Учебно- методический комплект на тему:"Изменение имен прилагательных по родам." 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

Першина Анна Сергеевна

конспект +презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imyon_pril_po_rodam.docx30.11 КБ
Office presentation icon презентация610 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

                                                               Тема:«Изменение имён прилагательных по родам»

Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен прилагательных.

Планируемые результаты:

Личностные:                                                                                                                                                                                - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные и внешние мотивы;

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

                - проявление познавательной инициативы в оказании помощи соучастникам;

                - понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

                  - развитие общеучебных компетенций.

Предметные:

- закрепят умение определять род имён существительных;

- научатся определятьрад имён прилагательных;

- получат возможность научиться определять связь частей речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания;

Оборудование: Учебник «Русский язык», 3 класс, часть 1, автор Рамзаева Т.Г., рабочая тетрадь; раздаточный материал; компьютер с программой Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, экран, презентация.

п.п

Этап урока

Методы и приёмы

t

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный момент

словесный метод

0,5

Здравствуйте, дети! Рада вас видеть в хорошем настроении. Нас ждёт впереди много нового и интересного, поэтому настройтесь на плодотворную и творческую работу. Присаживайтесь. Приступим к русскому языку.

Эмоциональнонастраиваютсянаработу;

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке;

II

Мотивационный этап

актуализация знаний;

фронтальная беседа;

методы: словесный, минутка чистописания

5

Проведём словарную работу. Запишем 5 уже известных нам слов. (из словарика)

На доске записаны слова: калач, посвистел, растение, беседа, весёлый.

– Составьте цепочку букв для минутки чистописания. В нее должны войти первые буквы написанных на доске имен существительных мужского, женского и среднего рода по следующим формулам:

– Какие цепочки букв у вас получились?

крббркрбкркббкркбр …

– Закончите строчку до конца, снова начиная с первой формулы.

определяют грамматические признаки имён существительных;

соотносят звук и

соответствующую ему букву;

выполняют письменную работу, соединяя буквы;

вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

III

Постановка учебной задачи

метод: эвристический;

проблемный диалог;

5

На доске запись:

солнце                   яркий весенний

трава                    яркое весеннее

цветок                  яркая весенняя

– Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи. (В левом столбике написаны имена существительные, они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные, они отвечают на вопросы какой? какое? какая? и обозначают признак предмета.)

– Какого рода данные имена существительные? (Солнце – ср. р., трава – ж. р., цветок – м. р.)

– Подберите к существительному солнце соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Солнце какое? яркое весеннее.)

– Подберите к существительному трава соответствующие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. (Трава какая? яркая весенняя.)

– Сделайте такую же работу и в  отношении  существительного цветок. (Цветок какой? яркий весенний.)

– Какие действия   мы   осуществляли   с именами существительными? (Мы заменяли существительные одного рода существительными другого.)

Можете ли вы определить, с чем это связано? Знакомо ли вам эта тема? Чем мы будем сегодня заниматься? Определите тему и цели урока

анализируют свою деятельность на предмет успешности/не успешности;

актуализируют ранее полученные знания по теме «Род имён существительных»;

выполняют пробное учебное действие;

определяют тему и цели урока;

самоопределение;

целеполагание;

сохранять учебную цель и задачу;

IV

Решение учебной задачи

метод: наблюдение над изучаемым учебным материалом;

чтение учебного материала;

списывание;

комментирование;

7

– Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого же рода и имя прилагательное.

– Определите род прилагательных, которые относятся к существительному солнце. Обоснуйте свой ответ. (Прилагательные яркое весеннее среднего рода, так как они относятся к существительному среднего рода – солнце.)

– Определите род прилагательных, связанных с существительным трава. (Прилагательные яркая весенняя женского рода, так как они относятся к существительному женского рода – трава.)

– Определите род прилагательных яркий весенний. (Прилагательные яркий весенний мужского рода, так как относятся к существительному мужского рода – цветок.)

2. Знакомство с правилом и работа по таблице. (Упр. 491, 491)

сравнивают;

вспоминают лингвистические понятия;

обобщают уже известную информацию в разделе «Морфология»;

обосновывают собственное мнение;

определение основной и

второстепенной информации;

IV

Физкультминутка

метод: наглядный

1

Выполнение упражнений по презентации.

выполняют

упражнения;

выполнение действий

V

Самостоятельная работа

письмо по памяти;

анализ учебного материала;

15

1. На доске записаны прилагательные:

1) зелёный, продолговатый, сочный… 2) маленькая, серенькая, пугливая…

3) дальняя, трудная, незнакомая…       4) красное, спелое, душистое…

5) белый, душистый, лесной…             6) мягкий, тёплый, пушистый…

7) высокая, стройная, белоствольная…8) смешной, забавный, короткий…

– К прилагательным каждого ряда подберите подходящее по смыслу существительное, определите род прилагательных и существительного, к которому они относятся. Подчеркните орфограммы.

выполняют задание;

готовятся к списыванию;

анализируют и соотносят полученные знания с имеющимися;

умение воспроизводить текстовую информацию;

VI

Включение новых знаний в систему и

повторение

постановка вопросов для осмысления, усвоения и закрепления;

5

Запись на доске:

… трусливый, а лев … .… полезный, а табак … .

… квадратный, а кольцо … .… хитрая, а осёл … .

… большой,  а мышка … .            … тёмная, а день … .

– Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Определите род существительных и прилагательных в каждом словосочетании. Подчеркните орфограммы.

Выполним упражнение 492

закрепляют способ написания текста описания;

отвечают на систему вопросов; контролирую свою деятельность;

умение применять знания в другой учебной ситуации;

VII

Рефлексия деятельности

методы анализа;

приём: фронтальный опрос.

1

– Чему учились на уроке?

– Как узнать род имени прилагательного?

– На какой вопрос отвечают прилагательные мужского, женского и среднего рода и какие имеют окончания? Приведите свои примеры.

Домашнее задание: упр 492, 493

подводят итоги урока, анализируют свою деятельность на предмет достижения целей урока.

понимание

успешности

деятельности;адекватное восприятиеоценкиучителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изменение имён прилагательных по родам

Слайд 2

Распредели слова на группы в зависимости от орфограмм Реч…, плач…, оз…ро, плющ…, рож…, …кно

Слайд 3

Проверь себя. Обоснуй ответ. озеро речь плач окно рожь плющ Что общего у всех слов? Что такое имя существительное? Как изменяются существительные? Определи род имён существительных Добавь в каждый столбик по слову

Слайд 4

Что объединяет слова каждого столбика? лес большая зимняя дорога большое зимнее озеро большой зимний суровый Подберите к словам первого столбика соответствующие из второго

Слайд 5

На какой вопрос отвечают имена прилагательные м. р.? Какой? Какие окончания они имеют? - ой, -ий, -ый

Слайд 6

На какой вопрос отвечают имена прилагательные ж. р.? Какая? Какие окончания они имеют? - ая, -яя

Слайд 7

На какой вопрос отвечают имена прилагательные ср. р.? Какое? Какие окончания они имеют? - ое, - ее

Слайд 8

Как изменяется имя прилагательное? Как определить род имени прилагательного? Назовите родовые вопросы и окончания имён прилагательных

Слайд 9

ВЫВОД: Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.

Слайд 10

Составьте слова, используя данную таблицу, запишите, определите род № приставка корень суффикс окончание 1 бессонница смертный лесной осиновое 2 полозья поле полевой красивая 3 подъехать вода сводный тяжёлый 4 донёс школьный водная чёрный

Слайд 11

В цепочке слов по очереди исключите лишнее по какому – либо признаку так, чтобы осталось только одно слово. Обоснуйте ответ. С…едобное, сил…ная, под…ём, в…едливая, под…ёмная, с…ёмная;

Слайд 12

Напишите предложения, вставляя нужные буквы. Определите род имён прилагательных Утренн… небо озарилос… светом. Исче… п…счан… откос (на)б…регу р…ки. У но… с…рдито пл…скалас… х…лодн… в…да. Голубоват… гл…зок незабу…ки выглядывает (из)тр…вы.

Слайд 13

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....

презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."

Данная презентация поможет познакомить с изменением имён   прилагательных по родам и числам;  поможет развитию умения определять род и число прилагательных;  углубить представлени...

Учебно - методический комплект. Русский язык. Связь имени прилагательного с именем существительным. 2 класс

Конспект и презентация к  уроку русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива"...

Тема: Изменение имен прилагательных по родам. Класс: 3-й. Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.Задачи урока:·         Образовательн...

Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном  числе" 3 класс...

Урок русского языка по теме: «Изменение имен прилагательных по родам» (3 класс, УМК «Школа России»)

Урок построен в соответствии с ФГОС. В ходе урока создается проблемная ситуация, устанавливается взаимосвязь между существительным и прилагательным, совершенствуется навык определения рода имени прила...