Формирование каллиграфических навыков у учащихся начальной школы.
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Формирование каллиграфических навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kalligraficheskih_navykov.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс письма психологи относят к наиболее сложным формам речевой деятельности, при которой речь фиксируется путем начертания букв, переводится из устной в графическую. В процесс письма вовлекаются кора головного мозга, органы слуха и зрения, речедвигательные органы и многие мышцы тела. Именно последним  компонентом процесс письма отличается от чтения. Он имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает следующие операции:

  1. Анализ звуковой структуры слова с определением последовательности и места каждого звука. Участвуют речеслуховой и речедвигательные факторы. Огромное значение имеет проговаривание в любой форме, особенно на начальных этапах овладения письмом, так как оно помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных и определить последовательность звуков в слове.
  2. Соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которая ее обозначает (происходит выбор букв из ряда возможных и отграничение от сходных графических). Это требует высокого уровня сформированности зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений.
  3. Моторная операция письма, т.е. воспроизведение с помощью движения руки зрительного образа буквы.

С самого начала формирования навыка  письма  перед  обучающимися

встает ряд задач по овладению разными  приемами.  В  первые  несколько  дней

обычно происходит ознакомление с этими приемами и  первоначальное  овладение

приемом  держания  ручки,  посадкой,  положением  тетради  при  письме.  Эти

приемы,  которые  сначала  занимают  все   внимание   ученика,   еще   будут

отрабатываться в течение 2-3 лет.

      В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение

многих условий и  овладение  рядом  приемов,  при  первоначальном  овладении

графическими навыками наблюдается сложность распределения внимания  ученика,

упражнения в сознании нескольких задач одновременно. Начиная писать,  ученик

забывает о том, что в поле его внимание  должно  быть  правильное  положение

тетради, что ручку не следует сжимать и давить на нее изо всех сил. Он  весь

сосредоточен на одной задаче – написать букву или слово,  но  и  сейчас  ему

трудно стараясь писать прямые черты ровно, забывает о  наклоне  этой  черты,

пропускает момент, когда надо сделать поворот, забывает об  образце  и  тому

подобное.

Упражнения на развитие орфографической зоркости лучше проводить, постепенно увеличивая степень сложности, например, тема “безударные гласные

  1. Подчеркни безударную гласную в корне (окончании) в указанных словах. Докажи её написание.
  2. Выпиши из словосочетания слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность выполнения задания.
  3. Выпиши из предложения слова с безударной гласной в корне (окончании), докажи правильность.
  4. Выпиши из текста слова с безударной гласной в корне в один столбик, в окончании – во второй столбик. Обоснуй правильность выполненного задания.
  5. Придумай и запиши три слова с безударной гласной в корне и три слова с безударной гласной в окончании. Докажи правильность выполнения задания.

Графические навыки письма достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для письма, и приемов письма. Процесс письма осуществляется при помощи инструмента письма (ручка, карандаш, мел), который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел), он осуществляет движения и приемы. Представим приемы в виде такой схемы. Приемы, необходимые для письма: 1) владение инструментом письма; 2) соблюдение правильного положения тетради и продвижение ее при письме; 3) соблюдение правильной позы, посадки при письме; 4) движение руки вдоль строки во время письма. Приемы письма: 1) умение сравнивать образец с результатом письма; 2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; 3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения); 4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее); 5) приемы сопоставления букв по высоте - соблюдение одинаковой высоты букв на строке; 6) письмо букв между линиями строки и на линии; 7) запоминание строки; 8) приемы правильного наклонения письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка

Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка...

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы

На современном этапе развития образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности учащихся, которые способствуют не только формированию прочных вычислительных умений ...

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы с ОВЗ.

     Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.      Программы по м...

Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы

Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе...

Важность отработки каллиграфических навыков у учащихся начальной школы

Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет правильным, чётким и грамотным.Работа по фор...

Статья «Формирование орфографических навыков у учащихся начальной школы на уроках русского языка»

               Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингв...