Разработка урока по русскому языку по теме :" Заглавная буква в именах собственных" 1 класс.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Малахова  Асият  Рамазановна

Урок разработан в  соответствии с  требованиями ФГОС НОО. Интересные  и  занимательные  задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 "Отличника  народного  просвещения"

Тимова Мурата  Моссовича

аула  Урупского   муниципального образования  Успенский  район

                                                                                                                                          Учитель  начальных  классов

Малахова Асият  Рамазановна

 

Урок русского языка в 1 классе.

Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».

Цели деятельности учителя:

-формировать знания о написании слов с большой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок;

-учить применять эти знания в жизни.

Тип урока:урок открытия нового знания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;

получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Методы и формы обучения:частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:персональный компьютер,задания - карточки  для работы в парах,видеоролик для физминутки,простой карандаш, учебник, кружочки для самооценки.

Программное обеспечение:1 класс, учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, 2011 г., рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

№ п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные

действия

1.

Мотивация учебной деятельности.

- психологический

настрой;

-самоопределение к деятельности.

- Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Вспоминаем, применяем

И ни минуты не теряем!

- Приветствие учащихся.Слайд 1.

- Приветствуют

учителя.

- Рассаживаются

по местам.

- Проверяют

готовность к уроку.

Личностные:

- самоопределение;

Коммуникативные:

- планирование

сотрудничества с

учителем и одноклассниками.

2.

Актуализация знаний.

- Какое сегодня число?

- Какой сегодня день недели?

Откройте  тетради,  запишите  сегодняшнее число  и Классная работа. Слайд 2.

Какие ошибкоопасные  места вас  подстерегают  при записи слов и как мы  называем эти  слова?

Каллиграфическая минутка.(Образец букв прописан в тетради у каждого ребенка)

Какие буквы написаны на первой строчке.

- Чем похожи? Чем различаются? 

      Л   М   А

- Какие буквы написаны на второй строчке.)

- Чем похожи? Чем различаются?

                        Т   П   ГСлайд 3.

Отвечают на вопросы

Записывают в  тетрадь дату и  Классная работа.

Классная - удвоенная с, работа – буква а.

Словарные слова.

Л, М, А; заглавные

Дописывают строчку до конца по образцу 

Т, П, Г; заглавные

Дописывают строчку до конца по образцу 

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

3.

Постановка учебной задачи.

Посмотрите на доску, послушайте внимательно стихотворение и скажите, какую букву будем писать в словах?  

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста…

- Сформулируйте тему урока. Слайд 4.

- Какие задачи мы должны решить на уроке?

Слушают стихотворение.

Большую, заглавную.

Заглавная буква в словах.

Регулятивные:

- целеполагание.

Познавательные:

- анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов.

Коммуникативные:

- умение точно и полно высказывать свои мысли.

Личностные:

- смыслообразование – какое значение это имеет для меня.

4.

Актуализация имеющихся и необходимых знаний.

Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что имена, фамилии, географические названия, клички животных  пишутся с заглавной буквы:

-Молодцы! Правильно сегодня  мы  будем  говорить  о  словах,  которые  пишутся  с  заглавной  буквы.

А когда  же  слова  пишутся  с  заглавной  буквы?

-Сейчас мы отгадаем загадки и запишем слова с комментированием в тетради. Поставим ударение, подчеркнём безударную гласную.

а) И у мамы, и у папы есть,

     И у дочки есть,  и у внучки есть,

    Чтобы его узнать, надо вслух его назвать.

   (Имя)

- У мамы, у папы, у дочки  – что одинаково звучит?

(Фамилия)

б) В два ряда дома стоят,

Десять, сорок, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга глядят.

  (Улица)

в) Величав, красив и молод,

     За рекою вырос……..

                                    (Город). Слайд 5-8.

Кто  догадался,  какие  слова  пишутся  с  заглавной  буквы и почему?

- Сегодня мы научимся  писать имена собственные с заглавной буквы.

Имена, фамилии, клички, города:

Всё с заглавной буквы пишется всегда.

- А для чего нам нужны все эти знания?  Где мы их можем применить?

Ответы детей на вопрос: Когда же  слова  пишутся  с  заглавной  буквы?

Один учащийся работает у доски и комментирует.

Имена, фамилии, клички  животных, названия городов пишутся  с  заглавной буквы.Это  имена  собственные.

В жизни.

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.

5.

Физкультминутка

Выполняют  упражнения  разминки видеофизминутки. Слайд 9.

Выполняют  движения, которые  показываетпанда.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений с экрана.

6.

Первичное закрепление с

комментированием во внешней речи

Ребята  у  меня  на  доске  появились слова и знак.

Зовут, как , вас, ? Слайд 10

- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?

Что такое предложение?

- Как на письме обозначить начало предложения?

-Какая же первая работа у Заглавных букв?

(на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется первая запись «начало предложения») Слайд 11

– Запишем предложение: Как вас зовут? (Обратить внимание на  соединение букв, наклона, ширины и высоты букв)

У каждого из нас есть своё имя. Напишите своё имя. Я дотронусь до плеча, а вы прочитайте написанное. Почему в классе есть дети с одинаковыми именами, а они написали по-разному?

Но как вы все написали своё имя? Почему?

О ком  идёт речь?

1).В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и звали …(Дюймовочка) Слайд 12

запись: «Дюймовочка».

 – Как будем писать? Почему?

Имя героя записывается учащимся на доске.

2) Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка). Слайд 13

Запись слова.

3) А теперь попробуйте вспомнить, как и почему  зовут этого мальчика? Учитель показывает картинку с изображением Незнайки. Слайд 14

 Запишем и его имя.

Ребята, у всех – всех  имён есть что-то общее в написании. Что же это?

-Какая же ещё очень важная работа есть у заглавной буквы? Почему?

(на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется вторая  запись «имена сказочных героев). Слайд 15

Нужно правильно расставить слова и выбрать нужный знак.

Предложение – это слово или несколько слов, в которых содержится законченная мысль.

На письме первое слово записывается с заглавной буквы)

Записывают предложение Как вас зовут?

Имена одинаковые, но кто-то написал полное имя, а кто-то сокращённое.

С заглавной буквы.

Потому что это имя собственное.

О сказочных героях.

С заглавной буквы.

Имя собственное.

Пишут слово Снегурочка.

Пишут слово Незнайка.

Заглавная  буква.

Начинать имена сказочных героев.

Потому что это имена собственные.

Познавательные:

общеучебные– извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;

логические – осуществляют поиск необходимой информации

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий адекватно воспринимают оценку учителя

7.

Физкультминутка

Руки вверх - пришли учиться,

Руки вниз – а не лениться.

Сели, встали дружно вместе,

Покружились все на месте.

Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой)

Огорчаться мы не будем.(руки согнуть в локтях и круговые движения)

Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая  ноги достаём локтями рук)

К цели мы своей придём!

Активным на уроке будь, (прыжки на месте)

И станет легче школьный путь!

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений  учителем.

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Ребята  посмотрите у  вас  на  партах лежат  карточки на которой  записаны слова в два столбика. Давайте прочтем  слова  первого столбика и второго столбика. Слайд 16-17

Какая же ещё работа есть у заглавной буквы? (на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется третья  запись:«слова – клички животных».) Слайд 18

Самостоятельная работа.  Соединить названия и клички животных.

Проверьте выполнение своего  задания.

Прочитайте текст на доске.

Аул Урупский  расположен на правом  берегу  реки Уруп. Она впадает в Кубань близ города Армавира. Слайд 19

 - Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Что они называют?

А как называется  наш  аул на  родном  языке? Слайд 20

А кто знает, как переводится    это  слово с адыгейского языка и  почему  так  назвали  наш аул? В 1863 году,  наши предки выкупили  свои  головы и  освободились  от  крепостного  права. Поселились на  правом  берегу  Урупа  и  основали  аул.

(Значение слова крепостной объясняет  на родном языке.)

- Какая ещё работа у заглавных букв? (появляется надпись « географические названия») Слайд 21

Запишите  слова  с  заглавной  буквы  через  запятую.

У учащихся  на  партах карточки. Учащиеся читают слова.

Они  соединяют  названия и клички животных.

кот          Зорька

собака     Бурёнка

корова     Жучка

коза         Мурзик

Учащиеся проверяют  свою работу на экране.

Название реки, города, населённого пункта.

Шъхьащэфыжь.

Выкупленные головы

Записывают  слова  с  заглавной  буквы  через  запятую.

Личностные:

- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные:

- планирование деятельности;

- самооценка и самоконтроль выполняемой работы;

- формирование навыков работы по алгоритму.

Работа с текстом:

- формирование продуктивных методов работы с текстом.

9.

Включение в систему знаний и повторение

Когда же будем писать заглавную букву в словах?

Буква заглавная очень важна

В письменной  речи  для  дела  нужна.

Ставиться  буква у  строчки  в  начале,

Чтобы начало   все  замечали.

Имя, фамилия пишутся  с  ней,

Чтобы  звучали громко и  гордо

Имя  реки, имя  улицы, города.

Клички  животных, названия  книг.

Знает  об  этом любой ученик.

- А сейчас вашей задачей будет, работая в парах, выполнить в тетради  задание из учебника. Прочитайте поговорки. Когда так говорят? Запишите первую поговорку.

- У кого это задание вызвало трудности?  

- Как вы думаете, почему?

- Что нужно уметь и знать, чтобы выполнить это задание?

Учащиеся  слушают  стихотворение - правило  и  стараются  его  запомнить

Отвечают по опорным словам на  доске, которые складывались в ходе урока и по строчкам стихотворения.

Самостоятельная работа в парах по учебнику: стр. 126 упражнение 8.

Запись в тетрадь первой поговорки.

Личностные:

- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.

Регулятивные:

- планирование деятельности;

- самооценка и самоконтроль выполняемой работы;

- формирование навыков работы по алгоритму.

Работа с текстом:

- формирование продуктивных методов работы с учебником.

10.

Рефлексия урока.

Проводит беседу по вопросам:

-Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке?

– Какие слова надо писать с заглавной буквы?

- Что мы должны помнить?

Оцените свои знания :

Кому было легко работать на уроке, поднимите зеленый кружок?

- У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите желтый  кружок?

- У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите красный  кружок. Слайд 22

Благодарю вас за урок! Надеюсь, полученные  знания и навыки помогут вам быть грамотными и интересными в общении с окружающими.  

Отвечают

на вопросы.Имена, фамилии, клички, города:

Всё с главной буквы пишется всегда.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Самооценка с помощью кружков.

Регулятивные:

- самооценка  и самоконтроль.

Коммуникативные:

- формирование способов учебного сотрудничества.

Список используемой литературы:

  1. Русский язык: Учебник для 1 класса. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Просвещение,2011 г

  1. Поурочные разработки по обучению грамоте , 1 класс.О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова.Москва: Вако, 2013 г.

  1. Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Под.ред. Ладыженской Т.А. М.: Просвещение, 1992.
  2. Сборник правил, таблиц, примеров по русскому языку для начальной школы. Антипова Н.Б., Верниковская А.В.

 Мн.: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2006г.

  1. Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1 – 4 классы .

Авт.-сост. Н.В. Набойщикова.-Волгоград: Учитель, 2005 г.

  1. Учим играя. 1- 2 классы: занимательные и игровые задания по русскому языку и математике.

авт. – сост. Л.В. Лазуренко.- Волгоград: Учитель, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Заглавная буква в именах собственных"

 Тема: «Заглавная буква в словах»(2-ой урок) Учебное пособие:  «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий ( Школа России). 1-ый класс ...

Урок русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных".

Используя различные формы работы на уроке,  дети повторяют написание имен собственных.....

Урок - путешествие по русскому языку по теме: «Заглавная буква в именах».

Разнообразя формы проведения урока, заинтересовываешь детей . Поэтому данный урок ставит перед собой цели:1) путешествие в имена; 2) сообщить детям начальные сведения  об именах; 3) показать функ...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Написание букв Ч,ч" 1 класс

Конспект урока по русскому языку  разработан для учащихся 1 класса...

Конспект урока русского языка по теме: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»

Конспект  урока  русского  языкапо  теме:  «Заглавная  буква  в  именах  собственных»2 класс  УМК «Школа  России»...