Рабочая программа "Наша речь"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Генералова Ольга Вячеславовна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Наша речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_nasha_rech.docx523.18 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Generalova\Desktop\титульные 2016\3 классы\речь.jpegАннотация к рабочей программе

по курсу «Наша речь» для 3 класса

2016-2017 учебный год

   Рабочая программа разработана в соответствие с Положением о рабочей программе педагога ГБОУ Гимназии № 491 и соответствует Основной образовательной программе НОО гимназии.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Шпаковской Н.В.

Программа рассчитана на 4 года обучения. В соответствие с учебным планом гимназии в 2016-2017 учебном году в 3 классе на изучение предмета «Наша речь» отводится 34 часа,  1 час в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения курса «Наша речь» на ступени основного общего образования, содержание тем учебного курса, планируемые результаты обучения, календарно-тематический план, перечень учебно-методического и материального обеспечения. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В программе содержатся сведения о видах коллективной и индивидуальной деятельности, ориентированной на формирование УУД у обучающихся.

Содержание предмета (курса) «Наша речь»  представлено в программе в виде следующих тематических блоков:

  •  Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

     При разработке календарно-тематического планирования к данной рабочей программе были учтены психолого-педагогические особенности 3-х классов и индивидуальные особенности обучающихся.

3 «А» - класс с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, 3 «Б», «В», «Г», «Д», «Ж», - общеобразовательные классы, со средней мотивацией, 3 «Е» - класс с углубленным изучением музыкальных предметов, 3 «И» - класс компенсирующего обучения.

На основании этого были внесены коррективы и определены задачи обучения на предстоящий учебный год.

     Учителя:

3 «А» Апарина Н.Т.

3 «Б»  Данилкина И.В.

3 «В» Годлевская О.В.

3 «Г» Седова Т.В.

3 «Д» Каландадзе В.В.

3 «Е» Генералова О.В.

3 «Ж» Букина О.В.

3 «И» Павлова О.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Речь».

( Школа развития речи.)

Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (рабочие тетради, методические рекомендации для учителя). Данная  рабочая программа по внеурочной деятельности имеет предметную направленность и разработана в соответствии с программой курса «Наша речь», рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства  образования  Российской  Федерации. Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Наша речь» Т.Н. Соколова. Пособие представляет собой методические рекомендации по работе с рабочими тетрадями для учащихся 1 - 4 классов. В нём даны подробные указания по проведению занятий по развитию речи, учащихся младшего школьного возраста, воспитанию у них интереса к языку.  Разнообразный практический материал, содержащийся в данном пособии, также способствует развитию у детей любознательности, памяти, мышления, воображения.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

         Курс «Наша речь» направлен на достижение следующих целей:

-способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у детей навыки лингвистического анализа,

- повышать уровень языкового развития школьников,

- воспитывать познавательный интерес к родному языку,

- решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Программа  курса  «Наша речь» изучается в течение всего обучения с 1 - 4  класс по 1 ч.  в  неделю. Всего за год: 1 класс - 33 урока, 2 - 4 класс - 34 урока. Из них в 1 классе – 3 контрольных ( 2 – рубежных, 1 – итоговый); во 2 классе – 4 контрольных ( 3 –рубежных, 1 – итоговый); 3 класс – 4 контрольных ( 2  - рубежных, 2 – итоговых); 4 класс – 5 контрольных ( 2 – рубежных, 3 – итоговых)

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса.

Методическое обеспечение программы.

  • Методическая литература по развитию речи Т.Н. Соколова “Школа развития речи”.
  • Рабочая тетрадь для учащихся (по каждому классу) « Школа развития речи»
  • Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды
  • Карточки, сделанные педагогом.
  • Раздаточные материалы.

Технические средства обучения.

  • проектор для показа слайдов, экран
  • компьютер.

Форма занятий: фронтальная, парная; индивидуальная;

Виды деятельности: игровая, самостоятельная, совместная деятельность;

В процессе реализации программы используются различные виды контроля:

  • текущий – на каждом занятии ( беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, творческие работы )
  • рубежный – окончание работы над отдельными разделами программы (проверочная работа,  самостоятельная работа…)
  • итоговый – в конце учебного года (самостоятельная работа, тест), определяет уровень усвоения программы, навыки, полученные детьми.

Планируемые результаты:

К окончанию курса «Наша речь» обучающиеся научаться:

- находить многозначные слова, омонимы,  омоформы,  омофоны, фразеологизмы;

- использовать изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- распознавать стили речи: разговорный и книжный;

- распознавать типы текстов;

- уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по  образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- устанавливать связь предложений в тексте;

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять  непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими  возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств  для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

     - чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Содержание курса «Наша речь»:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по Развитию речи и авторской программой учебного курса.

Программа  курса «Наша речь»

1 класс

Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание  нескольких скороговорок.

Слово.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).

Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову  слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение  многозначного слова  по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение  членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

           Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от  отдельных предложений, не  объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура  общения.

          Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.

Тематический план.

Содержание системного    блока

Всего часов (33ч.)

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Речь(2ч.)

Речь.

1

Определить роль речи  в жизни людей.

Тише, громче.

1

Формирование навыков выразительной речи.

Слово(15ч.)

Слова, слова, слова.

1

Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение

Озорные буквы.

1

Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове.

Слова играют в прятки.

1

Развитие внимательного отношения к слову.

Слово и его значение.

1

Формирование понятия о лексическом значении слова.

Прямое и переносное значение слова.

1

Формирование понятия о прямом и переносном значении слова.

Многозначные слова.

1

Формирование понятия многозначности слова.

Омонимы.

1

Формирование первичного представления об омонимах.

Синонимы.

1

Формирование первичного представления о синонимах.

Антонимы.

1

Формирование первичного представления об антонимах.

Тематические группы слов.

1

Познакомить с тематическими группами слов.

Наш цветной мир.

1

Формирование первичного представления об образности.

Что на что похоже

1

Формирование первичного представления о сравнении.

Голоса природы.

1

Развитие познавательного интереса к языку.

Проверочная работа.

1

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации.

Загадки.

1

Формирование умения отгадывать загадки.

Культура общения (5ч.)

Культура речи. Вежливые слова.

2

Прививать навыки культурной речи.

Пословицы.

1

Формирование навыков употребления в речи образных выражений.

Учимся рассуждать.

2

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями.

Текст.(11ч.)

Текст.

2

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

Заглавие текста.

1

Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

Тема текста.

1

Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему.

Повторение пройденного.

1

Умение применять знания в нестандартной ситуации.

Опорные слова.

1

Формирование навыка составления текста по опорным словам.

Мы строим текст.

2

Формирование навыков построения связанного текста.

План текста.

2

Формирование навыков составления плана текста.

Проверочная работа.

1

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Программа  курса «Наша речь».  

2 класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Отдельных занятий по блокам  Предложение и Культура речи не вынесено в тематическое планирование, но содержание этих линий рассматривается почти на каждом уроке в остальных блоках.

Тематический план.

Содержание тематического блока

Всего часов (34)

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (14  часов)

Слово. Значение слова.

1

Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.

Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.

Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Многозначные слова.

1

Омонимы

1

Омофоны, омоформы

1

Синонимы

1

Антонимы

1

Фразеологизмы

3

Пословицы

1

Загадки

1

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

1

Проверочная работа

1

Текст ( 20 часов)

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Уметь распознавать  типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Текст. Опорные слова.

2

План. Составление плана.

1

Виды плана

1

Связь между предложениями в тексте.

1

Связь между частями текста.

1

Работа с деформированным текстом.

1

Редактирование текста

1

Типы текста. Описание

2

Текст – сравнительное описание

1

Типы текста. Повествование

1

Типы текста. Рассуждение

2

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

Редактирование текста.

1

Повторение пройденного

2

Материал для КВН, викторин, конкурсов.

1

Программа курса «Наша речь».

3 класс

              Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

Тематический план.

Содержание тематического блока

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (16 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Фразеологизмы.

1

Сравнения.

1

Олицетворение.

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Откуда приходят слова.

1

Этимология.

1

Как тебя зовут?

2

Наши фамилии.

1

Топонимы.

1

Устаревшие слова.

1

Сочинение по картине                  В.М. Васнецова «Богатыри».

1

Проверочная работа.

1

Текст (10 часов)

Типы текстов.

1

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

1

Цепная связь предложений в тексте.

2

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.

3

Стили речи (6 часов) + 2 часа - резерв

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Культура общения.

1

Научный стиль.

1

Словари.

1

Проверь себя.

1

Программа курса «Наша речь».  

Техника и выразительность речи.

4 класс

 Культура речи.

         Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

         Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

        Повторение изученного материала в 1 – 3 классах.

        Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

        Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

        Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

         Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

        Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

        Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

        Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

          Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

          Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

Тематический план

Содержание тематического блока

Всего часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово ( 9 часов)

Представление о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение; понятия о прямом и переносном значении слова.

Основные качества речи. Умение совершенствовать свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Умение составлять текст.

Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение определять средства связи предложений в тексте. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средства межфразовой связи.

Умение редактировать простое и сложное предложение. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

1  Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.

1

2  Фразеологизмы.

1

3  Фразеологизмы

1

4  Диалектизмы.

1

5  Сравнение, эпитеты,  олицетворение.

1

6  Метафора.

1

7  Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

8  Сочинение по пословице.

1

9  Анализ сочинений по пословицам.

1

Речь. Техника и выразительность речи

 ( 6 часов)

10  Художественный стиль. Общее понятие.

1

11  Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

12  Рифма.

1

13  Диалог и монолог.

1

14  Драматические импровизации.

1

15  Драматические импровизации.

1

Текст (18часов) + 1 резервный

16  Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

17  Композиция. Работа с деформированным текстом.

1

18  Творческая работа.

1

19  Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

20  Творческая работа.

1

21  Публицистический стиль.

1

22  Газетно – публицистический стиль.

1

23  Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

24  Официально – деловой стиль.

1

25  Тезисы. Конспект.

1

26  Аннотация.

1

27  Я пишу письмо.

1

 28  Личный дневник.

1

29  Сочинение «Мои любимые стихи».

1

30   Сочини сценарий для мультфильма.

1

31  Конкурс на лучшее название конфет.

1

32- 33 Обобщение. Проверочная работа.

2

34 Резервный урок

1

Литература:

Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992

Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

Подгаецкая И.М. Воспитание  у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.

Календарно – тематическое планирование

1 класс.

Условные обозначения:

Тип занятий:

К  – занятие контроля.

ОНЗ – занятие «открытия» нового знания.

РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Форма контроля:

Б - беседа, В – взаимоконтроль, И – итоговый контроль, Р – рубежный контроль, С – самоконтроль.

Виды деятельности:

ИГР- игровая деятельность, СОВМ- совместная деятельность , САМ- самостоятельная  деятельность .

Название темы

Кол-во часов, даты

Тип занятия

Элементы содержания

Форма контроля

Виды деятель-ности учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

Речь(2ч.)

1 Речь.

1

ОНЗ

Роль речи в жизни людей

Б

ИГР, СОВМ

Уметь применять на практике правила красивой, правильной речи, составленные на уроке вместе с учителем.

2 Тише, громче.

1

ОНЗ

Роль выразительной речи в жизни.

 В

ИГР, СОВМ

Уметь применять правило выразительной речи (четко, правильно соблюдая интонацию)

Слово(15ч.)

3 Слова, слова, слова.

1

ОНЗ

Слово как комплекс звуков.

С, В

ИГР, СОВМ

Уметь составлять слова по определенным правилам, работать с анаграммами, палиндромами

4 Озорные буквы.

1

ОНЗ

Позиция  каждой буквы в слове.

Б , С, В

ИГР, СОВМ

Уметь видеть и исправлять ошибки,

допущенные  при составлении слов,  видеть важность изученного правила.

5  Слова играют в прятки.

1

РФ

Познавательное отношение к языку, внимательное отношения к слову.

С, В

ИГР, СОВМ

Уметь работать с шарадами, исправлять ошибки, допущенными намеренно.

6  Слово и его значение.

1

ОНЗ

Сведения о лексическом значении слова.

Б

ИГР, СОВМ

Уметь работать с различными словарями, пользоваться помощью взрослых для точного употребления слов.

7  Прямое и переносное значение слова.

1

ОНЗ

Сведения

 о прямом и переносном значении слова.

Б ,С, В,

ИГР, СОВМ

Уметь объяснять переносное значение слова, подбирая ему замену.

8  Многозначные слова.

1

ОНЗ

Сведения о многозначности слов.

Б ,С, В,

ИГР, СОВМ

Уметь определять многозначные слова и объяснять их лексическое значения.

9 Омонимы.

1

ОНЗ

Первичное  представление об омонимах и их значении в речи.

Б

ИГР, СОВМ

Уметь выделять в речи омонимы, правильно употреблять их в речи.

10  Синонимы.

1

ОНЗ

Первичное представление  о синонимах, их значении в речи.

Б, В, С

ИГР, СОВМ

Уметь различать группы слов, пользоваться  ими в речи, а так же синонимами для исключения речевых ошибок (повторов одних и тех же слов)

11  Антонимы.

1

ОНЗ

Первичное представление  об антонимах и их значении в речи.

Б, В, С

ИГР, СОВМ

Уметь пользоваться словами, имеющими противоположный смысл, работать с поговорками.

12  Тематические группы слов.

1

ОНЗ

Тематические группы слов

Б, В, С

ИГР, СОВМ

Уметь работать со словами различных  тематических групп.

13  Наш цветной мир.

1

ОНЗ

Первичное представление об образности.

Б, В, С

ИГР, СОВМ

Уметь работать с пословицами, используя антонимы, применять образные слова и выражения для «окрашивания» текста.  

14  Что на что похоже.

1

ОНЗ

Первичное представление о сравнении.

Б, В, С

ИГР, СОВМ

Уметь употреблять в речи сравнения для образного представления описываемого предмета, используя собственные наблюдения .

15  Голоса природы.

1

РФ

Использование изученного материала для развития воображения, памяти.

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь использовать собственные наблюдения  при работе с текстом.

16  Проверочная работа.

1

К

Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации.

Р (сам. работа)  

САМ

Уметь находить разные группы слов, объяснять значения слов, используя образные выражения.

17  Загадки.

1

ОНЗ

Отгадывание  загадок.

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь отгадывать анаграммы, находить образные выражения и сравнения при работе с загадками, доказывать свою точку зрения.

Культура общения (5ч.)

18-19  Культура речи. Вежливые слова.

2

РФ

Значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости.

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь выбирать необходимые слова в конкретной ситуации (слова приветствия, просьбы, прощания…), осознать, что значит быть культурным человеком.

20  Пословицы.

1

РФ

Употребление  в речи образных выражений.

В, С

ИГР, СОВМ

 Уметь составлять слова по алгоритму, объяснять смысл пословиц, собирать их из разрозненных частей.

21  Учимся рассуждать.

1

РФ

Причинно – следственные связи  между предметами, явлениями, событиями.

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь  устанавливать связь явлений, выстраивать цепь причин и следствий  для расположения частей рассказа по порядку.

22  Учимся рассуждать.

1

РФ

 Слова , точно  передающие мысль.

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь передавать смысл пословиц , подбирая более точные слова и выражения.

Текст.(11ч.)

23  Текст.

1

ОНЗ

Текст и его признаки

Б, В, С

ИГР, СОВМ

Уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст.

24  Текст.

1

РФ

Целостное единство предложений в тексте

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему.

25  Заглавие текста.

1

ОНЗ

 Главная  мысль текста  и подбора заглавия к тексту.

Б, В, С

ИГР, СОВМ

Уметь находить главные строки текста, озаглавливать его.

26  Тема текста.

1

ОНЗ

Тема текста и составление текста на  определенную тему.

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь объяснить смысл предложенных стихотворных фраз, сравнивать несколько текстов по смыслу.

27  Повторение пройденного

1

К

Выявление уровеня усвоения изученного материала  и умения применять знания в нестандартной ситуации.

Р

(пров. работа)

ИГР, СОВМ, САМ

Уметь дополнять предложения,  составлять их, называть тему текста.

28  Опорные слова.

1

ОНЗ

Построение текста и выделение опорных слов.

Б, В

ИГР, СОВМ

Уметь находить опорные слова, составлять по ним текст.

29  Мы строим текст.

1

РФ

Построение связного текста.

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь пользоваться правилами выразительной речи, использовать навыки выборочного чтения, по опорным словам составлять свой текст на заданную тему.

30  Мы строим текст.

1

РФ

Построение связного текста

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь определять границы предложений, устанавливать правильный порядок частей текста, отвечать на вопросы, озаглавливать текст.

31  План  текста.

1

ОНЗ

План текста, его особенности.

Б, В, С

ИГР, СОВМ

Уметь определять последовательность частей текста, выделять главную мысль каждой части, озаглавливать каждую часть и объединять заголовки в план.

32  План текста.

1

РФ

План текста, его особенности.

В, С

ИГР, СОВМ

Уметь делить целый текст на части, выбирать подходящие пункты плана, соответствующие выделенным частям.

33 Проверочная работа.

1

К

Выявление уровня усвоения изученного материала.

И

САМ

Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Календарно-тематическое планирование

 2 класс.

Условные обозначения:

Тип занятий:

К  – занятие контроля.

ОНЗ – занятие «открытия» нового знания.

РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Форма контроля:

Б - беседа, В – взаимоконтроль, И – итоговый контроль, Р – рубежный контроль, С – самоконтроль, ТВ  -творческая работа.

Виды деятельности:

ИГР- игровая деятельность, СОВМ- совместная деятельность , САМ- самостоятельная  деятельность .

Название темы

Кол-во часов, даты

Тип занятия

Элементы содержания

Вид контроля

Виды деятель-ности

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

Слово (14 часов)

1  Слово. Значение слова.

1

ОНЗ

Понятие «слово»

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.

2  Многозначные слова.

1

ОНЗ

Понятие «многозначное» слово.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

3

 Омонимы.

1

ОНЗ

Понятие «омонимы»

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь  находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.

4  Омофоны. Омоформы.

1

ОНЗ

Разновидности омонимов - омоформы и омофоны.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь различать омофоны и омоформы

5  Синонимы

1

ОНЗ

Понятие «синонимы».

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

6  Антонимы

1

ОНЗ

Понятие «антонимы».

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.

7 - 9 Фразеологизмы

3

ОНЗ

Понятие «фразеологизмы»

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

10  Пословицы

1

ОНЗ

Пословицы

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь объяснять и  применять пословицы в своей речи.

11  Загадки

1

ОНЗ

Загадки, их художественные  особенности.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь  узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки.

12  Изобрази-тельные средства языка. Сравнение.

1

ОНЗ

Сравнения как изобразительное средство языка.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

13  Изобразительные средства языка. Олицетворение.

1

ОНЗ

Олицетворение, как изобразительное средство языка.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь находить в тесте олицетворение, использовать  их в своей речи.

14  Проверочная работа (занятие 17)

1

К

Выявление уровня усвоения изученного материала.        

Р ( пров. работа)

САМ

Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Текст ( 20 часов)

15  Текст. Тема текста. Заглавие..

1

ОНЗ

Тема текста и его заголовок.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст.

16 – 17    Опорные слова

2

ОНЗ

Опорные слова и составлении рассказа по опорным словам.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.

18  План текста

1

ОНЗ

Составление плана.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.

19  Виды плана

1

ОНЗ

Виды  плана.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь различать картинный план, цитатный план.

20  Связь между предложениями в тексте.

1

ОНЗ

Работа над деформированным текстом.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь  находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

21  Связь между частями текста

1

ОНЗ

Связь между частями текста.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

22   Работа с деформированным текстом

1

РФ

Устанавливание  связи между предложениями в деформированном  тексте

Р

(сам. работа)

СОВМ, САМ

Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

23  Редактирование текста

1

ОНЗ

Употребление образных выражений.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

24- 25 Типы текста. Описание.

2

ОНЗ

РФ

Текст-описание.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа.

26  Текст – сравнительное описание

1

ОНЗ

Текст –сравнительное описание  нескольких предметов.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

27  Типы текста. Повествование

1

ОНЗ

Текст – повествование.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.

28- 29  Типы текста. Рассуждение

2

ОНЗ

Текст-рассуждение.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

РФ

Р(творч. работа)

СОВМ, САМ

30  Сочинение на тему: «Мой выходной день»

1

ОНЗ

Обучающее письменное сочинение

ТВ

СОВМ, САМ.

Уметь отвечать на поставленные вопросы, записывать план, работать с опорными словами, записывать текст.

31  Редактирование текста

1

ОНЗ

Исправление ошибок, допущенных в тексте.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь находить и исправлять речевые и орфографические ошибки в тексте.

32 -33  Повторение пройденного

2

РФ

Основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

И

САМ

34  Материал для КВН, викторин.

1

РФ

Отработка знаний, умений, навыков.

С,В

ИГР, СОВМ

Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

Условные обозначения:

Тип занятий:

К  – занятие контроля.

ОНЗ – занятие «открытия» нового знания.

РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Форма контроля:

Б - беседа, В – взаимоконтроль, И – итоговый контроль, Р – рубежный контроль, С – самоконтроль, ТВ  -творческая работа.

Виды деятельности:

ИГР- игровая деятельность, СОВМ- совместная деятельность , САМ- самостоятельная  деятельность .

Название темы

Кол-во часов, даты

Тип занятия

Элементы содержания

Вид контроля

Виды деятель-ности

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

Слово (16 часов)

1  

Многозначные слова.

1

ОНЗ

Многозначные слова.

С,В

СОВМ, САМ

Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

2  Омонимы, омоформы омофоны.

1

ОНЗ

Омонимы, омоформы, омофоны.

С,В

СОВМ, САМ

Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

3  Фразеологизмы.

1

ОНЗ

Понятие «фразеологизмы».

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

4  Сравнения.

1

ОНЗ

Понятие  «сравнение».

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

5  Олицетворение.

1

ОНЗ

Понятие «олицетворение».

С,В

СОВМ, САМ, ИГР

Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

6  Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

ОНЗ

Эпитеты, их назначением.

С,В

СОВМ, САМ

Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

7  Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

ОНЗ

Эмоционально окрашенная лексика.

С,В

СОВМ,

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

8  Откуда приходят слова.

1

ОНЗ

Заимствованные слова.

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

9  Этимология.

1

ОНЗ

Этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

10  Как тебя зовут?

1

ОНЗ

Происхождение и значение имен.

С,В

СОВМ

Уметь объяснять происхождение имен.

11  Как тебя зовут?

1

ОНЗ

Происхождение отчеств.

С,В

СОВМ, САМ

Уметь объяснять происхождение отчеств.

12 Наши фамилии.

1

ОНЗ

Происхождение фамилий.

С,В

СОВМ

Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

13  Топонимы.

1

ОНЗ

Понятие «топонимы.»

С,В

СОВМ

Уметь объяснять топонимы.

14  Устаревшие слова.

1

ОНЗ

Исследование устаревших слов.

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.

15  Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

1

РФ

Сочинение – описание картины.

Р (твор. работа)

СОВМ, САМ

Уметь употреблять фразеологические обороты.

16  Проверочная работа.

1

К

Выявление уровня усвоения изученного материала.                

И      ( пров. работа)

САМ

        Уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Текст (10 часов)

17  Типы текстов.

1

ОНЗ

Типы  текстов и их признаки.

С,В

СОВМ, САМ

Уметь различать типы текстов.

18  Темы текстов. Опорные слова.

1

ОНЗ

Признаки  текста, совершенствование навыков определения опорных слов.

С,В

СОВМ

Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

19  Связь предложений в тексте.

1

РФ

Обсуждение признаков текста.

С,В

СОВМ, САМ, ИГР

Уметь из предложений составлять текст.

20  Цепная связь предложений в тексте.

1

ОНЗ

Способы цепной связи предложений в тексте.

С,В

СОВМ

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

21  Цепная связь предложений в тексте

1

РФ

Способы цепной связи предложений в тексте

С,В

СОВМ, САМ, ИГР

Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

22 Параллельная связь предложений в тексте.

1

ОНЗ

Параллельная  связь предложений в тексте.

С,В

СОВМ, САМ

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

23  Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

РФ

Сочинение – описание картины

Р

СОВМ, САМ

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

24  Единый временной план текста.

1

ОНЗ

Единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.

25  Единый временной план текста.

1

ОНЗ

Временная соотнесённость глаголов в повествовательных текстах.

С,В

СОВМ

Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

26  Единый временной план текста.

1

РФ

Временная соотнесённость глаголов.

С,В

СОВМ, САМ

Уметь редактировать повествовательные тексты.

Стили речи (6 часов) + 2 часа - резерв

27  - 28 Стили речи.

2

ОНЗ

Понятие «стиль речи» и разновидности  стилей речи.

С,В

СОВМ

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

ОНЗ

Разговорный стиль речи; понятия «Монолог» и «Диалог».

С,В

СОВМ, САМ, ИГР

Уметь находить текст в разговорном стиле.

29  Культура общения.

1

ОНЗ

Правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

30  Научный стиль.

1

ОНЗ

Признаки научного стиля.

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь различать  научный текс от других.

31  Словари.

1

ОНС

Виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь работать со словарями.

32  Проверь себя.

1

К

Основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года.        

И

САМ

Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

33 -34

Резервные уроки

2

Календарно-тематическое планирование

4 класс

Условные обозначения:

Тип занятий:

К  – занятие контроля.

ОНЗ – занятие «открытия» нового знания.

РФ – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений).

Форма контроля:

Б - беседа, В – взаимоконтроль, И – итоговый контроль, Р – рубежный контроль, С – самоконтроль, ТВ  -творческая работа.

Виды деятельности:

ИГР- игровая деятельность, СОВМ- совместная деятельность , САМ- самостоятельная  деятельность.

Название темы

Кол-во часов, даты

Тип занятия

Элементы содержания

Вид контроля

Виды деятель-ности

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

2

3

4

5

6

7

Слово ( 9часов )

1  Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.

1

ОНЗ

Отличие многозначного слова от омонимов. Каламбуры.

Б

СОВМ, САМ

Формирование  представления об омонимах, омофонах,  омоформах, каламбурах.

2  Фразеологизмы.

1

ОНЗ

Фразеологизмы. Замена слова фразеологизмами.

С,В

СОВМ, ИГР

Формирование представления о фразеологиз-

мах. Уметь определять слова с переносным значением слова.

3  Фразеологизмы

1

РФ

Составление рассказа, с  использованием фразеологизмов.

Р

СОВМ, САМ

Навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи.

4  Диалектиз-мы.

1

ОНЗ

Значение диалектизмов в литературном языке.

С,В

СОВМ, ИГР

Формирование представления о диалектиз-

мах. Диалекты в литератур-

ном языке.

5  Сравнение, эпитеты, олицетворе-ние.

1

ОНЗ

Сведения об изобразительных средствах языка: олицетворении, сравнении, эпитете.

С,В

СОВМ, ИГР

Навыки употребления изобразительно-выразительных средств в устной речи.

6  Метафора.

1

ОНЗ

Знакомство с метафорой. Определение выражений с метафорой.

С,В

СОВМ

Роль метафоры в художествен-

ном тексте.

7  Пословицы и поговорки. Афоризмы.

1

ОНЗ

Работа с пословицами и поговорками. Знакомство с афоризмами.

Б

СОВМ, ИГР

Умение уместного употребления пословиц в речи.

8  Сочинение по пословице.

1

РФ

Составление текста по заданной пословице.

Р

СОВМ, САМ

Умение раскрывать смысл пословицы.

9  Анализ сочинений по пословицам.

1

РФ

Работа над орфографическими и речевыми ошибками.

С

СОВМ, САМ

Умение редактировать текст, исправлять лексические и стилистические ошибки.

Речь. Техника и выразительность речи (6 часов)

10  Художественный стиль. Общее понятие.

1

ОНЗ

Знакомство с художественным стилем. Изобразительные языковые средства художественного стиля.

С,В

СОВМ, САМ

Умение составлять текст в художественном стиле.

11  Сочинение – пейзажная зарисовка.

1

К

Подбор образных средств  для написания сочинения.

И

СОВМ, САМ

Умение составлять текст в художествен-

ном стиле.

12  Рифма.

1

ОНЗ

Понятие о стихотворении как об определенном способом организованном тексте.

Б

СОВМ, ИГР

Умение определять стихи, определенный ритм.

13  Диалог и монолог.

1

ОНЗ

Определение в тексте диалогов, монологов.

Б

СОВМ, САМ

Диалог и монолог как форма речи.

14  Драматические импровизации.

1

ОНЗ

Знакомство с пьесой. Инсценировка отрывка из данного рассказа.

С,В

СОВМ, ИГР

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

15  Драматические импровизации.

1

ОНЗ

Инсценировка по отрывку из повести «Витя Малеев в школе и дома».

С,В

СОВМ, САМ

Уметь трансформировать рассказ в пьесу.

Текст ( 18 часов ) + 1 час - резерв

16  Композиция текста. Основные элементы композиции.

1

ОНЗ

Знакомство с элементами композиции текста.

С,В

СОВМ, САМ

Уметь определять все части текста.

17  Композиция. Работа с деформирован-

ным текстом.

1

ОНЗ

Определение  стиля, темы, основной мысли текста. Работа с деформированным текстом.

С,В

СОВМ, САМ

Уметь определять элементы композиции текста.

18  Творческая работа.

1

К

Письмо сочинения на определенную тему.

И

САМ

Писать сочинение на определенную тему.

19  Сочинение – миниатюра в художественном стиле.

1

РФ

Письмо сочинения в художественном стиле.

Р

САМ

Составлять текст в художественном стиле.

20  Творческая работа.

1

РФ

Письмо сочинения «наоборот».

Б,В

СОВМ, САМ

Сочинение сказки по опоре.

21  Публицистический стиль.

1

ОНЗ

Знакомство с публицистическим стилем и его особенностями.

Б

СОВМ, САМ

Уметь писать сочинения в публицистическом стиле.

22  Газетно – публицистический стиль.

1

ОНЗ

Познакомство с особенностями газетно-публицистического стиля.

Б

СОВМ, САМ

Уметь определять и писать  корреспонденцию, репортаж, статью.

23  Деловая игра «Вёрстка газеты».

1

ОНЗ

проект

«Сборка» газеты, расположение типографского набора на страницах газеты.

С,В

СОВМ, САМ

Формирование умения выпускать стенную газету.

24  Официально – деловой стиль.

1

ОНЗ

Знакомство с официально – деловым стилем и  его особенностями.

С,В

СОВМ, САМ

Формировать умение написания деловых документов.

25  Тезисы. Конспект.

1

ОНЗ

Составления конспекта.

С,В

СОВМ, САМ

Формировать умение написания конспектов статей.

26  Аннотация.

1

ОНЗ

Написание аннотации к любимой книге.

С,В

СОВМ, САМ

Формировать умение составления аннотации к прочитанным книгам.

27  Я пишу письмо.

1

ОНЗ

Знакомство с особенностями эпистолярного жанра.

С,В

СОВМ, САМ

Формирование умения оформления адреса на письме.

 28  Личный дневник.

1

ОНЗ

Важность ведения личного дневника.

С,В

СОВМ, САМ

Умение вести записи в личном дневнике.

29  Сочинение «Мои любимые стихи».

1

К

Любимые стихи любимых поэтов.

И

САМ

Развитие познавательного интереса, внимания к поэзии.

30   Сочини сценарий для мультфильма.

1

ОНЗ

проект

Придумывание  темы мультфильма, и роли каждому герою.

С,В

СОВМ, САМ

Формирование навыка составления мультфильма.

31  Конкурс на лучшее название конфет.

1

РФ

проект

Сбор различных названий конфет. Установка  источника происхождения этих названий.

С,В

СОВМ, САМ

Оформление своих исследований в виде презентации.

32- 33 Обобщение. Проверочная работа.

2

К

Лингвистический турнир. Олимпиада по русскому языку.

И

САМ

Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

34 Резервный урок

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 01- класс

рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 01- класс. Вид программы: АООП ФГОС О УО(ИН) ТМНР (вариант 2)...

Рабочая программа «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (для учащихся с ОВЗ, вариант 2)

Рабочая программа  «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (для учащихся с ОВЗ, вариант 2)...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"

      Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...