Учебно-методический комплект 2 класс ШР "Число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Изак Дарья Николаевна

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Число имён существительных»

 

Цель урока: совершенствовать навык употребления имён существительных в речи; научить изменять имена существительные по числам; развивать орфографическую зоркость через работу над словарными словами; расширять кругозор детей через информацию из дополнительных источников; воспитывать аккуратность, внимание, логическое мышление.

 

Планируемые результаты:

- предметные:   повторить знания об имени существительном (определение, одушевлённые, неодушевлённые; собственные, нарицательные); формировать  умения определять число имени существительного; развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, воображение.

- личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - Русский язык 2 кл., 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislo_imen_sushchh.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Число имён существительных»

Цель урока: совершенствовать навык употребления имён существительных в речи; научить изменять имена существительные по числам; развивать орфографическую зоркость через работу над словарными словами; расширять кругозор детей через информацию из дополнительных источников; воспитывать аккуратность, внимание, логическое мышление.

Планируемые результаты:

- предметные:   повторить знания об имени существительном (определение, одушевлённые, неодушевлённые; собственные, нарицательные); формировать  умения определять число имени существительного; развивать каллиграфические навыки, орфографические умения, обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, воображение.

- личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: учебник: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий - Русский язык 2 кл., 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Этапы

Время

Содержание

УУД

Орг.момент

Мотивационный

1 мин

- Ребята, готовы вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы – веселый дружный класс

Всё получится у нас.

- Доброе утро ребята, желаю всем получить хорошие отметки и хорошо усвоить новые знания. Начинаем урок русского языка. Садитесь.

Р: Положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем

Постановка учебной задачи

2 мин

2 мин

5 мин

2 мин

2 мин

Минутка чистописания

- Откройте свои тетради, расположите их правильно. Запишите сегодняшнее число. Давайте вместе проговорим его. Ниже «Классная работа». Следите за посадкой.

- На доске вы видите буквосочетания яц,ец,иц. Что вы можете о них сказать? Запишите аккуратно сочетания в тетрадь. Подчеркните понравившееся сочетание.

- Женя, запиши у доски слова с комментированием. Слова: город, учительница, воробьи, сапоги, январь. Назови слово с Ь показателем мягкости согласного? С разделительным Ь? когда он пишется? В какую группу ты отнесешь все эти слова? Почему? Что такое  имя сущ-е? Что обозначает?

- Ребята, на какие две группы мы можем разделить эти имена сущ-е? На какой вопрос отвечают одушевленные? Что они могут обозначать? Неодушевленные?

- Можем ли мы ещё их каким-либо способом поделить на две группы? В первой группе сколько предметов? (один) Во второй? (много)

- Именно с этими именами существительными мы и познакомимся. Тема урока – Число имён существительных. Определите цели на урок.

Р: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

К: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

П: ориентироваться в системе знаний

П: находить основания для классификации

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Решение частных задач

1 мин

2 мин

2 мин

1 мин

4 мин

- Давайте же поделим эти слова на 2 группы. Что получилось? ( город, учительница, январь; воробьи, сапоги)

- Сколько предметов может обозначать имя существительное? 
- Что мы можем сказать о предметах первой группы. ( обозначают один предмет) 
- Что мы можем сказать о предметах второй группы. ( обозначают много предметов) 
- К какой части речи относятся все эти слова? Почему вы так решили?
- Как, в данном случае, изменяются имена сущ-е? (изменилось количество)

- Знаете ли вы, как назвать группы этих слов?

- Посмотрите на слайд. Имена существительные, которые обозначают один предмет, имеют единственное число. От какого слова произошло слово «единственное»?

- Имена существительные, которые обозначают два и более предмета, имеют множественное число. Откуда произошло слово «множественное»? Хорошо

- Давайте проговорим два новых слова: единственное, множественное.

- А теперь определите название каждой колонки.

- с.61. Оля, прочитай правило. В каком числе могут употребляться сущ-е? Какие сущ-е имеют ед.ч? мн.ч? Приведите свои примеры.

- Посмотрите на слова в рамочках. Давайте прочитаем их. Лиза, прочитай первую пару слов (конфета-конфеты) Ребята, что изменилось в слове? (окончание)

- Запишите первую пару слов себе в тетрадь через тире. Выделите окончание. Какое окончание в слове конфета? конфеты?

- Запишите вторую пару слов, Олег, выходи к доске. Что изменилось? (окончания) Выдели их.

- Последнюю пару слов запишите самостоятельно. Какое окончание в первом слове? Во втором?

- Какой вывод мы можем сделать? (при изменении числа меняется окончание)

П: уметь находить основания и критерии для классификации объектов

К: построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

К: умение слушать других

П: анализ

П: анализ

П: построение речевого высказывания в устной форме

П: выводы

Динамическая пауза

1 мин

Решение частных задач

3 мин

2 мин

1 мин

5 мин

3 мин

3 мин

- Ребята, какие слова мы называем однокоренными? Назовите однокоренное слово к слову «книга». Как вы думаете, можем ли мы сказать, что слово «книги» - однокоренное слово? Действительно, у них один корень.

- Но запомните – при изменении числа сущ-го меняется только его форма. Т.е. форма ед.числа и форма мн.числа.

- Назовите однокоренные слова к слову «дерево». Хорошо.

- с.62. Юля, прочитай правило в рамочке. Матвей, как изменяются имена сущ-е? Что меняется при этом? (форма) Назови пары слов – ед.число – мн.число.

- А сейчас поиграем в игру, приготовьте ладошки. Я буду называть слова, ваша задача – хлопать в ладоши, если услышите сущ-е множественного числа.

Слова: дом, город, дома, улицы, загадка, снег, чайки, дети, кит, уроки.

- у.105. Прочитайте задание к упражнению. По цепочке объясняем орфограммы в словах.

- На какие группы поделим все существительные? (ед.ч и мн.ч)

- Сначала выпишем существительные в единственном числе. Что значит ед.ч. сущ-х?

Лера, выйди к доске, запиши. Остальные ребята работают в тетради.

- Посмотрите, как на письме сокращается слово единственное число – ед.ч; множественное – мн.ч.

Ед.ч: Волга, лесник, молоток, месяц, урожай, Илья, больница, Россия, декабрь, Москва. Мн.ч.:друзья, машины, москвичи, мальчики, картины, товарищи, моряки, лисята.

На какие ещё группы мы можем разделить эти слова? (Одуш., неодуш; собст.,нариц.) Что могут обозначать одуш.сущ-е? На какой вопрос отвечают неодуш.сущ-е?

- В чём главное отличие собственных и нарицательных имен сущ-х? Расскажите правило, какие сущ. относятся к именам собственным? нарицательным? Хорошо.

П: ориентироваться в системе знаний

П: соотнесение

К: умение слушать других

П: анализ

П: уметь находить основания и критерии для классификации объектов

К: построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами

Итог урока

Рефлексия

3 мин

- Давайте вспомним тему и цели урока. Поднимите руку, кому удалось их достичь?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- С чем мы сегодня познакомились? Как изменяются сущ-е? Что обозначают существительные в ед.ч? во мн.ч?

- Посмотрите на слайд. Здесь вы видите предложение. Найдите в предложении существительные в ед.ч? Во мн.ч? Как вы это определили? Урок окончен.

Р: уметь определить качество и уровень усвоения материала

Р: способность к самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Род имен существительных"

Предыдущий материал был выпущен с ошибками. Предлагаю повторно план-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Род имен существительных".Материал ценен тем. что доступно знакомит детей с трудн...

Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"

Данный интегрированный  урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения  детей определять склонение у существительных в начал...

Урок русского языка 4 класс "Склонение имен существительных"

Урок русского языка по теме: "Склонение имен существительных", автор Т. Рамзаева....

Конспект урока русского языка в 3 классе "Род имени существительного. Закрепление"

Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Программа "Школа 2100"...

Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».

Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....