рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 01- класс
рабочая программа

рабочая программа Речь и альтернативная коммуникация 01- класс. Вид программы: АООП ФГОС О УО(ИН) ТМНР (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommun_.docx79.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  школа  №17

Невского района Санкт-Петербурга

192131,  Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел./факс 417-55-60 тел. 417-55-58

ОКПО 53250470  ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001

ПРИНЯТА                                                              УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом  ОУ

                                                                                 Директор ГБОУ  школа № 17

Протокол № 4  от 22.06.2018г.                                  __________ Сандеева С.В.    

                                                                            Приказ № 46-ш от 22.06. 2018 года

Рабочая программа  ФГОС ОВЗ

Предмет: речь и альтернативная коммуникация

Класс: 0-1

Вид программы: АООП ФГОС О УО(ИН) ТМНР (вариант 2)

Учитель: Кузнеченкова Екатерина Александровна

Санкт-Петербург

2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

2. Общая характеристика учебного предмета:

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Задачи предмета:

  • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка

—  Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов  

—  Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

—  Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом

—  Использование доступных жестов для передачи сообщения

—  Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

—  Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях

—  Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах

—  Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

— развитие зрительного восприятия;

— развитие зрительного и слухового внимания;

— формирование и развитие реципрокной координации;

— развитие пространственных представлений;

— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение в 1 классе отведено 132 часа, 4 часа в неделю, 33 учебные недели. В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, выходными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.

4. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные:

  • Осознание своей принадлежности к определенному полу,  осознание себя, как  «Я»
  • Социально – эмоциональное развитие в процессе обучения
  • Формирование определенных социальных навыков поведения в общении со взрослыми и сверстниками
  • Воспитание желания общаться с уважением с другими педагогами школы
  • Овладение  начальными навыками учебы в процессе данного предмета
  • Развитие учебной мотивации в уроках
  • Воспитание желания и трудолюбия к учению
  • Воспитание желания аккуратно выполнять различные виды заданий
  • Воспитание бережного отношения к дидактическому материалу, используемому на уроке

Предметные:

  • Развитие речи как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающихся
  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений, неспецифических жестов.
  • Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры).
  • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые  правила общения.
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи  для решения соответствующих возрасту  житейских задач.
  • Обучение глобальному чтению в доступных для  обучающихся пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
  • Обучение копированию с образца отдельных букв, слогов или слов
  • Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму
  • Овладение чтением и письмом на доступном уровне.

5.Содержание курса состоит из следующих разделов:

  • - «Коммуникация»:
  • Формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
  • - «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»;
  • - «Импрессивная речь»:
  • Формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, различать напечатанные и написанные слова;
  •  - «Экспрессивная речь»:
  • Формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания.
  • 6. . Описание материально – технического  обеспечения  учебного предмета
  • «Речь и альтернативная коммуникация»
  • «Речь и альтернативная коммуникация» включает:
  •  - графические средства для альтернативной коммуникации:
  • таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
  •  - наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
  • . технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства
  • - компьютерные устройства, синтезирующие речь
  • - информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм.
  •  -компьютерные программы символов.
  • -компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.)
  • - обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
  • -  аудио и видеоматериалы.

7. Характеристика класса.

В классе обучается  5 человек, из которых 4  мальчика и 1 девочка.

Для обучающихся данной группы характерны затруднения в сосредоточении внимания, понимании и удержании простейших инструкций. Зачастую трудно добиться произвольной целенаправленной деятельности обучающихся.

Учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции и т. п. У одних учащихся максимальная концентрация внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания, а по мере продолжения работы эти факторы неуклонно снижаются. У других детей с ограниченными возможностями здоровья сосредоточение внимания наступает лишь после того как они непосредственно приступят к деятельности. А вот у третьих отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания

У детей наблюдаются трудности с восприятием. Об этом свидетельствует недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающей действительности. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Все эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что ребенок не все замечает в окружающем его мире, «не видит» многое при демонстрации педагогом наглядных пособий. Особо следует отметить недостатки пространственного восприятия, например направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ограниченными возможностями здоровья с запозданием, поэтому долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучению чтению и письму, где очень важно различать последовательность и расположение элементов.

 У всех учащихся наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: произвольного и непроизвольного, долговременного и кратковременного. В первую очередь, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Это распространяется на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости по всем предметам. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность. Такие учащиеся с трудом воспроизводят словесный материал.


8. Календарно-тематические планирование.

Раздел

Дата (план)

Коррекция даты

Тема урока

Количество часов на тему

Содержание видов учебной деятельности

Ожидаемый результат

Адаптационный период

Раздел "Я"

Дай мне ответ- да или нет

1

Вступает в  контакт и работает в коллективе (учитель – ученик),

использует на начальном уровне принятые

ритуалы социального взаимодействия с учителем, одноклассниками

Получит возможность использовать  коммуникативные средства  (речь, жесты, пиктограммы) для решения различных коммуникативных задач

С помощью учителя овладевает  начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и мире (соблюдать режим и порядок дня);

будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

представления  об этических нормах и правилах поведения в школе;

Я. Мое имя.  (жест и  пиктограмма "я")

1

Я- ребенок (сведения о себе)  

2

Просьбы  (Дай. Я хочу)

2

Мальчишки и девчонки! (работа с пиктограммами)

2

Учимся дружить

2

Учат в школе

Школа.

2

Адекватно использует ритуалы школьного поведения (с помощью учителя оценивает свое поведение),

нормы речевого этикета

Обращается за помощью к учителю и принимает помощь  

Использует предметы по назначению.  Слушает и понимает инструкцию к учебному заданию.  

Создать условия для принятия образа «хорошего ученика» положительной мотивации учебной деятельности

Соблюдения простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Школьные принадлежности (обзор).

2

Игры "Собери портфель, Чудесный мешочек"

Упражнения с пиктограммами: "Найди  такой предмет",  Где (карандаш)...? Попроси у меня....

2

" Я - Человек"

Части тела (голова, руки, ноги)

1

Подражает действиям, выполняемым педагогом

Переключает взгляд с одной картинки на другую

Принимает помощь

Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Осознает  общность и различия «Я» с  другими.

Принимает установку на здоровый образ жизни и реализует  её в реальном поведении и поступках;

Я и мое отражение.  

1

Мое лицо. Эмоции.

2

Рот. Что умеет язычок (артикуляционные упражнения).

Артикуляция гласных звуков.

2

Работа с пиктограммами "Лицо и тело" (упражнения: Найди  такую, Покажи (нос),  Найди пару)

2

Природа и  человек

«Осень,  в гости к нам пришла»

2

Принимает цели и произвольно включается в деятельность.

Подражает действиям, выполняемым педагогом

Выполняет действия рука в руке.

Включается в деятельность с учителем  и взаимодействует со сверстниками. Получит возможность

начать осваивать умение проводить наблюдения за природой, узнать об осенних изменениях в неживой природе (холодный ветер, тучи, дождь, листья опадают),

- понимать элементарные причинно-следственные связи в окружающем мире. Находить один и много предметов.

Деревья и листья

2

«Явление природы»

Мир вокруг нас

25.10

Солнце (рисование)

 Солнце прослушивание  потешек, ритмические упражнения

2

При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Понимает и сохраняет учебную задачу. Получит возможность научиться осуществлять синтез при складывании разрезных картинок. Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Понимает последовательную инструкцию по пиктограммам. Следовать предложенному плану и работать в общем темпе. С помощью педагога выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план).

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Понимает эмоциональные состояния других людей

Проявляет собственные чувства.

Обогащает словарный запас.

Расширяет кругозор.

Умеет ориентироваться на листе бумаге, располагать трафарет  в верхнем углу листа, проводить прямые и отрывистые линии, проводит прямые отрывистые линии. Сопровождает движение  речью (дождик кап-кап).

Дождь рисование.  Дождь прослушивание  потешек, ритмические упражнения

2

Фрукты. Яблоко (где растет, рисование)

       1

Отличия (форма, цвет)

1

Обобщение темы (рисование яблока восковыми мелками)

1

Овощи. Морковь (где растет, рисование)

1

Отличия (форма, цвет)

1

Обобщение темы (лепка морковки пластилином)

1

Игрушки (Мяч, кукла).

1

Чтение стихов. Работа с пиктограммами.

1

«Мой веселый, звонкий мяч»

1

С помощью педагога расширяет  и обогащает  опыт реального взаимодействия с окружающими предметами.

Понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д. Представления о кошке, её внешнем виде, чем питается. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика»

Игры с мячом

1

Домашние животные

1

Кошка (внешний вид, части тела)

1

Отличия (поведение, повадки, аппликация)

1

Домашние животные в деревне

1

Корова (внешний вид, части тела)

1

Отличия (поведение, повадки, аппликация)

1

«Здравствуй, Зимушка-зима»

Признаки зимы

1

Сравнение с другими временами года

1

«Свойства снега»

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Охотно участвует в совместной деятельности

«Игры со снегом»

1

Зимний город

1

Посуда

Тарелка, вилка  

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Понимает эмоциональные состояния других людей

Проявляет собственные чувства

Использует элементарные формы речевого этикета

Охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх).

Ложка, кружка

1

Действия  с посудой

1

Чтение сказки

К.И. Чуковского "Федорино горе"

1

Беседа на основе прочитанного произведения

1

Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма по мотивам К.И. Чуковского «Федорино горе» и обсуждение

1

Творческая работа

1

«Одежда»

«Кофта»

1

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Выполняет упражнения с использованием пиктограмм «Слушай и показывай". Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.) Участвует в игровых ситуациях на узнавание одежды по названию

«Штаны»

1

«Подбираем одежду для мальчика и девочки»

2

«Обувь»

Виды обуви по сезонам

1

Понимает инструкцию по пиктограммам

«Читает» изображения на картинках

Умеет классифицировать обувь по сезону: зимняя, летняя, осенняя. Выбирает (вместе с учителем) одежду,обувь соответствующую показанному образу.

Сапоги, сандалии

1

Лепка

1

«Одежда, обувь»

Урок закрепления

2

Мебель (обзор)

 «Стол»

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Узнает стол, стул среди реальных предметов, на картинках, на пиктограммах  

«Стул»

1

«Кровать»

1

«Фрукты»

«Яблоко»

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Фиксирует взгляд на экране монитора.

Выполняет стереотипную инструкцию

Узнает  изучаемые  объекты  неживой природы;

Получит возможность: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку.

«Банан»

1

«Овощи».

31.01

Морковь

1

Составляет разрезные картинки из двух частей, соотносит картинку с предметами. Узнает  изучаемые  объекты  неживой природы на пиктограмме, составляет словосочетания.

Узнает  изучаемые  объекты  неживой природы;

Получит возможность: сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; группировать предметы по заданному признаку (по форме, по цвету).

Капуста

1

Во саду ли, в огороде

1

Работа с пиктограммами

1

Вода. Свойства воды.

Чтение сказки К.И. Чуковского "Мойдодыр"

1

Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Соблюдают аккуратность при использовании воды из- под крана.

Переливает воду из одной ёмкости в другую.

Беседа на основе прочитанного произведения

1

Просмотр фрагмента из мультипликационного фильма по мотивам К.И. Чуковского «Мойдодыр» и обсуждение

1

Тематический рисунок

1

Птицы.

«Домашняя птица»

1

Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин

Имеет представление о домашних и зимующих птицах,

соотносит картинки «Найди пару»

Выполняет движения в соответствии с дид.игрой Птицы учатся летать, размяли ноги, (импровизация)

«Петух»

(внешний вид, части тела)

1

Отличия (поведение, повадки, аппликация)

1

Зимующие птицы

1

Ворона

(внешний вид, части тела)

1

Отличия (поведение, повадки, рисование)

1

Весна.

Тает снег.

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Видит сезонные изменения в природе.

Находит отличительные черты,

сравнивает парные картинки.

Имеет представление о снеге и его свойствах (сосулька-солнце-тает-капель кап-кап) имитирует стук капель с помощью рук

Признаки весны

1

Капель

1

Отличия весны от других времен года

1

Игры с водой

1

Опыты с водой

1

«Растительный мир»

«Трава»

1

Подражает действиям, выполняемым педагогом.

Проявляет попытки выполнить задание по образцу.

Воспринимает и наблюдает за окружающими предмета

ми и явлениями. Схематично изображает дерево, травку.

Знает карандаш зеленого цвета.

Аппликация

1

«Цветы»

1

Строение, внешний вид

1

Рисование

1

Дикие животные весной

Медведь

(внешний вид, части тела)

1

Подражает действиям, выполняемы педагогом. Способен удерживать произвольное внимание на  выполнении посильного задания 3-4 мин.

Получит возможность  усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться  узнавать  медведя среди других животных.

Отличия (поведение, повадки)

1

Аппликация

1

«Закрепление по теме»

«Моя школа»

1

Принимает цели и произвольно включаться в деятельность

Осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: книг, карандашей, мебели в собственном классе, школе.

«Мой класс» (парта, стул, принадлежности)

1

Столовая, гардероб, туалет, медицинский кабинет (экскурсия)

1

«Я и моё тело»

«Лицо» (мимика, части лица)

1

Ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету

Сформированы понятия части тела. Ориентируется в собственном теле. Различает пол окружающих людей

«Туловище, ноги, руки»

1

Творческая работа

1

«Мои игрушки»

Дома

1

Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога.

Проявляет бережное отношение к игрушкам, взаимно помощь, желание  трудиться.

В школе

1

Моя любимая игрушка

1

«Домашние животные»

Городские (какие бывают, назначение, уход)

1

Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога.

Сформированы обобщающие понятие «домашние животные»;

Умеет узнавать животных среди игрушек и на картинке;

обогащены представления детей о домашних животных, об уходе за ними, о пользе животных.

Деревенские (какие бывают, назначение, уход)

1

Творческая работа

1

«Дикие животные»

Крупные (волк, медведь, лиса, сезонные изменения)

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Сформированы представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах лесных обитателей.

Умеет дифференцировать дикие и домашние животные

Мелкие (заяц, белка, еж, сезонные изменения)

1

Творческая работа

1

«Мебель»

Виды

1

Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога.

Умеет понимать обобщающее слово «мебель», отбирать пиктограммы.

Будет иметь возможность научиться группировать предметы домашнего обихода по их назначению (мебель);

Назначение

1

Раскрашивание пластилином

1

«Овощи и фрукты»

Овощи

1

Понимает инструкцию по инструкционным картам

Умеет классифицировать по цвету, форме и овощи и фрукты.       Знает о пользе овощей и фруктов.

Фрукты

1

Обобщение: аппликация на классификацию

1

«Посуда»

Посуда для приготовления пищи

1

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики

Расширены и конкретизированы представления о посуде, ее назначении

Посуда для принятия пищи

1

Лепка посуды

1

«Растительный мир»

Трава

1

Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога

Находить комнатное растение по признакам (круглый, колючий) знает об основных потребностях растений.

Находить одинаковые цветы.  Умеет поливать цветы из лейки.

Цветы

1

Деревья, кусты

1

«Явления природы»

Дождь, гром, молния (звуки природы, рисование)

1

Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога

Понимает и оценивает природу явления. Их влияние на эмоциональное состояние человека(пасмурно, дождь – нам грустно. Выглянуло солнышко, запели птички – нам весело)

Радуга (рисование)

1

Ассоциации с настроением (карточки с изображением эмоций)

1

Итого: 132 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (1 класс)...

Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 5 класс вариант 1.4

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. (Ва...

Рабочая программа по курсу Речь и альтернативные коммуникации 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

Цель программы: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.Задачи:1.  Развивать речь как средство общения в контексте познани...

Рабочая программа «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (для учащихся с ОВЗ, вариант 2)

Рабочая программа  «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» (для учащихся с ОВЗ, вариант 2)...

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"

      Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...

Рабочая программа " Речь и альтернативная коммуникация!

Рабочая программа " Речь и альтернативная коммуникация!...