Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Суффиксы имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шуляк Татьяна Олеговна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Суффиксы имен существительных.

Цели урока: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Планируемые результаты:

·        Предметные:учить образовывать существительные с помощью суффиксов : -к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-, -ек-,  -ач-, -ак-, -як-, -ник-, -ниц.

·        Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srusskiy_02.03.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Суффиксы имен существительных.

Цели урока: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объяснять значения суффиксов.

Планируемые результаты:

  • Предметные:учить образовывать существительные с помощью суффиксов : -к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-, -ек-,  -ач-, -ак-, -як-, -ник-, -ниц.
  • Личностные: пониманить тезис о том, что язык – главное сребство общения, средство выражения и понимания себя, средство изучения окружающего мира, осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс», автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Спина прямая, выше голова.

За своей осанкой я слежу всегда.

Локти на парте, под наклоном тетрадь,

Буду я красиво и правильно писать!

Запишите число и классная работа.

Приветствовать учителя.

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

Практ.: уст. и письм. упр.

 7 мин

«Нам во владенье дан самый богатый,

Меткий, могучий и поистине волшебный язык.

Языку мы учимся и должны учиться

Непрерывно до последних дней своей жизни»

К.Паустовский.

- Сегодня мы вновь

Ощутим выразительность нашего языка, его эмоциональность, разнообразие значения слов, выявляя при этом особенности имен существительных.

Какие слова называются однокоренными? ( Слова у которых один корень)

Подберите к существительному рыба однокоренные существительные с суффиксами –оньк-, –к- и  -ак-. Какой корень в слове река? (рыб) Запишем 3 однокоренных существительных. (рыбонька, рыбка и рыбак) Какой оттенок значения придали существительным суффикс –к- и –еньк-? (Уменьшительно-ласкательный) А суффикс –ак-? (Обозначает лицо мужского пола) Как вы думаете, выпорлнив это упражнение, чем мы сегодня будем заниматься? (Образовывать существительные при помощи суффиксов)

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнение.

Определять тему и цель урока.

Личностные -

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

12 мин

Подберите  к сущенствительному береза однокоренные существительные с суффиксами –к- и –оньк- берёза. (берёзка, березонька) Запишите эти слова и разберите их по составу. Сверьте с доской у кого не так? Откройте учебник на странице 58 и прочитайте задание. Вам нужно к каждому выделенному существительному подобрать однокоренное слово с помощью суффиксов: -ок-, -ушк-, -еньк-, -юшк-.

Какие существительные у нас получатся? (сынок, Иванушка, доченька, Марьюшка) Запишите текст с новыми существительными к себе в тетрадь. Сравните начало сказки из учебника и в вашей тетради. Какие существительные подходят к тексту больше те, которые в учебнике или  те, которые вы подобрали? (Те,  которые мы подобрали) Почему? (Существительные, которые мы подобрали подходят больше, потому что они смягчают сказку и она с самого начала кажется доброй)

Сейчас выполните упражнение 21 на странице 59 самостоятельно. Вам нужно от слов данных в скобках образовать однокоренные слова с суффиксами –ечк-,  -ик-, -ушк-. Разобрать эти существительные по составу. И сказать какое значение придал суффикс словам.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте по эталону, который вы видите на слайде.

Какое значение придали суффиксы новым существительным? (Уменьшительно-ласкательные)

Давайте сделаем вывод, какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения? (-к-, -еньк-, -оньк-, -ок-, -юшк-, -ечк-, -ик-)

Слушать учителя.

Усваивать новую информацию, участвовать  в беседе.

Строить речевое высказывание.

Выполнять упражнение.

Анализировать слова.

Взаимопроверка.

Делать вывод.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные –

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

Физ. минутка

1 мин

Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

Делать физ.

разминку

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

Практ.: уст. и письм. упр.

11 мин

Давайте подберем к существительным лес, двор, сила, птица однокоренные слова с суффиксами: -ок, -ник, -ик-, -ушк-, -ач, -к-.

К слову лес, какиесуффиксы мы можем подобрать? (лесок, лесник)

К слову двор, какиесуффиксы мы можем подобрать? (дворик, дворник) К слову сила, какие суффиксы мы можем подобрать? (силушка, силач) К слову птица, какиесуффиксы мы можем подобрать?( птичка, птичник) Запишите эти слова и разберите их по составу. Какие значения новым существительным придали суффиксы (Уменьшительно-ласкательный и обозначает лицо мужского пола)

Давайте вспомним, когда мы пишем суффикс –ик-, -ек-? (Чтобы правильно написать суффиксы  –ик- -ек- , надо изменить форму слова. Если «и» остается - суффикс –ик-, «е» «убегает» - ек-.)

Подберем однокоренные существительные с суффиксами –ик- и –ек- к словам: куст, орех, горох, овраг, козёл, порог, дружок, карапуз.

Будем зписывать сначала проверочное слово, а потом через тиреобразованное слово.

К слову куст какой суффикс мы подберем –ек- или –ик-? (Кустики и остается поэтому –ик-, кустик) и т.д.

Давайте сделаем вывод, какие суффиксы обозначает лицо мужского пола? (-ак-, -як-, -яр-, -ник-, -ач-, -ниц-, -ик-, -ек-)

Отвечать на вопросы.

Выполнять упражнения.

Актуализировать знания.

Анализировать слова.

 Делать вывод.

Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности;

Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание;

Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять.

Итог урока.

Словесный: отвечают на вопросы

5 мин

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Какие суффиксы обозначает лицо мужского пола?

Какие суффиксы придают существительному уменьшительно-ласкательные значения?

Запишите домашнее задание учебник, страница 61, упр. 25

Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рефлексия

2 мин

Закончи предложения                  

                                            Я узнал…..

                                        Мне было интересно…

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Что мы знаем об имени существительном"

Открытый урок-обобщение в 3 классе по теме "Имя существительное". ОС "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Конспект урока русского языка по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс

Данный урок разработан по теме: "Творительный падеж имен существительных" 4 класс. К нему прилагается презентация, которая позволит обобщить сведения о творительном падеже, полученные на уроке....

Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"

Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....

Конспект урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе", 4 класс

Урок русского языка в 4 классе. УМК «ШКОЛА РОССИИ» Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Цель: организовать исследовательскую деятельнос...

Конспект урока русского языка, 3 кл. Тема: "Род имен существительных"

Конспект урока русского языка   Тема: Род имен существительных.Цели деятельности учителя: совершенствовать умение находить имена существительные в упражнениях, познакомить с приёмами определ...