Конспект урока по русскому языку "Знакомство с частями речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чёрикова Елена Викентьевна

Материал для проведения урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_znakomstvo_s_chastyami_rechi.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

УМК: «Школа России»

Автор учебника:

Класс: 2

Тема: Знакомство с частями речи

Тип урока: урок открытия нового знания

Педагогические технологии: игровые, проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровье-сберегающие.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с частями речи.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.

Цели урока:

обучающие:

  • познакомить обучающихся с частями речи;

развивающие:

  • формировать умения анализировать звучащую речь;
  • развивать воображение, мышление, речь учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
  • воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
  • воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.

В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:

Личностные:

  • умение творчески относиться к процессу обучения;
  •  умение адекватно оценивать свою деятельность;

Метапредметные

Познавательные:

  • умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

  • умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • умение осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать других;
  • умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

  •  умение разделить слова по группам на части речи;
  • умение найти отличительные особенности различных частей речи.

Используемое оборудование:

  • учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г);
  • рабочая тетрадь;
  • компьютер учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • презентация «Части речи»;
  • раздаточные материал.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте ребята!

Рада вас видеть. Настроение хорошее, настроены на работу?

Садитесь пожалуйста. Постараемся чтобы наше отличное настроение сохранилось на протяжении всего урока.

Я желаю вам успешной и плодотворной работы.

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

На доске:

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

Сократ

Посмотрите на доску и прочитайте высказывание древнегреческого философа и мыслителя Сократа.  (читает ученик) Как вы понимаете это высказывание?

(ответы детей) Действительно, многое зависит от того, как человек разговаривает, какая у него речь ...

А сейчас откройте тетради, запишите «число», «классная работа» и это высказывание, которое будет являться нашей минуткой чистописания.

Пожалуйста приступайте к выполнению работы.(выполняется работа)

Поменяйтесь с соседом тетрадями и оцените работу друг друга. Оцениваем калиграфию.

Отметки ставим карандашом.

Закончили. Молодцы.

Перед тем как продолжить работу, я предлагаю вам заполнить карточки с уже знакомым нам незаконченным предложением «Я умею (могу) ...» отметьте пункты, где записано то, что вы уже сейчас сможете выполнить. Отложите листы на край стола.

Я УМЕЮ (МОГУ) ….

Я умею (могу) …

Начало урока

Конец урока

1

Правильно написать слово с разделительным мягким знаком

2

Ответить на вопрос «Что такое части речи?»

3

Подобрать проверочное слово к слову с парным по звонкости-глухости согласным звуком

4

Обозначить на письме части речи

5

Правильно написать слова с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

6

Назвать на какие вопросы отвечают части речи и что они обозначают

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Давайте обратимся к своему опыту, вспомним ...

- Какую большую тему мы изучили?   (Буквы и звуки)

- Какие орфограммы русского языка изучались в этом разделе?  (Слова с буквосочетаниями: ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, ЩН, ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; парные по звонкости-глухости согласные звуки на конце слова и после других согласных; разделительный мягкий знак)

Давайте проверим себя. Применим полученные знания. Для этого запишем слова под диктовку. Готовы записывать? ….      

ВОРОБЬИ, СКАЗКА, МОРОЗ, НОЧКА, ЧАЩА, ЧУДО, ПОЧТА, ПОНЧИК, ПЛАТЬЕ.

Выделите пожалуйста изученные орфограммы. (Все работают в тетрадях, один ученик у доски после выполнения, комментирует: читает слово, наз. орфограмму, где необходимо — проверочное слово)  Далее самопроверка! Поставьте себе отметку.

ФИЗ-МИНУТКА:

Начинается разминка

Встали, выровняли спинки.

Вправо – влево наклонились

И ещё раз повторили.

Выполним рывки руками

Раз, два, три, четыре, пять,

А теперь мы приседаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не устанем повторять.

Головой теперь покрутим,

Так мы лучше думать будем!

Поворот и поворот,

А потом наоборот,

Встанем, дети, на носочки,

Ручки тянем в потолок.

На зарядке ставим точку,

Продолжаем наш урок.

Сели пожалуйста, настроились на работу, Сейчас мы переходим к изучению нового материала. Работаем в парах.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сейчас нам поможет материал из окружающего мира о строительстве дома. Ребята из чего можно построить дом? (ответы детей …) У вас на столах конверт с моделью домика из «кирпичей». На некоторых кирпичиках написаны слова.

Как вы думаете почему я, для объяснения новой темы урока, выбрала модель домика? Может быть кто-то догадался и уже сможет сказать о чём мы сегодня будем рассуждать?  (варианты ответов детей ….)

Так как из кирпичиков строится дом, так же из слов строится наша речь. И если кирпич является частью дома, то слово является частью ЧЕГО? РЕЧИ.

И как же будет называться тема нашего урока сегодня - …………    (ЧАСТИ РЕЧИ) Молодцы! (СЛАЙД 2)

Моя цель сегодня – познакомить вас с частями речи. И мне предстоит решить некоторые задачи: помочь вам ответить на главный вопрос «Что такое части речи»; на какие вопросы отвечают и что они обозначают; как части речи обозначаются на письме; дать вам возможность с помощью заданий закрепить полученные знания.

А какую цель и задачи вы ставите сегодня перед собой?  (Познакомиться с частями речи; узнать на какие вопросы отвечают и что они обозначают; научиться обозначать части речи на письме; будем упражняться в выполнении заданий по новой теме, сами подбирать подходящие по смыслу слова.)

Сейчас вам необходимо из каждой группы слов составить предложение по следующей схеме: 1- сказуемое, 2 - второстепенный член предложения, 3 — подлежащее.   (НА ДОСКЕ)

Скажите, задание понятно? Тогда приступаем. (выполняется задание)

У нас получилось три столбика, слова в которых, объединяются по определённому признаку.

Посмотрите, чем похожи слова в каждом столбике?

ЗЕЛЕНЕЕТ          ТЁМНЫЙ                         ЛЕС

ЛЕТИТ                 ЯРКИЙ                              ШАРИК

СВЕТИТ              ТЁПЛОЕ                           СОЛНЫШКО

Рассмотрим каждую группу слов в отдельности. Начнём с третьего столбика.

Что объединяет слова этой группы?  Можно сказать, что эти слова обозначают то, что можно потрогать, услышать и даже подумать, как о чём-то существующем. То есть они обозначают ЧТО? …… ПРЕДМЕТ. А на какой вопрос они отвечают? Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос КТО? Или ЧТО? Называются именами существительными и на письме обозначаются сокращённо СУЩ, (НА ДОСКЕ)

Слова второго столбика каким членом в предложениях являются? (второстепенным членом предложения).   Какую роль в предложении они выполняют.  (распространяют мысль, поясняют главные члены предложения). В данных предложениях они связаны с подлежащим или со сказуемым?  (с подлежащим).

Можно сказать, что они как бы прилагаются к подлежащему, показывают какие они, как выглядят?  Другими словами присоединившись к имени существительному, эти слова  обозначают его признак, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?  и называются ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ. На письме сокращённо обозначаются ПРИЛ, (НА ДОСКЕ)

О чём говорят нам слова первого столбика? (о том, что делают предметы). Рассказывают о действии предмета или как в старину говорили «разглагольствовать». Отсюда произошло название группы слов, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? И обозначают действие предмета. Они называются ГЛАГОЛАМИ и на письме обозначаются сокращённо ГЛ. (НА ДОСКЕ)

Откройте учебники на странице 40-41. Что вы заметили? У нас с вами получилась такая же схема как в учебнике на стр.41. Какие мы молодцы! Наша схема очень похожа на схему, которую составили для нас авторы учебника. Чем будет полезна нам эта схема? Мы можем обращаться к ней при выполнении классной и домашней работы. Очень хорошая схема. К ней можно обратиться, когда будем сомневаться.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА (разные уровни сложности вопросов)

Прочитай слова.

Сказал, белый, девочка, железный, завод, запевать, хлопушка, далёкая, пересолить, грибное, гладит.

УРОВЕНЬ А.

Поставить к словам вопросы. Вспомнить как называются части речи, отвечающие на вопросы:

1) Кто? Что? - …

2) Какой? Какая? Какое? Какие? - …

3) Что делает? Что сделает? - …

Определить какие это части речи. Написать над словами.

УРОВЕНЬ Б.

Распредели слова в три группы. Каждую группу запиши в отдельный столбик. Придумай в каждую группу по два слова.

(проверка задания)

ИГРА «НЕМОЙ ДИКТАНТ»

Посмотрим как вы усвоили новый материал.

Я вам показываю предмет. Вы записываете в нужную колонку название этого предмета, это будет имя СУЩ., подбираете к нему подходящие по смыслу ПРИЛ. и ГЛ.

По окончании диктанта проводится фронтальный опрос и корректируются ответы учащихся.

Предметы для диктанта: ЯБЛОКО, ТЕЛЕФОН, ЧАСЫ, ЦВЕТОК.

Рефлексия учебной деятельности.

А теперь возьмём листочки с незаконченным предложением и посмотрим, сможем ли мы теперь отметить пункты, оставшиеся неотмеченными вначале урока. (обсуждение)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

стр. 42, упр.71.

Прочитайте задание. Если у вас возникнут вопросы, подходите в индивидуальном порядке в течение учебного дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Служебные части речи"

Знакомство со служебными частями речи....

Разработка открытого урока по русскому языку Тема : "Части речи (общее понятие)".

Разработка открытого урока по русскому языку Тема :"Части речи (общее понятие)". 3класс программа «Школа России» , учебник Т. Рамзаевой. Учитель начальных классов: Карибова Н.В....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс.

Конспект урока по русскому языку. Тема "Части речи". 3 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Части речи. Обобщение" (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: "Части речи. Обобщение"Цель деятельности учителя: формирование умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы.Планируемые резуль...

Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Части речи. 1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: «Части речи» Тема урока: «Части РЕЧИ» Место и роль урока в изучаемой теме: Обобщение и закрепление знаний учащихся о частях речи Цель урока:...

План-конспект урока по русскому языку 3кл "Части речи. Имя существительное"

Конспект урока 3 класса по теме " Части речи. Имя существительное" Программа " Начальная школа 21 века"...

Конспект урока по теме «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении. Планируемые результаты: Предметные: знать: определение местоимения, правила пр...