Лексика в языковом сознании младших школьников
статья по русскому языку на тему

Данный материал рассказывает об опыте работы с учащимися начальной школы по теме "Лексика в языковом сознании младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Лексика в языковом сознании младшего школьника» (выступление на Краевом педагогическом фестивале «Талант-2014»)

Здравствуйте!

Я приглашаю вас в путешествие под названием «Лексика в языковом сознании младшего школьника»

Образованность, интеллект, знание своего дела – эти качества всегда ценились. Но достаточно ли их для того, чтобы быть востребованным, занять достойное место в коллективе, добиться успеха в карьере?

  Сегодня образование  ориентировано на воспитание личности, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении, личности, в которой сочетаются профессиональные знания и умения с высокой общей культурой.

Яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого служит речь.

«Заговори, чтоб я тебя увидел», - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.

Задумываясь над словом, мы постигаем его красоту, его глубину, проникаем в сокровенные тайны того, что называется родным языком, начинаем осознавать, насколько чудесны эти божественные дары – язык и речь.

Главное богатство языка – это его словарный запас, который можно рассматривать как своеобразный ключ к миру.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.    

Так писал  Вадим Шефнер

В рамках новых стандартов обучения мы ведём гонку за инновациями, а наши дети всё хуже и хуже овладевают речевой деятельностью - с трудом пересказывают, выпускники пишут сочинения с огромными затруднениями, речь оскудела ... Пришла пора задуматься о том, чтобы найти пути выхода из этой ситуации.

Не секрет, что от успешности развития речи во многом зависит качество

дальнейшего обучения и воспитания.

Опираясь на свой опыт работы и опыт коллег, хочу обратить внимание,

на основные, на мой взгляд, задачи, решение которых необходимо для развития речевой деятельности младших школьников.

 – исправление недостатков речевого развития у детей, пришедших для обучения.                                                                                                                           Эту работу, желательно,  начать с занятий по предшкольной подготовке                                (как показали практика и исследования, детей с логопедическими проблемами за последние 25 лет стало гораздо больше, в некоторых классах до 50 %). Таких детей в шутку называют иностранцами.

На данном этапе необходима грамотная работа специалистов: логопеда, психолога.   Но зачастую в дошкольном учреждении говорят: «Вот пойдёте в школу, там научат говорить правильно». А время уже потеряно. И как трудно теперь справиться с тем, с чем год назад было намного легче.

Время работы с каждым ребёнком индивидуально и зависит от глубины проблемы.                                                                                                                          – грамотное использование возможностей урока и внеурочного времени.

Урок в большей степени ложится на плечи учителя, а вот внеурочное время должны правильно распределить родители, работники учреждений дополнительного образования, заботливые бабушки и дедушки.

И здесь всем нам необходимо работать в тесном сотрудничестве!!!

Нам, взрослым, следует не пропустить момент, когда маленький ребенок очень хочет, чтобы его понимали окружающие, хочет общаться с ними. Он вслушивается в речь взрослых, подражает им. Ребенок “рассматривает” устройство звучащих слов и постоянно тренируется. Причем не по требованию взрослых, а по собственному желанию.

Понаблюдайте за маленькими детьми — это очень интересно. Часто невозможно без улыбки смотреть на их старания. Как из частей конструктора, создает ребенок свои слова или толкование услышанных, но непонятных слов.

 1. Страстный

- Это наш сосед. Он всегда лохматый, грязный, пугает ребят из нашего двора, я его боюсь.

2. Нежный

- Человек, который всё время плачет, а когда жалеют ещё больше.

3. Отзывчивый

- Это тот, кто хорошо слышит.

4. Простой

- Это несовременный человек.

5. Трудоголик

- Это тот, который трудится голый.

6. Трудный

- Значит с ним тяжело что-то сделать. Например, мама мне купила трудный пряник.

7. Лукавить

- Это значит полоть лук.

8. Соха

Это такой зверь с большими рогами

А попробуйте отгадать, что означают эти слова с точки зрения ребёнка?

Кусака Курабастая, архангелы, голубятня, пищеварительница, зорко.

Эта бабушка Кусака Курабастая, потому что у неё зубы не настоящие.

 Архангелы – жители Архангельска.

По краям поляны растут кусты с голубой ягодой – это голубятня.

Я очень люблю бабушку. Она у нас пищеварительница.

        Таким образом, проявление интереса младших школьников к слову даёт возможность не только пополнить словарный запас, но и формировать отношение ребёнка к моральным ценностям общества, к окружающим людям, адаптироваться к условиям жизни, а значит решать задачи по нравственному воспитанию.

Узнав новое для себя слово, ребенок старается чаще его употреблять. А как вы понимаете, область применения полученных человеком знаний необъятна. И, я думаю, что её можно расширять в зависимости от условий, в которые попадает человек. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение.

Конечно, здесь стоит познакомить ребят с такой наукой как этимология. Этимология  - это не только исследование самого происхождения слова, но так же и наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и лишь упорного и любознательного обязательно ждут открытия.

На что же  влияет речь?

На:

•        Процесс адаптации ребёнка к школе

•        Учебную успешность

•        Эмоциональное развитие

•        Нравственное воспитание

•        Благополучие в будущей жизни и другие важные жизненные процессы

Исследования показали, что на словарь школьника влияет ряд факторов:

возраст, семья, индивидуальность характера, круг чтения, интересы, средства массовой  информации, образование, общение, национальность, пол; у девочек словарь более развит, чем у мальчиков. 

Этот кластер может разрастись в огромную гроздь, если каждый фактор рассматривать подробнее.

Безусловно, в первую очередь должно быть не количество, а качество.

Какие признаки характеризуют качество речи?

•        Точность

•        Знание предмета

•        Логика мышления

•        Умение выбрать слово

•        Понятность

•        Чистота

•        Отсутствие лишних слов, слов паразитов, слов –  сорняков

•        Богатство и разнообразие

•        Многозначные слова, синонимы, фразеологические обороты

•        Выразительность

 Следовательно, эта тема актуальна и в наше время.

Нам, учителям, очень хочется, чтобы наши ученики свободно владели литературным языком, который без сомнения будет воспитывать в них творческую личность.

 А творческая личность:

•        Ставит перед собой проблему

•        Формирует пути её решения

•        Решает проблему

•        Получает результат

•        Оценивает его

Благодаря различным методам, формам работы, мне удаётся достичь хороших результатов, помочь раскрыться ребёнку, родителям и самой.

Мы работаем в постоянном сотворчестве.

Практическая часть

Великий российский психолог и педагог Лев Семёнович Выготский писал: «Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно».

Как в игре можно выяснить логопедические особенности ребёнка? 

Я делаю это с помощью разминок:

Например «Телескоп»

Выдвигаем телескоп: УУУУ!                                                                             Открываем створки телескопа: вжик-вжик

Протираем чистой тряпочкой: чик-чик-чик-чик

Смотрим, а там высоко в небе звезды: чпок – чпок – чпок - чпок….

Разминка про шарик, про бабушку….

А потом с помощью этих разминок можно корректировать речь.

В работе над усвоением словарных слов. 

Исследовав происхождение слова, ребята легче запоминают его написание.

КАПУСТА – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.

Название капуста получила от латинского слова капут – “голова, кочан”.

Капуста – капут = “голова капусты”.

На уроке православной культуры ребята выбрали проект «Спешите делать добро». 

В первую очередь они выяснили происхождение слова ДОБРО

ДОБРО - слово общеславянское и означает оно что-то хорошее, полезное, подходящее.

А происходит оно от слова ДОБА. Именно от этого слова образовались слова: ДОБРОТА, ДОБРЕТЬ, СДОБРИТЬ, ДОБРОВОЛЕЦ, ДОБРОДЕТЕЛЬ и так далее.  

А ещё поднимите руку, кто  любит СДОБНЫЕ булочки?

СДОБНЫЕ, мягкие пышки, которые во рту тают, когда их горячим чайком запивают.

В основе этого слова тоже  корень -ДОБА-.

А ещё корень –доба – входит в состав слов ДОБЛЕСТЬ, ПОНАДОБИТЬСЯ, УДОБНЫЙ, и даже слова НАДО.

Есть мнение, что даже слово ЧУДО имеет к этому корню родственное отношение.

Видите, какие интересные, а порой и неожиданные родственники находятся у слова ДОБРО. Согласитесь, нет ничего интереснее истории родного языка

Для выступления на школьной научно-практической конференции ученица с мамой выбрали тему «История русского кокошника».

При подготовке они выяснили, что слово «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха.        

Как познакомить учащихся с самим понятием «лексическое» значение слова.

Первые уроки по литературному чтению из комплекта «Планета знаний»– путешествие по стране Вообразилии.  Дети не сразу знакомятся с толкованием этого слова, которое дано в учебнике.  Сначала они высказывают своё мнение, что значит вообразить, затем читают  толкование этого слова в словаре.

На следующем уроке я начинаю с того, что задаю детям вопрос.

Учитель:

- Ребята! А как вы думаете, всегда ли из звуков складываются слова?  /Да.

- Назовите слова, которые вы составили.

( в основном дети составляют слова, которые есть в русском языке)

- А теперь послушайте историю из книги шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок».

Героиня этой книжки, маленькая фантазёрка Пеппи, придумала Куко-рямбу. Сначала придумала, а потом стала её искать.

Искала в магазине, в скобяной лавке (продажа лёгких железных изделий (скоб, крюков, задвижек, костылей)), в кондитерской. Потом она подумала, что это, наверное, болезнь и пошла к доктору. Но и у доктора Кукорямбы не оказалось. И слово кукорямба ничего не означало до тех пор, пока Пеппи не назвала так выдуманное живое существо.

Учитель:

- Ребята, почему Пеппи не нашла ничего, что называется кукорямба?

Ученики:

- Потому, что она сама придумала это слово, оно ничего не обозначает.

Учитель:

- Правильно. Набор звуков становиться словом только тогда, когда он что-нибудь обозначает. У каждого слова есть своё смысловое значение. Оно называется лексическим значением слова.

(информация для учителей. Но любое придуманное слово будет обладать морфологическими признаками.)

А зачем словам нужно лексическое значение?

Ученики:

- Лексическое значение отличает слова друг от друга.        

Учитель:

Итак, я утверждаю, что все слова имеют своё собственное лексическое значение. И все они живут в толковом словаре.

Вы согласны с моим утверждением?

Ученики:

Нет.

Учитель:

Почему?

Ученики:

Потому, что есть слова, которые ничего не обозначают, и ни в одном словаре их не найдёшь.

Учитель:

А теперь снова вернёмся к вопросу: всегда ли из звуков складываются слова?

Ученики:

- Нет, только тогда, когда набор звуков (фонем) имеет лексическое значение, которое отличает это слово от других слов языка.

Скажите, коллеги, чего нам, людям  всё время не хватает, кроме денег?

Вот и мне не всегда хватает времени ответить на вопросы учеников. Поэтому я использую заочное общение или как называют психологи «холодный» контакт. Дети могут задать мне, другим учителям, одноклассникам вопросы, но письменно. Это и развитие речи, и проверка грамотности, и выявление интересов учащихся, и много разных воспитательных моментов.

А результат нашего труда? Он, конечно, впереди.

Долгое время я сотрудничала с преподавателями выразительного чтения и русского языка и литературы  Железноводского педагогического колледжа Остапенко Валентиной Евгеньевной и Куденко Ниной Ивановной.               Результат нашей совместной работы – Методические рекомендации.

В настоящее время они дорабатываются и обновляются.

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов

Купаться ежечасно!

                                                    А. Шибаев

Хочется верить, что наступит то время, когда не только в школе будет звучать правильная речь. И всё больше и больше людей будут испытывать желание владеть русским литературным языком. А его правильное использование станет  не только условием сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и ресурсом эффективности и благополучия его будущей жизни.

Всем нам я желаю творческих успехов и успешности в жизни.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников

В статье представлен опыт работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников на основе нравственных идеалов и духовных ценностей. Приводятся примеры социально ориентированных проектов и...

Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности

Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....

Влияние средств массовой информации на формирование эстетического сознания младших школьников.

Доминирующая особенность современного состояния мирового сообщества в целом и отдельных национальных государств выражается в активном и динамичном развитии информационного пространства. Это является о...

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Можно выделить несколько направлений внеурочной деятельности: расширение исторических знаний, приобретенных на уроках; получение новых знаний краеведческого характера....

Формирование экологического сознания младших школьников

В этой статье приведён опыт работы учителя, направленный на формирование экологического сознания подрастащего поколения. Опыт написания учебных исследовательских работ. Особый акцент на эксперименталь...

Абстрактная лексика в языковом сознании младшего школьника.

Абстрактная  лексика в языковом сознании младшего школьника....