конспект урока по теме: "Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности" 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Пешкова Марина Анатольевна

Цель урока: открыть новое знание, местоимение - часть речи, которая уптребляется вместо имени существительного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_3klass_peshkova_m.a.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:

Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение

ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

Создать условия для открытия нового знания учащимися;

Обучать детей  узнавать  местоимение в ряду слов;

Формировать умения грамотно употреблять  местоимения вместо имен существительных.

Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.

Развивать умение высказывать собственное  мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.

Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)

Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.

ОБОРУДОВАНИЕ:

количество столов по числу групп (4) и количество стульев по числу участников за каждым столом (4-6)

На каждом столе 1 учебник, ручка и карандаш для каждого ученика, большой конверт А4 с маленькими конвертами внутри (надписи на маленьких конвертах: имя существительное, имя прилагательное, наречие, глагол, и чистый конверт без надписи) и карточками со словами.

 Нетбуки

Проектор

Ноутбук

Экран

 

Ход урока

1.Организационный момент. 1 минута

-Здравствуйте. У нас сегодня на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь . Садитесь, пожалуйста.

 2. Актуализация знаний 10 минут

-  На уроках русского языка мы знакомимся с богатством, точностью и выразительностью русского языка. И в этом помогают  нам различные слова, которые необходимы человеку для общения.

-На экране вы видите слова детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Внимание.

-Давайте вместе прочитаем их (читают с учителем хором).

СЛАЙД 1.

“Человек нашёл слова для всего, что обнаружено во вселенной, но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает”.

С.Я. Маршак.

-Словами, как говорил Маршак, мы называем все, что нас окружает.

-        Убедимся в этом.

-Слушаем мои вопросы и отвечаем на них.

– Слова, какой части речи обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояние предмета и т.д.?

 Ответы детей :(Имена существительные)

– Без меня не обходится ни одно действие, все предметы остаются неподвижными. ЭТО….

 Ответы детей: (Глагол)

– Я обозначаю признак предмета, делаю речь богатой и выразительной.

Ответы детей: (Имя прилагательное)

Как вы думаете, достаточно ли этих слов для создания всей картины мира ?

Дети: нет

На доске предложение:

Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

-Какая речевая ошибка допущена при составлении текста?

-Как можно исправить эту ошибку? (заменить слово другим)

-Вместо какой части речи вы употребили словосочетание «у нее»? (Вместо имени существительного)

На  доску прикрепляются карточки:

МЕСТО

 

ИМЕНИ

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

-Какая задача стоит  перед нами ? (дополнить наш русский язык новой частью речи)

 И тема сегодняшнего урока….(открывает тему на доске)

Дети читают: Местоимение

 Ребята , сегодня  на уроке вы сидите необычно, а ………(в группах).

-Давайте вспомним правила работы в группе?

Дети: взаимовыручку, дружбу, уважение к  друг другу.

- Оценивать свою работу  вы будете на   листе  успехов группы. Найдите, пожалуйста, на столе этот лист. Рассмотрите его.

СЛАЙД 2.

Работа №1

Работа №2

Работа №3

Работа №4

Работа №5

        -  не сделали ни одной ошибки

        -  допустили 1-2 ошибки

        -  не справились с заданием (допустили много

ошибок)

 

     -    Итак, начнем.

 У вас на столе лежит красный конверт. В нем карточки со словами… Ваша задача – разложить эти карточки в конверты в зависимости от того к какой части речи принадлежит слово.  

 

         Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – сложите их в пустой конверт без надписи.

 - Ребята, кто не согласен с мнением отвечающей группы сигнализируйте карточками (сигнальные карточки в виде  ? )

Проверим, что у нас получилось.

Группа№1(у группы конверты «Наречия», «Глаголы»,  «Прилагательные», «Существительные», «Местоимения»)

– Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт

« Наречия»

Читают слова:  издалека, вчера, впереди, вечером, весело, хорошо.

-Докажите, что эти слова являются наречиями.

-Спасибо. Молодцы!

 - Может быть, кто-то хочет дополнить?

-Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику наречия, как части речи. Кто ответит?

Ответы детей:  

 Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Когда? В какой мере? Как? Почему? Зачем? Наречие обозначает признак предмета, признак другого признака или признак действия.

Группа № 2 (в группе конверты «Глагол», «Прилагательные», «Существительные», «Местоимения»)

 - Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное»

Читают слова: красив, высокий, сонный, грустный, хорош

-Спасибо.  

- Докажите, что это действительно так.

Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.

Группа № 3( в группе конверты «Существительные», «Глаголы», «Местоимения»)

– Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол»

Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем

-Спасибо.  

-Кто из вас даст характеристику глаголу?

Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)

 Группа № 4( в группе конверты «Существительные», «Местоимения»)

– Прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт

 « Существительные»

 Читают слова  урок, красавец, сон, прыжок, бег

-Спасибо.

-Докажите, что вы правы?

 

Ответы детей:  

 Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»

 - Оцените свою работу на   листе  успехов.

 Покажите мне свои листы.

 3. Постановка проблемы. 3 минуты

-Какие же слова у нас остались в белом неподписанном конверте?

(На СЛАЙДЕ №3 появляется белый конверт)

- Первая группа,  зачитайте слова, которые вы поместили в свой белый конверт)

Ответы 1 группы: ты, вы

Слова появляются на слайде

-Группа оцените свою работу.

Ответы 2 группы: я, мы

Слова появляются на слайде

-Поставьте за свою работу оценку.

Ответы 3 группы: он, она, они, оно

Слова появляются на слайде

-Оцените себя.

Ответы 4 группы: ее, тебя, на нее

-Оцените себя на листе успехов.

СЛАЙД №4

  Ты, вы, я, мы, он, она, оно, они, ее, тебя, на нее

-Давайте зачитаем все слова из белого конверта

( читают хором)

Учитель: все слова в ваших конвертах совпали со словами в моем конверте. Значит, работу все группы выполнили верно.

-Покажите мне свои листы успехов.

 Учитель: как вы думаете, почему все эти слова у нас оказались в белом конверте? (потому что не подходят ни к одной знакомой нам части речи)

4.СОВМЕСТНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ  ПРОБЛЕМЫ.

-Все эти слова относятся к местоимениям. Посмотрите на доску (на доске табличка со словом «местоимение»).

-Из каких частей состоит слово? (место-, имени)

 

- Давайте заглянем в словарь и узнаем значение слова местоимение, воспользуемся статьями из  толкового словаря Ожегова.(показать словарь Ожегова)

Местоимение- В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия
Пример: Личные,
возвратные, указательные местоимения.

 

-Итак, 4 группа , зачитайте, что вы нашли.

-Остальные группы слушают внимательно и дополняют ответ.

-МОЛОДЦЫ.

СЛАЙД 9.

-Мы с вами познакомились с новым словом-местоимение,

-Это есть тема нашего урока

Открывается часть схемы на доске:

Местоимение

 

-Итак, мы с вами добыли новое знание. Это знание о новой части речи, которая называется… (отвечают дети)

- Когда мы используем эти слова?

-Какую роль играют местоимения в речи? (они указывают на предмет, не называя его)

-Местоимение – служебная часть речи или самостоятельная? (самостоятельная)

-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)

-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «имя существительное»? Как она изменяется? (по числам, родам, падежам)

-Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение?

- У вас на нетбуках найдите   документ №1. Откройте его. Ваша задача:

прочитать   предложения.

- Какие слова вы поставите вместо точек? Посовещайтесь в группе и выясните:

 - Вместо каких слов употребляются местоимения?

 - Зачем они употребляются?

-Давайте  сверим с моим слайдом.

СЛАЙД  9

1… люблю русскую берёзу.  (Я)

2. Недавно …  были в берёзовом лесу. (Мы)

3. Какой  Ваня  молодец! Столько подберёзовиков  … нашёл! (Ты)

4. А … , ребята,  сколько нашли? (Вы)

5. Вот выглянуло солнце из-за тучи. … осветило землю. (Оно)

6. Вот на ветку дерева села ворона. ….громко закаркала. (Она)

7. На другой ветке сидел воробей. ….чистил свои пёрышки. (Он)

8. Мы любим наблюдать за птицами.  … помогают нам узнавать новое. (Они)

-Когда вы вставляли местоимения вместо существительного , что вы заметили?

(ученики заметили, что выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого существительного)

-Вот мы и подошли к новому правилу. Выбор местоимения зависит от рода и числа

заменяемого имени существительного.

Оцените себя на листе успехов.

СЛАЙД 10  ( читают дети хором)

 Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. В тексте местоимения занимают место имен существительных, поэтому так и называются.

-СХЕМА ДОПОЛНЯЕТСЯ

Часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

- Правило мы вывели? (да)

Итак.  Справились   с вами с проблемой №1? ( ДА)

5.МОДЕЛИРОВАНИЕ.

 - Но всё ли мы узнали о местоимении? (НЕТ)

- Предлагаю вам обратиться к схеме на доске

     

Ответы детей : мы не знаем как изменяется

 

Проблема № 2. Поработайте с этими словами, посовещайтесь в группе и определите,   какие 2 группы можно выделить из них:

МЫ, ТЫ, Я, ОН, ОНА, ВЫ, ОНИ, ОНО

СЛАЙД 11.  

                               МЕСТОИМЕНИЯ

 

Единственное число

Множественное число

                           

Я, ты,он, она,оно

Мы, вы, они

 

- Если все ваши слова распределены верно, как на слайде, значит, работу выполнили верно.

Оцените себя на листе успехов.

5. Покажите мне свои листы.

- Почему все слова вы распределили в 2 столбика?

НА ДОСКЕ СХЕМА  ПОПОЛНЯЕТСЯ.

МЕСТОИМЕНИЕ

 Часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Изменяется по числам и родам.

Повторение всего правила по схеме.

- Какой сделаем вывод? (обращение к схеме)

  Местоимение что это…..

  Указывает на ………..

  Изменяется по…………..

 

-С ПРОБЛЕМОЙ №2 мы справились? (ДА)

6.Динамическая пауза. 2 мин

- А теперь немного отдохнем. Послушайте.

Еж спешил к себе домой

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился-

В шарик круглый превратился,

А потом опять вскочил

И к детишкам  поспешил.

-Какое местоимение вы услышали в тексте физминутки ?

        7. Переход к этапу решения частичных задач. 2 мин

- А теперь проверим, сможем ли мы   подобрать нужные  местоимения в тексте.

 - У вас на нетбуках найдите   документ №2. Откройте его. Ваша задача заменить повторяющиеся имена существительные.

Снежинки кружатся и плавно опускаются на землю. Снежинки падают из царств небесных и по дороге к земле танцуют каждая свой танец. Дети  трепетно ловят снежинки.

СЛАЙД 12.

                                               Снежинки.

Снежинки кружатся и плавно опускаются на землю. Они падают из царств небесных и по дороге к земле танцуют каждая свой танец. Дети  трепетно ловят их.

- Сравните свою работу с моим слайдом.

-Объясните свой выбор. ОБРАЩЕНИЕ к СХЕМЕ

Ответы детей:

-Мы вставили местоимения множественного числа  вместо повторяющего слова снежинки.

- Оцените свою работу на оценочных листах.

        - не сделали ни одной ошибки

        - допустили 1 ошибку

        - не справились с заданием (допустили много

ошибок)

-Покажите листы.

8. ПРИМЕНЕНИЕ общего способа действия для решения частичных задач. (Самостоятельная работа) 8 мин

-А сейчас мы должны убедиться, хорошо ли усвоили новую тему.

- Откройте на нетбуках документ №3.

-Выполним следующее задание.

1 группа.

Выписать в тетрадь только пословицы с местоимениями единственного числа и их подчеркнуть.

Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает  чужими ушами
Она языком и белит, и чернит
Мы и сами с усами,
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки

2 группа.

Выписать пословицы с местоимениями единственного числа и подчеркнуть их.

Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает  чужими  ушами
Она языком и белит, и чернит
Мы и сами с усами,
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки

3 группа.

 Списать пословицы с местоимениями множественного числа и подчеркнуть их.

Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает  чужими ушами
Она языком и белит, и чернит
Мы и сами с усами,
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки

4 группа.

 Списать пословицы с местоимениями множественного числа и подчеркнуть их.

Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает чужими ушами.
Она языком и белит, и чернит
Мы и сами с усами,
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки

СЛАЙД 13.

Я тебе рад, да боюсь, что ты вороват
Ты ему слово, а он тебе десять
Он глядит чужими глазами, слушает чужими ушами.
Она языком и белит, и чернит .

Мы и сами с усами
Вы диву дивуетесь, а мы уже дивовались
Они одной школы, одной выучки

-Ребята, прочитайте пословицы с местоимениями единственного числа.

-А теперь только с местоимениями  множественного числа.

- Оцените свою работу на оценочных листах.

        - не сделали ни одной ошибки

        - допустили 1 ошибку

        - не справились с заданием (допустили много

ошибок)

МОЛОДЦЫ. Очень приятно с вами работать.

 9. Итог урока. 1 минута

-Итак, наш урок подходит к концу.

К СХЕМЕ НА ДОСКЕ

-С какой частью речи мы познакомились?

-Какую работу выполняет местоимение в речи?

--Как изменяются местоимения?

 -Какое задание понравилось выполнять?

- Ответы детей:  

 -Мы познакомились с новой частью речи – местоимение.

- Местоимения позволяют избегать повторов в тексте.

-Местоимения изменяются по числам и родам.

 

10. КОНТРОЛЬ  НА  ЭТАПЕ  ОКОНЧАНИЯ  УЧЕБНОЙ  ТЕМЫ.

 -А как вы усвоили новую часть речи на уроке проверим с помощью небольшого теста. (Тест на листах на столе)

Тест
1. Найди лишнее:
а) я
б) ты
в) и
г) она

2. Найди признак  местоимения:
а) Называет предмет
б) Указывает на предмет, не называя его
в) Указывает на действие предмета
г) Служит для связи слов в предложении

3. Каким членом предложения является местоимение?
Он долго ходил около школы.
а) Сказуемым
б) Подлежащим
в) Определением
г) Дополнением

4.Сосчитай количество местоимений:
Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
а) 4
б) 5
в) 6
г) 7

СЛАЙД  14

Проверь
1. в
2. б
3. б

4. в

- Оцените свою работу по листу успехов. 

 Покажите свои результаты.

11. Рефлексия. 3 минуты

 - Ребята, с каким настроением вы заканчиваете сегодняшний урок?

- У вас в группах лежат лепесточки цветка

 

Красный  или оранжевый – урок был интересным и увлекательным

Желтый – мне было тревожно

Синий или фиолетовый – неинтересный и скучный урок

 -Вставьте, нужный для вас лепесток и вы получите цветок вашей группы.

Затем эти цветочки прикрепляются на магнитную доску при помощи круглых магнитиков – серединки цветка.

12.Домашнее задание 1 минута

Наш урок подошел к концу. Так как весь урок мы работали по группам, то и  домашнее задание будет тоже по группам.

   4 группа –   написать 5 предложений с местоимениями множественного числа.

  3 группа –    написать 5 предложений с местоимениями единственного числа.

  2 группа – составить кластер по теме местоимение.

  1 группа – составляет синквейн по новой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение для первичного закрепления по теме "Погода", 4 класс

Выполнить задание можно пройдя по ссылке: http://LearningApps.org/438659...

Поурочная разработка урока английского языка на тему «Введение и первичное закрепление лексики по теме «Weather» (Погода). Безличные предложения» для 4 класса

Данный материал разработан для проведения урока английского языка в 4 классе по УМК "Английский с удовольствием/Enjoy English" Биболетовой М. З. с учётом ФГОС. Применение  этой разработки на урок...

Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности." Конспект урока и презентация к нему....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя прилагательное», 2 класс

Цель деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное;знать, на какие вопросы отвечают ...

Урок изучения и первичного закрепления знаний 3 класс « Изменение имён существительных по числам»

Цель урока: - формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного. Обучающие задачи: - учить учащихся...

Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:Создать условия для открытия нового знания учащимися;О...

Урок по окружающему миру в 3 классе "Дикорастущие и культурные растения" Урок изучения и первичного закрепления знаний

Урок изучения и первичного закрепления знаний.Дети познакомятся с терминами «дикорастущие» и «культурные», «растениеводство», «отрасли растениеводства»,...