Урок русского языка по теме: «Изменение имен прилагательных по родам» (3 класс, УМК «Школа России»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок построен в соответствии с ФГОС. В ходе урока создается проблемная ситуация, устанавливается взаимосвязь между существительным и прилагательным, совершенствуется навык определения рода имени прилагательного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку по теме «Изменение имен прилагательных по родам» (3 класс, УМК «Школа России»)

Ф.И.О. учителя: Сонина Ольга Геннадьевна

Должность: учитель начальных классов

ГБОУ «Гимназия №1591» г. Москвы

Тема урока: «Изменение имен прилагательных по родам»

Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков

Планируемые результаты (Четкое определение итогового результата, поддающегося оценке)

Личностные: контролировать и оценивать свою работу

Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу;

планировать действия по выполнению задания.

Регулятивные:

определять цель, ставить учебные задачи, решать их под руководством учителя, оценивать свои достижения, осознавать причины своего успеха и неуспеха.

Познавательные:

овладеть умением извлекать информацию, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные:

строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в паре, умение договориться, вести диалог.

Предметные: отработка алгоритма определения рода имени прилагательного; упражнение в написании окончаний имён прилагательных единственного числа в именительном падеже;

Цель ученика:

учиться определять род имени прилагательного, закрепить знания об окончаниях прилагательных мужского, женского и среднего рода единственного числа в именительном падеже, применять эти знания на практике

Цель учителя:

создать условия для формирования у школьников представления о связи прилагательного с существительным,                  для отработки навыка правильного  написания окончания прилагательных с использованием алгоритма.

Задачи учителя:

  • отработка алгоритма определения рода имени прилагательного; упражнение в написании окончаний имён прилагательных единственного числа в именительном падеже;
  •  развитие памяти, быстроты реакции;
  •  воспитание бережного отношения к русскому языку, любви к природе.

Проблема:

необходимость в правильном согласовании прилагательных с существительными

Педагогические технологии:

информационно-коммуникационные, оценивания, проблемного обучения

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания каждого этапа

Форма взаимодей-

ствия

Универсаль-

ные учебные

действия

I этап: мотивационный

Цель: эмоциональный настрой,

подготовка детей к работе, включение в учебную деятельность.

Проверяет готовность обучающихся              к уроку,  создает эмоциональный настрой на изучение нового материала.

Чистописание

Слушают, отвечают на вопросы.

На партах у детей лежат:                                       - карточки для работы в паре (по одной на парту);                                                            - шкала достижений (для каждого учащегося).

Если пришли гости на открытый урок, можно начать со следующих слов:

- Необычный день у нас.                                И гостями полон класс.                                Что гостям сказать нам надо?

(- Видеть Вас мы очень рады!)

- Тихо сели.

- Руки?                                                            - На месте!                                                               - Ноги?                                                                    - Вместе!                                                               - Локти?                                                                - У края!                                                                     - Спина?                                                             - Прямая! 

- Мы с вами, ребята, отправляемся по дороге к знаниям, а в дорогу с собой возьмем хорошее весеннее настроение, которое вы старались передать и в ранее выполненном проекте «Весенняя страничка», и в пейзажах.

Прочитайте слова на экране:        

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм. »).  Слайд 1.                                     - Какие из этих качеств нам не понадобятся на уроке? («эгоизм» и «лень»). Слайд 2.

А оставшиеся качества мы постараемся проявлять не только сегодня, на уроке, но и всегда!                                                                  Какой частью речи являются записанные на доске слова? (Сущ.)                      А теперь образуйте от этих существительных однокоренные слова, отвечающие на вопрос какие?                      Ребята нашего класса какие? (Смекалистые, терпеливые, аккуратные, трудолюбивые, оптимистичные).                           

Какая это часть речи? (Имя прилагат.) 

- Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени прилагательном. Продолжите фразы.
1. Имя прилагательное обозначает…
(признак предмета).

2. Имена прилагательные изменяются … (по родам и числам).
3. Имена прилагательные в  единственном числе отвечают на вопросы… (какой? какая? какое?)

4. А во множественном числе эта часть речи отвечает на вопрос … (какие?)
5. Имя прилагательное связано с другой частью речи, которая называется …    (имя существительное).

Запишите в тетради число, классная работа.  

На доске:

оро
оло

–  в тетрадях на одной строке пишем сочетание букв оро, на второй – сочетание букв оло.

Вспомните словарные слова-названия птиц, в которых есть эти сочетания букв. (Воробей, ворона, сорока, соловей). 

 Запишите на следующей строке слово «словарь» и прозвучавшие названия птиц.

– Проверим.  Слайды 3, 4, 5, 6.                       Кто не допустил ошибок? Молодцы!

 Какая из этих птиц прилетает к нам весной? (Соловей).

Вспомните примету весны, связанную с соловьями. (Соловьи запели  - черемуха расцвела).                                                    Какие еще приметы весны, связанные с перелетными птицами мы изучали? (Грачи прилетели – проталины принесли. Зяблики появились – зеленая травка показалась).

Фронтальная

Личностные:            уч-ся понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные:

способность регулировать свои действия.

II этап: целеполагание.

Цель: создание проблемной ситуации, в результате - обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока

Подводит обучающихся к осознанию темы, цели урока и их формулированию.

- Наш друг Смайлик записал три предложения о весне. Вот что у него получилось. Слайд 7.

- Как вы думаете, ребята, всё ли правильно в этой записи? (Нет)

- В каких словах Смайлик  допустил ошибки?  

 - Какой частью речи являются эти слова?                                                                       

- В какой части слова у этих прилагательных допущены ошибки?          (В окончаниях)                                                                                                        

- Что не умеет делать Смайлик? (Определять род прилагательных, правильно писать окончания прилагательных).

- Действительно, Смайлик не знает, как согласуется имя прилагательное                     с именем существительным.  Давайте поможем сегодня Смайлику  обрести новые знания.                          

– Кто догадался, над чем будем работать на уроке? (Над изменением имен прилагательных по родам, над правильным написанием окончаний прилагат. м., ж. и ср. рода).                                                           

– Итак, тема урока -  изменение имен прилагательных по родам  Слайд 8.                                           

- Давайте прочитаем все цели урока. Слайд 9.

- Вспомним алгоритм написания окончания имени прилагательного. Слайд 10.

- На какой вопрос отвечают прилагательные м. рода? Какие у них могут быть окончания? 

- На какой вопрос отвечают прилагательные ж. рода? Какие у них могут быть окончания? 

- На какой вопрос отвечают прилагательные ср. рода? Какие у них могут быть окончания? 

 После этого показать  Слайд 11.

Слайд 12. Вернемся к предложениям,           в которых Смайлик допустил ошибки. Назовите словосочетания прил.+сущ. Определите род прилагательных  и назовите окончание. Слайд 13. (Уч-ся выполняют работу. Отвечающий должен воспроизвести алгоритм определения рода имени прилагательного: находим существительное, с которым связано прилагательное, определяем род существительного, значит, в этом же роде употреблено и прилагательное).

После этого показать  Слайд 14.

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить       о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи           с усилиями, трудолюбием.

Познавательные:

общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания  о новом изучаемом предмете

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли                    в устной форме.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке.

III этап: актуализация знаний

Цель: мотивация  к изучению материала,

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося

IV этап

изучение нового материала

Цель: получение новых знаний в результате исследования

Оказывает обучающимся помощь в достижении намеченной цели, консультирует их 

Оказывает обучающимся помощь в достижении намеченной цели, консультирует их 

Планируют способы достижения намеченной цели

Достижение поставленной цели

 Слайд 15.

– Запомните слова в том порядке, каком они представлены на экране. (Упражнение направлено на тренировку быстроты реакции и развитие памяти. На запоминание отводится около минуты. Далее учитель закрывает этот слайд. Можно показать слайд 16– пустой).

– Запишите прилагательное, которое было на экране последним, вместе                  с существительным, подходящим по смыслу (весенний день);

– запишите прилагательное, которое употреблено в женском роде, вместе               с существительным (весенняя погода);

– вспомните прилагательное, которое согласуется с существительным “утро”, запишите это словосочетание;

– вспомните и запишите первое прилагательное с подходящим                      по смыслу существительным (весенние деньки).

– А теперь проверим. Какое словосочетание записали первым? весенний день);

– Какое словосочетание записали вторым? (весенняя погода);

– Какое словосочетание записали третьим (с существительным “утро”)?

– Какое словосочетание записали последним? (весенние деньки).

 Слайд 17. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся на вопросы, приведённые выше).

– Какая часть слова изменяется у прилагательных?

– Выделите окончания прилагательных. С чем связано изменение у прилагательных окончания? (С изменением по родам).

– У какого из данных прилагательных нельзя определить род? (Весенние).

– Почему? (У прилагательных во множественном числе род определить нельзя).

– Определите род прилагательных в единственном числе. (При проверке отвечающий должен воспроизвести рассуждение, т. е. как определил род прилагательного).

А сейчас – зрительная  физминутка.

 

Работа с текстом.

– Послушайте небольшой текст.

                   Весна в лесу                                  Хороша ранняя весна в лесу! Ласково светит весеннее солнце. Лёгкие облака украшают голубое небо. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки. Появилась молодая травка.

– Задание: я читаю по одному предложению, а вы находите и записываете прилагательные вместе с существительными, и у прилагательных в единственном числе определяете род, выделяете окончания. (Учащиеся выполняют последовательно за учителем данное задание, по одному ученику учитель вызывает к доске).

Хороша ранняя весна в лесу! И т.д.

После выполненной работы:

– Подберите антоним к слову “ранняя” (Поздняя)                                                  

– Подберите антоним к слову “лёгкие”.  (Тяжелые).

 – Подберите синоним к слову “душистые”.  (Слайд 18 демонстрируется после ответов учащихся).

Слайд 19.  Какое получится предложение, если вместо слова “душистые” употребить слово “пахучие”?

– Красивое предложение?         

– Почему?

– Подберите синонимы к названию цвета “голубой”. (Лазурный, небесный – цвет весеннего неба, весенних облаков).

– А какого цвета бывает небо в пасмурную погоду? Отгадать вам помогут оттенки этого цвета: мышиный, свинцовый, пепельный. Слайд 20.

– А цвет солнца – жёлтый. Подберите прилагательные-синонимы, обозначающие оттенки этого цвета. (Лимонный, золотой, песочный, канареечный, янтарный, соломенный, яичный, шафрановый или шафранный). Слайд 21. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).

Фронтальная

Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров 

Познавательные:

общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме при определении рода имени прилагательного

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

V этап: применение новых знаний

Цель: самостоятель-

но применять новые знания

Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Работа в группах (Приложение 1)

А теперь – работа в группах (каждому ряду – свое задание; заранее разрезать и перемешать карточки). Подойдите, пожалуйста, к первым партам своих рядов.

Задание: составьте из предложенных слов поговорку о весне. Найдите прилагательное, определите его род. (все присаживаются, 1 ученик от группы отвечает).

Работа в парах (на карточках) (Приложение 2)

- Вспомним правила работы в парах.

1. Работать должны оба.

2. Один говорит, другой слушает.

3. Свое несогласие высказывай вежливо.

4. Работать тихо, не мешать другим.

Задание: соедините имена прилагательные из левого столбика с именами существительными из правого, в скобках укажите род прилагательных.

-  Все ли пары готовы?

Проверим.        

Какое первое словосочетание получилось? Назовите род прилагательного. И т.д.

- Оцените свою работу. Слайд 22.  Поставьте соответствующий знак внизу карточки.

У кого нет ошибок? Молодцы!

У кого есть ошибки? Исправили?

        

- Свои впечатления о весне каждый человек передает по-своему: словами, музыкой, красками. Давайте вспомним, как о весне говорил поэт С.А.Есенин. Вспомним отрывок из его стихотворения. (Ученик читает стих.)

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

-Поэт, для того чтобы более красочно описать свои впечатления использовал имена прилагательные. Давайте их найдём и определим род.

А теперь предлагаю послушать, как о весне рассказал композитор. Эта музыка помогает нам почувствовать красоту русской весенней природы, вызывает чувство радости, ликования, лёгкости, восторга.                                               Петр Ильич Чайковский «Времена года. Апрель». (Звучит отрывок). 

Но у этого произведения есть и второе название «Апрельская капель». Определите род прилагательного.

Застывшей музыкой называют произведения художников. Рассмотрите репродукции великих русских пейзажистов. Обратите внимание на названия картин. Рассматривая картины, ответьте на вопрос: словосочетания из каких частей речи взяли авторы для их названия?                                          Определите род прилагательных в данных словосочетаниях.

  Константин Фёдорович Юон «Мартовское солнце» (слайд 23), Исаак Ильич Левитан  «Весна. Большая вода».  (слайд 24). Какое сезонное явление природы изображено на этой картине? (Половодье), Герман Алексеевич травников «Майский лес» (слайд 25).

Итог урока.

Подводим итоги урока.                                          – Над какой темой работали?

– Как изменяются прилагательные?

– В каком числе изменяются прилагательные по родам?

– Как определить род прилагательных?

– Какие окончания у прилагательных мужского рода?

– Женского рода?

– Среднего рода? Слайд 26. (Учитель показывает этот слайд после ответов учащихся).

Групповая

Работа в парах

Фронтальная

Фронтальная

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

Познавательные:

логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания

VI этап: рефлексия

 Цель: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

 

- Удалось ли решить на уроке поставленные цели?                                              - Какие?                                                         - Помогли ли вы Смайлику в формировании умения правильного написания окончаний прилагательных? (слайд 27).

- А что мы еще не сделали? (не оценили свою работу)

- Оцените себя по шкале достижений (Приложение 3; предварительно дети подписывают листочки). Собрать листочки (попросить сделать это детей)

- Я поздравляю вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх.

7. Выставление отметок за урок.

8. Домашнее задание.

Ребята, я сегодня на уроке сказала о том, что каждый человек передаёт свои впечатления по- своему. Мне очень хочется, чтобы вы тоже попытались передать свои впечатления о весне. И написали мини-сочинение, используя для передачи своих впечатлений прилагательные. Это ваше домашнее задание (слайд 28) Определите род прилагательных, которые встретятся в тексте.

Урок окончен. Спасибо за урок!  (Слайд 29) .      

Фронтальная,

индивидуальная

(самооценка)

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной форме


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

c мекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм

Слайд 2

c мекалка, терпение, аккуратность, трудолюбие, оптимизм

Слайд 3

воробей

Слайд 4

ворона

Слайд 5

сорока

Слайд 6

соловей

Слайд 7

Наступил весенняя день. Светит яркой солнце. Слышна весёлый песня соловья.

Слайд 8

Тема : «Изменение имён прилагательных по родам»

Слайд 9

Цели урока 1.Повторить алгоритм написания окончания имени прилагательного. 2. Научиться правильно писать окончания прилагательных с использованием алгоритма. 3.Оценить свою работу на уроке.

Слайд 10

Алгоритм написания окончания имени прилагательного: 1. Нахожу прилагательное. 2. Нахожу существительное, с которым связано прилагательное. 3. Определяю род существительного, значит, в этом же роде употреблено и прилагательное. 4. Задаю вопрос , определяю окончание прилагательного и пишу его правильно.

Слайд 11

Окончания прилагательных в ед. числе : м. р. (какой ?): - ой , - ый , - ий ; ж. р. (какая ?): - ая , - яя ; ср. р. ( какое ?): - ое , - ее.

Слайд 12

Наступил весенняя день. Светит яркой солнце. Слышна весёлый песня соловья.

Слайд 13

Наступил весенн … день. Светит ярк … солнце. Слышна весёл … песня соловья.

Слайд 14

Наступил весенний день. Светит яркое солнце. Слышна весёлая песня соловья.

Слайд 15

1) весенние 2) весенняя 3) весеннее 4) весенний

Слайд 17

весенний ……. весенняя ……. весеннее утро весенние …….

Слайд 18

душистые пахучие ароматные духовитые духмяные

Слайд 19

Смолой запахли душистые почки.

Слайд 20

мышиный свинцовый пепельный

Слайд 21

лимонный, золотой, песочный, канареечный, янтарный, соломенный, шафрановый или шафранный

Слайд 22

Критерии для оценивания Всё верно - ! Одна ошибка - + Две ошибки - ? Три ошибки - -

Слайд 23

К.Ф.Юон «Мартовское солнце»

Слайд 24

И.И.Левитан «Весна. Большая вода»

Слайд 25

Г.А.Травников «Майский лес»

Слайд 26

Окончания прилагательных : м. р. (какой ?): - ой , - ый , - ий ; ж. р. (какая ?): - ая , - яя ; ср. р. ( какое ?): - ое , - ее.

Слайд 27

Цели урока 1.Повторить алгоритм написания окончания имени прилагательного. 2. Научиться правильно писать окончания прилагательных с использованием алгоритма. 3.Оценить свою работу на уроке.

Слайд 28

Домашнее задание 1. Написать мини-сочинение о весне (5-6 предложений) , используя прилагательные. 2. Определить род имен прилагательных.

Слайд 29

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Хороший      год

по        весне

видно.

Апрельский

цветок      ломает

снежок.

Майская     роса –

коням     лучше

овса.

Ласковое    слово

что      весенний

день.



Предварительный просмотр:

Работа в парах

Соедините прилагательные с подходящими по смыслу существительными.                В скобках укажите род прилагательных.

ласковое, весеннее  (…….)              …….      ветерок

изумрудная, шелковистая  (…….)  …….     солнышко

чистое, голубое (…….)                    …….      ручеёк

тёплый, лёгкий  (…….)                    …….     травка

холодная, ключевая  (…….)             …….    небо

звонкий, говорливый  (…….)           …….    вода

________________________________________________________________________

Работа в парах

Соедините прилагательные с подходящими по смыслу существительными.                В скобках укажите род прилагательных.

ласковое, весеннее  (…….)              …….      ветерок

изумрудная, шелковистая  (…….)  …….     солнышко

чистое, голубое (…….)                    …….      ручеёк

тёплый, лёгкий  (…….)                    …….     травка

холодная, ключевая  (…….)             …….    небо

звонкий, говорливый  (…….)           …….    вода

________________________________________________________________________

Работа в парах

Соедините прилагательные с подходящими по смыслу существительными.                В скобках укажите род прилагательных.

ласковое, весеннее  (…….)              …….      ветерок

изумрудная, шелковистая  (…….)  …….     солнышко

чистое, голубое (…….)                    …….      ручеёк

тёплый, лёгкий  (…….)                    …….     травка

холодная, ключевая  (…….)             …….    небо

звонкий, говорливый  (…….)           …….    вода



Предварительный просмотр:

____________________________

____________________________________________________________________________

       ничего понял(а)                           понял(а), но не всё                            всё понял(а)                                                                                                                                                                            

 

           

____________________________________________________________________________

____________________________

____________________________________________________________________________

       ничего понял(а)                           понял(а), но не всё                            всё понял(а)                                                                                                                                                                            

 

           

____________________________________________________________________________

_________________________

____________________________________________________________________________

       ничего понял(а)                           понял(а), но не всё                            всё понял(а)                                                                                                                                                                            

 

           

____________________________________________________________________________

____________________________

____________________________________________________________________________

       ничего понял(а)                           понял(а), но не всё                            всё понял(а)                                                                                                                                                                            

 

           

____________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России".

Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2 класс "Школа России". Презентация к данному уроку....

Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о морфологических признаках имени прилагательного; закрепление умений определять род имени прила...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имен прилагательных по падежам" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Изменение имен прилагательных по падежам»Цели деятельности учителя: закрепление знаний о морфологических признаках имени прилагательного; закрепление умений определять падеж имени п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Изменение имен прилагательных по родам"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений об  изменении имен прилагательных по родам; Задачи урокаДидактические:Познакомить с изменением им...