Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Юлия Петровна Бойко

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена для обучающихся 3 класса на основе учебного плана для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе авторской «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой.

Программа раскрывает содержание и определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучаемого предмета.

Изучение курса «Письмо и развитие речи» на­правлено на достижение следующих целей: направленность на социализацию личности ребёнка с ОВЗ, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и  нравственных позиций поведения.

Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей, и включает в себя следующие элементы: пояснительную записку; цели и задачи образования; специфику учебного предмета; общую характеристику учебного предмета; место учебного предмета  в учебном плане; требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе; содержание учебного предмета; тематическое планирование; оценочные материалы; календарно - тематическое планирование; список литературы.

Количество часов за учебный год – 136 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_arp_pismo_3_klass_4_chasa.doc463.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс

«Письмо и развитие речи»

(136 ч, 4 ч в неделю)

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена в соответствии с требованиями к программе и на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение 2011. – 239 с;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. № 68-оз;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
  • приказ ДОиМП Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий» от 13 августа 2015 № 1087;
  • письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 августа 2017 г. №10-Исх-8443 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории автономного округа, в 2017-2018 учебном году»;
  • адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (3-9 классы), утвержденная приказом от 31 августа 2017 г. № 232 «О выполнении решений педагогического совета»;
  • приказ по школе от 31.08.2017 № 233 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года».

Цели и задачи образования

Цели обучения: Направленность на социализацию личности ребёнка с ОВЗ, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и  нравственных позиций поведения.

   Таким образом, программа нацелена на решение  специальных образовательных, коррекционных  и воспитательных задач.

1. Образовательные задачи:

  • Формировать у учащихся интерес  к языку и первоначальные языковые обобщения.
  • Развивать умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания.
  • Знакомить детей со связной письменной речью как видом общения.
  • Обучать школьников правильному, выразительному и осмысленному чтению доступных их пониманию текстов с постепенным переходом на более совершенные способы чтения.
  • Обучать элементарно грамотному и аккуратному письму.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать различные виды мышления: наглядно - образное, словесно -  логическое   (умение   видеть   и  устанавливать   связи  между предметами, явлениями и событиями).
  • Совершенствовать движения  и сенсомоторное развитие.
  • Развивать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ и т.д.). Формировать навык  группировки и классификации.
  • Формировать  умение   работать   по   словесной   и   письменной инструкции, по алгоритму.
  • Обучать умению слушать объяснения учителя и уметь сформулировать ответ на поставленный вопрос.
  • Формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
  • Развивать комбинаторные способности.
  • Развивать связную речь.
  • Расширять представление об окружающем мире, обогащать словарь и т.д.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах, в команде;
  • воспитывать самостоятельность;
  • осуществлять нравственное, эстетическое и экологическое воспитание школьников;
  • воспитывать любознательность, настойчивость, терпеливость, трудолюбие.

Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных коррекционных задач, с целью усиления практической направленности обучения, которая включает следующие

основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция  индивидуальных пробелов.

На каждом уроке осуществляются коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания);
  • развивать связную устную речь (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
  • развивать связную письменную речь (при работе над деформированными текстами, изложением, творческим диктантом);
  • развивать память (кратковременную, долговременную)
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать тактильное восприятие;
  • развивать мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, развивать ритмичность, плавность движений, соразмерность движений);
  • развивать мыслительную деятельность (операций анализа и синтеза, умение выделять главную мысль, устанавливать логические и причинно-следственные связи, планирующую функцию мышления);
  • развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства).

Специфика учебного предмета, курса

Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности детей. Программа  предусматривает необходимость дифференцированного подхода в обучении, специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения. Она построена  по концентрическому принципу, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы.

В начальном обучении предмет «Письмо и развитие речи» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Письмо и развитие речи» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении предмета «Письмо и развитие речи» во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Структура данного предмета в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса предмета «Письмо и развитие речи» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с чтением.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся направлена на разносторонне развитие личности, способствует умственному развитию. В данной программе сохранены все разделы и темы, но для реализации программы меньше времени на уроке отведено на изучение теоретических основ предмета, за счет этого увеличено время на практическую работу по закреплению навыков орфографии и пунктуации. Усвоение детьми новых знаний на уроках осуществляется не путем заучивания определений и правил, а в процессе работы над конкретным материалом. Основной метод — разнообразные по форме практические упражнения в письме и чтении. Игровые приемы остаются важнейшим (но не главным) средством обучения. Продолжается интенсивная работа по развитию речи детей на специальных уроках, идет обогащение их представлений об окружающем мире, а главное — формируется умение выражать свои впечатления в речи. Программа ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как в коррекционной школе они представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление.

Фонетико-фонематические нарушения обучающихся с ОВЗ затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Следовательно самое серьезное внимание уделяется звуко - буквенному анализу. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника к самостоятельной жизни, общению. В 3 классе проводятся подготовительные упражнения по формированию навыков письменной речи. Трудности формирования графических навыков часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Поэтому следует вести работу по закреплению написания строчных и прописных букв и их соединений.

        На уроках будут применяться комплексно следующие технологии, методы и приёмы обучения:

Традиционные педагогические технологии:

  • технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
  • технологии коррекционно - развивающегося обучения (умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
  • технологии компенсирующего обучения (обучение без принуждения: адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия, упрощенное называние; одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и мышления в процессе восприятия материала; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов); оптимальность темпа с позиции полного усвоения, предъявление упражнений по нарастающей сложности);
  • игровые технологии (вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе: дидактические, настольные, подвижные, компьютерные игры, театрализация сказок, потешек, стихов и т.п.);
  • технология уровневой дифференциации обучения.

Инновационные педагогические технологии:

  • элементы информационно - коммуникационных технологий (индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления);
  • личностно – ориентированные технологии (формирование адаптивных, социально – активных черт обучающихся, чувства взаимопонимания, уверенности в себе);
  • технологии деятельностного метода обучения, которая предполагает развитие личностных качеств и способностей обучающегося, опираясь на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной;
  • проблемно-поисковые технологии.

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), работа с учебником; использование произведений устного народного творчества: сказок, скороговорок, потешек, считалок, пословиц, поговорок.
  • Наглядные: методы иллюстрации – с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов; методы демонстрации – компьютерных программ, видеофильмов, опытов и др.
  • Практические: упражнения – устные, графические, письменные, тренировочные, комментированные, учебно-трудовые; практическая работа, самостоятельная работа, обучающий контроль, дидактическая игра, экскурсия, ситуационный метод и т.д. 

При использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль над правильностью выполнения задания.

Приёмы работы: (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровнем развития, интеллектуальных возможностей)

  • постановка перед учащимися цели урока;
  • дидактические игры;
  • проблемная ситуация;
  • игровые приёмы;
  • занимательные упражнения;
  • создание увлекательных ситуаций;
  • сравнение (один из важных приёмов обучения);
  • материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненной ситуации;
  • использование «опорных схем»;
  • приём наглядности и иллюстрированности;
  • приём обратной связи;
  • приём контроля качества знаний, умений и навыков;
  • приём контроля и самоконтроля и т. д.

Межпредметные связи

 Знания по «Письму и развитию речи» необходимо реализовывать на уроках устной речи, живой мир, чтения, занимательного труда, рисования, а также найти им применение во внеурочное время.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно учебному плану школы учебный предмет «Письмо и развитие речи» относится к обязательной части учебного плана и является составной частью предметной области ««Филология».

Кол-во часов на изучение предмета в 3 классе - 4 часа в неделю.

Кол-во учебных недель - 34.

Кол-во часов на изучение в 3 классе за учебный год - 136 часов.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В программе предусмотрено два уровня требований к знаниям и умениям школьников, исходя из возможностей детей и динамики их продвижения. Первый уровень – предполагает реализацию требований к ученику в объёме программного материала. Второй уровень скорректирован в сторону уменьшения объёма материала и его содержательного потенциала.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень.

  • записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
  • различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные; дифференцировать оппозиционные согласные;
    делить слова на слоги, переносить части слова письме;
  • списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (15-20 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
  • выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

2-й уровень.

  • дифференцировать на слух и в произношении опозиционные звуки;
  • делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
  • списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов;
  • писать под диктовку слова (из двух слогов), написать которых не расходится с произношением (8 слов);
  • писать предложение с большой буквы и ставить точки в конце;
  • составлять предложение по картинке;
  • подбирать по вопросам названия предметов и действий.  

Понижать уровень требований рекомендуется в случае выраженных форм интеллектуального недоразвития, т.е. тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие приемы обучения.

Содержание учебного предмета, курса

Повторение

        Выделение предложения из речи. Его графическое изображение. Сравнение оформления предложения в схеме записи.

        Ответы на вопросы. Коллективная запись ответов. Чтение диалогов. Определение количества предложений в диалоге. Соблюдение интонации вопроса и ответа.

        Завершение начатого предложения. Сравнение предложения и не предложения.

        Работа с деформированным предложением (слова даны в нужной форме).

        Выделение в предложении названий предметов и названий действий. Использование соответствующих вопросов для выделения слов.

Звуки и буквы

        Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке фамилий учеников класса. Знакомство с «Школьным орфографическим словарем». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных во 2 классе; нахождение их в орфографическом словаре.

        Гласные звуки и буквы. Ударение в двусложных и трёхсложных словах. Выделение ударной гласной. Гласные ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и безударной гласной в группе слов-«родственников».

        Деление слов на слоги. Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога. Слова с гласной э в начале слова. Перенос части слова при письме.

        Согласные твёрдые и мягкие. Их дифференциация на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. Буква ь на конце и в середине слова.

        Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жu - шu, ча - ща, чу - щу.

        Парные звонкие и глухие согласные. Различение их на слух и в произношении в слогах и словах в сильной позиции. Фиксация буквами на письме.

        Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путём изменения формы слова.

Слово

        Названия предметов. Различение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что? Выделение названий предметов из предложения. Расширение круга слов, обозначающих предметы, явления природы, растения, животных и т. д. Составление пар слов с ласкательным и уменьшительным значением (Маша - Машенька, солнце - солнышко, ковёр - коврик, ком - комок), противоположных по значению слов (зима - лето).

        Названия действий. Различение слов, обозначающих действия предметов, по вопросам что делает? что делают?

        Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал? (что сделал?), что будет делать? (что сделает?). Подбор названий действий по вопросам или по образцу.

        Согласование слов, обозначающих названия действий, с названиями предметов: мальчик (что делал?) читал; т девочка (что делала?) читала; дети (что делали?) читали.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

        Отгадывание названий предметов по названиям действий: летает, порхает, кружится (бабочка). Подбор к названиям предметов нескольких названий действий: машина (гудит, едет, мчится).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

        Названия признаков предмета. Определение признака  предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал и вкус предмета.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

        Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий признаков из предложений, постановка к ним вопросов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

        Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам: свет светлый светить.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

        Предлоги к, от, по, над, под. Их пространственное значение. Выполнение действий, демонстрирующих отношения между объектом и субъектом (Ваня подошёл к столу, отошёл от стола и т. д.). Предлог о. Его значение: рассказываю о брате, думаю о футболе.         Раздельное написание предлогов со словами. Графическое обозначение предлога в схеме предложения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

        Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной форме (ударные окончания) в зависимости от предлога: подошёл к мост..., летит над мост..., плывёт под мост....                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

        Слова с непроверяемыми гласными. Единообразное написание гласной в словах-«родственниках»: овощи, овощной.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Использование «Школьного орфографического словаря» для проверки написания слов.

        Словарь: арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель, месяц, неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги, сегодня, товарищ, учитель, яблоко (20 слов).

Предложение

        Выделение предложения из текста. Практическая отработка правил оформления предложения на письме и в устной речи (большая буква, точка в конце — в письменной речи, понижение голоса на точке, пауза между предложениями — в устной речи).

        Сравнение предложения и набора слов, законченного и незаконченного предложений. Смысловая законченность предложения (мы знаем, о чём или о ком говорим). Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из дополненного предложения.

Работа с деформированным предложением (слова даны в нужной форме). Наблюдение за правильным порядком слов в предложении.

        Самостоятельное составление предложений по вопросу, теме, картинке, образцу.

Чтение диалога. Соблюдение правильной интонации в вопросе и ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов (2 вопроса и 2 на них ответа).

Письмо и чистописание

(в течение всего учебного года)

        Списывание с печатного и рукописного шрифтов с постепенным ускорением темпа письма (целым словом и по слогам сложные по структуре слова).

        Чёткое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:

1-я группа — и, и, ш, п, т, н, г, р, у;

2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;

3-я группа — о, а, ю, ф, б, в, д, з;

4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;

5-я группа — э, х, ж, к.

        Написание прописных букв:

1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;

2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ё, Ж, Э, Я;

3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;

4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

        Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

        Контрольное списывание.

        Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые, объяснительные диктанты, самодиктанты. Контрольные диктанты (15—20 слов).

Связная письменная речь

(в связи с изучением всех разделов программы)

        Различение рассказа и набора предложений (не рассказа). Определение, о ком или о чём рассказ. Коллективный подбор заглавия к рассказу.

        Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок (3—4). Озаглавливание рассказа. Использование данных текстовых синонимов для называния действующего лица (белка белочка, зверёк, она). Использование местоимений вместо существительного.

        Восстановление деформированного текста (3—4 предложения) с опорой на серию картинок или на вопросы. Озаглавливание рассказа.

Тематическое планирование

№ раздела

Тема учебного предмета, курса

Количество часов

Количество контрольных, практических (лабораторных работ), экскурсий

1. Повторение. Предложение

Предложение.

8 ч

1

2. Звуки и буквы

Звуки и буквы.

69 ч

Звуки и буквы.

3 ч

Порядок букв русской азбуке. Алфавит.

3 ч

Гласные и согласные звуки и буквы, их различение.

3 ч

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я.

6 ч

Ударение в слове.

6 ч

1

Слог как часть слова.

4 ч

Перенос слов при письме.

4 ч

1

Твёрдые и мягкие согласные.

7 ч

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

6 ч

1

Гласные после шипящих ж, ш, ч, щ.

6 ч

Парные звонкие и глухие согласные, их различение.

9 ч

1

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

6 ч

Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и.

6 ч

1

3. Слово

Слово

33 ч

Слова, обозначающие названия предметов

7 ч

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц.

3 ч

Слова, обозначающие действия предметов

8 ч

1

Слова, обозначающие признаки предметов

9 ч

1

Предлоги.

6 ч

4. Предложение

Предложение.

17 ч

1

5. Повторение

Повторение.

9 ч

1

Итого часов за год

136 ч

10 ч

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

Наглядный учебный материал:

  • Касса букв (классная – КБ – 2) с магнитным креплением.
  • Предметные рисунки.
  • Сюжетные картинки.
  • Таблицы.
  • Опоры – схемы графического обозначения слов, предложений.

Дидактический материал: 

  • Комисарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку / Л. Ю. Комисарова. - М.: Баласс, 2005.
  • Аксёнова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 1991. - 186с.
  • Комплекты заданий на развитие психических процессов.
  • Комплект «Загадки – отгадки».
  • Комплект «Словарные слова».
  • Слова, обозначающие части речи (для дифференциации).
  • Карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Учебные пособия:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239с.
  • Аксёнова А.К. Русский язык 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2008. — 237с.

Материально-техническое обеспечение:

  • Компьютер
  • Различные авторские презентации к урокам по темам курса

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует  действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам  охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015

Оценочные материалы

 с описанием системы контроля, представлением контрольно-измерительных материалов, которые используются для измерения достижения обучающимися требований ЗУН в рамках текущего и промежуточного контроля.

Оценка достижения результатов базируется на:

  • принципах индивидуального подхода
  • принципе дифференцированного подхода.

Бальная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:

соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).

«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.

Прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие (отличные).

Результаты овладения программой выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации программы

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» — от 51% до 65% заданий,

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5.

1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с ОВЗ. Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.

Коррекционная школа не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с ОВЗ предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает сравнения его с другими детьми.

Знания и умения обучающихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ.

Текущий контроль по письму и развитию речи осуществляется на каждом уроке в виде устных ответов, выполнение письменных работ (упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, задания  на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием диктанта, изложения).

Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ зависит от знания детьми, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.

При оценке устных ответов обучающихся принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка письменных работ обучающихся.

Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам ежедневных письменных работ обучающихся.

При небрежном выполнении  письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей. 

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

Оценка «4» ставится за работу с 1 – 3 ошибками.

Оценка «3» ставится за работу с 4 – 5 ошибками.

В письменных работах не учитывается 1 – 2 исправления или  пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. За одну ошибку в диктанте считается: повторение ошибок в одном и том же слове; две негрубые ошибки (негрубыми считаются: повторение одной и другой же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении)

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. При выставлении оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими  нормативами:

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение  грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 – 2 исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик не обнаруживает достаточного понимания изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольное работы:   1 четверть – 3 ч

2 четверть – 2 ч

                                     3 четверть – 3 ч

                                          4 четверть – 2 ч

Контроль достижения обучающимися образовательного уровня осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос (индивидуальный, фронтальный), письменные и практические работы, контрольные работы.

Количество и характер контрольных работ разработан в соответствии с требованиями программы, цель которых проверить, оценить и корригировать полученные знания.

Организуя итоговую (контрольную) проверку знаний учащихся, следует исходить из достигнутых им минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

Контроль обученности учащихся по письму и развитию речи - 3 класс.

№ п/п

№ урока

Дата проведения

Тема урока

план

план

1 четверть

1.

7

12.09.

«Предложение» (повторение).

2.

15

26.09.

Административная контрольная работа по теме: «Повторение».

3.

36

02.11.

 

«Звуки и буквы». «Предложение».

 

2 четверть

4.

49

01.12.

 

«Мягкий знак на конце и в середине слова».

5.

64

28.12.

 

«Парные звонкие и глухие согласные».

 

3 четверть

6.

76

29.01.

 

 «Звуки и буквы».

7.

94

02.03.

 

 «Слова, которые обозначают действия предметов».

8.

103

22.03.

 

«Слова, которые обозначают предметы, действия предметов, признаки».

 

4 четверть

9.

126

11.05.

 

Административная контрольная работа по теме:  «Предложение».

10.

134

25.05.

 

 «Звук. Буква. Слово. Предложение».

Календарно - тематическое планирование

(4 часа в неделю, всего 136 часов)

1 четверть – 37 ч

2 четверть – 28 ч

3 четверть – 39 ч

4 четверть – 32 ч

п/п

Дата проведения

Тема урока

Кол -во часов

Требования к ЗУН обучающихся

Словарь

план

факт

1 четверть

37 ч

Повторение. Предложение.

8 ч

01.09.

Употребление простого предложения.

1 ч

Знать: что каждое предложение выражает законченную мысль.

предложение

04.09.

Большая буква в начале предложения, точка в конце.

1 ч

Уметь: выделять предложение из речи и текста.

05.09.

Установление порядка слов в предложении.

1 ч

Уметь: составлять короткий рассказ из 2 - 3 предложений данных вразбивку.

порядк слов

07.09.

Последовательность предложений в тексте.

1 ч

Знать: что слова в предложении должны быть расположены в определённом порядке.

08.09.

Составление предложений по рисункам на тему, предложенную учителем.

1 ч

Уметь: составлять предложения по рисункам; записывать предложения, соблюдая правила.

11.09.

Расчленение сплошного текста на отдельные предложения.

1 ч

Уметь: расчленять сплошной текст на отдельные предложения; давать полные ответы на поставленные вопросы.

расчленение

12.09.

Контрольная работа по теме:     «Предложение».

1 ч

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

14.09.

Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Обобщение по теме: "Предложение".

1 ч

Коррекция полученных знаний.

Звуки и буквы

69 ч

15.09.

Звуки и буквы. Выделение данного звука из слова.

1 ч

Уметь: распознавать звук и букву; иметь представление о роли звука в различении смысла слова.

выделение звука

18.09.

Определение количества звуков и букв в слове.

1 ч

Уметь: анализировать слова по звуковому составу.

звуковой состав

19.09.

Упражнения в умении анализировать слова по звуковому составу.

1 ч

Уметь: анализировать слова по звуковому составу.

21.09.

Порядок букв русской азбуке. Алфавит.

1 ч

Уметь: пользоваться алфавитом (азбукой) и знать его ролью в жизни людей.

азбуке алфавит

22.09.

Расположение слов в алфавитном порядке.

1 ч

Уметь: пользоваться алфавитом.

25.09.

Практические упражнения в использовании алфавита.

1 ч

Уметь: умение пользоваться алфавитом.

Знать: алфавит.

26.09.

Административная контрольная работа по теме: «Повторение».

1 ч

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

28.09.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1 ч

Коррекция полученных знаний при формировании умения определять ударные и безударные гласные.

29.09.

Гласные и согласные звуки и буквы, их различение.

1 ч

Уметь:  различать гласные и согласные звуки.

гласные согласные звуки

02.10.

Распознавание гласных и согласных звуков и букв.

1 ч

Уметь: распознавать гласные и согласные звуки по их существенным признакам.

03.10.

Упражнения в выделении гласных и согласных в словах.

1 ч

Уметь: распознавать гласные и согласные звуки с использованием условно - графического изображения этих звуков.

05.10.

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я. Гласная " и " в начале слова.

1 ч

Уметь: различать гласные е, ё, и, ю; правильно писать слова с буквой " и ".

06.10.

Гласная " е " в начале слова и после гласных.

1 ч

Уметь: различать звук "е" в словах и правильно писать.

09.10.

Гласная  " ё " в начале слова и после гласных.

1 ч

Уметь: различать звук "ё" в словах и правильно писать.

10.10.

Гласные " ю " в начале слова и после гласных.

1 ч

Уметь: выделять гласные " ю " в словах.  Делить слова на слоги.

12.10.

Гласные " я " в начале слова и после гласных.

1 ч

Уметь: выделять гласные " я " в словах.  Делить слова на слоги.

13.10.

Слова с буквой "э" в начале слова.

1 ч

Уметь: различать звук "э" в словах и правильно писать.

16.10.

Ударение в слове. Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.

1 ч

Уметь: ставить знак ударения. Углубить представление об особенностях ударного слога и роли ударения в речи.

ударение в слове

17.10.

Гласные ударные и безударные.

1 ч

Уметь: выделять на слух и в написании гласные ударные и безударные.

ударныебезударные

19.10.

Роль ударения в различении смысла слова.

1 ч

Уметь: быстро находить в слове ударный слог.

смысл слова

20.10.

Практические упражнения в постановке ударения.

1 ч

Уметь:  ставить знак ударения.

23.10.

Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.

1 ч

Иметь представление о слоге как части слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.

слог

24.10.

Деление слов на слоги. Условно - графическое изображение слога.

1 ч

Уметь:  различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков; составлять слова от отдельных слогов.

деление слов на слоги

26.10.

Развитие устной и связной письменной речи.

1 ч

Уметь:  делить слова на слоги с использованием условно - графического изображения; составлять и записывать предложения на вопросы к тексту.

27.10.

Практические упражнения в делении слов на слоги.

1 ч

Уметь: делить слова на слоги.

30.10.

Перенос слов при письме. Деление слов на слоги для переноса.

1 ч

Уметь:  пользоваться правилом переноса по слогам; переносить слова с учётом особенностей слогов.

перенос слов при письме

31.10.

Упражнения в делении слов на слоги для переноса.

1 ч

Уметь:  переносить слова, различных по звуко - буквенному составу, включая слова с гласной буквой в середине, конце слова и с йотированными гласными.

02.11.

Контрольная работа по теме: «Звуки и буквы». «Предложение».

1 ч

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

03.11.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1 ч

Коррекция и обобщение знаний учащихся по теме: "Предложение", "Звуки и буквы".

2 четверть

28 ч

13.11.

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, и, я.

1 ч

Иметь представление о том, что мягкость согласных обозначается на письме "ь" или гласными буквами и, ю, я, е, ё.

твёрдые и мягкие согласные

14.11.

Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

1 ч

Уметь:  определять на слух разницу в звучании твёрдых и мягких согласных.

16.11.

Условно - графическое обозначение твёрдых и мягких согласных.

1 ч

Знать: о правописании мягких согласных и способах обозначения мягкости согласных.

17.11.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

1 ч

Уметь:  различать мягкие и твёрдые согласные звуки и правильно обозначать их на письме.

20.11.

Упражнения в написании слов с твёрдыми и мягкими согласными.

1 ч

Уметь:  писать слова с буквами е, ё, ю, и, я.

21.11.

Развитие устной и связной письменной речи.

1 ч

Уметь:  составлять и записывать предложения на вопросы к тексту.

23.11.

Повторение и закрепление темы: " Твёрдые и мягкие согласные".

1 ч

Знать: о твёрдых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме.

24.11.

Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

1 ч

Уметь:  проводить звуко - буквенный анализ слов, сравнивать слова (по произношению, написанию, смыслу), обозначать на письме мягкость согласного звука мягким знаком.

мягкий знак

27.11.

Мягкий знак как показатель мягкости согласных в середине слова.

1 ч

Уметь: распознавать в словах мягкие согласные звуки и обозначать их на письме.

28.11.

Правило переноса слов с мягким знаком.

1 ч

Уметь:  переносить слова с мягким знаком в середине слов.

30.11.

Способы обозначения мягкости согласных.

1 ч

Уметь:  пользоваться мягким знаком для обозначения мягкости согласных в конце и в середине слова. Знать: способы обозначения мягкости согласных.

способы обозначения

01.12.

Контрольная работа по теме: «Мягкий знак на конце и в середине слова».

1 ч

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

04.12.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1 ч

Повторить и закрепить знания о способах обозначения мягкости согласных.

05.12.

Гласные после шипящих  ж, ш, ч, щ.

1 ч

Уметь:  распознавать шипящие звуки и правильно их произносить.

шипящие

07.12.

Слова с сочетаниями жи - ши.

1 ч

Уметь:  правильно писать сочетания жи, ши.

сочетание

08.12.

Слова с сочетаниями ча - ща.

1 ч

Уметь:  правильно писать сочетания ча - ща.

11.12.

Упражнения в написании слов с сочетаниями ча - ща.

1 ч

Уметь:   правильно писать сочетания жи - ши, ча – ща; писать под диктовку.

12.12.

Слова с сочетаниями чу - щу.

1 ч

Уметь:   распознавать звуки ч, щ; правильно произносить их и обозначать на письме в сочетаниях с гласными буквами.

14.12.

Упражнения в написании слов с сочетаниями жи - ши, ча -ща, чу - щу.

1 ч

Уметь:   правильно писать сочетания жи - ши, ча – ща; чу – щу; писать под диктовку.

15.12.

Парные звонкие и глухие согласные, их различение.

1 ч

Уметь:   различать парные звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.

парные согласные

18.12.

Различение парных согласных б - п.

1 ч

Уметь:   использовать звуковой анализ слов для различения звонких глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы.

звонкие глухие согласные

19.12.

Различение парных согласных в - ф.

1 ч

Уметь:   использовать звуковой анализ слов для различения звонких глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы.

21.12.

Различение парных согласных г - к.

1 ч

Уметь:   использовать звуковой анализ слов для различения звонких глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы.

22.12.

Различение парных согласных д - т.

1 ч

Уметь:   использовать звуковой анализ слов для различения звонких глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы.

25.12.

Различение парных согласных ж - ш, з - с.

1 ч

Уметь:   использовать звуковой анализ слов для различения звонких глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы.

26.12.

Упражнения в написании слов со звонкими и глухими согласными.

1 ч

Уметь:   различать парные звонкие и глухие согласные.

28.12.

Контрольная работа по теме: «Парные звонкие и глухие согласные».

1 ч

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

29.12.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1 ч

Коррекция полученных знаний учащихся по теме: "Парные звонкие и глухие согласные".

3 четверть

39 ч

11.01.

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

1 ч

Знать: что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого звука звучит гласный.

12.01.

Правило написания парной согласной на конце.

1 ч

Уметь: писать слова с парными звонкими и глухими согласных на конце слова.

15.01.

Правописание согласных на конце слова перед гласными.

1 ч

Уметь:    различать на слух звонкие и глухие согласные; подбирать проверочные слова различными способами.

правописание

16.01.

Правило проверки парной согласной на конце слова.

1 ч

Уметь:    подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова.

проверочные слова

18.01.

Объяснение правописания парной согласной на конце слова.

1 ч

Уметь:    подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова.

19.01.

Упражнения в написании слов с парной согласной на конце слова.

1 ч

Знать: о способах проверки парных согласных в корне.

22.01.

Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и.

1 ч

Уметь:    понимать своеобразие написания слов с разделительным ь.

разделительный мягкий знак

23.01.

Разделительный мягкий знак. Деление слов с разделительным ь на слоги для переноса.

1 ч

Уметь:    соотносить произношение слова и его написание; правильно употреблять в словах разделительный ь.

25.01.

Различение слов с разделительным, и слов, в которых ь обозначает мягкость согласного.

1 ч

Уметь:    различать слова с разделительным, и слова, в которых ь обозначает мягкость согласного; дифференцировать изученные орфограммы.

26.01.

Обобщение знаний по теме: «Разделительный мягкий знак перед гласными е, ё, я, ю, и».

1 ч

Уметь: объяснять правописание разделительного ь;  дифференцировать изученные орфограммы.

29.01.

Контрольная работа по теме: «Звуки и буквы».

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

30.01.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

Коррекция полученных знаний учащихся по теме: "Звуки и буквы".

Слово

33 ч

01.02.

Слова, обозначающие названия предметов и отвечающие на вопросы что это?, кто это?

1 ч

Иметь представление о слове как единице речи, которая является названием чего-либо; учить ставить вопросы.

Уметь: различать предмет и слово как его название; умение соотносить вопрос кто? что? и слово - название предмета.

название предмета

02.02.

Различение слов предметов по вопросам кто?, что?

1 ч

Уметь: классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

05.02.

Изменение формы слова обозначающее предмет по вопросам: кого?, чего?

1 ч

Уметь: классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

изменение

06.02.

Изменение формы слова обозначающее предмет по вопросам: кому?, чему?

1 ч

Уметь: классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

08.02.

Изменение формы слова обозначающее предмет по вопросам: кем?, чем?

1 ч

Уметь: классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

09.02.

Изменение формы слова обозначающее предмет по вопросам: о ком?, о чём?

1 ч

Уметь: классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

12.02.

Обобщение и закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов.

Уметь: классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

13.02.

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, деревень, улиц.

1 ч

Иметь представление об именах собственных; уметь писать эти слова с прописной буквы.  

большая буква

15.02.

Практическое употребление  имён собственных.

1 ч

Уметь: различать имёна собственные и нарицательные; дифференцировать изученные орфограммы.

16.02.

Дифференциация изученных орфограмм. Обобщение и закрепление знаний.

1 ч

Уметь: различать имёна собственные и нарицательные.  Знать свой домашний адрес, адрес школы.

19.02.

Слова, обозначающие действия предметов и отвечающие на вопросы что делает? что делал? что будет делать?

1 ч

Уметь: сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение.

Уметь: выделять слова действия из текста и речи.

Уметь: выделять слова действия из текста и речи; классифицировать слова и ставить к ним вопросы; иметь представление о словах, обозначающие действия предметов.

действия предметов

20.02.

Согласование слов, обозначающих действия предметов, со словами, обозначающими названия предметов.

1 ч

Уметь: подбирать слова, обозначающих действия одного или нескольких предметов; соединять данные слова по вопросам; изменять форму слов по вопросам и по числам.

22.02.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

1 ч

Уметь: различать названия предметов и их  действий при распространении предложений.

26.02.

Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов.

1 ч

Уметь: ставить вопрос к слову (действию); развивать представление об употреблении действий в единственном и во множественном числе.

27.02.

Ознакомление с изменением слов обозначающие действия по числам.

1 ч

Уметь: ставить вопрос к слову (действию); развивать представление об употреблении действий в единственном и во множественном числе.

01.03.

Обобщение знаний о словах, которые обозначают действия предметов.

1 ч

Уметь: различать слова, которые обозначают действия предметов; ставить вопрос к словам действиям, употреблённых в разных временных формах.

02.03.

Контрольная работа по теме: «Слова, которые обозначают действия предметов».

1 ч

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

05.03.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1 ч

Коррекция полученных знаний учащихся по теме: "Слова, обозначающие действия предметов".

06.03.

Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?

1 ч

Иметь представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;  уметь ставить к слову вопрос.

Уметь: ставить вопросы к словам признакам; характеризовать предметы с разных сторон.

признаки предметов

12.03.

Название признака (качества) данного предмета по вопросам какой?, какая?, какое?, какие?

1 ч

Уметь: ставить вопросы к словам признакам; характеризовать предметы с разных сторон.

13.03.

Нахождение слов, обозначающих признаки (качества) в тексте.

1 ч

Уметь: распознавать в тексте слова, обозначающие признаки предметов, осознанно употреблять их в речи.

15.03.

Упражнения в сравнении предметов по их признакам.

1 ч

Уметь: распознавать в тексте слова, обозначающие признаки предметов, осознанно употреблять их в речи.

16.03.

Подбор и название ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств).

1 ч

Уметь: распознавать в тексте слова, обозначающие признаки предметов, осознанно употреблять их в речи.

19.03.

Сравнение двух предметов по их качествам.

1 ч

Уметь: распознавать в тексте слова, обозначающие признаки предметов, осознанно употреблять их в речи; познакомить со словами, противоположными по смыслу.

20.03.

Согласование слов, обозначающих признаки предметов, со словами предметами. Обобщение знаний.

1 ч

Уметь: согласовывать слова, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими названия предметов.

22.03.

Контрольная работа по теме: «Слова, которые обозначают предметы, действия предметов, признаки».

1 ч

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

23.03.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1 ч

Коррекция полученных знаний учащихся по теме: "Слова, обозначающие признаки предметов".

4 четверть

32 ч

02.04.

Предлоги. Предлог как отдельное слово.

1 ч

Иметь представление о предлоге как слове; уметь писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.

предлог

03.04.

Правописание предлогов со словами к которым они относятся.

1 ч

Уметь: писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.

раздельное

05.04.

Упражнения в раздельном написании предлогов со словами к которым они относятся.

1 ч

Уметь: писать предлоги раздельно с другими словами; иметь представление о роли предлогов в речи.

06.04.

Объяснение правописания предлогов с другими словами в предложении.

1 ч

Уметь: выделять предлоги в потоке речи и правильно их писать.

09.04.

Упражнения в написании  предлогов с другими словами в предложении.

1 ч

Уметь: выделять предлоги в потоке речи и правильно их писать.

10.04.

Обобщение знаний о предлоге. Закрепление знаний по теме: "Слово".

1 ч

Уметь: различать слова, которые обозначают предметы, действия, признаки предметов; уметь писать предлоги.

Предложение

17 ч

12.04.

Предложение. Составление предложений с употреблением именительного падежа (кто?, что?).

1 ч

Уметь: выделять предложение из речевого потока и оформлять его на письме.

предложение

13.04.

Упражнения в составлении предложений и установлении связи между словами.

1 ч

Уметь: выделять предложение из речевого потока и оформлять его на письме;

16.04.

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?).

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением винительного падежа по рисункам, на заданную  тему.

составление

17.04.

Упражнения в составлении предложений с употреблением винительного падежа.

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением винительного падежа по рисункам, на заданную  тему.

19.04.

Составление предложений с употреблением родительного падежа (кого? чего? нет у кого?).

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением родительного падежа по рисункам, на заданную  тему.

20.04.

Упражнения в составлении предложений с употреблением родительного падежа.

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением родительного падежа по рисункам, на заданную  тему.

23.04.

Составление предложений с употреблением дательного падежа (кому? чему?).

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением дательного падежа по рисункам, на заданную  тему.

24.04.

Упражнения в составлении предложений с употреблением дательного падежа.

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением дательного падежа по рисункам, на заданную  тему.

26.04.

Составление предложений с употреблением творительного  падежа (кем? чем?).

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением творительного падежа по рисункам, на заданную  тему.

27.04.

Упражнения в составлении предложений с употреблением творительного падежа.

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением творительного падежа по рисункам, на заданную  тему.

03.05.

Составление предложении с употреблением предложного падежа (где? с предлогами в, на, о ком? и о чём?).

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением предложного падежа по рисункам, на заданную  тему.

04.05.

Упражнения в составлении предложений с употреблением предложного падежа.

1 ч

Уметь: составлять предложения с употреблением предложного падежа по рисункам, на заданную  тему.

07.05.

Составление предложений по одному или двум вопросам на заданную тему.

1 ч

Уметь: Составлять предложения из данных слов и на заданную тему.

08.05.

Составление предложений из слов данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

1 ч

Уметь: составлять предложения из данных слов и на заданную тему.

10.05.

Упражнения в умении отвечать на заданный вопрос и записывать ответ.

1 ч

Уметь: составлять предложения и давать полные ответы на поставленные вопросы с включением всех входящих в вопрос слов.

11.05.

Административная контрольная работа по теме «Предложение».

1 ч

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

14.05.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1 ч

Коррекция полученных знаний учащихся по теме: "Предложение".

Повторение

9 ч

15.05.

Упражнения в составлении предложений и установлении связи между словами.

1 ч

Уметь: выделять предложение из речевого потока и оформлять его на письме; составлять предложения.

17.05.

Упражнения в нахождении слов, которые обозначают предметы, действия предметов, признаки.

1 ч

Уметь: различать слова обозначающие предмет, действие предмета и признаки предметов; уметь ставить к слову вопрос.

18.05.

Упражнения в употреблении  имён собственных, объяснение их правописания.

1 ч

Иметь представление об именах собственных;  уметь писать эти слова с прописной буквы.

21.05.

Упражнения в написании слов с непроверяемыми безударными гласными.

1 ч

Иметь представление о правописании слов с непроверяемой безударной гласной.

непроверяемые безударные гласные

22.05.

Упражнения в написании слов на знакомые правила с объяснением правописания.

1 ч

Уметь: писать слова на знакомые правила с объяснением правописания; находить в тексте слова, требующие проверки.

24.05.

Обобщение знаний  по теме: "Звук. Буква. Слово. Предложение".

1 ч

Иметь представление о предложении, слове, слоге, звуке и букве.  

Уметь: различать слова, которые обозначают предметы, действия, признаки предметов.

Звук. Буква. Слово. Предложение

25.05.

Контрольная работа по теме: «Звук. Буква. Слово. Предложение».

1 ч

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

28.05.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1 ч

Коррекция полученных знаний учащихся по теме: "Звук. Буква. Слово. Предложение".

29.05.

Итоговый урок за год. Прощание с учебником!

1 ч

Обобщение знаний.

Словарь: Огород. Овощи. Корзина. Машина. Морковь. Яблоко. Одежда. Пенал. Барабан. Болото. Посуда. Тарелка.  Мебель. Портфель. Дневник.  Класс. Картофель. Ранец. Картина. Товарищ. Дневник. Завод. Рассказ. Город. Праздник. Сапоги. Погода. Валенки. Газета. Язык. Комната. Медведь. Вчера. Сегодня. Завтра. Неделя. Понедельник. Вторник. Среда. Четверг. Пятница. Суббота. Воскресенье. Шел. Рисовать. Родина. Черный. Желтый. Дорога. Арбуз. Костер. Песок.

Список литературы.

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239с.
  • Аксёнова А.К. Русский язык 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2012. — 237с.

Дополнительная:

  • Аксёнова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 1991. - 186с.
  • Аксёнова А.К. Сборник диктантов для вспомогательной школы: 1-4 кл. Пособие для учителей / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - М.: Просвещение, 1980. - 160с.
  • Волина В. В.  Праздник Букваря  / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 384 с.      
  • Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995. – 384с.
  • Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1996. – 384с.
  • Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко.  – М.: ВЛАДОС, 1999. – 216 с.
  • Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252с.
  • Туманова Т. В. Исправление звукопроизношения у детей: дидактический материал / Т. В.Туманова; под ред. Т. Б. Филичёвой. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 96с.
  • 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи". 2 класс.

Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи. 2 класс. Разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Учебник Иль...

Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.

Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...

Рабочая программа к учебному курсу «Письмо и развитие речи» 3 класс

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой.Предлагаемая программа орие...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету "Чтение и развитие речи" составлена для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета "Математика" для обучающихся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностя...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Музыка" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями...