Рабочая программа по русскому языку, 1 класс. УМК "Планета знаний" ФГОС
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Шарова Галина Васильевна

Рабочая программа  для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по  русскому языку  в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения и  обеспечена  УМК «Планета Знаний» под общей редакцией  И. А. Петровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_rus._yaz.docx49.57 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 №373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России: от 26.11.2010 № 1241,  от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060,от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507).

            Цели обучения русскому языку:

  • развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения);
  • формирование элементарной лингвистической компетентности.

             Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речевой деятельности, поэтому в курсе выделены уроки развития речи – 1 час в две недели, 5 часов в год.

Ведущим направлением курса русского языка в 1 классе является начальное овладение навыками письменной речи.

            Задачи:

  • Воздействие на эмоционально-нравственное, речевое и интеллектуально развитие учащихся.
  • Усвоение учащимися первоначальных знаний в области фонетики, графики, синтаксиса, орфографии, лексики.
  • Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Воспитание у школьников уважения к русскому языку как к части нашей национальной культуры

      2. Общая характеристика учебного предмета.

При отборе содержания учебного материала в УМК по изучению русского языка авторы опирались на заложенные в «Концепции содержания непрерывного образования» принципы развития, вариативности, спиралевидности.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка, на создание условий для проявления его самостоятельности, инициативности, творческих возможностей не только в накоплении знаний и формировании навыков решения предметных задач, но и в различных видах деятельности.

Согласно принципу развития усвоение ребёнком знаний и овладение умениями является не самоцелью образования, а средством развития личности.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития у обучающихся наблюдательности. Дети наблюдают за различными языковыми явлениями: за орфографическим и орфоэпическим произношением слов, за их изменением и образованием, за оттенками значений слов. Эти наблюдения позволяют развивать у детей орфографическую зоркость и языковое чутьё.

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения. Вариативность обеспечивает дифференциацию образования, т.е. возможность для индивидуального подхода к каждому ребёнку. При этом сохраняется инвариантный минимум образования как условие, обеспечивающее право каждого ребёнка на получение равного с другими начального образования.

Вариативная часть предусматривает изучение материала, который позволяет расширить знания обучающихся по данной теме. Здесь содержатся задания на дополнительное закрепление основного материала урока, а также задания, предоставляющие возможность применить полученные знания в нестандартных ситуациях. В вариативной части организуется проектная деятельность обучающихся. Осуществление «проектов» позволяет детям выйти за рамки учебника, расширить свои знания.

Изучение русского языка строится также по принципу спиралевидности. В 1 классе, после завершения курса обучения грамоте, учащиеся повторяют пройденное и получают возможность для систематизации знаний о предложении и тексте, об оформлении предложения на письме. В разделе «Фонетика и графика» отражён необходимый минимум понятий из области фонетики. На простых словах дети учатся проводить звуко-буквенный анализ слов.

На протяжении всего курса русского языка ведётся систематическая орфографическая работа, целью которой является формирование у обучающихся орфографической зоркости.

Особое внимание в данном комплекте уделяется формированию графического навыка и каллиграфического письма. Целью работы по чистописанию является формирование чёткого и каллиграфического письма. На каждом уроке русского языка отводится 5-7 минут для работы по чистописанию.  

             3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом и примерной программой начального общего образования предмет «Русский язык» изучается 5 часов в неделю. Общий объём учебного времени  в 1 классе составляет 55 часов в год.

 4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

             5. Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения   учебного предмета.

Личностные

 У учащихся будут сформированы:

  • Понимание важности нового социального статуса «ученик»;
  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
  • Понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа (на уровне соответствующем возрасту);
  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
  • осознание языка, как основного средства общения людей.

            Учащиеся получат возможность для формирования:

  • Восприятия русского языка, как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;  
  • осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;  
  • познавательной мотивации, интереса к русскому языку, как к родному; осознание слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов  и их значений в русском языке;
  • внимания к мелодичности народной звучащей речи;  
  • понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми.

           Предметные

          Учащиеся научатся:

  • Различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);  
  • интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;  
  • различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;  
  • использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твердых согласных;  
  • узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочения слов;  
  • различать произношение и написание слов (простейшие случаи);  
  • производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
  •   применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, об оформлении предложений на письме;  
  • запоминать написание словарных слов и правильно их воспроизводить;  
  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом 15-20 слов);  
  • выполнять основные гигиенические требования при письме.

           Учащиеся получат возможность научиться:

  • Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
  • определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
  • составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений);  
  • различать слова- названия предметов, признаки предметов и действия предметов;  
  • различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
  • находить родственные слова в группе предложенных слов.

     Метапредметные

           Регулятивные   Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с эталоном, находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
  • в  сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

           Учащиеся получат возможность научиться:

  • Понимать цель выполняемых действий;  
  • оценивать правильность выполнения задания;  
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно , и того, что еще не известно.

            Познавательные Учащиеся научатся:

  • Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста. рубрики, словарь, содержание);  
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;  
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника ( под руководством учителя);
  • моделировать различные языковые единицы (слово предложение);  
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

           Учащиеся получат возможность научиться:

  • Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, используя справочный материал учебника;
  • использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

           Коммуникативные Учащиеся научатся:

  • Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;  
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • высказывать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края, своей семье, здоровому образу жизни;  
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

           Учащиеся получат возможность научиться:

  • Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;

      строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для                 реализации проектной деятельности (под руководством учителя) 

      6. Содержание учебного предмета. Литературное чтение.

  Язык как средство общения

Фонетика, орфоэпия и графика (18ч.)Звуки и буквы русского языка. Различие гласных и согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука.Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов.Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.Алфавит. Название букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма.Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов.

Слово и его значение (лексика) (7ч.)Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными и противоположными значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова.Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения).

Предложение и текст (4ч.)Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста.Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам.Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.

Орфография (9ч.)Ознакомление с правилами правописания и их применением на практике:

  • обозначение гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу и буквосочетаний чк,чн);
  • раздельное написание слов;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях;
  • написание слов из словаря;
  • большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.

Повторение изученного в течение года (12ч.)

    7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Тема урока.

 Основные виды учебной деятельности.    

1

Речь устная и письменная.

Различать (на практическом уровне) случаи использования устной и письменной речи (собственной и чужой).Обсуждать (в паре) возможности аудио- видеотехники сохранять и передавать речь.

2

Слово и предложение.

Анализировать икорректировать предложения с нарушенным порядком слов.Находить в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений.

3

Предложение и текст.

Анализировать икорректировать предложения с нарушенным порядком слов.Находить в предложениях смысловые пропуски и ошибки в графическом оформлении предложений.

4

Знаки препинания.

Определять соответствие интонационных средств смыслу предложения. Воспроизводить одно и то же предложение с логическим ударением на разных словах.

5

Слог.

Объяснять слогообразующую роль гласного звука.Определять количество слогов в слове. Восстанавливать слова с нарушенным порядком слогов,конструировать слова из слогов

6

Перенос слов.

Обсуждать необходимость переноса слов. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса.Запоминать пословицу изаписывать её по памяти

7

Перенос слов.

Анализировать слова и выбиратьподходящее правило переноса слов на письме. Конструировать слова из заданного слова с  помощью перестановки букв (решать анаграммы)

8

Звуки и буквы.

Объяснять смыслоразличительную роль звуков речи. Выполнять звуко-буквенный анализ.Корректировать слова путем замены в них букв

9

Алфавит.

Правильно называть буквы русского алфавита.Объяснять необходимость существования алфавита.Распределять слова по алфавиту.

10

Гласные звуки.

Соотносить гласные звуки и буквы, обозначающие эти звуки.Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки.

11

Ударение.

Находить ударный гласный в слове.Наблюдать за смыслоразличительной ролью ударения. Экспериментировать с изменением ударения в словах.

12

Ударные и безударные гласные.

Находить в словах безударные гласные звуки. Фиксировать случаи расхождения произношения гласных и обозначения их буквами.

13

Ударные и безударные гласные.

14

Работа над ошибками.

Закрепление по теме «Ударные и безударные гласные».

15

Согласные звуки.

Объяснять смыслоразличительную роль согласных звуков, приводить свои примеры. Восстанавливать слова, записанные без букв, обозначающих согласные звуки.

16

Парные твёрдые и мягкие согласные звуки.

Дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки иобозначать их на письме. Осознавать отсутствие специальных букв для обозначения мягких и твёрдых согласных

17

Мягкий знак – показатель мягкости.

Списывание.

Характеризовать роль мягкого знака и букв еёиюя как показателей мягкости предшествующих согласных звуков. Изменять предложение по образцу

18

Работа над ошибками.

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

Дифференцировать в словах парные звуки (по твердости–мягкости и по звонкости–глухости).Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

19

Парные звонкие и глухие согласные звуки.

20

Непарные звонкие и глухие согласные звуки.

Определять непарные согласные звуки (звонкие и глухие).Подбирать близкие по значению слова и слова с противоположным значением. Дополнять предложение подходящими по смыслу словами

21

Р.Р. Обучающее изложение по «Парные звонкие и глухие согласные».

Выбирать одинаковые по смыслу пословицы. Сравнивать в словах количество букв и звуков. Устанавливать границы предложений в непунктированном тексте.

22

Работа над ошибками.

Шипящие согласные звуки.

Находить и правильноназывать повторяющиеся звуки в скороговорках.Дифференцировать в словах шипящие звуки жш, чщ. Запоминать правильное произношение слов, предложенных в учебнике

23

Сочетания жи-ши.

Сравнивать произношение и написание сочетаний жи и ши.Восстанавливать слова, вставляя пропущенные буквы и слоги.

24

Сочетания ча-ща.

25

Сочетания чу-щу.

26

Работа над ошибками.

Сочетания чк, чн.

27

Закрепление по теме «Шипящие согласные звуки».

Диктант по теме «Шипящие согласные звуки».

Списывать текст,расставлять знаки препинания.Восстанавливать текст стихотворения,  подбирая рифмы по смыслу.

28

Работа над ошибками.

Большая буква в фамилиях, именах, отчествах.

Различать имена собственные и имена нарицательные (без использования терминов).Сопоставлять (при работе в парах) полные и краткие имена.

29

Большая буква в кличках животных.

 Устное сочинение «Домашние питомцы».

Соотносить название животного с его кличкой. Сопоставлять иобъяснять случаи употребления прописной или строчной буквы в словах (майка — Майка).

30

Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек.

Объяснять написание в словах больших букв. Выбирать слова идополнять ими двустишия.Рассказывать о своём городе (деревне, улице).

31

Закрепление по теме «Имена собственные и нарицательные»

Списывание по теме урока.

32

Работа над ошибками.

Кто? Что?

Дифференцировать слова, отвечающие на вопросы кто? ичто?. Дополнять группы слов своими примерами.Составлять различные слова из данного набора букв.

33

Предлог.

Объяснять роль предлога для связи слов в предложении. Правильноиспользовать предлоги в своей речи. Определять название предмета по его описанию.

34

Какой? Какая? Какое? Какие?

Находить среди группы слов «лишнее». Подбирать к словам-названиям предметов слова-названия признаков и наоборот.

35

Что делал?

Что делает?

36

Закрепление по теме «Части речи».

Р.Р. Обучающее сочинение.

Подбирать к словам-названиям предметов слова-названия действий. Образовывать глаголы от имён существительных по образцу (без использования терминов)..

37

Работа над ошибками.

Родственные слова.

Выполнять задания по образцу. Находить близкие по значению слова. Выявлять общие признаки одушевлённых и неодушевлённых предметов (без использования терминов).

38

Родственные слова.

39

Комплексное повторение тем, изученных в  классе.

Расшифровывать слова, записанные без букв, обозначающих гласные звуки и контролировать их написание по орфографическому словарику. Объяснять прямое и переносное значение слов.Записывать слова в алфавитном порядке.

40

Контрольное списывание.

Сочинять рассказ о своей маме, используя упражнение-образец. Заучивать четверостишие, записывать его по памяти. Узнавать предмет по его описанию. Узнавать значение слов из толкового словарика

41

Работа над ошибками.

42

Комплексное повторение тем, изученных в  классе.

43

Контрольный диктант за год.

44

Комплексное повторение тем, изученных в  классе.

Высказывать своё мнение по поводу выводов главного героя из стихотворения «После первых уроков». Выполнять звуко-буквенный анализ слов по образцу.

45

Работа над ошибками.

46

Комплексное повторение тем, изученных в  классе.

47

Комплексное повторение тем, изученных в  классе.

48-50

51-55

Комплексное повторение тем, изученных в  классе.

Резерв

        8.Описание учебно- методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса.            

             Учебники и учебные пособия:

Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. «Русский язык». -  М.: АСТ, «Астрель».  2011г.

Т.М. Андрианова, В.А.Илюхина. Рабочая тетрадь в 2-х частях к учебнику «Русский язык». – М.: АСТ, «Астрель». 2015г

Интернет-ресурсы:

Презентации  к урокам  с сайтов Интернет   « В помощь учителю», «Коллекции презентаций» «Детские электронные презентации и клипы».

     Справочно-информационные и методические материалы:

Универсальное  мультимедийное   пособие   к учебникам  «Русский язык. 1 класс».

    http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю.»

Техническое обеспечение:

    Смарт- доск.  Ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...