Мастер-класс: "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка».
консультация по русскому языку (3 класс) на тему

Мастер-класс "Приём работы над ошибками как средство развития орфографического навыка" пзволяет почувствовать себя и педагогом, и родителем, и учеником, научиться работать с памяткой "Работа над ошибками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_byahova_e.p.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная

 школа № 3 г. Волжского Волгоградской области

        (МКОУ СОШ  № 3)

404106,  г. Волжский  Волгоградской области, ул. Прибрежная, 91

 телефон/факс (8443) 27-15-02

       

Схема конспекта мастер-класса.

Педагог: Бяхова Елена Петровна

Тема мастер-класса: «Приём работы над ошибками  как  средство развития орфографического навыка».

Участники мастер-класса: учителя начальных классов и учителя русского языка МКОУ СОШ №3 города Волжского Волгоградской области.

Дата проведения: 16.01.16 года.

Цель: познакомить участников мастер-класса с приёмом работы над ошибками  как  средством развития орфографического навыка в рамках работы в УМК Гармония.

Задачи:

- создать условия для разработки приёма работы над ошибками как средства развития орфографического навыка;

- развивать умение ориентироваться в орфограммах, которые изучаются в начальной школе, в педагогической терминологии;

-способствовать поднятию интереса к данной теме, взаимопонимания, умения работать в парах, адекватно оценивать результат своей работы;

- создание комфортной и доверительной атмосферы.

Планируемые результаты мастер-класса:

Метапредметные:

             Регулятивные:

  • участвовать в постановке проблемы мастер-класса;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • уметь осуществлять действие по заданному алгоритму;
  • умение контролировать свою деятельность.

Познавательные:

  • умение распределять орфограммы по группам и видам;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

  • уметь пользоваться педагогической терминологией;
  • участвовать в диалоге, приходить к общему решению;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные:

  • осознавать необходимость работы по данной теме;
  • проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
  • дипломатично выражать своё мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка); образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество), информационные технологии.

Оборудование занятия: мультимедийное оборудование, ноутбук, карточки, раздаточный материал.

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность участников

1

Подготовительно-организационный.

Цель для гостей: подготовиться к продуктивной работе на мастер-классе

Цель для организатора: способствовать подготовке приглашённых к продуктивной работе.

Задачи: организовать рабочее пространство, создать положительный эмоциональный настрой

Методы: словесный, наглядный.

Приветствие. (СЛАЙД 1)

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости. Добро пожаловать на мастер-класс, в котором вы окажетесь одновременно и учителем, и учеником.

Деление на группы:

- Сегодня мы будем работать в парах. Поделимся на группы необычным способом. Я раздам вам карточки, на которых обозначен один из двух героев. Каждый найдёт себе пару.

(Дед Мороз и Снегурочка, Чип и Дейл, дед и баба, Том и Джерри, царь и царица, Иван и Конёк Горбунок, Пятница и Робинзон Крузо)

- Первое задание: нарисуйте или напишите в 2-3 словах на листе бумаги, чего вы ожидаете от мастер-класса?

Получают карточки, находят свою пару.

Рисуют, пишут. Показывают, поясняют.

2

Постановка целей и задач.

Цель для гостей: осознать цель своего пребывания на мастер-классе, получить возможность продемонстрировать свои знания орфограмм, которые изучаются в начальной школе

Цель для организатора:

определить уровень владения аудиторией информацией по теме «Орфограммы», определить тему и цели работы на мастер-классе.

Задачи: показать противоречия, возникающие в процессе обучения и определить цели и задачи мастер-класса

- А сейчас мы будем проверять тетради по русскому языку.

(Достаю большую пачку тетрадей)

- Почему ваше настроение заметно ухудшилось?

- Да, бывает очень обидно, когда во время занятий делаешь всё возможное, чтобы развить орфографическую зоркость, научить пользоваться правилами правописания, а когда проверяешь тетради, то результат не радует. Вздыхая, мы проверяем огромное количество работ, чувствуя всю бесполезность своей работы.

 (СЛАЙД 2)

 По моим наблюдениям 70% детей поинтересуются только отметкой за работу, 25% - узнают, сколько же ошибок было допущено и только 5% - хотят узнать, а какие же ошибки были допущены и ни один ученик по своей воле не сделает работу над ошибками.

-Почему же, невзирая на все усилия педагогов, грамотность детей желает быть лучшей?

- Попробуйте вспомнить и на листочках отметить все виды орфограмм, которые изучаются в начальной школе.

Сколько у вас получилось?

Даже не пытайтесь вспомнить все. Их как минимум 20!

К тому же необходимо учитывать, что орфограммы бывают:

по возможности проверки: проверяемые, непроверяемые и

по месту нахождения: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. На ребёнка сваливается огромное количество информации о видах орфограмм, способах их применения, исключениях и т.д. (СЛАЙД 3)  Происходит противоречие между количеством информации и возможностью ребёнка эту информацию усвоить.  

- Поэтому возникает необходимость в создании новых приёмов работы над орфографической зоркостью. Я вам предлагаю познакомиться с одним из приёмов работы над ошибками, как средством развития орфографического навыка.

- Устаём.

- Много ошибок.

- Обидно, что работаешь, работаешь, а ошибок меньше не становится.

- Осознаёшь всю бесполезность работы.

Работают в парах. Вспоминают все орфограммы.

Отвечают на вопрос.

3

Основная часть

Представление системы учебных знаний.

Цель для гостей:

увидеть основные принципы работы над ошибками.

Цель для организатора:

создать условия для выявления основных принципов работы над ошибками.

Задачи:

познакомить с ключевыми понятиями по теме «Работа над ошибками»

Методы:

словесные, информационные

Презентация педагогического опыта  

Цель для гостей: получить представление о методе работы над ошибками.

Цель для организатора:

представить метод работы над ошибками как способ работы над орфографической зоркостью, поделиться секретами работы.

Задачи:

развивать умение слышать выступающего, анализировать и усваивать полученную информацию

Имитационная игра.

Цель для гостей:

уметь пользоваться методом работы над ошибками как на месте учителя, так и на месте ученика.

Цель для организатора:

создать комфортную обстановку для практической работы участников мастер-класса.

Задачи:

Развивать умения контролировать свою работу, анализировать и обсуждать итоги работы.

Методы:

практическая работа, словесные, информационные.

Моделирование.

Цель для гостей:

применить свои знания в новых условиях

Цель для организатора:

создать комфортную обстановку для практической работы участников мастер-класса.

Задачи:

Развивать умения контролировать свою работу, анализировать и обсуждать итоги работы.

Методы:

практическая работа, словесные, информационные.

     Работа над ошибками вызывала интерес ещё у методистов прошлого.  В статье «Формирование орфографических навыков» А. К. Аксёнова отмечает, что «важными условиями в работе над ошибками является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками - объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу».  

   Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление. «Общий принцип исправления ошибок, - говорит Н.С. Рождественский, - сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельность учеников. Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать…» (Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960).

В моей практике работы над ошибками было несколько интересных методик, но не было целостной системы работы. Чаще всего я использовала приемы исправления, которые соответствуют образцу, данному учителем после письменной работы, или многократное переписывание  слов. Но такие способы исправления ошибки характеризуются репродуктивной деятельностью учащихся и не достигают нужного результата. Кроме того, многократно переписывая слово, учащиеся пишут его второй и третий раз с той же ошибкой, тем самым, закрепляя вариант неправильного написания. Я отправилась на поиски такого приёма работы над ошибками, который станет средством развития орфографического навыка у младших школьников; представит такие формы работы над ошибками, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать, проявлять самостоятельность. Я наткнулась на работу Светланы Александровны Васильевой, в которой она поделилась своим опытом работы над ошибками. Многие её мысли мне понравились. Я внесла достаточно большие коррективы и получила свой метод работы над ошибками.

(СЛАЙД 5)

  Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида:

1) Работа над типичными ошибками, которая проводится в классе после выполнения проведенной работы;

2) Работа над индивидуальными ошибками, которая проводится как в классе, так и дома.

  Приём, который мне хотелось бы представить, используется при  работе над индивидуальными ошибками. Он достаточно прост и доступен для восприятия детей.

   (Описание приёма)

- Что необходимо, для усвоения большого объёма информации?

Всю информацию об орфограммах я систематизировала и собрала в памятке.

После того как учитель отмечает ошибки в работе ученика, ученик знакомится со своими ошибками и заполняет таблицу.

Характер орфограммы

орфограммы

Исправление ошибки

Проверяемые безударные гласные в корне слова(а,о,и,е,я)

№ 7

Побежал  - бег, побег.

Листва- лист, листик.

Весна – вёсны.

Разделительный мягкий знак (Ь)

№10

Деревьями, деревья.

Муравьями, муравьи.

Пропуск буквы.

№ 2

Листва.

Если ребёнок забыл порядок действий, он обращается к памятке-ступеньке.

ПАМЯТКА – СТУПЕНЬКА

1. Произнеси слово.

2. Разбери по составу.

 3. Определи:                              

орфограмма

проверяемая

непроверяемая

1.Определи характер орфограммы, на которую допущены ошибки;

2.Вспомни (прочти) правило;

3.Выполни указания правила в таблице;

4.Выбери ошибки на то же правило и исправь их;

5.Приведи примеры на то же правило.

Найди слово в словаре. Запиши правильно, подчеркни орфограмму.

Если ребёнок забыл правило написания или как исправить ошибку, то на помощь приходит памятка (Приложение №1)

А теперь так называемый «изюм», т.е. секреты и особенности данного приёма.

Во-первых: данный приём можно использовать в классах разного вида или в классе с детьми разного уровня подготовки. В классах 7 вида и для ребят с низким уровнем подготовки учитель исправляет ошибки и рядом или на полях указывает номер орфограммы.

                      е7                        в8

Пример: В лису много грибоф.

Ребёнок может сразу обратиться к памятке, которая поможет ему выполнить работу над ошибками.

Практическая работа:

- В парах поделитесь на учителя и ученика. Учитель проверяет работу для 1 уровня сложности, а ученик выполняет работу над ошибками.

Можно повысить уровень сложности. Учитель исправляет ошибки, но не указывает номер орфограммы. Ученик должен сам определить вид орфограммы и сделать работу над ошибками.

Практическая работа.

- Поменяйтесь ролями и поработайте с той же карточкой, но по второму уровню сложности.

- И третий уровень сложности, когда учитель указывает только слово, в котором есть ошибки. Этот уровень рекомендуется для тех детей, которые обучаются по УМК Гармония. Этот комплект предусматривает такой метод работы над орфографической зоркостью как письмо с «окошками».

В памятку-ступеньку необходимо внести изменения. Давайте попробуем сделать это вместе.

ПАМЯТКА – СТУПЕНЬКА

1. Произнеси слово.

2. Запиши его с «окошками».

3. Разбери по составу.

 4. Определи для каждого «опасного места»:                              

орфограмма

проверяемая

непроверяемая

1.Определи характер орфограммы;

2.Вспомни (прочти) правило;

3.Выполни указания правила в таблице;

4.Приведи примеры на то же правило.

Найди слово в словаре. Запиши правильно, подчеркни орфограмму.

Что даёт учителю и ученику работа с памятками и таблицей?

Для учителя:

1. Возможности для творчества.

2. Легко проверять.

3. Индивидуальный подход.

3. Переход от простого к сложному.

Для ребёнка.

1. Систематизация информации.

2. Простота в использовании.

3. Частое повторение орфограмм облегчает запоминание.

4. Можно работать самостоятельно.

Рекомендации: 

Работу с таблицей и памятками необходимо начинать со 2 класса, а подготовительный период начинается уже в 1 классе. Ведь именно в 1 классе впервые возникают понятия «опасное место», «правило написания» и т.д. Памятку-ступеньку и орфографическую памятку  желательно составить вместе с детьми.

Воспринимают информацию

- Систематизировать всю информацию. Часто работать с этой информацией.

Карточка №1

Учитель

    е7              а5      о7              6

Осинью мы чясто тапили печьку. У огонька кот

П9              я

пушок и заиц.

Ученик

Характер орфограммы

орфог-

раммы

Исправление ошибки

Безударная гласная в корне слова.

7

осенью – осенний

топили - топишь

Непроверяемая гласная в корне слова

нп

заяц

Гласные после шипящих.

5

часто, час

Большая буква в именах собственных.

9

Пушок, Жучка, Васька

 Карточка №2

     е                а        о

Осинью мы чясто тапили печьку. У огонька кот

 П               я

 пушок и заиц.

Характер орфограммы

орфог-

раммы

Исправление ошибки

Безударная гласная в корне слова.

 7

осенью – осенний

топили - топишь

Непроверяемая гласная в корне слова

нп

заяц

Гласные после шипящих.

5

часто, час

Большая буква в именах собственных.

9

Пушок, Жучка, Васька

Работа в парах.

Проверка по образцу.

       

     

Рефлексия.

Цель для гостей:

адекватно оценивать результат своей работы, работы организатора, уметь анализировать основные этапы мастер-класса.

Цель для организатора:

создать ситуацию, побуждающую участников к анализу мастер-класса.

Задачи:

анализ работы по созданию приёма работы над ошибками, планирование дальнейшей деятельности.

Методы:

словесные, информационные.

Мы с вами плодотворно поработали. Осталось подвести итоги.

Я буду читать высказывания, а вы будете ставить + или -.

1. Тема мастер-класса меня заинтересовала.

2. Посещение мастер-класса было для меня полезным.

3. Опыт можно применить в новых ситуациях (например, в старших классах).

4. В рамках данного приёма возможно реализовать принцип перехода от сложного к простому.

5. У меня возникли вопросы и проблемы.

Обсудите в парах результаты и изобразите на листе бумаги ваше впечатление от мастер-класса.

Работу по улучшению данного приёма я продолжаю постоянно. Надеюсь на ваши замечания, предложения и сотрудничество.

До свидания, дорогие коллеги, спасибо за сотрудничество, удачи в работе.

Слушают высказывания, ставят + или-.

Рисуют, пишут, высказывают своё мнение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографического навыка

Орфографический навык-это сложный речевой навык. Он создаётся в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях ,таких, как навык письма (т.е. автоматизированно...

Развитие орфографических навыков на уроках русского языка в начальной школе

Материал можно использовать в индивидуальной и групповой работе на уроках русского языка и для дополнительных занятий...

Упражения для развития орфографического навыка на уроках русского языка

материал содержит упражнения и игры  для отработки орфографического навыка на уроке  русского языка...

Упражения для развития орфографического навыка на уроках русского языка

материал содержит упражнения и игры  для отработки орфографического навыка на уроке  русского языка...

Использование информационно-компьютерных технологий при развитии орфографического навыка у младших школьников

Использование ИКТ для развития орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе...

Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".

Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным?  Главная причина ...

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....