Использование словарей при обучении в начальной школе русскому языку двуязычных детей
статья по русскому языку ( класс) на тему

Сухушина Елена Игоревна

Статья раскрывает возможности УМК "Перспективная начальная школа" в обучении русскому языку детей мигрантов через систематическю работу со словарями, которые представлены как составная часть комплекса учебников УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование словарей при обучении  в начальной школе русскому языку двуязычных детей

Сухушина Елена  Игоревна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №15 им. Г. Е. Николаевой

г. Томска

Приоритетным направлением Государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. 
         Учителю начальной школы важно на доступном объеме слов «открыть» детям, прежде всего, сам факт, что  есть помощник, с опорой на который можно решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить младших школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить им накопление соответствующего опыта. 

Использование разнообразных словарей обусловлено ещё и тем, что часто в классе обучаются дети с разным уровнем владения русским языком.

В пояснительной записке к программе по русскому языку УМК « Перспективная начальная школа» М.Н. Каленчук,   Н.А. Чуракова,   О.В. Малаховская,   Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова указывается, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. Не учитывать этого в структуре материала учебника означает не только игнорировать важнейшую проблему адаптации этой части класса к доминирующей языковой среде, но и искусственно тормозить языковое развитие русскоговорящей части класса[1].

В работе со словарями выделяют три этапа:

  • подготовительный
  • начальный
  • основной.

Подготовительный этап

           Основная цель подготовительного этапа состоит в том, чтобы подготовить каждого ребенка в классе к обращению со словарем как со своим помощником и советчиком. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:

освоение алфавита как строгой последовательности букв,

освоение словаря как особой специальной книги учебного характера.

Начальный этап

           Основная цель – сформировать у детей первоначальные умения пользоваться словарем.

           На начальном этапе продолжается решение задач подготовительного этапа (освоение алфавита и освоение словаря как учебной книги).

           Углубляется представление о словаре как о книге справочного характера.

           Формируется первоначальное представление о разных видах языковых (лингвистических)  словарей и о назначении каждого из них.

Основной этап

Основной этап связан с обучением детей во 2-4 классах.

       Цели этапа:

  • сформировать представления о разных видах лингвистических словарей
  • воспитать умение и привычку обращаться к словарю за помощью и советом.

           Продолжается решение задач предыдущих этапов. Дети приучаются пользоваться словарями:

 а) как справочниками,

 б) как альтернативным учебным пособием по русскому языку.

           В первом случае ребенок научится выбирать из словарей соответствующую информацию по заданию учителя и в ходе самостоятельного обращения со словарем. Во втором – обращается к словарям для освоения любой программной темы.

Большую помощь двуязычным детям при освоении русского языка оказывают словари, причем важно научить ребенка работать не только с толковым словарем, где он может найти лексическое значение незнакомого для него слова, но и  со словарями синонимов, антонимов, орфоэпическим словарём, так как часто  ученику – мигранту родители не могут помочь  при выполнении домашних заданий в силу своего плохого знания русского языка.

 Обогащение словарного запаса происходит через работу с целой системой словарей, которые входят в УМК «Перспективная начальная школа». Во 2-ом классе – 5 словарей, в 3-4 классах – 7 словарей.

 Двуязычные дети, как правило,  обладают бедным словарным запасом, а в работе со словарями привлекается внимание учеников к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогащается словарный состав речевой деятельности.

Толковый словарь помогает объяснить значения трудных слов,  используется для того, чтобы  школьник познакомился с многозначными словами с омонимами, с синонимами (обращение к синонимам присутствует в словарных статьях, толкующих значения слов), а также, чтобы учился правильно читать словарную статью.

Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить учеников с историческим составом слова, который отличается от современного. Работа с данным словарём повышает интерес школьников к языку, способствует развитию языковой культуры и языкового чутья.

Использование орфоэпического словаря (словарь «Произноси правильно») ставит целью систематизировать орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Выполняя конкретные упражнения по произношению слов (всегда в контексте), школьник будет отсылаться к этому словарю, чтобы удостовериться в правильности произношения конкретных слов. Привлекаемые в словарь слова – это та наиболее часто встречающаяся лексика, в которой и дети, и взрослые делают орфоэпические ошибки. С каждым словом, встречающимся в этом словаре, ученик стремится работать неоднократно: помещая его в разные контексты, завязывая в рифмы, которые помогают правильно произносить не только гласные  звуки, но и согласные.

Вез водитель в магазИн много мётел и корзИн,

Солнце вешнее – скворе[ ш] ники.

Постоянное использование орфоэпического словаря позволяет решить две проблемы двуязычных детей: правильного произношения отдельных звуков и правильной постановке ударения слов.

Например:

Поставь ударение: Телефон звонит.  

   В магазине много тортов.

Проверь по словарю.

Возвращаясь к одним и тем же словам (этот принцип прочности распространяется на все темы курса русского языка), создается основание для формирования устойчивого навыка правильного произношения [1]. Это особо важно для двуязычных детей, так как избавляет их от акцента, раскрепощает при общении со сверстниками.

Фразеологический словарь («Словаpь устойчивых выражений») помогает использовать в речи фразеологические обороты, не только в устной речи, но и в письменной. Учит подбирать фразеологические обороты и использовать их в предложении в нужной форме. Ученику предлагаются  задания по составлению небольшого  рассказа с использованием устойчивых выражений.

В учебнике русского языка для 3 класса предлагается выполнить следующее задание:

Прочти предложения. Определи, когда выделенные словосочетания употреблены в буквальном значении, а когда – как устойчивые, образные выражения:

Он засучил рукава, вымыл руки и пошёл обедать.

 Всё лето они  трудились засучив рукава – урожай собрали замечательный.

Уточни значение устойчивого выражения «засучив рукава» в словаре устойчивых выражений (фразеологический словарь)[3].

Словарь «Пиши правильно» содержит словарные слова. Все словарные слова обыгрываются в виде запоминающихся рисунков-ассоциаций в тетрадях для самостоятельной работы,  что создает у ученика  образ слова, а потом эти слова появляются в орфографическом  словаре.

Таким образом,  можно сделать вывод, что данный комплект- это инструмент, который позволяет осуществить требования стандарта, и решить проблемы обучения русскому языку двуязычных детей.

Список литературы:

  1. Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Малаховская О. В. Программа по русскому языку УМК «Перспективная начальная школа». М.:Академкнига/Учебник, 2011. с.289.
  2. Харенкова А. В. «Анализ особенностей речевого развития детей – билигвов»// Проблемы современного образования.2013.№2.С.164 – 171.
  3. Каленчук, М.Л. Русский язык : 3 класс: учебник: В 3 ч., Ч.2/Каленчук М.Л. [и др.] – Москва: Академкнига/Учебник, 2012.-Ч.1; с.160.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта. Использование игровых форм обучения на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

В статье рассматриваются различные виды игровых форм обучения, которые учитель может использовать в своей практике на уроках русского языка и литературы в начальной школе....

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....