Роль имен прилагательных в речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Москалева Галина Михайловна

Урок русского языка для 4-ого класса по программе "Школа 2100" разработан с применением технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yazyk_.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  в  технологии  критического  мышления

Учитель: Москалева Г.М.

Тема: Роль имен прилагательных в речи. Повествование и описание – два типа речи.

Класс: 4

Цели урока: дать представление о  роли имени прилагательного в русском языке.

Используемое  оборудование: карточки с заданиями, таблица «Правила составления синквейна», презентация.

Этап урока-

       Стадия

Задачи  этапа

                     Содержание  этапа, используемый  прием

1  стадия

Вызов

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах

  • актуализация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к  получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения

- С какой частью речи мы продолжим знакомство в разделе «Слово»?

Поможет найти ответ следующая «задача». Решите ее.

Возьмите приставку от слова присоединить, корень – слагаемое, 1-я буква алфавита, суффикс  от слова писатель, суффикс – сонный, окончание от слова знакомое.

Что получилось? ( при+лаг+а+тель+н+ое)

Назовите полностью эту часть речи. Приведите примеры.

. Актуализация опорных знаний.

-  А сейчас  мы станем исследователями.  Кто  из вас знает, кто такой исследователь? А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова: « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».

- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь.

-На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования?        ( имя прилагательное)

Групповая работа. Прием « Таблица ЗХУ».

- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы).

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

Работа  в группах, проверка выполнения задания.

З - что мы знаем   про имя прилагательное?

Х – что хотим узнать?

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Изменяется по числам, родам и падежам.

Зачем используется в речи?

2  стадия

Осмысление  содержания

На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных  целей обучения

На доске появляется тема урока:

Роль имен прилагательных в речи.

- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?

Прием « Дерево предсказаний».

 Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями?   

Работа по проблеме урока. 

Наблюдения  над  ролью прилагательных в речи.

Прием " Толстые и тонкие вопросы". (Ученикам в группах предлагается составить по одному толстому и тонкому вопросу, записывая в таблицу продолжение предложенных вопросов).

                      

Толстые  вопросы

Тонкие  вопросы

С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?

Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?

Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?

Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?

Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?

Группы озвучивают свои вопросы.

Тексты для работы в группах.

Текст 1.

Морской ветерок звенит в ветвях сосен. На лесных полянках тихо. Только синие колокольчики покачиваются на тонких стебельках.

Текст 2.

Отсюда сквозь сосны видно серое небо и синее море. Далеко-далеко на волнах прыгает черная точка. Это рабочая лодка.

Задание: найди в тексте прилагательные, уберите их. Что получилось?

С какой целью автор использует имена прилагательные?

 (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)   На доску помещается карточка:

Точность описания

Задание 2. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными, укажите род, число, падеж.

Самопроверка с самооценкой  по шкале « П» ( правильность).

Задание 3.       Работа в группах.

 Прочитайте 2 текста. Сравните их.

Текст 1. Мальчики оделись и вышли во двор. Был мягкий и мглистый день. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли в инее розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом.

Текст 2. Мальчики оделись и вышли во двор. Был день.  Солнце невысоко висело над длинными, похожими на  поля, облаками. В саду стояли в инее деревья.  Тени на снегу были пропитаны тем же  светом.

- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?  

 - Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте? (Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.)
 - На какой из своих вопросов вы получили ответ?  

На доску помещается карточка:

Красота описания

Найди в тексте имена прилагательные. Этот текст является описанием. В нем много имен прилагательных, с их помощью автор показывает, какими были предметы, явления: день, солнце и т.д.; помогает почувствовать настроение героев.

Задание 4. Определить тип текста. Даны два отрывка: 1- отрывок из произведения А. Куприна «Белый пудель» (текст- описание), 2 – отрывок из произведения К. Паустовского «Мещерская сторона» (текст-повествования).

Группам предлагается заполнить таблицу.

Тип речи

цель

Ключевые слова

особенности

описание

Нарисовать словами картину

Имена прилагательные

1.Мы представляем картины, нарисованные словами.

2.Можно нарисовать одну общую картину.

3.Мысль развивается «вширь», описываются детали, передается настроение.

повествование

Рассказать о последовательности развивающихся событиях

глаголы

1.Можно нарисовать серию картинок.

2. Восприятие движется от действия к действию.

Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?

  - Какую роль они выполняют в речи?

  Обращается внимание на дерево предсказаний.    

- Какие из наших предсказаний  оправдались? В чем мы ошиблись?

  стадия

Рефлексия

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в группах

  • размышление, рождение нового знания;
  •  постановка учеником новых целей обучения

- Давайте вернемся к таблице, которую мы заполняли в начале урока и заполним последнюю колонку.

Групповая работа. Заполнение таблицы "ЗХУ".

Заслушиваются ответы детей.

З - что мы знаем   про имя прилагательное

Х – что хотим узнать?

  У – что мы узнали

Часть речи.

Связана с именем существительным.

Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Зачем используется в речи?

Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой. Образной.

А теперь попробуйте все, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нём полученные на уроке знания.

Зачитайте свои синквейны.

          прилагательное

         точные    разные

украшают   описывают   уточняют

    Без них речь  наша бедна!

                Богатство

Домашнее задание.

Подготовить устный рассказ об имени прилагательном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль имен прилагательных в речи.

Программа "Школа-2100".Цели: раскрыть перед учащимися роль имен прилагательных в речи;показать связь существительных и прилагательных (согласование)....

Роль имен прилагательных в речи.

Повторение знаний учащихся об имени существительным, систематизирование и выяснение значимости имен прилагательных....

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Тема урока: « Роль имен прилагательных в речи. Подготовка к сочинению «Волшебница Зима». (Урок совершенствования ЗУНов по развитию речи.) 4 класс

Цель урока: формирование образовательных компетенций по развитию речи в предметной области русский язык.Задачи урока:1)       Образовательная – систематизировать знания у...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...