"Написание писем. Эпистолярный жанр"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napisanie_pisem._epistolyarnyy_zhanr.docx56.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Написание писем. Эпистолярный жанр.

Цели:
1. Знакомство с жанром письма.
2. Развитие речи учащихся, обогащение их знаний посредством ознакомления с эпистолярным жанром как разновидностью текста;
3. Развитие коммуникативной компетентности, культуры письменной речи, предоставление каждому ребёнку возможности творчески проявить себя.

Личностные УУД: развивать самостоятельность, настойчивость, прививать патриотизм, чуткое отношение к близким, к ветеранам ВОВ.

Регулятивные УУД: формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные УУД: развивать умение добывать информацию из разных источников.

Коммуникативные УУД: развивать монологическую речь, умение выстраивать речь логически, последовательно.

Предметные УУД: повысить интерес к эпистолярному жанру, обратить внимание учащихся на ценности родного языка. Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные УУД: формировать у детей младшего школьного возраста целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем.

Оборудование: Электронная презентация, раздаточный материал (памятки, образцы эпистолярного жанра, карточки), образец узелковой почты, портреты А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева.

  1. Орг. момент 
  2. Проверка ДЗ

А)Беседа:

Наверное, нет в мире человека, которому не приходилось бы писать писем. В них мы выражаем свои чувства, сообщает о чем-то, просим чего-то, благодарим за что-то. Я сейчас вам прочту некоторые из сочинений- рассуждения, которые вы писали на прошлом уроке:
Рассуждение о письмах.

  • Любите ли вы получать письма?
  • Охотно ли на них отвечаете?
  • Какие виды писем вы знаете?
  • Ребята, с какой целью мы пишем письмо?
  • Почему возникла необходимость писать письма? (Ответы детей.)
  1. Мотивация уч-ой деят-ти. (Определение темы и цели урока).

     Выставка конвертов. СЛАЙД1

(Дети самостоятельно определяют тему и цели урока). СЛАЙД 2

Сейчас жанр письма (эпистолы) используется все реже. Мы очень редко пишем письма. Чаще звоним, иногда пользуемся электронной почтой. И многое теряем. Ты на даче, в походе, в другом городе. А где-то далеко твои друзья, родственники. Они ждут, скучают. Им не терпится получить от тебя весточку, узнать о тебе все. Не услышать короткое сообщение, а почитать и перечитать, подержать в руках листок бумаги, от которого веет вашим теплом. И ты садишься за письмо. И пишешь…

4. Актуализация знаний

- Прежде чем начать разговор о письмах, следует сказать несколько слов и о самой почте, без которой не было бы всего остального.  СЛАЙД 3-6 (Сообщение учеников, историческая справка).

В древние времена люди не умели писать буквами и передавали друг другу известия на расстоянии при помощи рисунков, пиктографические письма. СЛАЙД 7 На куске дерева, на коре, на бересте или на кости наносились краской или вырезались простые фигурки людей, животных, луны, солнца и других предметов. С их помощью сообщались важные новости.

- Предлагаю вам поиграть в игру: Угадай, что написано? Работать будем в группах. Каждая группа при помощи рисунков должна отправить сообщение друзьям из другого ряда, а те – отгадать. (Дети, работая сообща, составляют послание и подтверждают или опровергают ответ соперников). (Обсуждение возникнувших трудностей)

-Почему получились разные расшифровки посланий-писем?

-Что необходимо для того, чтобы письмо было прочитано правильно? (ответы детей)

Подтвердить наши доказательства помогут исторические факты. (сообщение Михеевой Ксении о предметном письме).  СЛАЙД 8 

- Итак, смысл данного послания каждая команда расшифровала по-своему. Какой вывод можно сделать?(ответы детей)

- Правильно. Такое письмо нельзя прочитать точно. Что нам необходимо для точной передачи информации? (буквы).

- Вспомните, на уроках окружающего мира мы с вами изучали уже какие были древние письма. (Ответы детей: Древние новгородцы обменивались через гонцов берестяными грамотами, свернутыми текстом наружу. Во второй половине 10 века Кирилл и Мефодий подарили славянским народам способ записывать славянскую речь. Они изобрели алфавит, которым мы пользуемся сегодня.

5.  Словарная работа

 - Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова, прочитаем определение письма. Появляется на мониторе:  Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь. С. И.Ожегов. СЛАЙД 9

- Письмо – одно из основных средств связи между людьми, учреждениями, организациями.

 - Давайте подберём однокоренные слова к слову письмо.

- А что такое однокоренные слова? (Ответы детей)

ПИСЬМО - роспись, пропись, приписка, расписка, выписка, писатель, запись…

- Подчеркните в словах орфограммы, выделите корень. СЛАЙД 10 (Сверка с доской, самооценка)

- Вы должны знать, что письмо относится к эпистолярному жанру. СЛАЙД 11-12. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма. Уточним: кто такой АДРЕСАНТ, кто АДРЕСАТ.

- Какой может быть информация, что включает в себя коммуникативная задача? Таким образом, письмо может быть личным или официальным, может содержать информацию, поздравление, благодарность.

-Различают деловые (служебные) и личные письма (схема на экране) СЛАЙД 13

-О служебных более подробно мы будем говорить в старших классах, а сегодня поговорим о личных письмах, правилах их написания, оформления.

6.  Первичное закрепление. (Работа по командам.)

Сколько традиционно выделяют частей в тексте(письме)?

Найдите в предложенном письме приветствие, основную и заключительную часть. 

Здравствуй, Дашенька!

Пишет тебе твоя подруга Света. Хочу поздравить тебя с Восьмым  марта и пожелать тебе, чтобы ты никогда не болела и была всегда весёлой девочкой. Приезжай к нам летом в гости.

Я по тебе очень скучаю! До свидания! Твоя подруга, Света. 1апреля 2015 года.

– Интересно ли вам было читать такое письмо? Почему? ( ответы детей)

Письмо не отвечает требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра?(Нет желания быть интересным собеседником.)
- Говорите загадками в письмах. Они помогают делать следующее письмо развёрнутым. Интригуйте, пытайтесь заинтересовать читателя. Пишите  письма длинные и красивые, чтобы те, кому придет ваше письмо, могли улыбнуться и радоваться каждому написанному слову, и с такой же улыбкой и радостью в душе смогли бы написать вам ответ.

(Примеры писем Пушкина, Тургенева.) (обсуждение) СЛАЙД 14-16

 (основные правила искусства написания писем).

7. Физминутка

8.  Творческая работа (работа в группах)

- Ребята в мае месяце у нас большой праздник – 9 Мая, День Победы. Я предлагаю вам начать писать письмо ветерану ВОВ на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать…». Расскажите ему как вы живете, чем занимаетесь, за что ему благодарны.

1. Подготовка к записи текста, составление плана письма.

На доске слова: Здравствуйте, до свидания, спасибо, уважаемый, дорогой.

- Это вежливые слова. Они нам пригодятся, когда мы будем писать письмо. Нам необходимо составить план, по которому будем писать (составление плана, запись на доске). СЛАЙД 17

План письма:

1.Приветствие.
2.Основн.частьписьма.
3.Заключительн.слово.
4. Подпись. Дата.

- Не забывайте при письме о словах на изученные орфограммы, требующие проверки.

В вашем распоряжении словари, карточки со сложными словами и выражениями, основные правила искусства написания писем.

Написание письма на специально подготовленных листах и их украшение. По каждому пункту 1-2 предложения.

9. Чтение работ, обсуждение.

Я предлагаю лучшие сочинения разместить вместе с рисунками на стенде, который будет оформляться к 9 Мая.

10. Оформление конверта.

-Письмо мы написали.

- Теперь что нужно сделать? Правильно, запечатать в конверт и подписать.

- Что при этом надо помнить?

- Почему так важно правильно подписывать?

- чтобы не получилось, как в рассказе Н. Носова «Дружок  ».(краткий анализ рассказа)

-Значит, очень важно не ошибиться в написании адреса.

- Посмотрите на экран. Перед вами образцы написания адресов отправителя и получателя письма (на мониторе).

-Когда мы подписываем конверт, надо знать почтовые правила:

1. Писать грамотно, разборчиво, аккуратно.

2. Название города, поселка, областей, района и др. населенных пунктов в И.п.

Ф.И.О. отправителя в И.п.   Ф.И.О. получателя в Д.п.

3. Внизу пишется индекс предприятия связи (6 цифр - образец на конверте)

- Правильно подпишем конверты

-Сначала адрес отправителя.

- Итак, конверт мы подписали, чего не хватает? – Письма и адреса получателя

 - А письмо вы напишете дома.

11.  Домашнее задание: написать письмо, вложить в конверт и подписать. У нас есть одно правило, которое вы должны запомнить на всю жизнь: никогда нельзя читать чужие письма. Это правило порядочного человека.

12.  Итог урока. Рефлексия.

- Какие открытия сегодня каждый из вас сделал? Что расскажете дома родителям?

- Ребята, что для вас было ново? О чём раньше не знали? (ответы детей)

- В начале урока мы ставили перед собой цель: познакомиться с эпистолярным жанром. Достигли мы её?

- Конечно, это только первое знакомство, но, надеюсь, что каждый из вас теперь с удовольствием будет писать письма, отправлять открытки и радовать своих родных и близких вниманием. Совсем не обязательно, чтобы адресат был где-то далеко. Пишите письма, общайтесь с удовольствием.

Наш урок подошёл к концу. Все молодцы, спасибо за работу.

Основные правила искусства написания писем.

•  Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).


•  Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются).


•  Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).


•  Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече).


•  Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).


•  Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.


•  Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.


•  Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.


•  Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время) .


•  Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum , а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.


•  Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.


•  Письмо перед отправлением следует перечитать.


•  Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!


Письмо

Здравствуй, Дашенька!

Пишет тебе твоя подруга Света. Хочу поздравить тебя с Восьмым марта и пожелать тебе, чтобы ты никогда не болела и была всегда весёлой девочкой. Приезжай к нам летом в гости.

Я по тебе очень скучаю! До свидания! Твоя подруга, Света. 1апреля 2015 года.

Карточка со сложными словами и выражениями

Здравствуйте,  до свидания, спасибо, уважаемый, дорогой,  мы вам благодарны за …

Поздравляю Вас с …

Прошу принять мое поздравление от всего сердца(от всей души)…

Разрешите мне поздравить Вас…

С большим удовольствием узнал, что…

Благодарю Вас за мужество и героизм…

Посылаю Вам искренние и наилучшие пожелания…

Желаю…

Пусть всегда будет…

Пусть никогда не…



(Выступление Михеевой Ксении).

Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников скифов войну, которая “затягивалась и конца ей не было видно”, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это была птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, - знак бегства, а стрелы, означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, так называемым предметным письмом. Когда-то, около 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

История почты

История почты (Сообщение заранее подготовленного ученика)

Существовало несколько видов почтовых сообщений.

Узелковое письмо изобретение инков. (Ильина Виктория)  

Свои послания инки обычно передавали устно. Но иногда гонцы несли кипу — письма, «написанные» узелками на веревочке. Ряды разноцветных шнуров (их число доходило до двухсот) привязывались к главной веревке. Все имело свое значение в этом письме — и цвет шнуров, и число узлов, и их форма, и расстояния, как друг от друга, так и от главной веревки. Шнур белою цвета означал серебро, желтого — золото, бурого — картофель. Читать такое письмо было потруднее, чем самые замысловатые иероглифы. И не мудрено, что в индейской державе существовали специальные люди, владевшие этой необычной грамотой. Гонцы инков доставляли письма со скоростью четыреста километров в сутки. Своеобразная, не похожая на многие другие культура погибла под ударами испанцев.

Голубиная почта изобретена в древнем Риме  (Акобян Алена)

Многие считают голубиную почту устаревшей модой. Напрасно. Уникальный инстинкт голубей, в науке именуемый «хоуминг», еще в древности сделал этих птиц незаменимыми для человека, а легкие карты памяти превратили их в самых эффективных почтальонов.
Домашние голуби произошли от дикого скального (сизого) голубя, который до сих пор обитает на Юге Европы, в Северной Африке и Южной Азии, гнездится на скалах и высоких обрывистых берегах. Одно из самых древних сообщений о голубиной почте мы можем найти в Ветхом Завете. Ной выпускает из ковчега голубя и ожидает его возвращения. И голубь действительно возвращается с оливковой ветвью в клюве знаком того, что земля снова стала пригодна для жизни. Голубиная почта была известна в Древнем Китае, Греции, Египте. Римский историк и натуралист Плиний Старший описал, как комендант осажденной Мутины Деций Брут в 43 году до нашей эры сумел оповестить консула Гирция о нападении на город, и тот подоспел с войсками на выручку. Во время Галльской войны Цезарь обменивался сообщениями со своими сторонниками в Риме при помощи почтовых голубей.

Пони-экспресс изобретение американских ковбоев. (Баур Елизавета)

Почтовая служба Пони-Экспресс просуществовала всего полтора года, и навсегда стала легендой Дикого Запада. Дороги были столь плохо проходимы и опасны, что любые вести - хоть письма родных, хоть правительственные распоряжения - шли месяцами. Свежим считалось письмо, отправленное с Востока полгода назад.
Постепенно к 1860 году срок доставки почты дилижансом удалось сократить до 25 дней.

Тогда-то и родилась идея легкой конной экспресс-почты.
Автор идеи Пони-Экспресса Бенджамин Фиклин работал в «Russell, Majors & Waddell», где был управляющим маршрутами. В 1854 году он сопровождал сенатора от Калифорнии Уильяма Гвина в Вашингтон. Во время долгого пути Фиклин поделился с сенатором, председателем комитета по делам почт и дорог, своей идеей организации быстрого почтового сообщения между восточным и западным побережьем. Сенатору понравился план, но ему более пяти лет не удавалось уговорить своих коллег одобрить его. Телеграмму от Гвина, в которой сенатор говорил, что ему удалось добиться для компании контракта с властями штата на экспресс-доставку почты, совладелец компании Уильям Расселл получил лишь в январе 1860 года.
По условиям предложенного Калифорнией конракта почту следовало доставлять из Сент-Джозефа, Миссури (крайней точки, до которой были дотянуты железная дорога и телеграф) в Сакраменто в срок не более 10 дней, и начать эту работу не позднее апреля 1860 года.
Рассел и Фиклин в эти сжатые сроки уложились.

Барабанная почта в Африке. ( Суханова Влада)

Рассказ древнегреческого историка Геродота, жившего в V в. н.э., знакомит нас с одним историческим событием. Геродот рассказывал, что когда могущественный и непобедимый персидский царь Дарий I вел против кочевников скифов войну, которая “затягивалась и конца ей не было видно”, скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это была птица, мышь, лягушка и пять стрел. Персы спросили посланца, что означают эти подношения, но тот ответил, что ему приказано только вручить дары и как можно скорее возвращаться. Персам предстояло самим понять значение этих даров…

Персы собрали совет. Дарий полагал, что скифы отдают себя в его власть и потому принесли ему в знак покорности землю и воду, ибо мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая как конь, - знак бегства, а стрелы, означают, что скифы отказываются от сопротивления. Один из мудрых мужей, сопровождавших царя, с ним не согласился. Он истолковал послание скифов совершенно иначе: “Если вы, персы, как птицы, не улетите в небо, или, как мыши, не зароетесь в землю, или, как лягушки, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами”. Дальнейшие события показали, что прав был именно этот мудрец: самоуверенный царь Дарий потерпел поражение от скифов.

Дары скифов были своеобразным способом передачи информации, так называемым предметным письмом. Когда-то, около 10 тыс. лет назад, с него и началась история письменности.

Муниципальное  автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г-к Анапа

Бакланова Анна Тимуровна

учитель начальных классов

XIV Всероссийский конкурс

«Лучший урок письма»

Номинация:

«Методическая разработка  проведения урока письма»

2016г

1.

Бакланова Анна Тимуровна

2.

09.04.1984г. 32 года

3.

с.Витязево, ул Советская,13  

индекс 353417

4.

89180624448

5

4 «В» класс

6.

МАОУ СОШ №3, с. Витязево, ул. Школьная,4

Карточка участника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с эпистолярным жанром. Поздравитльное послание президенту страны.

Урок направлен на патриотическое воспитание настоящих граждан России. Задачи урока: 1. Воспитание любви к Родине, к ее историческому прошлому, к ее законам и символам. 2. Развитие памяти, мышления и л...

Урок письма "Возрождение эпистолярного жанра"

Урок на котором , ребята написали "живые" письма и отправили их ветеранам города ....

Урок письма "Возрождение эпистолярного жанра"

Урок на котором , ребята написали "живые" письма и отправили их ветеранам города ....

Урок обучения грамоте в 1 классе. Тема "Эпистолярный жанр. Придумываем письмо Маше и Мише. Запись предложений". УМК "Перспективная начльная школа"

Представлена разработка урока и презентация к ней по теме "Эпистолярный жанр. Придумываем письмо Маше и Мише. Запись предложений"....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо" 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа" Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Эпистолярный жанр. Письмо"...