Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Соловьева Валерия Анатольевна

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о морфологических признаках имени прилагательного; закрепление умений определять род имени прилагательного.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.

Уметь: определять род имени прилагательного.

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения, развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: общеметодологической направленности

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13.04.2021                                                                                                                ФИО учителя: Гладких Н.К.

Школа: ОЦ №1                                                                                                                ФИ студента: Соловьева В. А.

Класс: 3 б                                                                                                                        ФИО методиста: Кондратьева И.И.

Кабинет: 205

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Изменение имен прилагательных по родам»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о морфологических признаках имени прилагательного; закрепление умений определять род имени прилагательного.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного.

Уметь: определять род имени прилагательного.

Личностные:

принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения, развивать самостоятельность и самоконтроль.

Тип урока: общеметодологической направленности

Оборудование:  учебник русского языка УМК «Школа России» Канакина В.П., Горецкий В.Г., 3 класс, 2 часть; презентация.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые результаты
(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Самоопреде-ление к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Проверьте свою готовность к уроку. Если у вас хорошее настроение улыбнитесь мне, теперь поделитесь своим хорошим настроением с соседом и улыбнитесь ему. А теперь, тихо сядут сначала девочки, а теперь тихо сядут мальчики.

Приветствуют учителя  и друг друга

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

II. Актуализа-ция знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: конструирование

4 мин

- Откроем тетради, запишем число, классная работа

- Прочитайте и запишите буквосочетания  ая, яя, ой, ый, ий, ое, ее, ые, ие.

- Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.

- Как вы думаете, какой частью слова могли  бы быть эти сочетания букв?

- Предположите, у  какой части речи?

Словарная работа

- На доске вы видите карточки со словами. Кто хочет выйти к доске и выбрать карточки, которые относятся к разделу, который мы сейчас изучаем?

Имя существительное        Имя прилагательное           Глагол        часть речи обозначает действие                обозначает предмет                обозначает признак предмета кто?  какой?        что? какие? что делает? какая? что сделает? какое?

- Образуйте от словарных слов,  которые я вам прочитаю, имена прилагательные и запишите их:

                       Мороз, хорошо, февраль, суббота, восток, комната.  

На доске сделана запись

-Прочитайте слова:

                    Лес, большой, озеро, дорога, еловый, зимний.

- Какие задания можно выполнить с этими словами?

- Разделите слова на группы. (Устно)

Записывают число, классная работа

- окончанием

- у прилагательных

Один ученик работает у доски

- морозный, хороший, февральский, субботний, восточный, комната.

- Разделить слова на существительные и прилагательные

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

Практический: устное упр.

4 мин

( На слайде появляется запись)

                                    лес                       большой

                                    дорога                 зимний

                                    озеро                   еловый

 - Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Что общего в словах левого столбика? Правого столбика?

 -   Чем отличаются друг от друга слова в первом столбике?

-   Определите род у имен существительных.

-   Умеем ли определять род имен прилагательных?

-   Ко всем ли сущ. подойдут данные  имена  прилагательные?

-   Что же надо сделать, чтобы они подошли?

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. 

- Вы уже познакомились с этой темой на прошлом уроке. Соответственно, чем мы будем сегодня заниматься на уроке, поставьте цель.

- В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопрос  какой? и обозначают признак предмета

- родом

- да

- нет

- изменить их

- Изменение имен прилагательных по родам

- определять род имён прилагательных и правильно писать родовые окончания имен прилагательных.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

П: построение речевого высказывания

К: аргументирование своей точки зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге

Р : целеполагание

IV. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Практический: анализ

Практический: работа с учебником; письмо по памяти

Практический: работа с учебником

18 мин

 - Подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Задайте от сущ. к прил. вопрос. Запишите словосочетания.

(работают у доски)

Лес (какой?) большой, зимний, еловый.

- Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и  у имен прилагательных.

- Какого рода существительное лес?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

Дорога (какая?) большая, зимняя.

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное дорога?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

Озеро (какое?) большое, зимнее.

Запишите словосочетание. Выделите окончания в вопросе и прилагательных.

- Какого рода существительное озеро?

- Какого рода будут имена прилагательные? Почему?

- Итак, как же мы определяли  род имён прилагательных? (Сначала определяли  род связанного с ним существительного).

- Все верно, молодцы!

- Теперь откройте учебник на странице 76, упражнение 132. Прочитайте задание.

- Прочитайте текст.

- Как мы можем озаглавить текст?

- Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Укажите род имен прилагательных.

- Давайте будем проверять. Кто-то одни прочитает нам на оценку. Не забудьте указать род.

- Есть те, кто не согласен? Молодец. Твоя оценка 5.

- Давайте разберем третье предложение по частям речи (см на памятку 4, стр 146)

- Молодец.

- Выпишите из второго предложения словосочетания с именем прилагательным. Что у вас получилось?

- Все верно. Молодцы.

- Прочитайте упражнение 133. Что нам нужно сделать?

- Будем работать на доске и в тетрадях. По одному человеку выходим к доске и записываем словосочетания, выделяя окончания прилагательных. Также не забудьте указать род.

Остальные работают в тетрадях.

- Молодцы. Как вы понимаете словосочетания: доброе имя, горячая пора, высокая награда, сладкая речь?

Отвечают на вопросы учителя

Читают текст
Ответы детей

Один ученик читает на оценку

Разбирают предложение по частям речи

Выписывают словосочетания

- Составить словосочетания

Работают у доски и в тетрадях.

Объясняют значения словосочетаний

П:дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речь. высказывания.

П: обобщают.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Физминутка

1 мин

 Немного отдохнем. Повторяйте упражнения за мной.

Выполняют упражнения

V. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой

Словесный: беседа

Практический:

письменное упражнение

10 мин

Работа по учебнику

Упр 133, стр 77.

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Упражнение 134 на странице учебника 77. Прочитайте задание.

- Запишите себе в тетрадь составленные словосочетания и укажите род имен прилагательных.

- На выполнение я даю вам 7 минут. Затем будем проверять.

- Давайте будем проверять. Сверьте свои записи с эталоном на слайде. Если у вас нет ошибок, можете поставить себе 5. Если у вас 1-3 ошибки, то 4. До 6 ошибок – 3.

- Есть те, у кого пятерки? Молодцы. Остальные ребята – вы потренируетесь написании и определении рода прилагательных дома.

Выполняют упражнение

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

VI. Итог урока. Рефлексия

Словесный: беседа

Практический: работа со словарным словом; конструирование

2 мин

 - Как изменяется имя прилагательное?

- Как определяется род имени прилагательного?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное  м.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное  ж.р?

- Какие имеет окончания?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное  с.р?

- Какие имеет окончания?

- Посмотрите на слайд. Дополните предложения. Кто хочет попробовать?

 

Я узнал….

  Я научился….

  Было интересно….

  Мне было трудно….

  Мне понравилось….

  Мне показалось важным….

- Урок окончен!

Отвечают на вопросы

Оценивают собственную деятельность

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии

Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель:  создать условия для успешного формирования у уч...

Конспект урока по русскому языку "Одушевленные и неодушевленные имена существительные" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительныеЦели урока:•  формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопро...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс  Школа России...

конспект урока по русскому языку «Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного».

laquo;Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного»....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное". Закрепление 2 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное". Закрепление 2 класс...

Конспект урока по русскому языку "Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку «Начальная форма имени прилагательного» 3 класс УМК «Школа России»

Тема: «Начальная форма имени прилагательного»Цели деятельности учителя: расширение знаний об имени прилагательном как части речи; представление о начальной форме имени прилагательного.План...