия для определения правильной буквы, соотносят его с моделью, обсуждают информацию, представленную в схематичной форме, переводят модель в словесную форму, применяют способ действия на практике, аргументируют решение, обсуждают выбор решения с одноклассниками, участвуют в групповой и парной работе.

22.01

90

11

Способы подбора проверочных слов для названий предметов

1

25.01

91

12

Обучение подбору проверочных слов для названий предметов

1

Выявляют недостаточность имеющихся способов действия, на основе анализа и сравнения слов, «чтения» моделей открывают новые способы действия. Осознают возможность применения нескольких способов решения орфографической задачи, выбирают один из них, пользуются взаимопроверкой слов.

26.01

92

13

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов

1

27.01

93

14

Объяснение значения слова как способ проверки

1

Объясняют значения слов с помощью однокоренного, осознают это действие как способ выяснения нужной буквы. Обобщают приобретённые знания, применяют их в процессе письма, проверяют написанное, исправляют «чужие» ошибки, обосновывают исправления, осуществляют взаимо- и самоконтроль при письме.  

28.01

94

15

Способы подбора проверочных слов для названий действий

1

29.01

95

16

Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий 

1

Разграничивают группы слов, распространяют известные способы подбора проверочных слов, принадлежащих к одной группе, на другую, используют знания в новых условиях.

Анализируют памятку «Как писать без ошибок?», дополняют её новыми сведениями, осознанно действуют при письме, выполняя последовательность необходимых операций.

01.02

96

17

Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий

1

02.02

97

18

Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов

1

03.02

98

19

Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов

1

04.02

99

20

Значение слова и его написание

1

Соотносят значение слова и его написание, объясняют значения слов, выбирают букву в зависимости от значения.

05.02

100

21

Повторение опознавательных признаков проверочных слов для названий признаков предметов

1

Решают орфографические задачи, не решённые ранее, осознают прирост своих знаний и умений.

08.02

101

22

Знакомство с понятием «орфографическое правило»

1

09.02

102-103

23-24

Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов

2

10.02

11.02

104

25

Обобщение изученного по орфографии

1

Обобщают сведения о способах подбора проверочных слов для орфограмм корня, оценивают свои достижения. Пользуются приобретёнными умениями для решения различных орфографических задач, распознают уже решаемые орфографические задачи и ещё не решаемые,  классифицируют такие слова.

Составляют и записывают предложения, списывают тексты и пишут под диктовку, выполняют при этом все освоенные способы действия.

12.02

105

26

Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач.

1

15.02

106

27

Проверочный диктант

1

16.02

107

28-

Анализ результатов п/д коррекция планируемых результатов по теме «Главные опасности письма»

1

Наблюдают за строением текста, за развитием мысли, выявляют последовательность его частей, соотносят их с соответствующими заголовками, располагают заголовки в порядке следования частей, по частям письменно воспроизводят текст, устно рассказывают всю историю. При письме применяют приобретённые умения, осуществляют взаимо- и самоконтроль.

17.02

108

29

Р.р. Изложение с продолжением

(Е. Чарушин. «Волчишко»)

1

18.02

109

30

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения

1

Читают текст, вслушиваются в звучание слов, фиксируют звуки условными значками, сравнивают звуки и буквы. Исследуют материал, выявляют возможность разного обозначения буквами одного и того же сочетания звуков. Делают умозаключение о наличии орфограммы на месте выявленных звуковых сочетаний. Воспринимают на слух или при чтении новые сведения, термины. Применяют ранее приобретённые знания о способах решения орфографических задач корня в новых условиях. Осмысливают выполненный способ действия, проверяют его правильность по учебнику, пользуются им для обозначения выделенных звуковых сочетаний буквами. Обращаются к словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм. Классифицируют и группируют слова в зависимости от написания. Опознают новый освоенный вид орфограмм, обнаруживают соответствующие слова в предложениях и текстах.

Самостоятельно подбирают слова с новой орфограммой, классифицируют их по возможности подбора проверочного слова.

19.02

110

31

Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения

1

22.02

111

32

Упражнение в постановке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков

1

24.02

112

33

Закрепление изученного

1

25.02

113

34

Знакомство с понятием «непроверяемые» написания обучение пользованию словарём

1

Осознают наличие в языке слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне, осмысливают сущность понятия «непроверяемые орфограммы» и необходимость при встрече с ними обращаться к словарю. Различают слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, классифицируют и группируют их, пользуются словарём учебника для решения задач на месте непроверяемых орфограмм. Читают в учебнике и воспринимают на слух

 информацию о происхождении некоторых слов, делают вывод о возможности определяют буквы непроверяемых орфограмм в отдельных словах по истории появлении слова в языке, делают умозаключение о пользе знаний о происхождении слов. Решают орфографические задачи всеми освоенными способами, аргументируют решение. Пересказывают другим истории происхождения слов.

Сравнивают звуки и буквы, узнают новые термины, запоминают слова с удвоенными согласными в корне слова, рассказывают о происхождении слов с удвоенными согласными.

Объясняют значения слов, наблюдают за взаимосвязью между значением слова и его написанием, сравнивают слова по значению и написанию. Объединяют и группируют их. Расширяют знания о переносе слов со строки на строку, различают слова, которые можно и нельзя перенести. Работают с орфографическим словарём учебника, выбирают в нём слова по указанным признакам, списывают их и стараются запоминать написание.

26.02

114

35

Правописание удвоенных согласных

1

29.02

115

36

Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний

1

01.03

116

37

Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами

1

02.03

117

38

Обучение написанию поздравлений

1

Анализируют поздравления, составленные детьми, выражают своё отношение к ним, выбирают особо понравившиеся, объясняют свою оценку. Создают свои поздравления, выбирают для них слова, выражения, конструкции предложений, пожелания, грамотно оформляют тексты.

03.03

118

39

Р.р. Изложение «Подарок маме».

1

04.03

119-120

40-41

Совершенствование всех приобретённых детьми умений

2

Проверяют свои умения, классифицируют и группируют слова по орфограммам, анализируют предложенные варианты проверки безударных гласных в корне слова,

09.03

10.03

121

42

Словарный диктант. Упражнения в орфографической зоркости

1

Проверяют свои умения, классифицируют и группируют слова по орфограммам, анализируют предложенные варианты проверки безударных гласных в корне слова, оценивают их, предлагают свои, решают орфографические задачи всеми освоенными способами, в том числе, обращаясь к словарю. Проверяют написанное, выполняя необходимый способ действия, исправляют обнаруженные ошибки, объясняют исправления. Читают текст, находят в словах орфограммы, доказывают выбор букв на их месте. Списывают и пишут под диктовку, осуществляют самоконтроль в процессе письма и на этапе проверки, вносят исправления.

Обнаруживают свои ошибки, заново решают орфографические задачи, исправляют ошибки, понимают и объясняют их причины.

11.03

122

43

Подготовка к тестовой проверочной работе

1

14.03

123

44

Тестовая проверочная работа

1

15.03

124

45

Проверочный диктат

за 3 четверть

1

16.03

125

46

Анализ результатов п/д. Работа над ошибкми

1

Анализируют предложения, определяют тему и выражаемую мысль каждого, распределяют предложения по двум темам, восстанавливают структуру отрывков, конструируют два текста, пересказывают один устно, а другой – письменно

Читают тексты, понимают их смысл, в том числе заложенный в подтексте, выбирают более точный заголовок или придумывают свой,  наблюдают за развитием мысли, построением предложений, их связью, отбором слов. Пишут изложения, проверяют и редактируют написанное.

17.03

126

47

Р.р. Изложение с выбором заголовка «Спасён!»

1

Анализируют предложения, определяют тему и выражаемую мысль каждого, распределяют предложения по двум темам, восстанавливают структуру отрывков, конструируют два текста, пересказывают один устно, а другой – письменно. Слушают и оценивают пересказы одноклассников, проверяют  и улучшают свой написанный текст.

Читают словесные картинки и деловые сообщения, составленные детьми, находят достоинства и недостатки в построении текстов, устраняют погрешности; проверяют с точки зрения орфографии, исправляют орфографические ошибки.

Осознают  главную мысль, выраженную в заголовке и первом предложении текста, раскрывают её, создавая свою словесную картинку; проверяют и улучшают написанное.

Читают предложения, выделяют в них главные сведения, преобразовывают предложения в телеграммы. Развёртывают представленную телеграмму в полное предложение, конструируют и записывают его. Создают тексты разных жанров: поздравления, записки, проверяют и совершенствуют их.

18.03

127

48

Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики

1

21.03

128

49

Продолжение работы над текстовыми умениями

1

22.03

129

50

Р.р. Написание словесных картин «Вот и весна!»

1

23.03

130-131

51-52

Совершенствование речевых и орфографических  умений 

2

24.03

25.03

IV четверть (39 ч)

Состав слова (29 ч)

132

1

Повторение изученного о строении слов

1

Обсуждают ранее изученные сведения, работают в паре, отвечают на вопросы учебника, проверяют ответы друг друга, пользуются материалами учебника для уточнения высказанных мыслей или их проверки. Сравнивают рассуждения персонажей, высказывают своё мнение, аргументируют его. Проверяют выполнение заданий школьниками, оценивают их правильность. Находят в тексте слова по различным заданным признакам, списывают, выполняя нужные операции.

04.04

133

2

Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание»

1

Наблюдают за изменениями слов, группируют слова по указанным признакам, самостоятельно изменяют слова, выделяют окончания, в том числе «нулевое», осваивают новый термин. Определяют состав и порядок действий для нахождения в слове окончания, сравнивают своё заключение со способом действия,  сформулированным в учебнике.

Различают изменения слов и однокоренные слова, группируют их. Читают текст, выявляют новые сведения, находят в тексте объяснение значения слова

05.04

134

3

Введение понятий «приставка» и «суффикс»

1

Конструируют слова из частей, наблюдают за значением и назначением частей слова, узнают новые сведения о незнакомых частях слова. Называют действия, представленные в изобразительной форме, наблюдают за изменением значения слов, соотносят эти изменения с заменой приставок.

Выделяют в словах приставки, собирают «коллекцию» приставок русского языка, вносят их в свой справочник, наблюдают за написанием приставок, группируют их в зависимости от используемой буквы гласного (о или а), запоминают написание.

Конструируют однокоренные слова с разными приставками, обращаются к словарю для выяснения правильного ударения в некоторых словах.

06.04

135

4

Значение, употребление и написание приставок

1

07.04

136

5

Разграничение приставок и предлогов

1

Находят слова с приставками, различают приставки и предлоги, формулируют правило написания приставок и предлогов, осваивают способ действия, помогающий различать их, и пишут, руководствуясь правилом.

08.04

137

6

Значение, употребление и написание суффиксов

1

11.04

138

7

Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов

1

Наблюдают за значением суффиксов и их правописанием, собирают «коллекцию» суффиксов русского языка, классифицируют их в зависимости от групп слов, в которых они употребляются, а также значений, которые они вносят, группируют их и вписывают в свой справочник, запоминают их написание. Определяют слова по описанию значения и конструируют их с помощью суффиксов, находят в словах суффиксы, объясняют их роль

12.04

139

8

Знакомство со способом действия при анализе состава слова

1

Предполагают возможное строение слова, выявляют необходимый порядок действия для определения состава слова и выполняют его применительно к тому же слову; сравнивают свои решения до знакомства с информацией и после него; делают вывод о необходимости определённого способа действия для разбора слова по составу. Осваивают содержание действий и их последовательность для выполнения анализа строения слова.

Оценивают правильность действий персонажа при разборе слова по составу, выявляют погрешности. Выполняют действия памятки «Как узнать строение слова?» при анализе слов, разбирают слова по составу, доказывают решение. 

Осмысливают информацию о культуре переноса слов со строки на строку, представленную в модельной и словесной форме; стараются соблюдать эти правила.

Работают в паре, совместно наблюдают за строением слов, делают вывод о необходимости пользоваться способом действия, отражённым в памятке. Используют при письме умение определять состав слова, грамотно писать различные части слов.

13.04

140

9

Совершенствование умения анализировать состав слов.

1

14.04

141

10

Самостоятельная работа по теме «Упражнение в разборе слов по составу»

1

15.04

142

11

Расширение знаний о написании удвоенных согласных

1

Повторяют сведения о словах с удвоенными согласными в корне, анализируют слова, в которых удвоенные согласные можно объяснить строением слов; расширяют знания о правописании слов с удвоенными согласными на стыке морфем. Разграничивают слова, в которых удвоенные согласные можно и нельзя объяснить строением слова, группируют слова по этому признаку.

Характеризуют строение слова по представленной модели, группируют  и подбирают свои слова в соответствии с этими моделями. Пишут слова с удвоенными согласными; где можно, объясняют написание.

18.04

143

12

Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов

1

19.04

144

13

Обучение выбору разделительного знака

1

Группируют слова в зависимости от написанного разделительного знака (ь или ъ),  наблюдают за строением слов, соотносят наличие или отсутствие приставки с выбором знака. Выводят правило использования разделительных знаков, формулируют его с опорой на модель, сверяют свой вывод с информацией в учебнике. Осознают необходимость умения разбирать слова по составу для выбора нужного разделительного знака. Используют приобретённые знания и умения для решения орфографических задач.

Обнаруживают орфограммы в словах, определяют их разновидности и решают орфографические задачи в разных частях слова.

20.04

145

14

Закрепление способа действия при выборе разделительного знака

1

21.04

146

15

Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений

1

22.04

147

16

Повторяем, готовимся к диктанту

1

Уточняют состав орфографических умений, необходимых для грамотного письма, систематизируют их.

Упражняются в письме, применяя весь комплекс орфографических умений. Проверяют «чужие» работы, выполняя необходимый способ действия; находят и исправляют ошибки, доказывают правильность своего решения. Списывают текст по освоенной технологии, пишут под диктовку, осуществляют взаимо- и самоконтроль

25.04

148

17

Упражнение в решении орфографических задач

1

26.04

149

18

Тренировочная проверочная работа.

1

27.04

150

19

Совершенствование всех освоенных орфографических умений

1

28.04

151

20

Контрольный диктант за год

1

29.04

152

153

21

22

Анализ результатов к/д. Работа над ошибками

Обобщение и систематизация изученного по орфографии

1

1

Обнаруживают, исправляют допущенные ошибки, объясняют их причины, планируют работу по их устранению (совместно с учителем).

Систематизируют полученные знания, оценивают свои достижения. Применяют полученные знания при анализе текстов, их воспроизведении и создании собственных

03.05

04.05

154

23

Обобщение и систематизация изученного по орфографии

1

Систематизируют полученные знания, оценивают свои достижения. Применяют полученные знания при анализе текстов, их воспроизведении и создании собственных.  

05.05

155

24

Упражнение в применении приобретённых знаний

1

Читают текст, озаглавливают его с точки зрения темы, наблюдают за построением текста, развитием мысли от предложения к предложению, письменно пересказывают его, передавая содержание и грамотно оформляя запись. 

Рассуждают о необходимости знания орфографических правил и их применении

06.05

156

25

Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»

1

Наблюдают за использованием средств языка в текстах писателей, выясняют, какие части слова помогают авторам точнее передавать мысль, учатся выбирать приставки и суффиксы для повышения точности речи, конструируют предложения. С помощью информации в учебники осознают смысл слов «правильно» и «точно». Выявляют недостатки в использовании слов, объясняют их причины, редактируют детские высказывания.

Создают свои словесные картины, выбирают наиболее точные слова, используют сравнения; записывают тексты, проверяют и редактируют их.

10.05

157

26

Написание словесных картин

1

11.05

158

27

Продолжение работы над правильностью и точностью речи

1

12.05

159

28

Словарный диктант за год.

1

Исследуют ошибки малышей, выявляют заложенный в словах смысл, находят части слов, с которыми связаны погрешности, исправляют их. Размышляют над различными названиями предметов, населённых пунктов, улиц, переулков, предполагают их происхождение. Собирают свою «коллекцию» «говорящих названий».

13.05

160

29

О значении, строении и происхождении слов

1

16.05

Обобщение в конце года (10 ч)

161-163

30-32

Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям

3

Анализируют строение и объясняют значение слова «оглавление», находят в учебнике эту часть книги, выявляют её назначение. Рассматривают оглавление учебника, выделяют основные главы, вспоминают их содержание. Обращаются к отдельным страницам учебника, обсуждают их содержание, оценивают отдельные материалы учебника как интересные или неинтересные, важные или неважные, трудные или лёгкие.  Формулируют на основе страниц учебника вопросы к одноклассникам, проверяют их ответы, отвечают на вопросы других; участвуют в общей беседе, соблюдают правила речевого поведения. На основе словарей учебника готовят вопросы викторины, участвуют в её проведении.

Пишут поздравления с окончанием учебного года, выбирают содержание и слова с учётом адресата.

Играют в слова и со словами, разгадывают кроссворды.

17.05

18.05

19.05

164-165

33-34

Написание поздравлений к окончанию учебного года

2

20.05

23.05

166-170

35-39

Викторины, игры в слова и со словами

5

24.05

25.05

26.05

27.05

30.05

Оставляю за собой право на корректировку календарно-тематического планирования в течение учебного года                 _______________________

А.П. Алексеева

Сведения об использовании учителем учебно-методических материалов и оснащении учебного процесса

Список литературы для учащихся

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век),

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 2. В 2 ч. –2011

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетради-задачники к учебнику «К тайнам нашего языка» для 2 класса. В 3 частях. – 2015

• Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку.2 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания. – 2011

Список методической литературы для учителя

Пособия для учителя

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 2 класса. – 2011

• Мали Л. Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 2 класс. – 2008

 Интернет – ресурсы

htt//umk-garmoniya.ru –образовательная система

htt//umk-garmoniya.ru/electronic_support – электронное сопровождение

htt//umk-garmoniya.ru/about/present.php УМК «Гармония». Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...