Правописание возвратных глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кропочева Мария Сергеевна

Цели деятельности учителя: познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.

 

Планируемые результаты:

 Личностные:

·        понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

·        способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью; 

Предметные:

·        способность контролировать свои действия;

·        познакомить детей с особенностями возвратных глаголов.

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение»  2012. Презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozvratnye_glagoly._4_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Учитель: Моисеенко Мария Сергеевна

Класс: 4

Конспект урока русского языка.

Тема: Правописание возвратных глаголов. 

Цели деятельности учителя: познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.

Планируемые результаты:

 Личностные: 

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;  

Предметные:

  • способность контролировать свои действия;
  • познакомить детей с особенностями возвратных глаголов.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Русский язык: 4 класс, 2 часть, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение»  2012. Презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент.

Словесный: слово учителя.

≈ 1

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь. Давайте проверим, все ли у нас готово к уроку. Внимательно посмотрите на своё рабочее место у вас на столах должны лежать: учебник, тетрадь, ручка. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы! Теперь мы готовы начинать урок. 

Приветствовать.

Настраиваться на предстоящую работу.

Проверять готовность к уроку.

Положительное отношение к урокам  литературного чтения, формирование ценностных ориентаций.

2.

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

 

Словес.: ответы на вопросы

Практический: записывать упражнение

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с правилом

 П: работа с упражнением

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

П: работа с упражнением

≈ 4

≈ 3

   Актуализация опорных знаний.

-Что такое склонение?( Изменение имён существительных по падежам.) - Как правильно написать безударное падежное окончание имени существительного? - Откройте тетради, отступите две клеточки и запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня четырнадцатое апреля.  Спишите с экрана словосочетания, вставляя пропущенные окончания имён существительных. Дружил с Игор.., написать на забор.., сгорели в печ.., гнездо на берёз.., сел у ел.., в белой шапочк.., пошёл по алле.., прочитал в книг.., ехал по коч..м, от гвоздик.. к фиалк.. .  Давайте проверим. По цепочке объясняем написание пропущенных окончаний имён существительных.

Изучение нового материала.

-Прочитайте глаголы и сравните их.

умывает- умываться

одевает- одеваться

моет- моется

-Что вы можете сказать? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? (Первые глаголы в каждой паре показывают, что действие совершается над кем- то или над чем- то, а второе- что действие совершается кем- то или чем- то над самим собой.)

-Что придаёт вторым глаголам такое значение? Чем глаголы отличаются по форме? (У вторых глаголов в парах добавляется -ся.)

-Как могут называться такие глаголы?

-Прочитайте, как они называются, на ст. 102 учебника. -Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать.)

-Прочитайте на стр. 102 сведения о языке.

-Какие глаголы называются возвратными? Назовите показатель возвратных глаголов. (Суффикс -ся)

-Как вы  думаете, почему в неопределённой форме перед суффиксом -ся всегда пишется мягкий знак? (Сохраняется суффикс неопределённой формы -ть).

 -Самостоятельно выполните упр. 211. Вам нужно  из упр. 210 выбрать возвратные глаголы и списать их. Подчеркнуть мягкий знак перед суффиксом -ся.

-Какие глаголы вы выписали? (Одеваться, стучаться, умываться, научиться, увидеться, обменяться.)

-У кого не так? Хорошо, молодцы.

-Толя, прочитай текст из упр. 212.

-О ком в нём говорится? (о Пуме)

-Что вы узнали о пуме из текста?

-Какие буквы вы напишите на месте пропусков? Объясните свой выбор.

-Спишите текст.                                                                          

-Найдите возвратный глагол в неопределённой форме. (Позабовляться)  

-Выделите суффикс неопределённой формы -ть и возвратный суффикс -ся.

-Выполните грамматический разбор слова прыгает как часть речи (Прыгает- гл., что делает?, н.ф.- прыгать, 1 спр., в наст. вр.,в 3-м л., в ед. ч., сказ.); и слово сбористым разберите по составу (серебр ист ым) . Кто пойдет к доске, выполнит разбор? Нужно два человека. (два ученика работают у доски).

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Списывать с доски.

Объяснять написание окончаний имён сущ.

Проверять.

Отвечать на вопросы.

Делать предположения.

Формулировать задачи урока.

Читать правило. Отвечать на вопросы.

Выполнять самостоятельно упражнение.

Выбирать нужные глаголы.

Читать текст вслух.    Отвечать на вопросы. Объяснять выбор буквы. Списывать упражнения. Выполнять грамматический разбор слов.

П: строят речевое высказывание 

К: умение достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • П: выполнять работу по цепочке.

Р: постоновка учебной задачи  

 

П: строят рассуждение

Р: осмысляют уч. материал;

П:  извлекают необходимую информацию из правила;

осуществляют по учебнику  поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

4.

5.

Физкультминутка

Практич.:выполнять упражнения

П: работа с упражнением.

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

≈ 1

≈ 4

Встаем. Сейчас я вам буду читать пословицы. Если в этой пословице употребляется возвратный глагол вы приседаете, если нет хлопаете. Готовы? 1) Тише едешь, дальше будешь.2) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 3) Любишь кататься- люби и саночки возить. 4) кашу маслом не испортишь. 5) Слышал звон, да не знаешь, где он. 6) Станешь лениться- будешь с сумой волочиться. 7) За чужим погонишься, своё потеряешь.

-Прочитайте задание к упр. 214.

-Что вы заметили при спряжении возвратных глаголов? (изменяется окончание)

-Как определить лицо и число этих глаголов? (по местоимению)

-Сделайте вывод, как изменяются возвратные глаголы. (по лицам и числам)

Упражнение в правописании возвратных глаголов

-Замените словосочетания одним словом, запишите. Выделите в глаголах возвратный суффикс. Подчеркните мягкий знак.

   Допустить ошибку (ошибиться), снять одежду (раздеться), настойчиво спрашивать о чём- то (интересоваться), приходить в негодование (злиться), приветствовать кого- нибудь при встрече (здороваться), испытывать волнение (волноваться).

Слушать учителя.

Выполнять задание.

Отвечать на вопросы.

 

Анализировать упражнение.

   

Делать вывод.

Заменять словосочетания одним словом.

Выделять возвратный суффикс. Подчеркивать мягкий знак.

К: умение слушать и слышать.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата.

6.

7.

8.

Рефлексия.

Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

Итог урока.

Словесный: ответы на вопросы.

Словесный: обобщение

д/з

-Выпишите возвратные глаголы в неопределённой форме. Подчеркните мягкий знак перед суффиксом -ся. 1) Чтобы из ручья напиться, надо наклониться. 2) Любишь кататься- люби и саночки возить. 3) Станешь лениться- будешь с сумой волочиться.

-Какие слова вы выписали?

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие глаголы называются возвратными?

Упр. 213 (с. 103)

Записать в словарик слово командир, составить с ним предложение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.  

Отвечать на вопросы.

Записывать д/з.

Р: осуществляют итоговый контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание возвратных глаголов

Правописание возвратных глаголов...

Технологическая карта урока «Правописание возвратных глаголов»

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов, овладение правилом правописания возвратных глаголов, овладение понятием возвратная форма глагола; формирование умения разгран...

Практические задания по теме "Правописание возвратных глаголов"

Правописание возвратных глаголов.Практические задания помогут решить проблему с выбором ТСЯ/ТЬСЯ в глаголах....

Конспект урока по теме: «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя:формирование навыка письма возвратных глаголов,овладение правилом правописания возвратных глаголов,овладение понятием возвратная форма глагола;формирование умения разграничив...

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»

Технологическа карта урока по русскому языку на тему: «Правописание возвратных глаголов»...

Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени», 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование навыка письма возвратных глаголов; овладение правилом правописания возвратных глаголов; овладение понятием «возвратная форма глагола»; формирование ...