Конспект урока русского языка "Разделительные ъ и ь знаки", 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки. Закрепление.

Цель деятельности учителя: повторить правила написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.

Планируемые результаты:

предметные: учить писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком, составлять алгоритм проверки написания разделительного твердого и мягкого знака.

личностные: развивать умение осуществлять коллективную постановку новых учебных задач; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: Русский язык: 3 класс 1 часть: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник в 2 –х частях. УМК «Перспектива», с. 49, 2012 год, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие с поурочными разработками  ; проектор; компьютер; доска; тетрадь.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

≈ 1

- Здравствуйте, ребята!

Приветствовать учителя. Настраиваются на работу.

Л.: мотивация к учебной деятельности, настрой на работу.

2.

Мотивационный

Практич.: группировка слов по типу изученных орфограмм.

Словес.: работа с текстом.

≈ 7

Актуализация опорных знаний.

- Запишите число, классная работа.

- Посмотрите на экран, перед вами слова, прочитайте их про себя и подумайте на какие 2 группы их можно разделить:

Дворня...ка, жемчу..., учас...ник, блю...це, ярос...ный, чес...ный, варе...ка, ненаст..е, капус...ный, варе...ка, тельня...ка.

- На какие группы можно разделить слова?  (слова с непроизносимым согласным в корне слова и слова с парными согласным)

Работа со словами

Теперь два ученика выйдут к доске. Первый пишет в столбик слова с непроизносимым согласным в корне, второй — с сомнительным согласным.

яростный(ярость), дворняжка( дворняжечка)

- Объясните вставленные буквы. Остальные работают у себя в тетради.

- Какое слово здесь лишнее и не подходит ни в один столбик. (ненастье) Почему?( потому что слово содержит мягкий знак)

- Когда мы пишем мягкий знак?

- Один второклассник решил, что разделительный мягкий знак надо писать после всех мягких согласных перед гласными, а разделительный твердый знак  - после всех твердых согласных перед гласными. ( на экране) Прав ли был второклассник?

Найдите ошибки в его ответе. ( разделительный мягкий знак пишется перед  буквами Е,Ё Ю, Я, И; другими гласными не пишется. Разделительный твердый знак пишется в приставках, оканчивающихся на согласную, перед гласными Е, Ё, Ю, Я.)

- А теперь попробуйте объяснить, какой знак пишется с слове «ненастье». Докажите.

Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм.

Группировать слова по типу орфограммы.

Работать с высказыванием, исправлять ошибки.

П: извлекают информацию из собственных знаний;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. Высказывания.

К: участвуют в учебном диалоге;  строят реч. высказывания,

П: извлекают необходимую информацию из текста.

3.

Постановка учебной задачи и её решение.

Практич.: формулировка темы урока.

Практич.:работа с правилом учебника.

Решение частных задач.

Практич.: писм. грам. Упр.

Практич.: составление алгоритма.

Практич.: объяснение вставленных орфограмм с помощью алгоритма.

 4

- О чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? ( о правописании разделительных твердого и мягкого знаков)

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (учиться писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком)

Работа с правилом учебника.

- Откройте учебника на стр. 49, найдите «Узелки на память»

- Прочитайте.

- Из скольких частей состоит правило? (2)

- О правописании каких букв

- Прочитайте 1 часть правила, 2. Скажите, после какой части слова пишется разделительный твердый знак? ( после приставки) Перед какими гласными?

- В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? (на конце корня) Перед какими буквами?( е, ё, ю, я и еще и)

- А какие две работы выполняем «и»? ( обозначает звук [й] на письме и мягкость предшествующего согласного)

Работа с упражнением в учебнике.

Найдите здесь же упражнение № 74. Прочитайте задание. Найдите в упражнении слова с разделительным твердым знаком, разделительным мягким знаком

- Какие особенности есть в звуковом составе этих слов? ( после согласного звука перед гласным произносится звук [й])

- Где в слове пишется разделительный мягкий знак? Перед какими буквами?

- В какой части слова пишется разделительный твердый знак? Перед какими буквами?

Кто выйдет к доске и напишет первых два предложения?

- Что нужно сделать?

- Что такое корень? Приставка? ( это часть слова, которая стоит перед корнем)

- Что нужно сделать, чтобы выделить приставку?( подобрать однокоренное слово)

- Что нам еще нужно сделать?( выделить грамматические основы)

- Что такое главные члены предложения?

- Как определить в предложении подлежащее? Сказуемое?

- Когда пишется разделительный мягкий знак, разделительный твердый знак?

- А теперь давайте с вами попробуем составить алгоритм , какой разделительный знак писать в слове, он у меня есть, только там все перепуталось и вам нужно восстановить последовательность.

Памятка.

1.Слушаем, как звучит слово.

2. Находим звук [й] после согласных перед гласными.

3. Находим корень или приставку, если она есть.

4. После приставки, которая оканчивается на согласную букву,  перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный твердый знак, в остальных случаях разделительный мягкий знак.

- А теперь с помощью этого алгоритма попробуйте объяснить какой же разделительный знак пишется в словах:

въезд, пьём

Формулировать тему и цель урока.

Работать с правилом учебника.

Обосновывать выбор разделительного знака, находить слова с определённой орфограммой.




Выделять грамматические основы.

Составлять алгоритм.

Используя алгоритм, объяснять вставленные орфограммы.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: обобщают.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Словес.: обобщение изученного.

- Что общего у разделительных твердого знака и мягкого знака? (Разделяют согласный и мягкий)

- Когда пишется разделительный твердый знак, мягкий знак?

Лестница успеха в тетрадях.

Обобщать изученное.

Отвечать на вопросы.

Оценивать работу на уроке.

Р: оценивать свою работу на уроке, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

П.: делать выводы, обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Конспект урока русского языка (с презентацией) во 2 классе по теме "Грамматическая основа" (УМК "Школа 2100")

Урок проводится с целью развития у учащихся 2 класса умения находить грамматическую основу предложения....

Конспект урока русского языка "Правописание сложных слов" 3 класс ПНШ

Урок с использованием технологии проблемного обучения и исследовательских методов....

конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."

В материале представлен  конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....