Главные вкладки

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Желнова Валерия Сергеевна

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Гласный звук всегда поётся, Гласный звук как песня льётся. Звук, свободно ты лети, Нет преграды на пути!

    Слайд 2

    и ы у е а о я ю э ё

    Слайд 3

    Маня марля няня маляры мала

    Слайд 4

    зрители, люди , котёнок, бельчонок

    Слайд 5

    мал-мял .

    Слайд 6

    рАд - нОс – мЫл – тУк -

    Слайд 7

    Май нос лук мэр дым Мяч нёс люк метр диво

    Слайд 8

    МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ МА, МО, МУ, МЭ, МЭ



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по русскому языку

    Тема: Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв.

    Тип урока: закрепление изученного материала ;

    Цель:  -дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

    Планируемые результаты

    предметные: -Способствовать развитию умения обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами;

     -закрепить, ранее  изученный,  материал;

    -обогащать устную и письменную речи учащихся;

    -формировать умения обозначать орфограммы на письме.

    - личностные: - проявлять интерес к знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

    Оборудование: презентация, Азбука: 1 класс:  В.Г.Горецкий

    Этап урока

    Метод и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    УУД

    1.

    Организационный

    Словесный

    ≈ 2

    - Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

    Итак, друзья, внимание

    Вот прозвенел звонок

    Садитесь, поудобнее,

    Начнём скорей урок

    Эмоционально настраиваться на работу.

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

    2.

    Актуализация знаний.

    Этап повторение.

    Словесный

    Приём закрепления и сравнения.

    Фронтальный опрос.

    Учебный диалог.

    Минутка чистописания

    ≈ 5

    А) - Из чего состоит наша речь?

    - А предложения?

    - А слова?

    - Из чего состоят слоги?

    - Чем обозначаются звуки на письме?

    - На какие две группы делятся все звуки?(гласные, согласные)

    - Почему они называются гласными?

    (Потому что они поются голосом. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

    Этот звук всегда поётся,

    Этот звук как песня льётся.

    Звук, свободно ты лети,

    Нет преграды на пути!

    - Каким цветом обозначаются гласные звуки?

    - Какую работу выполняют гласные звуки? (обозначают твердость или мягкость предшествующего согласного)

    - А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает согласная буква?

    - Чтобы вспомнить, какие гласные обозначают мягкость, а какие твёрдость, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка»:

    и    ы     у    е   а    о    я    ю   э   ё

    - На какие 2 группы их можно разделить?( ы, у, о, а, э

    и, е, я, ю, ё)

    - Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

    - Какие указывают  на мягкость?

    - А как вы думаете, какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь нет?

    - Молодцы, с этими заданиями вы справились!

    - Какая буква 4 по счету? (е)

    -Пропишите эту букву в строчку, отступая две клетки.

     

    Поддерживать учебный диалог

    Характеризовать гласный звук

    Участвовать в игре

    Делить звуки на группы

    Прописывать букву

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

    К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    3.

    4.

    5.

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Метод: создание проблемной ситуации.

    Физ. Минутка

    Решение частных задач

    Итог урока. Рефлексия.

    ≈ 10

    ≈20

    =5

    - Составьте схему слова «тюлень».

    -Сколько в слове слогов? (тю-лень)-разбор

    -Давайте запишем транскрипцию слова.

    - Какую роль играют данные гласные буквы при письме?(Обозначают мягкость согласного звука)

    - Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука на письме? (Ь)

    -Посмотрите на слова:

    Маня                                                                                        марля

    няня                                                                                          маляры

    мала                                                      

    Назовите  слова, написанные с заглавной буквы. Объясните, почему они  так написаны? Прочитайте  слоги в этих словах, где  согласные звучат мягко. Кто отыщет слова, где  все согласные звучат мягко? Какая  буква  им помогает? (Звучат ответы учащихся)

    - Назовите слово, в котором  все согласные звучат твёрдо, мягко. Какие буквы помогают прочитать их твёрдыми, мягкими?

    - Вспомните, о чём мы сейчас говорили и определите тему урока.

    - Вы правильно определили тему урока, а теперь попробуем определить цели урока.

    Учиться писать нужную гласную букву в словах после согласных;

    - Уметь объяснять выбор гласной буквы;

    - Быть грамотным человеком: умеющим правильно писать и объяснять написанное.

    А теперь давайте встанем и разомнемся.

    -Прочитайте слова: Зрители. (Людикотёнок, бельчонок.)

    - Произнесите в каждом слове мягкие согласные звуки. Как обозначена на письме их мягкость? ( Е, Ё, Я, Ю, Ь)

    -Запишите слова  : мал-мял.

    -Что вы можете сказать о гласных в этих словах, чем различаются слова?

    Гласная буква а обозначает гласный звук а и твёрдость предыдущего согласного звука.

    Гласная буква я обозначает гласный звук а и мягкость предыдущего согласного звука

    -Какое  главное отличие слов МОЛ и МЁЛ? 

    ( «Главное отличие в первом звуке. В первом слове  первый звук звучит твёрдо, а во втором слове - звучит мягко. )

    -Откройте Азбуку на странице 55. Перепишите стихотворение .

    -Первый вариант подчеркивает гласные , обозначающие мягкость предшествующего согласного.

    -Второй вариант подчеркивают гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного.

    -Прочитайте слова:

    ( рАд- (рЯд), нОс – (нЁс), мЫл – (мИл), тУк- (тЮк)).

    -Замените гласную, обозначающую твердость согласного, на гласную, обозначающую мягкость согласного и запишите пары слов, подчеркивая гласные.

    - Всегда ли нужны гласные буквы для обозначения мягкости согласных звуков на письме? В каких случаях не нужны? (ЧА-ЩА, ЧУ –ЩУ, Й)        

    - Всегда ли гласные могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука на письме?(нет)- (ЖИ-ШИ, ЦИ).

    -Спишите слова в тетрадь:

    Май     нос     лук    мэр   дым

    Мяч     нёс     люк   метр  диво

    - Какие буквы обозначают мягкость  согласных звуков? Подчеркните их красным цветом.

    - Какие буквы обозначают твердость согласных звуков? Подчеркните их синим цветом.

    - Давайте посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. О них мы уже говорили на прошлом занятии. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.

    Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

    МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ

    МА, МО, МУ, МЭ, МЭ

    Заметили, что с гласными  первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго»), а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.

    - Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)

    - Было ли вам интересно, трудно?

    - Над чем ещё надо поработать?

    Подводим итоги урока: 

    - С какими волшебными буквами мы сегодня познакомились?

    - С какими согласными звуками они дружат?

    - Каким цветом в схеме мы обозначаем твердый согласный звук?

    - Каким цветом в схеме мы обозначаем мягкий согласный звук?

    -Урок окончен, Спасибо за хорошую  работу на уроке.

     

    Составлять схему слова

    Делать транскрипцию слова

    Называть слова, написанные  с заглавной буквы

    Объяснять свой выбор

    Делать вывод

    Формулировать тему и цели урока

    Разминаться

    Читать слова

    Произносить согласные звуки

    Закреплять знания

    Объяснять отличие слов

    Работать со стихотворением

    Читать слова

    Строить пары слов

    Вспоминать орфограмму слов

    Записывать

    Поддерживать учебный диалог

    Знакомиться с рядами звуков

    Поддерживать учебный диалог

    Оценивать свою работу на уроке

    Подводить итог

    Делать вывод

    Р: принимать и сохранять учебную задачу.

    П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    Л: установка на ЗОЖ.

    Р: принимать и сохранять учебную задачу.

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

    П: строить речевые высказывания в устной форме.

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

    Аргументация своего мнения и позиции.

    Учет разных мнений;

    Л:Самооценка на основе критерия успешности;

    Контроль и оценка успешности деятельности.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Написание слов-названий предметов  мужского и женского рода с основой на шипящий звук" 2 класс (конспект + презентация)...

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры.". 2 класс (конспект + презентация)

    Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры." 2 класс....

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...

    Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Написание тся и ться в глаголах" 4 класс (конспект + презентация)

    Конспект урока и презентация по русскому языку на тему: "Написание тся и ться в глаголах" 4 класс. ПНШ...