Система работы по формированию орфографической зоркости младших школьников
статья по русскому языку на тему
Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы – одно из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию орфографической зоркости младших школьников
Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы – одно из важнейших умений, которыми должны овладеть учащиеся начальных классов. К сожалению, в учебниках русского языка не выстроена система работы по формированию этого качества. Возникла необходимость разнообразить виды и приёмы работы на уроках русского языка для развития орфографической зоркости.
Основными компонентами системы работы являются:
1. Орфографическое проговаривание.
2. Карточки для развития орфографической зоркости.
3. Различные виды диктантов.
4. Работа по выявлению и исправлению собственных ошибок.
5. Зрительные диктанты по системе профессора Федоренко.
Остановимся подробнее на каждом компоненте системы.
Орфографическое проговаривание.
Обучение этому виду работы целесообразно начинать уже в букварный период, чтобы дети увидели разницу между звучащим словом и его написанием. Здесь же вводится понятие «Орфографическое чтение»
Есть несколько правил, которые не охватывает орфографическое чтение:
а) гласные после шипящих (жи - ши);
б) мягкий знак после шипящих;
в) правописание глаголов 2 лица единственного числа;
г) заглавная буква;
д) дефис в написании наречий;
е) правописание наречий (вдруг).
Прежде всего, очень важно, чтобы у детей при восприятии нового материала были задействованы одновременно несколько анализаторов, что обеспечивает более прочное усвоение новых знаний. Для этого из учебников «Русский язык» с 1 по 4 класс мы выписали все слова по темам «Безударные гласные в корне», «Парные согласные», «Непроизносимые согласные» на демонстрационные карточки чёрной тушью, выделив цветом орфограмму: безударные гласные – красным, парные согласные – зелёным, непроизносимые согласные – синим. Таким образом, при изучении новых слов у детей задействованы сразу три анализатора: формируется яркий зрительный образ слова с акцентом на тип орфограммы, дети воспринимают слово на слух и сами проговаривают его орфографически. Кроме того, где возможно, обязательно подбираются проверочные слова, что значительно расширяет словарный запас детей. Ведь известно, что большинство ошибок дети допускают не из-за незнания правила или неумения его применить, а именно из-за невозможности подобрать проверочное слово по причине скудного словарного запаса. Эта работа проходит в высоком темпе, занимает мало времени, но даёт огромный положительный эффект – дети практически не допускают ошибок в словах, с которыми они познакомились подобным образом, могут объяснить написание и тип орфограммы. Особенно полезно подбирать слова на соответствующие правила перед письменными работами, что позволяет значительно снизить количество ошибок.
С первых уроков русского языка мы работаем с карточками для развития орфографической зоркости. Они представляют собой бумажные прямоугольники 6х12 см, на которых схематически изображены все орфограммы, изучаемые в начальных классах. УУД – умение кодировать и декодировать информацию. Каждый ученик получает конверт с карточками, количество которых увеличивается по мере изучения новых орфограмм. Виды работы с этим пособием могут быть разнообразными. Наиболее любимый у детей – устный диктант. Учитель диктует текст (небольшой по объёму), а учащиеся после прослушивания каждого слова поднимают карточку с той орфограммой, которая в нём содержится. Особенно нравятся ребятам такие слова, на которые приходится поднимать много карточек. Ещё один вид работы: учитель пишет на доске слова на различные правила и ставит на рейку доски несколько карточек-орфограмм. Дети линиями соединяют слова с соответствующими карточками; или же учитель показывает карточку, а ученики приводят примеры слов на заданное правило. Работа с этим пособием позволяет, экономя время на уроке, достигать хороших результатов и избегать перегруженности детей письменными заданиями.
Для формирования орфографической зоркости велика роль различных видов диктантов. Это выборочный диктант (выписать слова с нужной орфограммой), диктант «Проверяю себя» (с пропусками тех букв, в написании которых ученик сомневается), диктант «с постукиванием» (учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой).
Работа по обнаружению и исправлению учащимися собственных ошибок – одна из важнейших составляющих в системе работы по формированию орфографической зоркости. Обучение этому виду деятельности целесообразно начинать во 2 классе. Каждый ученик получает «Памятку для работы над ошибками», в которой указан способ работы над ошибками в разных орфограммах. Проверяя тетради, учитель исправляет ошибки только на неизученные правила, а в остальных случаях (на начальном этапе обучения этому виду работы) зачёркивает неправильно написанную букву и ставит пометку на полях тетради с указанием номера орфограммы из «Памятки». Ученик, получив тетрадь, выполняет работу над ошибками, пользуясь рекомендациями, данными в «Памятке». Учитель, проверяя тетради, обязательно контролирует выполнение работы и зачёркивает свои пометки на полях напротив тех слов, работа над ошибками в которых выполнена правильно. В дальнейшем, по мере овладения данным видом работы, учитель ставит лишь пометки на полях без указания номера орфограммы и не зачёркивая неправильно написанную букву. Задача ученика: самостоятельно найти ошибку, исправить её и, определив тип орфограммы, поработать над ней. Правильное выполнение всех этапов работы говорит о высоком уровне развития самоконтроля.
Работая по данной системе, удалось достичь положительных результатов: значительно уменьшилось количество ошибок в письменных работах учащихся, возрос интерес к урокам русского языка, дети стали более внимательными, наблюдательными, что положительно сказывается и на изучении других дисциплин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/24/picture-84744-1614188886.jpg)
Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»
Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-56019-1354903233.jpg)
Статья "Формирование орфографической зоркости младших школьников".
Характеристика понятия орфограмм. Виды орфограмм....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-408388-1392895028.jpg)
проект по самообразованию "Формирование орфографической зоркости младших школьников"
Цель: представляет собой попытку выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.Задачи:1)проанализировать лингвистическ...
Формирование орфографической зоркости младших школьников (курсовая работа)
Актуальность моей курсовой работы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической зоркости на начальном этап...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/05/picture-944248-1504606892.jpg)
Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»
Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-84448-1526218553.jpg)
Система упражнений по формированию орфографической зоркости младшего школьника
С помощью системы специальных упражнений у обучающихся формируются навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека....