Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гласный звук всегда поётся, Гласный звук как песня льётся. Звук, свободно ты лети, Нет преграды на пути!

Слайд 2

и ы у е а о я ю э ё

Слайд 3

Маня марля няня маляры мала

Слайд 4

зрители, люди , котёнок, бельчонок

Слайд 5

мал-мял .

Слайд 6

рАд - нОс – мЫл – тУк -

Слайд 7

Май нос лук мэр дым Мяч нёс люк метр диво

Слайд 8

МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ МА, МО, МУ, МЭ, МЭ



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема: Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв.

Тип урока: закрепление изученного материала ;

Цель:  -дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

Планируемые результаты

предметные: -Способствовать развитию умения обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами;

 -закрепить, ранее  изученный,  материал;

-обогащать устную и письменную речи учащихся;

-формировать умения обозначать орфограммы на письме.

- личностные: - проявлять интерес к знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

Оборудование: презентация, Азбука: 1 класс:  В.Г.Горецкий

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный

Словесный

≈ 2

- Здравствуйте, ребята! Сейчас сядут дети, чье имя начинается на гласный звук (дети по очереди называют свои имена и садятся). А теперь сядут дети, чьё имя начинается на согласный звук.

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь, поудобнее,

Начнём скорей урок

Эмоционально настраиваться на работу.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

2.

Актуализация знаний.

Этап повторение.

Словесный

Приём закрепления и сравнения.

Фронтальный опрос.

Учебный диалог.

Минутка чистописания

≈ 5

А) - Из чего состоит наша речь?

- А предложения?

- А слова?

- Из чего состоят слоги?

- Чем обозначаются звуки на письме?

- На какие две группы делятся все звуки?(гласные, согласные)

- Почему они называются гласными?

(Потому что они поются голосом. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные)

Этот звук всегда поётся,

Этот звук как песня льётся.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

- Каким цветом обозначаются гласные звуки?

- Какую работу выполняют гласные звуки? (обозначают твердость или мягкость предшествующего согласного)

- А как вы определяете твёрдый или мягкий звук обозначает согласная буква?

- Чтобы вспомнить, какие гласные обозначают мягкость, а какие твёрдость, я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай-ка»:

и    ы     у    е   а    о    я    ю   э   ё

- На какие 2 группы их можно разделить?( ы, у, о, а, э

и, е, я, ю, ё)

- Какие гласные указывают на твёрдость согласных?

- Какие указывают  на мягкость?

- А как вы думаете, какой буквы, обозначающей мягкость согласных, здесь нет?

- Молодцы, с этими заданиями вы справились!

- Какая буква 4 по счету? (е)

-Пропишите эту букву в строчку, отступая две клетки.

 

Поддерживать учебный диалог

Характеризовать гласный звук

Участвовать в игре

Делить звуки на группы

Прописывать букву

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

3.

4.

5.

Постановка учебной задачи и ее решение

Метод: создание проблемной ситуации.

Физ. Минутка

Решение частных задач

Итог урока. Рефлексия.

≈ 10

≈20

=5

- Составьте схему слова «тюлень».

-Сколько в слове слогов? (тю-лень)-разбор

-Давайте запишем транскрипцию слова.

- Какую роль играют данные гласные буквы при письме?(Обозначают мягкость согласного звука)

- Как ещё можно обозначить мягкость согласного звука на письме? (Ь)

-Посмотрите на слова:

Маня                                                                                        марля

няня                                                                                          маляры

мала                                                      

Назовите  слова, написанные с заглавной буквы. Объясните, почему они  так написаны? Прочитайте  слоги в этих словах, где  согласные звучат мягко. Кто отыщет слова, где  все согласные звучат мягко? Какая  буква  им помогает? (Звучат ответы учащихся)

- Назовите слово, в котором  все согласные звучат твёрдо, мягко. Какие буквы помогают прочитать их твёрдыми, мягкими?

- Вспомните, о чём мы сейчас говорили и определите тему урока.

- Вы правильно определили тему урока, а теперь попробуем определить цели урока.

Учиться писать нужную гласную букву в словах после согласных;

- Уметь объяснять выбор гласной буквы;

- Быть грамотным человеком: умеющим правильно писать и объяснять написанное.

А теперь давайте встанем и разомнемся.

-Прочитайте слова: Зрители. (Людикотёнок, бельчонок.)

- Произнесите в каждом слове мягкие согласные звуки. Как обозначена на письме их мягкость? ( Е, Ё, Я, Ю, Ь)

-Запишите слова  : мал-мял.

-Что вы можете сказать о гласных в этих словах, чем различаются слова?

Гласная буква а обозначает гласный звук а и твёрдость предыдущего согласного звука.

Гласная буква я обозначает гласный звук а и мягкость предыдущего согласного звука

-Какое  главное отличие слов МОЛ и МЁЛ? 

( «Главное отличие в первом звуке. В первом слове  первый звук звучит твёрдо, а во втором слове - звучит мягко. )

-Откройте Азбуку на странице 55. Перепишите стихотворение .

-Первый вариант подчеркивает гласные , обозначающие мягкость предшествующего согласного.

-Второй вариант подчеркивают гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного.

-Прочитайте слова:

( рАд- (рЯд), нОс – (нЁс), мЫл – (мИл), тУк- (тЮк)).

-Замените гласную, обозначающую твердость согласного, на гласную, обозначающую мягкость согласного и запишите пары слов, подчеркивая гласные.

- Всегда ли нужны гласные буквы для обозначения мягкости согласных звуков на письме? В каких случаях не нужны? (ЧА-ЩА, ЧУ –ЩУ, Й)        

- Всегда ли гласные могут обозначать мягкость предшествующего согласного звука на письме?(нет)- (ЖИ-ШИ, ЦИ).

-Спишите слова в тетрадь:

Май     нос     лук    мэр   дым

Мяч     нёс     люк   метр  диво

- Какие буквы обозначают мягкость  согласных звуков? Подчеркните их красным цветом.

- Какие буквы обозначают твердость согласных звуков? Подчеркните их синим цветом.

- Давайте посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. О них мы уже говорили на прошлом занятии. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.

Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ

МА, МО, МУ, МЭ, МЭ

Заметили, что с гласными  первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго»), а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.

- Оцените свою работу на уроке. (Сигнальные карточки)

- Было ли вам интересно, трудно?

- Над чем ещё надо поработать?

Подводим итоги урока: 

- С какими волшебными буквами мы сегодня познакомились?

- С какими согласными звуками они дружат?

- Каким цветом в схеме мы обозначаем твердый согласный звук?

- Каким цветом в схеме мы обозначаем мягкий согласный звук?

-Урок окончен, Спасибо за хорошую  работу на уроке.

 

Составлять схему слова

Делать транскрипцию слова

Называть слова, написанные  с заглавной буквы

Объяснять свой выбор

Делать вывод

Формулировать тему и цели урока

Разминаться

Читать слова

Произносить согласные звуки

Закреплять знания

Объяснять отличие слов

Работать со стихотворением

Читать слова

Строить пары слов

Вспоминать орфограмму слов

Записывать

Поддерживать учебный диалог

Знакомиться с рядами звуков

Поддерживать учебный диалог

Оценивать свою работу на уроке

Подводить итог

Делать вывод

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л: установка на ЗОЖ.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

Л:Самооценка на основе критерия успешности;

Контроль и оценка успешности деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по обучению грамоте на тему: "Знакомство со звуками [М], [М`] и буквой М." 1 класс (конспект + презентация)

Цель этого урока научить различать звуки М и М`, развивать у учащихся фонематический слух, формировать умения звукового анализа слов, научить разбираться в моделях согласных звуков....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению  на тему: "Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "А. Л. Барто - Помощница, Зайка, Игра в слова " 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры.". 2 класс (конспект + презентация)

Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: "Зимняя прогулка.Фигуры детей в движениях. Пропорции фигуры." 2 класс....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Выражение намерений человека через конструкцию и украшение (флот)" 3 класс (конспект + презентация)...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...