Программа внеурочной деятельности
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Программа предназначена для учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon putesh_v_slovo_novoe.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор_______Белешина Л.Г.

__________________2012 г.

Согласовано

__________________2012 г.

Зам. директора по УВР

____________Кузьмина Е.А.

Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №____от______2012г.

Руководитель МО

______________Макарова Е.А.

Научно- познавательное направление внеучебной           деятельности.

Образовательная программа «Путешествие в слово»

Автор: Митина Надежда Григорьевна, учитель начальных ГБОУ СОШ №9»Центр образования» г.о. Октябрьск.

                                     2012 год.

Пояснительная записка

      Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирование активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время, в связи с введением новых федеральных образовательных стандартов.

    Искусство говорить  – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все усилия необходимо направить на создание атмосферы, в которой детям захочется писать, читать, рисовать, говорить, думать.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий .

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

     Образовательная программа «Путешествие в слово» способствует развитию учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьников. Программа предполагает практическое ознакомление учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимией и некоторыми другими понятиями. Однако, работая над словом, невозможно не показать детям разные его стороны: звучание, написание, смысл, употребление в речи. Данная программа позволяет максимально удовлетворить интересы младших школьников, способствует ( на основе обогащения представлений детей об окружающем мире) активному накоплению учащимися разнообразных языковых впечатлений, создает прочный фундамент лингвистических интересов.

Цель программы:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • развитие языковой личности, совершенствование коммуникативных умений;
  • развитие художественно- образного и логического мышления учащихся;
  • воспитание речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека;
  • развитие у детей эмоциональной выразительной речи;
  • развитие  артистических данных;
  • расширить кругозор детей, развивать воображение, память;
  • зародить любовь к звучащему слову;
  • приобщить детей к чтению художественной литературы и формирование интереса к ней.

Задачи:

  • пробудить интерес к русскому языку у каждого школьника;
  • формирование нравственного смысла учения;
  • развивать самостоятельность учащихся, творческую инициативу;
  • совершенствовать навыки лингвистического анализа;
  • повышать уровень языкового развития младших школьников;
  • научить детей выражать связно свои мысли, то есть научить создавать речевое произведение,
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников.

Задачи образовательной деятельности

 Образовательные:

Выпускник научится:

  • владеть техникой речи;
  •  выражать связно свои мысли,
  • самостоятельно работать над познанием родного языка;
  • находить образные слова в тексте;
  • использовать синонимы и антонимы в речи;
  • находить в тексте многозначные слова и слова с переносным значением;
  • рассказать о случаи из жизни; воспроизвести содержание прочитанного;
  • заучивать произведения устного народного творчества.

2.Дать понятия:

  • звук и буква;
  • твердые и мягкие согласные;
  • синонимы, антонимы; омонимы.
  • добрые слова;
  • дорогие слова;
  • крылатые слова

3.Формировать:

  • устойчивый интерес к литературному слову;
  • фонематический слух,
  • планировать свою деятельность;
  •  точно и быстро схватывать смысл читаемых слов;
  • умения произносить слова в соответствии с орфографическими нормами;

Развивающие:

  • развивать у учащихся образное и ассоциативное мышление;
  • способствовать развитию воображения и творческой фантазии;
  • развивать коммуникативные способности.

Воспитательные:

  •  способствовать формированию у детей навыков культуры речи;
  • сформировать у учащихся ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • формировать интерес к чтению.

Методы работы :словесные: рассказ ,объяснение,  беседа, словесные игры; практические занятия :игры-  путешествия, КВН, самостоятельное знакомство с литературой, подбор тематических групп слов, творческие работы, проектная деятельность.

.

 Планируемые результаты обучения

Личностные универсальные учебные действия

У   учащихся  будут сформированы:

·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

Выпускник получит возможность для формирования:

·внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе       критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-максимального развития  в соответствии с его задатками, интересами,, склонностями;.

-повышения качества обучения;

- активной заинтересованности и творческой деятельности;

-                 Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию)  собственной звучащей речи .

Выпускник получит возможность научиться:

·в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·преобразовывать практическую задачу в познавательную;

·проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

·осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

·самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия

      Выпускник научится:

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием ресурсов библиотеки и интернета;

·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·строить сообщения в устной и письменной форме;

·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности  и     сотрудничества с партнёром;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

воспринимать художественную литературу как вид искусства;

·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

·работать с  несколькими источниками информации;

·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Выпускник получит возможность научиться:

·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать собственные речевые произведения с опорой на рисунок,  текст, увиденное,  услышанное.

      Коммуникативные универсальные учебные действия

              Выпускник научится:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой)

·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

·формулировать собственное мнение и позицию;

·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·строить понятные для партнёра высказывания;

·задавать вопросы;

·использовать речь для регуляции своего действия;

·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

-проявлять уважение и внимание к собеседнику, поддержать разговор репликами и вопросами;

Выпускник получит возможность научиться:

·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

           Обеспеченность программы средствами обучения.

Для проведения занятий имеется: отдельное помещение для занятий (класс); кружковая библиотека,(книги о словах, сценарии , КВН, сценарии путешествий, игры), методическая копилка «Путешествие в слово»

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Программа предусматривает 66часов в год.

Содержание программы 1 класс

№п/п

Темы занятий

Содержание

1.

Мы живем среди людей, «Давайте знакомиться»

2-3

Речь. Для чего она нужна?

Знакомство с видами речи, с ролью речи в жизни людей.

4-5

Сколько слов вы знаете?

Занятие позволит проверить знание и понимание детьми слов , начинающих с буквы А.

6

Слово ,  его значение

Знакомство с толковыми словарями, учить различать слово и не слово, определять лексическое значение слова.

7-8

Знакомство с жителями страны слов- звуковичками (звуками)

Учащиеся учатся распознавать гласные и согласные звуки.

9-10

Чудесные превращения слов.

Игры  на превращение слов позволяют предупредить некоторые ошибки первоклассников, которые иногда пишут ком вместо кол, смешивая на письме похожие по начертанию буквы.

11-12

Игра «Грамотный регулировщик»

Звуко - буквенный анализ слов

13

Сюжетная игра «Сказание о Ролане»

Слово- имя собственное.

14

Игра-сказка .(сочинение сказки по опорным словам)

Учащиеся учатся сочинять сказку по опорным словам, развивают свое творческое воображение.

15-16

Собираем слова. Игры со словами и буквами.

Игры: Наборщик, Шифровальщики, Составь слово.

17-18-19

Игры Деда Буквоеда

Знакомство с играми: Словесный бой, Балда ,Кроссвордина, Цепочка слов, Слова невидимки.

20

Сказка о царевне Несмеяне (Составление текста по вопросам учителя)

 Формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков.

21

О самых дорогих словах

Учащиеся узнают о значении русского языка как межнационального языка нашей страны

22

Добрые слова

Большое внимание уделяется на занятии смыслу и пониманию добрых слов.

    23,24

Занятие по расширению словарного запаса учащихся.Игры.

Учащиеся играют в слова: Различай слова, Подбери слово, Отгадай слово. Продолжай слово                                        

25,26

   Мудрое слово

Знакомство учащихся с пословицами и поговорками

27-28

Звуки в слове

Игровое занятие .Дети будут произносить каждый звук в слове. Основной материал для работы –скороговорки. Второе занятие строится на стихотворных текстах современных русских писателей.

29-30

Тематические группы слов

На первом занятии используется знакомый детям материал –имена существительные. Второе занятие посвящено отдельной тематической группе- названию цвета; берутся слова другой части речи-имена прилагательные.

31-32

Трудные слова

Знакомство с трудными словарными словами. т.к. написание не подчиняется ни каким правилам.

33-34

Слово или не слово

Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает . Игра: «Сумеете ли узнать слова?»

35

Слово одно, а значений несколько

На занятии дается общее представление о многозначности слов. Дети учатся практически различать прямое и переносное значение слова.

36-37

Слова-близнецы (омонимы)

Дети познакомятся с группой  существительных, поймут, как важно различать значения слов- близнецов. Для наблюдений берутся шуточные стихи и каламбуры, в которых писатели используют чаще всего омонимы.

38-39

Слова-друзья (синонимы)

Учащиеся на занятии узнают слова , которые по  -разному называют один и  тот -же предмет, признак или действие.

40-41

Антонимы

Учащиеся узнают, что не к каждому слову может быть подобран антоним. На втором занятии представление об антонимах расширяются: для наблюдений привлекаются многозначные слова.

42-43

Слова- родственники

                  Основное внимание уделяется практическим вопросам: нахождению и подбору родственных слов, ограничению их от созвучных (оса- осина)или тематически близких (апельсин- лимон)

44-45

Игра «Путешествие в слово» (Многозначные слова)

Учащиеся делятся на команды проводится игра-путешествие.

46-47-48

«Языколомки» Работа над дикцией

Когда человек выговаривает звуки его приятно слушать, его речь приятна. Научится  этому помогут скороговорки.

49

 Пословицы и поговорки. КВН

           

50-51-52

Волшебные слова.

Знакомство детей со словами приветствия и словам прощания

53-54

Практические занятие. Игры в слова.

Слова выражения просьбы, благодарности,извинения (игры)

55-56-57

«Угадайка» (Разгадывание кроссвордов)

Деление детей на команды, разгадывание кроссвордов.

58

Час занимательной грамматики

Словесное лото

59

Новые слова

Дается понятие о появлении новых слов, которые появились в наши дни.

60-61

Почему их так называют?                                                                              

На  занятии рассматривается происхождение названий птиц. Ребятам дается понятие о том, что названия не возникают случайно.

62-63

Устаревшие слова

Дается понятие об устаревших словах и причинах их исчезновения. А также о словах, которые перестали употребляться в связи с изменением жизни нашей жизни.

64-65

Крылатые слова

Ученики вспоминают известные им крылатые слова, объясняют их значение, знакомятся с новыми оборотами и их историей.

66

Праздник «Сколько слов в языке»

Средства диагностики результатов

  1. Анализ анкет учащихся.
  2. Анализ отзывов родителей.  
  3. Выставки работ учащихся.
  4. Участие в различных конкурсах.

Данная программа предполагает внесение дополнений, изменений..

Литература:

1.Б.В. Казанский » В мире слов»-М., 2007г.

2.Д.Ю. Кобяков «Приключения слов» М., 2009г.

3.Е.Г. Ковалевская «История слов»

4.С.И. Котков Сказки о русском слове» М., 2000г.

5.В.И. Максимов Точность и выразительность- слова.М., 2004г.

6. М.Д Феллер Как рождаются и живут слова- М., 2005г.

6.Е.В. Язовицкий Говорите правильно.- М., 2003г.

7.Эд. Вартаньян Из жизни слов.

8.А.А. Разумов Мудрое слово. Русские пословицы и поговорки.- М., 2005г.

9. В. Волина Учимся играя. М., 2009г.

10.Н.Н.Ушаков Внеклассные занятия по русскому языку.,- М.2010г.

11. Развитие речи детей Ярославль 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...