Повторяем гласные звуки и их буквы
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Никулина Татьяна Дмитриевна

Урок русского языка в 1 классе по программе "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_1_kl.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема:«Повторяем гласные звуки и их буквы»

Цель как деятельность учеников:

Развитие умений выделять звуки из слова, характеризовать звуки, делить слово на слоги, ставить ударение.

Развитие умения подчёркивать букву безударного гласного одной чертой; писать имена людей с большой буквы.

                                      Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.  (пальчиковая гимнастика)

2.Чистописание

  1. Откройте тетради на с.3. Запишите число.
  2. - Рассмотрите рисунки. Кто это? (Индейцы – коренные жители Америки.) Элементы каких букв напоминают юбка и головной убор индейцев? (Элементы строчных букв и, ц, ш, щ.)

-  Нарисуйте такие юбки, как показано в образце. (Один ученик рассказывает о последовательности.)

     3. Прочитайте буквы и соединения на второй строчке.

          - Почему буквы даны в такой последовательности?

            (От простого к сложному.) Запишите их.

     4. Прочитайте слова про себя. Какие слова состоят из одного слога?

          -  Какие слова являются однокоренными?

          - Чем интересны слова шил, камыши?

          - Что такое камыш и где он растёт?

          - Обратите внимание на соединения букв. Запишите слова,

             диктуйте себе по слогам.

          - Подчеркните сочетание ши. Как оно пишется?

          - Выделите корень в однокоренных словах (цирк, циркачи).

      5. Самоконтроль:

           - Посмотрите на второго индейца. В чём он стоит?

Это лодка - ПИРОГА. Её индейцы выдалбливали из цельного ствола дерева, а сверху обтягивали корой дерева или шкурой животных.

Имена индейцам давали по их отличительным особенностям: Меткий Глаз, Острое Ухо, Доброе сердце. Нашего индейца зовут Луч Заката, потому что на закате солнца он выезжает на своей пироге полюбоваться красотой уходящего дня.Но сейчас индеец любуется на ваши красиво написанные слова.

- Интересно, куда спешит индеец в лодке? Укажите ему путь.

             Спешит индеец Луч Заката

            Поскорей доплыть до брата.

           Через лучшие буквы, слова этот путь

           Постарайся скорей протянуть.

(Ученики определяют лучшие буквы, слоги, слова и ведут через них синим карандашом «путь» от индейца в лодке к другому индейцу. У кого путь длиннее, у того больше правильно написанных букв, слов.)

3. Формулирование темы и цели урока.

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

          ГИЛУАНСЫДЕЫКЕ                                 Эти буквы встали в ряд

                                                                                И загадку говорят.

- Прочитайте буквы через одну, начиная с первой буквы, и вы узнаете тему нашего урока.

- Сегодня мы будем повторять гласные звуки и буквы.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Сколько гласных букв в русском языке? (10)  Перечислите

- Сколько гласных звуков? (6) Назовите.

- Запишите все гласные буквы в ряд.

-  Какая гласная буква никогда не бывает большой? (ы) Почему?

- Почему их назвали гласные?

- Какие бывают гласные звуки в слове в зависимости от ударения?

 

4.Словарная работа.

- Прочитайте слова на доске. Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы гласных звуков.

Тетрадь, яблоко, ученик, яблоня, томат, интересный, ягода.

- Поставьте ударение, подчерните букву, которая обозначает безударный гласный звук.

 - Что их объединяет? (Все эти слова трёхсложные, первый слог ударный, букву безударного гласного во втором слоге надо запомнить, во всех словах звуков больше, чем букв, начинаются все с буквы  «я», отвечают на вопрос что? и т.д.)

Запись предложения под диктовку.

Яблоньку за яблочки любят, а пчёлку за мёд.

Игра «Каких букв больше?»

Класс делится на две команды (по вариантам): «Гласные» и «Согласные». В записанном предложении одна команда подчёркивает буквы гласных, а другая – буквы согласных. Определяется победитель: кто правильно подчеркнул, назвал и прочитал все буквы.

5. Физкульминутка.

6. Повторяем то, что знаем.

- Не только тетради помогают нам в учении, но и учебники.

1. Упр.3, с.5. выполняется по «шагам» - заданиям.

Ученики самостоятельно списывают и проверяют третье предложение. Страус эму - птица, которая живёт в степях Австралии. Его высота почти 2 метра. У него двупалые ноги, позволяющие ему быстро бегать. Летать он не умеет.

Читают статью из толкового словаря о слове вольер. (вольер – площадка для содержания животных, ограждённая металлической сеткой.)

 - Давайте сравним слова эму и ем. Какие звуки слышим в начале этих слов?

- Запишем фонетическую транскрипцию этих слов: [эму], [й'эм]

- Почему в слове ЕМ звуков больше, чем букв?

- Какие ещё гласные буквы дают 2 звука? (е, ё, ю, я)

- В каких случаях? (Когда стоят в начале слова, после разделительного ь, после гласных)

Дополнительное задание: подчеркнуть букву мягкий знак. Какую «работу» он выполняет в словах?

- Какую кличку вы бы дали страусу? Как бы её написали?

2. Работа по рисункам (с.6-7).

- Чем занята обезьянка?

- Правильно ли записаны имена людей?

- Какое правило надо знать, чтобы в записи имён не допустить ошибки?

- Что это за новая ученица? Как её зовут? (Эля)

- Озвучьте учителя Карандаша. Что он говорит?

- А как зовут котика? (Мы не знаем)

- С какого звука может начинаться его кличка-имя? (Со звонкого согласного, именно эта схема-человечек протянула к нему руки.)

- Приведите примеры таких кличек. (Барсик, Мурзик…)

3. Упр.4, с.6.

Сначала заполняется кроссворд. Затем имена записываются в тетрадь в строчку.

7. Итог урока.

Работа в тетради (на зелёной полосе), с.3.

- Назовите все гласные звуки; все буквы гласных звуков.

- Какие буквы гласных обозначают два звука и когда? Обведите их в красный кружок.

- С какой буквы гласного не начинаются слова?

Обведите её в коричневый кружок. (Буква ы.)

- Почему гласные звуки так называются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте "Гласный звук [а] и буквы А а".

На этом уроке дети знакомятся со звуком [а] и буквами А а, и их употреблением в речи, научатся выделять из слов на слух гласный звук [а], узнавать графический образ этих букв....

Безударные гласныеТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУ «УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ИХ БУКВАМИ

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами....

Урок обучения грамоте. Тема "Гласные звуки и их буквы". УМК "Гармония"

На этом уроке дети учатся находить в словах гласные звуки и обозначать их буквами гласных....

Гласный звук [у] и буква у.

Данный урок предназначен для 1 класса по УМК "Перспектива"....

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Повторяем гласные звуки и их буквы.

Обеспечить условия для усвоения содержания учебника и отработки действий при работе с учебником, рабочей тетрадью.Создать благоприятную атмосферу для развития эмоциональной сферы, интереса к русскому ...

Урок русского языка 1класс. УМК Перспектива. Тема:Гласные звуки. Обозначение их буквами.

Урок русского языка по теме "Гласные звуки. Обозначение их буквами" построен в соответствии с требованиями ФГОСС. Материал включает конспект урока и презентацию....

Презентация к уроку по обучению грамоте . Тема: Гласный звук[о] и буквы О,о

Данная презентация предназначена к уроку  обучения грамоте по теме:Гласный звук [ о ] и буквы О,о...