Технологическая карта урока. Тема: «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

конспект урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._mestoimenie.docx42.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: «Местоимение как часть речи»

Цели деятельности учителя:

  1. Научить распознавать личные местоимения;
  2. Научить определять их грамматическое особенности.

Планируемые результаты:

-предметные:  умение определять распознавать личные местоимения; умение употреблять местоимения в речи, в частности заменять имена существительные личными местоимениями.

-личностные:   принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование:   учебник, компьютер, проектор, презентация, карточки для рефлексии.

Тип урока:  открытие новых знаний

Этапы. Методы и приемы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент.

Словес.: слово учителя.

Нагляд.: презентация

11.10- 11.11.

Давайте красиво все встанем, выпрямимся, улыбнемся друг другу. Доброе утро, ребята!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс.

Л.: смысло-

образование

Мотивационный.

Нагл.: презентация

Практич.: записывают каллиграфически

11.11-11. 15

 А теперь откройте  тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Двадцать шестое  февраля.

Классная работа.

Минутка чистописания.

 Я

мы

пропишите эти слова в строчку.

 Прописывают слова каллиграфически

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Актуализация знаний

Практ.: выполнение задания

Нагл.: презентация

11.15 – 11. 18.

Солнечный день.

Просклоняйте это словосочетание по падежам.

Измените это словосочетание во множественном числе?

Солнечные дни.

Просклоняйте по падежам это словосочетание.

Теперь проверьте сами себя.

Просмотрите на экран.

Выполняют задание

самопроверка

.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных

учителем ориентиров;

Постановка учебной задачи и ее решение

Нагл.: презентация

Словес.: слово учителя

Словес.: учебный диалог

Словес.: ответы на вопросы

Словес.:

формулируют тему урока, ставят цели урока

11. 18. – 11. 20

11.20 –

11. 21

11. 21 –

11. 22.

Послушайте стихотворение.

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придет

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Всё подряд,

Он объяснит мне,

Что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал

Свой рассказ:

- они ползут,

А он им – раз!

А тут как раз

Она ползла,

А он как даст ему

Со зла!

Они ей – раз!

Они им – раз!

Но тут как раз

Её он спас,

Он был с ней

Заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно я еще мала:

Я ничего не поняла.

Почему девочка ничего не поняла?

(брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями)

Что такое местоимение?

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

С какими местоимениями вы уже знакомы? (с личными)

Какие это местоимения?

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

(Местоимение)

Какие цели мы поставим на урок?

Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения

Внимательно слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на вопросы

Самостоятельно ставят цели урока и формулируют тему урока.

П.: извлечение необходимой информации.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Решение частных задач

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: выполнение упражнения

Словес.: учебный диалог

Словес.: чтение

Практ.: работа со словарем

Словес.: учебный диалог, фронтальная работа

Практич.: выполнение задания в карточке

Словес.: учебный диалог

Практич.: разгадывание загадок

Нагл.: презентация

Практич.: выполнение грамматического упражнения

Нагл.: презентация

11. 22

- 11. 24

11.24 – 11. 27

11. 27 –

11. 30

11.30 –

11.31

11. 31 – 11. 34.

11. 34 – 11. 37.

Откройте свои учебники на стр. 52.

Выполните упр. 108.

Зеленые листики –

И нет зимы.

Идем раздольем чистеньким – и я, и ты, и мы.

Назовите личные местоимения.

Какова их роль в речи?

(указывают на предмет, но не называют их)

Посмотрите на экран.

(личные местоимения и картинки)

Она  играет.

Мы поем.

Ты читаешь.

Можем ли мы узнать, как зовут девочку?

Какой вывод можно сделать исходя из этого?

Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его.

Проверим наше суждение. Прочитайте выделенный текст на стр. 52.

Выполните упр. 109.

Прочитайте.

Запишите личные местоимения.

Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Найдите в толковом словаре значение слова личный.

Как вы думаете, почему данные местоимения называют личными?

(они указывают на лицо или лица)

Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (я, мы)

Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь?  (ты, вы)

Какие личные местоимения указывают на того или тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)

Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

Выполните упр. 110.

  1. Он в самом омуте живет, хозяин глубины. Имеет он огромный рот, а глазки чуть видны.
  2. Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвет – другой наживет.

Прочитайте первое предложение.

Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

Вместо какого слова оно употреблено? (он - сом)

Прочитайте второе предложение.

Назовите личное местоимение, которое в нем употреблено.

Вместо какого слова оно употреблено?

(она - ящерица)

С какой целью в загадках используют местоимения?

Выполните письменные задания к упражнению.

Отгадайте загадки. Выпишите местоимения, рядом запишите слова, которые они заменяют.

Утром –

Так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. (оно - солнце)

А стемнеет – он придет:

Тоненький, смущенный, -

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. (он - месяц)

Грациозна и умна,

И хитра немножко,

Для мышей она грозна.

Кто же это? ( она - кошка.)

Молодцы!

Выполняют письменное упражнение

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Формулируют выводы

Читают

Работают со словарем

Ответы на вопросы

Отвечают на вопросы учителя,

Выполняют задание письменно

Разгадывают загадки

Выписывают местоимения и слова, заменяющие их.

Р.: выполнение учебного действия

П.: поиск и выделение необходимой информации

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Р.: выполнение учебного действия

П.: поиск и выделение необходимой информации

Итог урока. Рефлексия.

Словес.: учебный диалог.

Практич.: выполняют задание в карточке

Нагл.: презентация

Словес.: учебный диалог

11. 37 – 11.42

11. 42 –

11.50

Графический диктант.

Я раздаю вам карточки с утверждениями, ваша задача расставить знак «+» , если согласны с утверждением и знак « - », если не согласны с ним.

  1. Местоимение – часть речи.
  2. Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
  3. Он – это местоимение.
  4. Местоимения не называют предмет и не указывают на него.
  5. Личные местоимения заменяют имена существительные.

Итак, ребята, что мы сегодня делали на уроке?

Вернемся к целям нашего урока, которые мы вместе поставили.

 Достигли ли мы этих целей?

Какое задание вам больше всего понравилось выполнять?

Какие трудности вы испытывали?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Была ли тема для вас сложной?

Домашнее задание: упр. 111 стр. 53

За работу на уроке я выставила оценки.  

Наш урок закончен. Всем спасибо, до свидания!

Записывают д. з.

Анализируют урок.

Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке.

Отвечают на вопросы учителя

Анализируют свою деятельность

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л.: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.

К.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания