Конспект урока по русскому языку Окончания существительных во множественном числе в Р.п.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Комсолева Валерия Дмитриевна

Предмет: русский язык

Класс: 3-7

Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.

Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмму у существительных с основой на шипящий в форме Р. п.

Планируемые результаты:

ü  Предметные: решать проблему различения существительных ед. и мн. числа;  формулировать выводы на основе правил-плакатов

ü  Личностные: уметь определять принадлежность слов к конкретной части речи для осуществления самоконтроля в процессе деятельности (письма)

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др. презентация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.03_rya.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3-7

Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в Р.п.

Цель урока: научиться правильно, употреблять формы Р.п. мн.ч. существительных; усвоить новую орфограмму у существительных с основой на шипящий в форме Р. п.

Планируемые результаты:

  • Предметные: решать проблему различения существительных ед. и мн. числа;  формулировать выводы на основе правил-плакатов
  • Личностные: уметь определять принадлежность слов к конкретной части речи для осуществления самоконтроля в процессе деятельности (письма)

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др. презентация

Этап урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

1-2

мин

Здравствуйте, ребята, встали ровно подравнялись! Присаживайтесь.

Приветствовать учителя

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II

Мотивационный этап

Словесный:

фронтальная беседа;

5мин

Откройте тетради. Запишите число,  классная работа. Начнем урок русского языка с минутки чистописания.

slide_1

Словарный диктант

Чистый автобус,  вкусный винегрет,  весенний праздник,  солёный огурец, удобная кровать,  сытный обед,  первая победа,  холодный январь,  красивый вокзал

Откройте П. т. на стр. 33 Работа со словарным словом Победа. Какие новые словарные слова вы видите? (космос, космонавт). Сейчас прочитаем слово, выделяя ударный слог. (космос, космонавт) Достаньте свои словарики и запишите эти слова. Подчеркни в них орфограммы. В какую группу вы запишите эти слова? Что обозначают эти слова? (ко́смос — относительно пустые участки Вселенной; космонавт - человек, проводящий испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте.) П.т. с. 39 упр. 41. Что нужно сделать? Проверяем устно!

Посмотрите на доску .

Прочитайте слова:

В лесу нет лис.

В районе много сёл.

В подвале много мышей.

Что общего у последних слов?(все слова мн. ч  в Р.п.)

Сформулируйте тему урока.

Окончания существительных во множественном числе Р.п.

Сформулируйте цели  на урок:

Узнать … (какие окончания во множественном числе Р.п

Закрепить … (правописание окончание сущ. во множественном числе Р.п.

Сравнивать слова на доске

Определять тему по наводящим вопросам

Ставить цели на урок

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

К: выслушивать разные точки зрения

Решение учебной задачи

методы: репродуктивный,

беседа,

практический, научный метод познания;

методы: репродуктивный,

беседа,

практический, научный метод познания;

15 м

Откройте учебники на стр 69.

Прочитайте слова в Р.п.

Какое окончание у этих слов?(нулевое, ов, ёв, ей).

А вы знаете, как правильно говорить и писать: не было яблок или яблоков? Помидор или помидоров? Чулок или чулков? Носок или носков, ботинок или ботинков?

Откройте учебники на стр 74 и узнаем как говорить или писать слова. А поможет нам правило Летучей мыши.

Обсудите правило в парах.

Расскажите друг другу, что вы узнали.

Теперь расскажите мне.

Выполним упр. 83. Что нужно сделать?

Сначала устно раскроем скобки

(помидоров, апельсинов, яблок, мест, дел, ботинок, сапог, валенок, чулок, носков)

Списываем текст, выделяем окончания в этих словах. Какой вывод сделаем? Найдите правило

на стр 75.

О чём говорится в правиле?

Кто может повторить?

Давайте закрепим это правило, выполнив упр. 84

Прочитайте задание, что нужно сделать?

Самостоятельно выполните это упр. (1 у доски)

Сверяем с доской.

За ним среди ручьев и луж
Гудит, шумит машина – душ.

Что нужно сделать? (выделить окончание в словах, которые нужно было поставить в форму Р.п. мн.ч.)

Если верно + , не верно -

Открывать учебник

Находить и читать слова

Отвечать на вопросы

Слушать проблему

Открывать учебник и смотреть в таблицу, запоминать какие окончания пишутся

Выполнять упр 83

Списывать текст

Знакомиться с правилом на стр 75

Закреплять правило, выполнив задание

Проверять с доской

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
принимают освоенные способы действия.

Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

К: находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения используя для этой цели в качестве аргументов правила.

IV

Физ. мин.

Решение учебной задачи

методы: репродуктивный,

беседа,

практический, научный метод познания;

1-2

А теперь немного отдохнем

Видеоролик

Продолжаем работу.

Упр 85 Прочитайте задание, что требуется сделать?

1)списать текст, правильно писать предлог и частицу не

2)одной чертой подчеркнуть предлоги вместе со словами в форму которой они входят, сверху указать часть речи

3)двумя чертами подчеркнуть частицу не вместе со словами к которым они относятся, сверху указать часть речи

4) над сущ в форме мн.ч. указать падеж и выделить окончание

Приступайте к выполнению.

Ходят по морю кораблики

Без машин и без кают,

И никем не управляются,

И к земле не пристают.

Поставь подчёркнутые слова в начальную форму и покажи, как оно образовано.

корабль = кораб[л’] + ; кораб[л’] + -ик- = корабл/ик . Проверка с доски.

Прочитайте задание в упр. 86 1 у доски, остальные в тетради.

Что нужно сделать?

Ваша задача прил. и сущ. заменить в форму Р.п. мн.ч. и у сущ. которые получилось выделить окончание.

Посмотрите на образец на доске.

Звериные повадки – повадки зверей

Дальше выполняем самостоятельно за это упражнение на оценку.

Березовые ветки – ветки берез

Детские игры – игры детей

Воробьиные драки – драки воробьев

Дверные ручки – ручки дверей

Кленовые листья – литься клен

В конце урока сдадите тетради.

Закончите фразу

У сущ в форме мн. ч. Р.п. бывают окончание … (нулевое, ов, ев, ей)

У сущ с основой на шипящий в форме Р.п. мн.ч. …. (ь знак на конце не пишется)

Выполнять упражнения

Читать задание 85

Перечислять алгоритм выполнения

Приступать к выполнению упражнения

Ставить слово в начальную форму и показать как оно образованно Выполнять упр 86 самостоятельно на оценку

Смотреть образец на доске

Отвечать на вопросы

выполнение действия по образцу

Л:ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

V

Рефлексия

2-3

мин

Какие цели мы ставили?

Кто считает, что достиг поставленных целей, поднимите руку.

В чем у вас были затруднения?

Какие окончания у существительных во мн. ч. Р.п. ?

Спасибо за урок, урок окончен.

Анализировать свою деятельность

Вспоминать цели

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.

Словарный диктант:

  1. Чистый автобус  
  2. вкусный винегрет
  3.  весенний праздник
  4. солёный огурец
  5. удобная кровать
  6. сытный обед
  7. первая победа
  8. холодный январь
  9. красивый вокзал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Окончания существительных во множественном числе в родительном падеже»

Урок русского языка в 3-м  классе по теме: «Окончания существительных во множественном числе в  родительном  падеже» УМК "ПНШ" ...

Урок по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе"

Урок по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе", ПНШ, 3 класс...

Конспект урока по русскому языку Окончания существительных во множественном числе в И.п.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в И.п.Цель урока: учить работать с информацией, представленной в табличной форме; иллюстрировать обнаруженны...

Конспект урока русского языка «Окончания существительных во множественном числе в разных падежах» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка определения падежа у имен существительных во мн.ч., написания падежных окончаний существительных во мн.ч.; развитие орфографической зоркости путем нахожд...

Технологическая карта урока по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Выделение значимых частей слова" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: рефлексии.Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся об окончаниях существительных во множественном числе в разных падежах.Задачи урока:Дидактические:1. Вспомнить, как изменяются...