Закрепление знаний о местоимении
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Евтушенко Элла Александровна

Разработка урока по русскому языку 3 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Закрепление знаний о местоимении.

Цель урока: способствовать закреплению знаний детей о правописании местоимений  с предлогами; систематизировать и обобщить полученные знания детей о местоимении,.

Задачи урока: образовательная: закрепить и обобщить знания детей о местоимении; выявить роль местоимений в нашей речи;

2) Создать  условия для:

-развития умения преодолевать трудности в учении, используя проблемные ситуации, творческие задания; познавательных интересов;

- совершенствования навыков коллективного труда.

3. Создать условия для воспитания коллективизма, взаимовыручки и владения умениями для саморазвития. 

Формирование УУД

 Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: Урок – путешествие. 

Оборудование: карточки со словами; карточки с названиями рода имени существительного; карточки для групповой и индивидуальной работы; тексты; презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

  1. Актуализация опорных знаний.

- Ребята сегодня на уроке мы отправимся в одну волшебную, необычную страну, а называться она будет так же, как и часть речи. Которую мы с вами изучаем на протяжении нескольких уроков. Как вы думаете, как она называется? (страна Местоимения). Слайд 3

А на чем мы отправимся, отгадайте загадку. ( слайд 4)

С теплым воздухом шар,

А снизу корзина,

Под ногами – земля,

Словно на картинке.

(Воздушный шар)

У каждого из вас лежат Маршрутные листы нашего путешествия.

Итак, мы садимся в воздушный шар и полетели!

  1. Мы пролетаем над  «Озером Чистописания». Слайд 5
  2. Чтобы не упасть в него, мы должны красиво и правильно написать.

                        по про у к для

Прочитайте, слова на доске. Как они называются? Какое соединение нужно применить при написании предлогов по, про, для. Как пишутся предлоги с местоимениями?

Прочитайте пословицы.

Руби дерево (по) себе.

Друг он мой, а ум (у) него свой.

Живи (для) людей, поживут и люди (для) тебя.

Спишите, раскрывая скобки. Самостоятельная работа.

Взаимопроверка

Поставьте себе оценку за эту работу. Какую оценку вы поставили? Аргументируйте.

Мы поднимаемся и летим дальше.

2.  И попадаем в «Лес премудрости». Слайд 6, 7

Лесные жители предлагают вам прочитать эти предложения и ответить.

- Какие премудрости вы заметили?

Журчит под деревом ручей. Ручей торопится к  реке. (Существительное ручей повторяется). Слайд 8

- Как этого избежать? (Во втором предложении существительное РУЧЕЙ заменить личным местоимением ОН )

- Почему мы это сделали? (Чтобы избежать повторов)

Спишите в исправленном виде.

А теперь давайте покажем лесным жителям модель местоимения.

( составляют самостоятельно)        Слайд 9

 

- Что такое местоимение?

(Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

- Какие слова называют местоимениями?

( Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)

- Как их еще называют?

( Личными)

- Какие постоянные признаки имеют личные местоимения?

- Непостоянные?

 

Я надеюсь, что лесные жители запомнили, что это за часть речи – местоимение.  Оцените, пожалуйста, свою работу.

А нам пора отправляться в путь.

3. «Поляна загадок».

 -  Мы приземлились на Поляне Загадок. Местоимение называют самой загадочной частью речи. Давайте вспомним, почему.

я

меня

мне

мною

обо мне

мы

нас

нам

нами

о нас

ты

тебя

тебе

тобою

о тебе

вы

вас

вам

вами

о вас

он, оно

его

ему

ним

о нем

она

ее

ей

ею

о ней

они

их

им

ими

о них

 - Местоимения часто используют в шарадах.                                Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

Первый слог - личное местоимение, 
Второй - детская болезнь. 
А целое - тот предмет, который в море 
Выбрасывают, когда он нужен. 
И поднимают, когда не нужен.

(якорь)

Местоимение, предлог, 
Меж них - фамилия поэта. 
А целое - известный плод, 
Что зреет на исходе лета.

(я-блок-о)

Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила:

«Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

(Они  вы – мы – ты). Слайд 10

Вот оно какое, местоимение – интересная часть речи!

Физминутка.

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если он, и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты,

И не будет красоты,

И не будет доброты,

 если только я  и ты –

если мы сорвем цветы.

4. «Пещера развлечений». Слайд 14

 Она так называется, потому что в ней живут гномы, которые любят задавать хитрые и весёлые вопросы. И для нас они кое-что приготовили. Но работать нужно в паре, помогаю друг другу.

- Каким гребнем головы не расчешешь? (Петушиным).

- Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского, другое женского рода, третье - среднего.

Поможет вам ответить на этот вопрос стихотворение.

(Стихотворение читает ученик наизусть).

Он, Она, Оно

Мое стихотворение –
Про местоимения... 
Утром –
Так заведено –
Разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО
Розовой жар-птицей...
А стемнеет - ОН придет.
Тоненький, смущенный,
Он на цыпочках войдет долькою лимонной. 
Срок прошел - плывет ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна...

- Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)

 

- Как правильно сказать: ( у каждого на парте)

·                     у рыбов нет зубов,

·                     у рыбей нет зубей

·                     или у рыб нет зуб.

(У рыбы нет зубов)

5.  Мы облетели всю страну Местоимению и приблизились к Горе грамотности.

Работа на карточках. ( разноуровневые)

 1 уровень – Найти зачеркнуть лишнее слово.

Я, они, на, ты.

Но, он, они, она.

Я, Яна, ты, вы.

Мы, я, вы, они.

Он, она, оно, мы.

 2 уровень. Вставить местоимения в предложения.

…нарисую елочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедете? Завтра…. пойдем на речку? Кого … ждете? Почему … улетают?

3 уровень. Вставить местоимения в предложения.

Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … так умеете вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идешь? Завтра … пойду в библиотеку.

Подводим итоги нашего путешествия.

Заполните кратко журнал нашего путешествия.

Понравилось на уроке

Не понравилось на уроке

Что было интересно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык. 3 класс. Подготовила Евтушенко Э.А.

Слайд 2

Прозвенел уже звонок, Начинается урок!

Слайд 3

Страна Местоимения

Слайд 4

Загадка

Слайд 5

Озеро Чистописания

Слайд 6

по про у к для Прочитайте пословицы. Руби дерево (по) себе. Друг он мой, а ум (у) него свой. Живи (для) людей, поживут и люди (для) тебя. Спишите, раскрывая скобки.

Слайд 7

«Лес премудрости»

Слайд 8

Журчит под деревом ручей. Ручей торопится к реке.

Слайд 9

Модель местоимения

Слайд 10

Поляна сказок

Слайд 11

Поляна сказок Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

Слайд 12

Пещера развлечений Каким гребнем нельзя расчесаться? - Какое небесное тело имеет два названия: одно - мужского, другое женского рода, третье - среднего.

Слайд 13

Как правильно сказать? · у рыбов нет зубов, · у рыбей нет зубей · или у рыб нет зуб.

Слайд 14

Гора Грамотности

Слайд 15

Проверка самостоятельной работы Я, они, на , ты. Но , он, они, она. Я, Яна , ты, вы. Мы, я , вы, они. Он, она, оно , мы .

Слайд 16

Карточка 2 Я нарисую елочку. А ты что будешь рисовать? Когда он приедет? Завтра мы пойдем на речку? Кого вы ждете? Почему они улетают?

Слайд 17

Карточка 3 Вечером мы читаем сказки. Что он вырезает из бумаги? А вы так умеете вырезать? Какую задачу они решают? Куда ты идешь? Завтра я пойду в библиотеку.

Слайд 18

Итог урока Заполните журнал путешественника. Оцените свою работу на уроке.

Слайд 19

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепление знаний о местоимении.

Программа "Школа-2100".Цели: закрепление знаний о местоимении;повторить морфологический разбор местоимений.Технологии: продуктивного чтения;использование икт;проблемного диалога;оценивания....

Урок русского языка "Закрепление знаний о местоимении."

Урок русского языка в 3 классе ("Школа 2100") по теме "Закрепление знаний о местоимении. На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....

Урок русского языка в 3 классе "Закрепление знаний о местоимении"

Урок русского языка, 3А классТема урока: Закрепление знаний о местоименииЦели урокаМинимум и максимум6ЛР: развитие умений определять признаки местоимений,форми­рование алгоритма разбора местоиме...

Урок закрепления знаний по теме "Закрепление знаний об имени существительном"

Урок по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени существительном" 3 класс. Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий "Русский язык" 3 класс "Школа России"...

конспект урока по теме: "Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности" 3 класс.

Цель урока: открыть новое знание, местоимение - часть речи, которая уптребляется вместо имени существительного....

Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:Создать условия для открытия нового знания учащимися;О...

Открытый урок по теме"Закрепление знаний о местоимении"

Открытый урок по теме"Закрепление знаний о местоимении"Интересные задания в группахСоздание КЛАСТЕРА...