Рабочая программа к учебному курсу «Письмо и развитие речи» 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Тоярова Екатерина Васильевна
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_i_razvitie_rechi.doc371.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа

к учебному курсу «Письмо и развитие речи»

учителя начальных классов

Тояровой Екатерины Васильевны

на 2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013

Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2012

Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 165 часов из расчета 5 часов в неделю. Основной формой организации процесса обучения письму и развитию речи является урок.

Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  • Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
  • Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
  • Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
  • Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
  • Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
  • Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии;
  • развитие фонетико-фонематических представлений;
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.

Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).

Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Учащиеся должны уметь:

  • составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • анализировать слова по звуковому составу;
  • различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
  • определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами;
  • писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит.

Содержание программы

Повторение материала

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения и точка в конце. Составление предложения по вопросам, по картинке, из слов, данных вразбивку. Выделение предложений из речи текста.

Звуки и буквы

Сравнение пар слов. Алфавит. Гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Гласные буквы в начале слов и после гласных. Ударные и безударные гласные. Перенос слов. Ударение. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные, и их различия. Мягкий знак в середине и на конце слова. Шипящие согласные. Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Парные согласные. Звонкие и глухие согласные на конце слов. Разделительный твердый и мягкий знаки.

Слово

Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах собственных. Слова, обозначающие действия предметов. Слова, обозначающие признаки предметов. Согласование слов, обозначающих предметы со словами, обозначающими действия и признаки предметов. Предлоги.

Предложение

Построение простого предложения. Составление предложения на заданную тему. Дополнение предложений. Работа с деформированным текстом.

Повторение

Составление предложений. Сочетание гласных с шипящими. Правописание имен собственных. Алфавит. Мягкие и твердые согласные. Парные, звонкие и глухие согласные. Слова, обозначающие предметы, их действие и признаки.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Повторение

10

2

Звуки и буквы

92

3

Слово

35

4

Предложение

10

5

Повторение

19

6

Резервные часы.

1 четверть (35 часов).

Тема: Предложение (повторение).

Цели:

  • Формирование представлений о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль;
  • Развивать умения выделять в предложении главные члены, как его смысловую и грамматическую основу, правильно выделять предложения в структуре текста и оформлять на письме;
  • Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия, письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание и списывании, развитие моторики мелких мышц рыки;
  • Воспитание учебной мотивации, аккуратности при выполнении письменных работ.

Тема

Повторение

Коррекционная работа

Словарная работа

Диагностика результатов обучения

1

Выделение предложения из речи и его графическое изображение. Количество слов в предложении.

Употребление простого предложения.

Коррекция и развитие письменной и устной речи.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Большая буква в начале предложения.

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

3

Первое слово в предложение. Завершение начатого предложения.

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение упр.10 стр.6

4

Работа с деформированным предложением.

Составление схем к предложениям.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам.

5

Составление предложений из данных слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Коррекция и развитие над правильным произношением.

Огород

Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам.

6

Деление сплошного текста на предложения.

Правила записи предложения.

Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук.

Овощи

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

7

Составление предложений по вопросам.

Правила записи предложения.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в списывание с доски.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

8

Составление предложений по картинкам.

Правила записи предложения. Составление предложений по схемам.

Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам.

9

Контрольный диктант.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

10

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Звуки и буквы.

Цели:

  • Продолжать учить различать гласные и согласные звуки;
  • Развивать умения проводить звуковой анализ слова, умения устанавливать последовательность звуков в слове;
  • Коррекция и развитие памяти, устной и письменной речи на основе упражнений в запоминание и воспроизведение;
  • Воспитывать положительные качества в процессе работы.

1

Звуки и буквы. Количество звуков и букв в словах.

Различие звуков и букв.

Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Различие гласных и согласных звуков и букв в словах.

Определение количества звуков и букв в словах.

Коррекция и развитие устной и письменной речи.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

3

Различие гласных и согласных звуков и букв в словах.

Правила записи предложения.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Корзина

Самостоятельное выполнение задания с доски.

4

Сходные и различные по написанию слова.

Составление предложений из группы слов.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

5

Сходные и различные по написанию слова.

Определение количества звуков и букв в словах.

Коррекция и развитие устной и письменной речи.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

6

Контрольное  списывание с учебника.

Коррекция памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания на стр.24

Тема: Алфавит.

Цели:

  • Знакомство с алфавитом и его ролью в жизни людей;
  • Формирования умения пользоваться алфавитом;
  • Коррекция и развития памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, зрительного восприятия и мелкой моторики рук;
  • Воспитание навыков учебной деятельности.

1

Порядок букв в алфавите. Название букв.

Определение количества звуков и букв в словах.

Коррекция и развития памяти.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Запись слов в алфавитном порядке.

Выделение предложений из речи и текста.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

3

Запись слов в алфавитном порядке.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

4

Контрольное списывание.

Коррекция памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания на стр.33

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.

Цели:

  • Уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков;
  • Развивать умения наблюдать за произношением слов и проводить звуковой анализ;
  • Формировать умения записывать слова, диктуя их себе по слогам;
  • Коррекция и развитие слухового внимания, зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, мелкой моторики рук;
  • Воспитывать трудолюбие, организованность, настойчивость, аккуратность.

1

Гласные звуки и буквы.

Повторение алфавита.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания на стр.32 упр.4

2

Согласные звуки и буквы.

Гласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания на стр.33 упр.9

3

Упражнения в распознавании гласных и согласных звуков и букв.

Согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Неделя

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

4

Упражнения в распознавании гласных и согласных звуков и букв.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

5

Гласная И.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

6

Гласные Е – Ё.

Гласная И.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

7

Гласные Ю - Я.

Гласные Е – Ё.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Яблоко

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

8

Гласная Э.

Гласные Ю - Я.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

9

Контрольный диктант.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

10

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Ударение в слове.

Цели:

  • Развивать и формировать умения, навыки правильно выделять голосом ударный гласный, ставить ударение.
  • Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мышления на основе упражнений в установление логических связей, мелкой моторики рук.
  • Воспитывать умение работать в группе, вслушиваться в задания.

1

Ударение в словах. Знак ударения.

Запись слов в алфавитном порядке.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Гласные ударные и безударные.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Коррекция и развитие внимания на основе упражнений в установление логических связей.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

3

Гласные ударные и безударные.

Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установление логических связей.

Одежда

Самостоятельное выполнение задания на стр.52 упр.20

4

Гласные ударные и безударные.

Определение количества букв и звуков в словах.

Коррекция и развитие письменной речи на основе упражнений в списывание с доски, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

5

Контрольное списывание.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

2 четверть (35 часов).

                     

                              Тема: Слог как часть слова.

                              Цели:

  • Уточнение представлений о слоге как части слова;
  • Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков;
  • Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мышления на основе упражнений в установление логических связей, моторики мелких мышц;
  • Воспитание мотивации к учению, аккуратности при работе в тетрадях.

1

Деление слов на слоги.

Определение количества букв и звуков в словах.

Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Слогообразующая роль гласных.

Гласные ударные и безударные.

Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания на стр.57 упр.8

3

Деление двусложных и трёхсложных слов на слоги.

Гласные ударные и безударные.

Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнений в установление логических связей.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

4

Деление двусложных и трёхсложных слов на слоги.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнений в установление логических связей.

Месяц

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

5

Закрепление  изученного.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие внимания, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания на стр.61 упр.18

6

Диктант.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

7

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

                 Тема: Перенос слов при письме.

                 Цели:

  • Познакомить учащихся с правилом переноса слов по слогам; формировать умение переносить слова с учётом особенностей слогов; совершенствовать умения делить слова на слоги.
  • Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений анализе и синтезе, расширение словаря, моторики мелких мышц.
  • Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

1

Перенос слов по слогам.

Слог как часть слова.

Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений анализе и синтезе.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Перенос слов по слогам.

Слог как часть слова.

Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе упражнений анализе и синтезе, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

3

Закрепление изученного материала.

Слог как часть слова.

Коррекция и развитие памяти, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

4

Контрольное списывание.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Тема: Твёрдые и мягкие согласные.

Цели:

  • Обобщить знания учащихся о мягкости и твёрдости согласных звуков на письме последующими гласными буквами.
  • Совершенствовать умения различать мягкие и твёрдые согласные звуки и буквы.
  • Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, моторики мелких мышц.
  • Воспитывать аккуратность при выполнение работ в тетрадях.

1

Твёрдые и мягкие согласные.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие слухового внимания, логического мышления.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Обозначение мягкости и твердости, согласных гласными.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

3

Обозначение мягкости и твердости, согласных гласными.

Гласные ударные и безударные.

Коррекция и развитие логического мышления, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Посуда

Самостоятельное выполнение задания с доски.

4

Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными.

Правила записи предложения.

Коррекция и развитие слухового внимания моторики мелких мышц.

Тарелка

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

5

Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными.

Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам.

6

Диктант.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

7

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Мягкий знак на конце и в середине слова.

Цели:

  • Развивать умения обозначать мягкость согласного звука мягким знаком, употреблять в письменной речи слова с мягким знаком;
  • Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение, письменной и устной речи, моторики мелких мышц;
  • Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

1

Мягкий знак на конце слова.

Твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Мягкий знак на конце слова.

Правила записи предложения.

Коррекция и развитие, письменной и устной речи, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

3

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение.

Картофель

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

4

Мягкий знак как показатель мягкости согласных в конце и в середине слова.

Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие, письменной и устной речи, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

5

Упражнения в написание слов с Ь знаком на конце и в середине слова.

Гласные ударные и безударные.

Коррекция и развитие фонематического слуха, памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение.

Ранец

Портфель

Самостоятельное выполнение задания на стр.86 упр.21

6

Упражнения в написание слов с Ь знаком на конце и в середине слова.

Твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие памяти, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавание и различение, письменной и устной речи, моторики мелких мышц.

Мебель

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

7

Диктант.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

8

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Гласные после шипящих.

Цели:

  • Формировать умения писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу; закреплять умения писать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу; развивать орфографическую зоркость;
  • Коррекция и развитие  зрительного и слухового восприятия, памяти на основе припоминания раннее услышанного, мышления на основе упражнений в установление логических связей, мелкой моторики рук;
  • Воспитывать положительные качества в процессе работы.

1

Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

 Ь знак на конце и в середине слова.

Коррекция и развитие  зрительного и слухового восприятия, памяти на основе припоминания раннее услышанного.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ.

Повторение изученных правил.

Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установление логических связей, мелкой моторики рук.  

Картина

Самостоятельное выполнение задания на стр.90упр.5

3

Слова с сочетаниями ЧА-ЩА.

Повторение изученных правил.

Коррекция и развитие  зрительного и слухового восприятия, памяти на основе припоминания раннее услышанного.

Товарищ

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

4

Слова с сочетаниями ЧУ-ЩУ.

Повторение изученных правил.

Коррекция и развитие  зрительного и слухового восприятия, памяти на основе припоминания раннее услышанного.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

5

Закрепление изученных правил.

Повторение изученных правил.

Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее услышанного.  

Родина

Самостоятельное выполнение задания с доски.

6

Закрепление изученных правил.

Повторение изученных правил.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам.

7

Закрепление изученного материала.

Повторение изученных правил.

Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее услышанного.  

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

8

Контрольный диктант.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

9

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

3 четверть (50часов)

Тема: Парные  звонкие и глухие согласные. Звонкие глухие согласные на конце слова.

Цели:

  • Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные; развивать умения анализировать звуковой состав слова;
  • Познакомить учащихся с особенностями проверяемых и проверочных слов; развивать умения сопоставлять произношение и написание слов;
  • Формировать умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы;
  • Коррекция и развитие письменной и устной речи, фонематического слуха, внимания, мышления на основе упражнений в сравнение;
  • Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

1

Звонкие и глухие согласные П-Б.

Коррекция и развитие письменной и устной речи.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Звонкие и глухие согласные Ф-В.

Звонкие и глухие согласные П-Б.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

3

Звонкие и глухие согласные С-З.

Звонкие и глухие согласные Ф-В.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

Класс

Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам.

4

Звонкие и глухие согласные Ш-Ж.

Звонкие и глухие согласные С-З.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание.

Дневник

Самостоятельное выполнение задания с доски.

5

Различие парных согласных.

Звонкие и глухие согласные Ш-Ж.

Коррекция и развитие над правильным произношением.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

6

Контрольный диктант.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

7

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

8

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Парные звонкие и глухие согласные.

Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

9

Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласной.

Парные звонкие и глухие согласные.

Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

10

Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласной.

Звонкие и глухие согласные.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в списывание с доски.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

11

Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласной.

Гласные и согласные буквы.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

12

Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными в середине слова.

Гласные ударные и безударные.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Завод

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

13

Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными в середине слова.

Твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Рассказ

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

14

Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными в середине слова.

Правила записи предложения.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

15

Написание слов с глухими и звонкими согласными.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Город

Самостоятельное выполнение задания с доски.

16

Написание слов с глухими и звонкими согласными.

Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

17

Написание слов с глухими и звонкими согласными.

Твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Праздник

Самостоятельное выполнение задания с доски.

18

Тренировочные упражнения по написанию  слов с глухими и звонкими согласными.

Повторение изученных правил.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

19

Обобщение и закрепление пройденной темы.

20

Контрольный диктант.

Закрепление изученных правил.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

21

Работа над ошибками.

Закрепление изученных правил.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Разделительный мягкий знак ( ь ).

Цели:

  • Формировать представления о разделительном мягком знаке; развивать умение употреблять в письменной и устной речи слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • Развивать внимание, память, орфографическую зоркость;
  • Воспитывать интерес к предмету.

1

Наблюдение над произношением гласных и согласных в слогах и словах с разделительным Ь знаком.

Повторение изученных правил.

Коррекция и развитие памяти, речи, внимания, орфографической зоркости.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Упражнения в написание слов с разделительным Ь знаком.

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Коррекция и развитие памяти, орфографической зоркости.

Сапоги

Самостоятельное выполнение задания с доски.

3

Упражнения в написание слов с разделительным Ь знаком.

Составление схем к предложениям.

Коррекция и развитие внимания, развивать умение видеть орфограммы в словах.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам.

4

Изменение слов по образцу (муравей – муравьи).

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей.

Погода

Самостоятельное выполнение задания с доски.

5

Упражнение в написание слов с разделительным Ь знаком.

Правила записи предложения.

Коррекция и развитие логического мышления, связной речи.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

6

Перенос слов с разделительным Ь знаком.

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие речи, навыка каллиграфического письма.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

7

Перенос слов с разделительным Ь знаком.

Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие памяти, устной и письменной речи, мелкой моторики руки.

Валенки

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

8

Упражнение в написание слов с разделительным Ь знаком.

Гласные ударные и безударные.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

9

Упражнение в написание слов с разделительным Ь знаком.

Твёрдые и мягкие согласные.

Коррекция и развитие над правильным произношением.

Газета

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

10

Контрольный диктант.

Закрепление изученных правил.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

11

Работа над ошибками.

Повторение изученных правил.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Слово.

Цели:

  • Формировать умения различать предмет и слово как его название, умения соотносить вопросы: кто? что? с названием предмета;
  • Развивать умения писать названия стран, деревень, городов, сел, рек, улиц с большой буквы;
  • Ознакомление со словами, отвечающими на вопрос, что делает? обозначающими действие предмета; развитие умения сопоставлять вопрос, на который отвечает слово и его значение;
  • Развитие умения распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предмета;
  • Формирование представлений о предлоге как слове и его роли в речи, умение писать предлоги раздельно с другими словами;
  • Развивать память, внимания, речь, мышление; формировать навыки и привычки осмыслено воспринимать материал;
  • Воспитывать умения слушать учителя и соучеников; прививать любовь к русскому языку.

1

Слова, отвечающие на вопрос что?

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.

Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Слова, отвечающие на вопрос кто?

Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие внимания, памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Язык

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

3

Постановка вопроса к обобщающим словам.

Деление слов на слоги.

Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнений в установление логических связей.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

4

Предметы один – много, постановка к данным словам.

Слова, отвечающие на вопрос что?

Коррекция и развитие внимания, мышления на основе упражнений в установление логических связей.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

5

Изменение слов по вопросам (падежи).

Слова, отвечающие на вопрос кто?

Коррекция и развитие внимания, моторики мелких мышц.

Комната

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

6

Изменение слов по вопросам (падежи).

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

Коррекция и развитие словообразовательной функции речи, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

7

Изменение слов по вопросам (падежи).

Составление схем к предложениям.

Коррекция и развитие словообразовательной функции речи, моторики мелких мышц.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

8

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Большая буква в начале предложения, точка в конце. Слова обозначающие предмет.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

9

Большая буква в кличках животных.

Составление схем к предложениям. Слова обозначающие предмет.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание.

Медведь

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

10

Большая буква в названиях городов, сел, улиц, рек.

Правила записи предложения. Слова обозначающие предмет.

Коррекция и развитие над правильным произношением.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

11

Контрольный диктант.

Закрепление изученных правил.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

12

Работа над ошибками.

Повторение изученных правил.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Названия действия.

1

Слова, обозначающие действие предмета. Постановка вопроса.

Слова обозначающие предмет.

Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Изменение действий по образцу (рисую, рисовал, буду рисовать).

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.

Коррекция и развитие устной и письменной речи.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

3

Знакомство с вопросами что сделал? что сделает?

Звукобуквенный анализ слов. Составление предложений по схемам.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

4

Распознавание слов обозначающих предмет и действие предмета.

Деление слов на слоги. Составление предложений по схемам.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

5

Распознавание слов обозначающих предмет и действие предмета.

Слова, обозначающие предмет, действие предмета. Правила записи предложения. Составление схем к предложению.

Коррекция памяти, мелкой моторики рук.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

6

Слова, обозначающие признаки предмета.

Слова обозначающие предмет.

Коррекция и развитие памяти, речи, внимания, орфографической зоркости.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

4 четверть

Тема: Названия признаков.

1

Постановка вопросов к словам обозначающим признаки предметов.

Ударение в словах. Гласные ударные и безударные.

Коррекция и развитие памяти, орфографической зоркости.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

2

Подбор признаков к предмету.

Звукобуквенный анализ слов. Составление предложений по схемам.

Коррекция и развитие внимания, развивать умение видеть орфограммы в словах.

Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам.

3

Определение предмета по признакам.

Деление слов на слоги. Составление предложений по схемам.

Коррекция и развитие интеллектуальных способностей детей.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

4

Составление предложений по схеме. Выделение предмета, действия, признака.

Слова, обозначающие предмет, действие предмета. Правила записи предложения. Составление схем к предложению.

Коррекция и развитие логического мышления, связной речи.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

5

Составление предложений по схеме. Выделение предмета, действия, признака.

Слова, обозначающие предмет, действие предмета. Правила записи предложения. Составление схем к предложению.

Коррекция и развитие речи, навыка каллиграфического письма.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

6

Составление предложений по схеме. Выделение предмета, действия, признака.

Слова, обозначающие предмет, действие предмета. Правила записи предложения. Составление схем к предложению.

Коррекция и развитие памяти, устной и письменной речи, мелкой моторики руки.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

7

Контрольный диктант.

Закрепление изученных правил.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

8

Работа над ошибками.

Повторение изученных правил.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Предлоги.

1

Предлог, как отдельное слово.

Правила записи предложения.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Нахождение предлогов в предложении.

Предлог, как отдельное слово.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

3

Нахождение предлогов в предложении.

Нахождение предлогов в предложении.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

4

Нахождение предлогов в предложении.

Нахождение предлогов в предложении.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

5

Составление предложений с предлогами.

Нахождение предлогов в предложении.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

6

Составление предложений с предлогами.

Составление предложений с предлогами.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

7

Составление предложений с предлогами.

Составление предложений с предлогами.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

8

Контрольная работа.

Закрепление изученных правил.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

9

Работа над ошибками.

Повторение изученных правил.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Предложение

Цели:

  • формировать представление о предложении как единицы речи, выражающей законченную мысль, навыки    выразительного произношения;
  • Систематизировать знания    о предложении;
  • Развивать внимание, речь, память, орфографическую зоркость, расширять кругозор, прививать любовь  к родному языку.

1

Предложение. Составление и выделение предложений из речи и текста.

Правила записи предложения.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Самостоятельное выполнение задания на стр.32 упр.4

2

Составление и выделение предложений из речи и текста.

Предложение. Составление и выделение предложений из речи и текста.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Самостоятельное выполнение задания на стр.33 упр.9

3

Составление и выделение предложений из речи и текста. Изменение слов по замыслу.

Составление и выделение предложений из речи и текста.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

4

Закончи предложение.

Составление и выделение предложений из речи и текста. Изменение слов по замыслу.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

5

Построение предложений из данных в разбивку слов.

Закончи предложение.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

6

Построение предложений из данных в разбивку слов.

Построение предложений из данных в разбивку слов.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

7

Деление текста на предложения.

Построение предложений из данных в разбивку слов.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

8

Построение предложений по данным схемам и вопросам.

Расчленение сплошного текста на отдельные предложения.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

9

Контрольный диктант.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Повторение ранее изученных слов.

Контрольные задания.

10

Работа над ошибками.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

Тема: Повторение.

Цели:

  • повторить изученный материал за год;
  • Развивать орфографическую   зоркость, логическое мышление, речь, зрительную и слуховую   память;
  • Воспитывать интерес к предмету.

1

Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ слов.

Коррекция и развитие письменной и устной речи.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

2

Слог как часть слова. Ударные и безударные звуки.

Коррекция и развитие слухового и зрительного восприятия.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

3

Твердые и мягкие согласные. Перенос слов.

Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

Самостоятельное выполнение задания по индивидуальным карточкам.

4

Твердые и мягкие согласные. Перенос слов.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в индивидуальном и хоровом проговаривание.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

5

Звонкие и глухие согласные в словах.

Коррекция и развитие над правильным произношением.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

6

Звонкие и глухие согласные в словах.

Коррекция и развития памяти, умения работать самостоятельно.

Контрольные задания.

7

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Развитие умения анализировать и делать выводы.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

8

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Коррекция и развитие речи, процессов анализа и синтеза.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

9

Разделительный мягкий знак. Перенос слов.

Коррекция и развитие памяти, мелкой моторики рук.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

10

Разделительный мягкий знак. Перенос слов.

Коррекция и развитие письменной и устной речи на основе упражнений в списывание с доски.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

11

Контрольный диктант.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

12

Работа над ошибками.

Коррекция и развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

13

Слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

14

Слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Коррекция и развитие зрительной памяти, мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Повторение ранее изученных слов.

Ответы на вопросы при подведение итога урока.

15

Слова, обозначающие предмет, действие и признак.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

16

Слова, обозначающие предмет, действие и признак.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

17

Закрепление пройденного материала за год.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с доски.

18

Закрепление пройденного материала за год.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.

Самостоятельное выполнение задания с учебника.

19

Закрепление пройденного материала за год.

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение, мелкой моторики рук.

Повторение ранее изученных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение"в 3 классе по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению разработана из расчёта 4 часов  в неделю. 3ч.+1ч. вн.чт....

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.

Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Иль...

Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.

Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...

Рабочая программа и КТП по письму и развитию речи. 2 класс.

Содержание рабочей программы и КТП по письму и развитию речи для 2 класса. Коррекционная школа 8 вида....

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" составлена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 3 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразователь...