Роль имен прилагательных в речи
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Данный урок построен по учебнику Рамзаевой Т.Г. с применением ТЦРМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пояснительная записка25 КБ
Microsoft Office document icon конспект37.5 КБ
Office presentation icon презентация286 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В классе, в котором я работаю, из 24 учащихся три четверти — мальчики. При выборе данной методики к уроку я руководствовалась следующими положениями:

  • биоадекватная методика относится к поисково-технологической модели инноваций. Ее отличительной чертой является активизация творческой, рациональной и эмоциональной образной сферы учеников;
  • цель методики: смотивировать учебный мыслеообраз как микроструктуру знания по учебному предмету, заложить его в долговременную память ученика;
  • создаются естественные для учащегося условия, при которых оба полушария мозга активизируются;
  • этапы методики соответствуют этапам восприятия информации;
  • при использовании данной методики подключаются все каналы восприятия информации, что делает процесс преподавания результативным;
  • воспитательная функция методики проявляется не как формальное запоминание, а личный творческий поиск, который воспитывает трудолюбие, инициативность, самоорганизованность, потребность в свободе выбора;
  • критерием эффективности методики является прочность знаний, позитивный чувственно-эмоциональный эффект.


Предварительный просмотр:

Тема.  Роль имен прилагательных в речи.

Задачи:

- повторить общие сведения об имени прилагательном, выяснить роль прилагательного в речи, формировать умение точно употреблять в речи прилагательные;

- развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение, умение работать самостоятельно;

- воспитывать  уважительное отношение друг к другу, интерес к русскому языку и процессу познания.

Оборудование: мультимедийный комплект, презентация Microsoft PowerPoint, рисунок учителя, листы бумаги формата А-4, цветные карандаши, конфеты «Чудо-солнышко».

Ход урока

  1. Психологический настрой

- Отгадайте загадку:

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит,

К нам пришла ...                    (Весна)

  1. Актуализация знаний

- Примите удобное положение, пусть вам ничего не мешает. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох, затем выдох. Еще раз вдох, выдох. Ощутите во всем теле спокойствие, тепло и легкость.

- Представьте, что вы идете по весеннему лугу.

- Остановитесь. В небе светит солнце. Присмотритесь. Какое оно?

- Над вами плывут облака. Рассмотрите их. Какие они?

- Посмотрите перед собой. Снег еще не везде растаял. На пригорке мы видим кустарник. Подойдем к нему поближе. Это верба. На ее веточках — почки. Рассмотрите их. Какие они?

- Под вербой растет подснежник. Рассмотрите и его. Какой он? Почувствуйте его запах.

- Вдруг с пригорка взлетела птичка. Это жаворонок. Какой он? Прислушайтесь и вы услышите его песню.

- Посмотрите еще раз на пригорок, небо, солнце. Полюбуйтесь ими.

- Поблагодарите все образы, которые помогли вам представить луг.

- Сделайте вдох, выдох. Еще раз вдох, выдох. И теперь каждый в своем темпе открывайте глаза. Потянитесь.

- Расскажите, что вы увидели? (ответы детей)

- Зарисуйте образы, которые вы представили. Работать будем 10 минут сразу цветными карандашами. (Во время прорисовки учащимися образов звучит музыка)

- Покажите мне рисунки, которые у вас получились.

- Покажите их друг другу.

- Расскажите о своих образах.

- Я тоже нарисовала рисунок. На моем рисунке есть солнце. У кого солнце тоже нарисовано — подпишите. Если не нарисовали — подпишите то место, где вы могли бы его нарисовать.

- На моей картине есть верба. Подпишите у кого нарисовано, а если не нарисовали, подпишите место, где она могла бы расти.

- Вспомните, о каком еще растении шла речь? Подпишите.

- О какой птичке я рассказывала? Почему я использовала именно это слово — птичка? Подпишите.

  1. Формирование новых знаний

- Назовите, какой частью речи являются записанные слова? Докажите.

- Составим словосочетания, подбирая к нашим образам слова, которые более      точно, конкретнее раскроют образ.

- Запишем эти словосочетания вместе с вопросом:

солнце (какое?) яркое

облако (какое?) ….......

верба (какая?).........

подснежник (какой?)...........

жаворонок (какой?)............

- Обозначьте зависимые слова. Какой частью речи они являются? Докажите.

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

- Как вы думаете, с какой целью мы используем в нашей речи имена прилагательные?

- Чтобы ответить на этот вопрос, устно составим два текста. Первый вариант использует только образы, а второй вариант использует уже словосочетания.

- Сравним эти тексты. Какой из них более интересен?

- Какой вывод о роли прилагательного мы можем сделать?

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику, с.178, упр.473.

- Прочитайте текст учебника. О ком говорится в тексте? Какие имена прилагательные использовал автор? Помогли ли вам эти слова представить жаворонка?

- Выпишите словосочетания.

- Объясните, для чего автор использовал имена прилагательные?

Работа по учебнику, с.178, упр.475.

- Прочитайте текст. О чем говорится в данном тексте? Сравните два заголовка «Верба» и «Верба весенняя». Какой заголовок больше подходит к тексту? Обоснуйте свой ответ.

- Запишите это название.

- Выпишите из текста только те предложения, в которых есть имена прилагательные. Обозначьте имена прилагательные волнистой линией.

- Прочитайте записанные предложения, пропуская подчеркнутые слова.

- Прочитайте эти же предложения, но уже с именами прилагательными.

- Какой вывод мы можем сделать?

  1. Подведение итогов урока

- Что нового мы узнали о имени прилагательном?

  1. Рефлексия

- С какими образами мы сегодня работали? Объясните, в какое время года появляются подснежники, прилетают жаворонки, на вербе распускаются почки? Почему? (Весной ярче светит солнце, прогревается земля)

- Солнышко и вам приготовило подарки (конфеты «Чудо-солнышко»).  

  1. Домашнее задание

- Нарисовать картину на тему «Весна». Составить небольшой текст, используя как можно больше имен прилагательных.

        

Используемые ресурсы

  1. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/40/575/40575804_1236254879_20050327121140l.jpg - капель
  2. http://poiskm.ru/artist/15621-The-Sound-of-Nature - музыкальный фрагмент
  3. Тексты упражнений – учебник Рамзаемой Т.Г. Русский язык. 3 класс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс учитель – Хруцкая Т.В.

Слайд 2

Отгадайте загадку Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса Значит, К нам пришла ... (Весна)

Слайд 3

солнце (какое?) облако (какое?) верба (какая?) подснежник (какой?) жаворонок (какой?) яркое белое пушистая голубой небольшой

Слайд 4

Сравним Светит......... . По небу плывет ……… . На пригорке стоит …… . Под ней расцвёл …… . Рядом мы видим …… . Светит солнце. По небу плывет облако. На пригорке стоит верба. Под ней расцвёл подснежник. Рядом мы видим жаворонка. Светит яркое солнце. По небу плывет белое облако. На пригорке стоит пушистая верба. Под ней расцвёл голубой подснежник. Рядом мы видим небольшого жаворонка.

Слайд 5

Упражнение 473 Вдруг с пригорка взлетела небольшая серая птичка – жаворонок. Она затрепетала крылышками и стала подниматься всё выше и выше. И вот с голубой высоты полилась на землю радостная песня.

Слайд 6

Верба весенняя. Верба сбросила со своих цветочных почек чешуйки. Из-под них показались пушистые серенькие шарики. Как они хороши! Будто на ветках висят крупные серебристые капли. Весь кустик так и блестит на солнце.

Слайд 7

Домашнее задание Нарисовать картину на тему «Весна». Составить небольшой текст, используя как можно больше имен прилагательных.

Слайд 8

Использованные ресурсы http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/40/575/40575804_1236254879_20050327121140l.jpg - капель http://poiskm.ru/artist/15621-The-Sound-of-Nature - музыкальный фрагмент Тексты упражнений – учебник Рамзаемой Т.Г. Русский язык. 3 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль имен прилагательных в речи.

Программа "Школа-2100".Цели: раскрыть перед учащимися роль имен прилагательных в речи;показать связь существительных и прилагательных (согласование)....

Роль имен прилагательных в речи.

Повторение знаний учащихся об имени существительным, систематизирование и выяснение значимости имен прилагательных....

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Роль имен прилагательных в речи.

Урок русского языка для 4-ого класса по программе "Школа 2100" разработан с применением технологии критического мышления....

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1)       Образовательная – систематизировать знания у...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...