Урок русского языка по теме "Слова с несколькими значениями"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока русского языка для 2 класса, УМК "Перспектива", по теме "Слова с несколькими значениями". Данный урок соответсвует требованиям ФГОС, содержит все необходимые этапы. Работа учащихся построена на работе в группах. Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид урока – исследование. Цель урока. Организовать деятельность учащихся, направленную на раскрытие принципа возникновения нескольких значений у одного слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка для 2 класса по УМК «Перспектива»

Подготовила: учитель начальных классов

Цулан Анна Викторовна,

МБОУ СОШ №78, г. Краснодар

Тема: Слова с несколькими значениями.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид урока – исследование.

Цель урока. Организовать деятельность учащихся, направленную на раскрытие принципа возникновения нескольких значений у одного слова.

Планируемые результаты:

предметные: сформировать представление о необходимых условиях для переноса названия с одного предмета на другой, о значении многозначного слова в конкретном тексте.

метапредметные:

  1. личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения, перевод внешней речи на внутренний план; осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность;
  2. регулятивные: нахождение наиболее эффективного способа действия в поисковых ситуациях, прогнозирование предполагаемого результата; коррекция полученных результатов;
  3. познавательные: умение структурировать знания о принципе возникновения нескольких значений у одного слова, умение работать с орфографическим, толковым словарями, поиск и выделение необходимой информации из словаря, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
  4. коммуникативные: умение выражать и обосновывать свои мысли, планировать учебное сотрудничество со сверстниками в поиске и сборе информации.

Организация пространства:

Межпредметные связи: окруж. мир, литературное чтение.

Формы работы: групповая, индивидуальная фронтальная.

Ресурсы: учебник Л. Ф. Климановой, Т. В, Бабушкиной «Русский язык» 2 кл.; орфографический, толковый словари (в 3-х экз.), иллюстрации, карточки для групповой работы мультимедийный проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.)

Цель: организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Планируемые результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; волевая саморегуляция; действие смыслообразования.

Проговаривание учителем вместе с детьми:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

У: Сегодня нам предстоит превратиться в настоящих ученых и исследовать тайны нашего родного языка. И девизом нашего сегодняшнего урока будут слова, которые вы видите на доске.

На доске плакат с девизом:

Девиз урока.

"Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

У: Напоминаю правила поведения на уроке.

Учитель спросит – надо встать.

 Когда он сесть позволит – сядь.

 Ответить хочешь – не шуми,

 А лучше руку подними.

  1. Актуализация знаний. (5 мин.)

Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания о многозначных словах; обозначить способы действий в речи; организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания; организовать фиксацию затруднений при выполнении пробного учебного действия.

Планируемые результаты: постановка целей и выдвижение гипотез; прогнозирование при анализе пробного действия перед его выполнением; контроль и оценка результатов деятельности.

Учащиеся разделены на три группы (по 7, 8 человек). На столе у каждой группы  лежат конверты  с заданиями, толковый, орфографический и этимологические словари для школьников.

У: Сегодня, ребята, вы будете работать в группах, и помогать друг другу в ваших исследованиях.

Наконец, давайте же узнаем, что предстоит нам сегодня узнать.

Создание проблемной ситуации. (Работа в группах, фронтально)

На слайде и в конвертах у детей стихотворение И. Токмаковой.  

У: Достаньте из первого конверта задание. Прочитайте стихотворение. (Дети читают стих. на карточках)

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко.

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт…

У: Объясните, что за чудеса? Разве у ботинок есть язык, которым он лакает молоко, или у картошки есть глаз, а у бутылки горлышко?

(Дети пытаются объяснить. Возникают затруднения в формулировании значений слов.)

У: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: одним и тем же словом мы называем разные слова.

У: Сегодня мы попытаемся выяснить, как же происходит так, что у одного слова появляется несколько значений.

  1. Операционнно-исполнительский этап.

Цель: определение средств устранения затруднения (алгоритмы, словари и т. д.); знакомство с новыми способами действия; организовать формирование умения обращать внимание на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова; развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

Планируемые результаты: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска при работе со словарями; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; планирование учебного сотрудничества со сверстниками в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

(На слайде картинки кисти руки, кисти винограда, кисти для покраски.) Работа в группах

                                     

У: Посмотрите на иллюстрации, что на них изображено? Запишем эти слова. (дети отвечают, учитель корректирует ответы, добавляя слово кисть. Записываются словосочетания: кисть винограда, кисть руки, кисть для покраски)

У: Есть ли что-то общее в этих предметах? (ответы детей).

У: Чтобы точно убедиться в этом нам следует обратиться за помощью к словарям. У вас на столах лежат орфографический словарь, где вы можете увидеть, как правильно написать любое слово, толковый словарь, где описано значение каждого слова. Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке.

У: Сейчас я попрошу первую и вторую группу взять толковый словарь и прочитать значения слова «кисть», а третью группу найти слово «кисть» в орфографическом словаре. (Дети работают со словарями)

У: Сколько же значений имеет слово «кисть»? (5 значений) Прочитайте не сколько из них.

У: Вторая группа, нашли ли вы слово кисть в орфографическом словаре? Что там указано? (Дети отвечают: указано ударение, и окончания слова)

У: Словами с несколькими значениями называются многозначными.

У: Как вы думаете, когда мы можем говорить, что слово многозначное? (Когда оно называет предметы с общим значением)

У: Давайте еще раз уточним общее значение всех слов. (Кисть – это соединение нескольких частей (пальцев, щетинок кисти, виноградин) в одно целое).

У: Пора немного отдохнуть, чтобы успешно продолжить наше исследование.

Физминутка. (1 мин.)

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге - ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

  1. Проверка гипотез. (10 мин.)

Цель: определение средств устранения затруднения (алгоритмы, словари и т. д.); знакомство с новыми способами действия; организовать формирование умения определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении; развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

Планируемые результаты: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; планирование учебного сотрудничества со сверстниками в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

   

     Создание проблемной ситуации: (групповая, индивидуальная работа)

          У: Возьмите, пожалуйста, следующее задание из конверта.

(Прочитайте предложения. Подумайте, почему разные предметы названы одним словом. Что в них общего?.)  

          У: Каждой группе необходимо воспользоваться толковыми словарями и найти общее значение слов хвост (для 1-й группы), нос (для 2-й группы), молния (для 3-й группы)

          У: На слайде вы видите картинки к первой паре предложений.

                                         

                                     

  1. У кота пушистый хвост. На хвосте самолёта видна звезда.
  2. У собаки чёрный нос. Нос лодки уткнулся в берег.
  3. В небе сверкнула молния. Молния на куртке расстегнулась.

(Спишите, подчеркните многозначные слова)

                       

  1. Закрепление нового материала.(10 мин.)

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи фронтально, в группах.

Планируемые результаты: планирование учебного сотрудничества со сверстниками в поиске м сборе информации; умение выражать свои мысли.

У: Рассмотрите рисунки.

(Рисунки на слайде).

                        

       У: Можно ли использовать такие сочетания слов: нос корабля, нос самолёта? (Ответы детей.)

       У: Обратите внимание на сходство формы то части предметов, которая является для них общей.

       У: Какое значение является общим? (Нос – часть лица человека)

       У: И наконец, достаньте последнее задание. Прочитайте его.

(Составьте предложения с каждым из этих слов и запишите их. 1-я группа – 1-я картинка, 2-я группа – 2-я картинка, 3-я группа – 3-я картинка. Используйте словари.)

Дети составляют предложения, используя словари, совещаясь в группах. Затем зачитывается по одному предложению  из каждой группы.

  1. Итог урока. Рефлексия. (2 мин.)

Цель:  организовать подведение итогов урока, выявление уровня усвоения нового материала.

Планируемые результаты: умение оценивать результаты своей деятельности, умение выражать свои мысли.

У: Сегодня, вы проделали огромную работу по исследованию многозначных слов. Что же интересного вы узнали о них? Что помогало вам находить решения в проблемных ситуациях? (Ответы детей)

У: Если вам понравилось работать в группах, совещаться, помогать друг другу, нарисуйте на полях ваших тетрадей солнышко.

  1. Домашнее задание. (1 мин.)

Цель: организовать возможность самостоятельного закрепления  нового материала.

Планируемые результаты: умение самостоятельно использовать способы действий, изученные на уроке.

У: Дома вам необходимо будет еще раз повторить все о многозначных словах на стр. 20 учебника русского языка и выполнить упражнение 25 на стр. 20. А так же выполнить творческое задание для желающих: найти в художественной литературе (сказках, рассказах и т .п.) использование многозначных слов и выписать данный отрывок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слово и его лексическое значение"

Данный урок составлен с использованием технологии развития критического мышления. (РКМ). В основе технологии РКМ лежит базовая модель состоящая из трех фраз:  стадия вызова, стадия осмысления, ре...

Урок русского языка в 4 классе "Лексическое значение слова"

Урок русского языка в 4 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)...

Конспект урока русского языка "Группы слов с общим значением" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока русского языка во 2 классе с презентацией. Тема: "Группы слов с общим значением" .  УМК "Планета знаний"...

Урок русского языка "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному"

Урок русского языка  "Слова, которые имеют сходное значение, но звучат и пишутся по-разному" посвещен понятию "Синонимы". Урок разработан по пронрамме "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме "Значение слов в словаре"...

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.

Данную  разработку  можно  использовать  на  уроке  русского  языка  в  3  классе....