Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Петрова Валентина Степановна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности." Конспект урока и презентация к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:

Имя числительное. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ: проблемное обучение

ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: имя числительное – часть речи, которая называет количество предметов или порядок при счете.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  1. Создать условия для открытия нового знания учащимися;
  2. Обучать детей  узнавать  имя числительное в ряду слов;
  3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
  4. Развивать умение удерживать внимание при решении учебной задачи; осуществлять самоконтроль за правильностью и последовательностью выполнения отдельных учебных операций; мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
  5. Развивать умение высказывать собственное  мнение и аргументировать его; оформлять свою мысль согласно грамматическим нормам речи.
  6. Воспитывать умение работать в группе (высказывать свое мнение и аргументировать его, слушать собеседника, приходить к общему мнению.)
  7. Обобщить и закрепить знания о различных частях речи русского языка.

Ход урока

Учитель:

- Встали возле своих парт, настроимся на положительную работу. Ну что ж, пожелаем друг другу хорошего настроения.

- Сегодня нам нужно многое успеть на уроке. Вам предстоит выступить в роли маленьких исследователей. Но сначала немного повторения.

В тетрадях запишем число, классная работа. В слове «тридцатое» пропущена орфограмма. Объясните выбор написания. (Орфограмма – непроизносимая согласная).

Какая орфограмма в слове «классная»?

- Молодцы. В слове «классная» – орфограмма – удв. согл.

- Прочитайте строки, записанные на доске:

Слайд 1

Час обеда прибл…жался.

Топ…т по дв…ру раздался.

Входят семь б…гатырей…

- Из какого произведения?

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А.С. Пушкина.

- Вставим пропущенные буквы, объясним выбор орфограммы, обозначим графически.

- Определите склонение и падеж имен сущ., разберите по составу глаголы.

Запишите в тетрадь эти строчки.

- Прочитайте первое предложение – найдите грамматическую основу (Час приближался, подчеркнем)

Второе предложение – (топот раздался – подчеркнем)

Третье предложение?

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

В чем затруднение? – семь богатырей – это подлежащее. Нам привычнее видеть «Входят богатыри», но здесь рядом с существительным стоит еще одно слово – СЕМЬ, которое вместе с существительным образуют подлежащее. Что обозначает слово «семь»? (Количество богатырей), верно. Число 7. Это часть речи,  о которой нам с вами предстоит узнать много нового и интересного.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – запишите в тетрадь тему урока и подчеркните.

Слайд 2

 - Скажите,  а нам приходилось использовать имя числительное на уроках русского языка?

 - Конечно, при записи числа.

Формулировка проблемы: нам надо дать характеристику новой части речи.

Давайте подумаем, что называют эти слова?

Ответы детей: порядок при счете или количество предметов. Слайды 4,5

Работа с учебником на стр.110

Итак, мы поставили перед собой задачу – определить часть речи. Мы ее определили. А теперь попробуем сгруппировать слова

СЛАЙД № 4, 5

Вывод. Что обозначают числительные в 1-ом столбике? (Количество.

Как их назовём? (количественные)

. Что обозначают числительные в 2-ом столбике? (Порядок)

Как их назовём? (Порядковые)

Слайды 6, 7

Учебник стр.111

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Выпишите из словаря на стр.135 имена числительные

Упражнения

  1. Составьте предложение СЛАЙД № 8
  2. Запишите текст, вставляя пропущенные числительные Слайд 9

Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажа. Наш кабинет расположен на ________этаже. В нашем классе _____________________________ученик____.

Скоро в ____________________классах пройдет выпускной бал. 

3.        Решите анаграмму СЛАЙД 10

НЕМНОГО ИСТОРИИ 

Древнерусские имена давались по порядку появления детей на свет.

Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей,

то их могли назвать так:

Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак,  Пяток, Шесток, Семый.

А иногда к этим именам добавлялись клички, например: Ждан Первуш, Егоза Третьяк и т.д.

Приведите примеры пословиц и поговорок, в которых употреблены числительные.

 СЛАЙДЫ № 11,12

Еще ребусы   СЛАЙДЫ№ 13,14,15.

Итог. С какой частью речи познакомились?

          Что можете о ней рассказать?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Час обеда прибл…жался. Топ…т по дв…ру раздался. Входят семь б…гатырей…

Слайд 2

Имя числительное

Слайд 3

Имя числительное - часть речи, которая называет количество предметов, число или порядок предметов при счёте. Отвечает на вопросы: Сколько?Который? два цветка три бабочки

Слайд 4

Запиши в два столбика Сколько ? Который? Десять, п*тнадцатый, двадцать второй, в*семнадцать, один, п*тьдесят, сорок ш*стой, сотый, тридцать три.

Слайд 5

Сколько? Который? десять в о семнадцать один п я тьдесят тридцать три п я тнадцатый двадцать второй сорок ш е стой сотый

Слайд 6

ВОСЕМЬ ИГРУШЕК ПЯТЬ КУКОЛ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ СКОЛЬКО?

Слайд 7

ПОРЯДКОВЫЕ КОТОРЫЙ? первый вторая третья четвертая

Слайд 8

Ребята, в, часов, субботу , в, одиннадцать, в , поход , отправились

Слайд 9

Мы учимся в ___________классе. В нашей школе______этажа. Наш кабинет расположен на ________этаже. В нашем классе ученик. Скоро в ____________________классах пройдет выпускной бал.

Слайд 10

Решите анаграмму ОД ПОИН В ЛЕВО НЕ ИН

Слайд 11

Числительные в пословицах и поговорках. … раз отмерь – … раз отрежь. … в поле не воин. Не имей … рублей, а имей … друзей. … ум хорошо, а … лучше.

Слайд 12

Числительные в пословицах и поговорках. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Один в поле не воин. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один ум хорошо, а два лучше.

Слайд 13

ПРОЧИТАЙ И ЗАПИШИ с3ж по2л чи100тел

Слайд 14

Прежде, чем вся 7я о5 сядет за 100л, вы3 пре2рительно клеенку

Слайд 15

Прежде, чем вся семья опять сядет за стол, вытри предварительно клеенку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности" 3 класс.

Цель урока: открыть новое знание, местоимение - часть речи, которая уптребляется вместо имени существительного....

Конспект урока по математике по теме «Урок- путешествие в космос. Закрепление знаний таблицы сложения с переходом через десяток».1 класс.

Цель урока:  Закрепление знаний таблицы сложения с переходом через десяток.Задачи:Образовательные: Закрепить знания таблицы сложения с переходом через десяток.Закрепить знания однозначных и двузн...

Самостоятельная работа как средство активизации учения школьников на всех этапах овладения ими знаниями и способами деятельности.

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы....

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Урок изучения и первичного закрепления знаний 3 класс « Изменение имён существительных по числам»

Цель урока: - формировать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению формы числа имени существительного. Обучающие задачи: - учить учащихся...

Местоимение. Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности.

ЦЕЛЬ УРОКА: открыть новое знание: местоимение – часть речи, которая употребляется вместо имени существительного. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:Создать условия для открытия нового знания учащимися;О...

Урок по окружающему миру в 3 классе "Дикорастущие и культурные растения" Урок изучения и первичного закрепления знаний

Урок изучения и первичного закрепления знаний.Дети познакомятся с терминами «дикорастущие» и «культурные», «растениеводство», «отрасли растениеводства»,...