Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение текста" 3 класс
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Мухачева  Юлия  Вячеславовна

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение повествовательного текста" Л.Н.Толстого "Воробей на часах" 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

I

Организация класса на работу

II

Подготовка к первичному восприятию текста

III

Первичное восприятие текста

IV

Анализ первичного восприятия текста

V

Языковая подготовка

VI

Итоговое восприятие текста

VII

Создание письменного высказывания

а) Приветствие

- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

б) Слово-инструктаж

- Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш, тетрадь для творческих работ и черновик и карточки для работы с текстом.

в) Сообщение темы и цели урока

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем учиться красиво мыслить, говорить и писать. И поможет нам в этом великий писатель, мастер художественного слова Л. Н.Толстой. Мы с вами напишем изложение по его рассказу "Воробей на часах", который он написал специально для детей.

- Что такое изложение?

- Мы напишем сегодня с вами сжатое изложение

- Как вы думаете, что такое сжатое изложение?

- Чем оно отличается от других видов изложений?

- В отличие от подробного изложения, которое предполагает подробное воспроизведение содержания текста, сжатое изложение требует краткой, обобщённой передачи содержания исходного текста, но при этом, не теряя главной мысли и последовательности хода событий текста

г) Сообщение типа текста, жанра, стиля текста.

- Текст нашего изложения повествование.    

- Что такое текст-повествование?       Сл.2

-Давайте вспомним его схему:  Сл.3

Кульминация

http://pandia.ru/text/78/178/images/image001_153.gif

 

Завязка Развязка

http://pandia.ru/text/78/178/images/image002_110.gifhttp://pandia.ru/text/78/178/images/image003_81.gif

Что произошло?    Что было?

- Слова, какой части речи, являются главными в таком тексте?

а) Рассказ о детстве Л. Н.Толстого

Л. Н. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе её: некоторые черты матери (отличное образование, любовь к искусству) и даже портретное сходство Толстой придал героине своего произведения. Отец Льва Николаевича, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы «Ясная поляна».

Позже Л. Н.Толстой откроет в деревне школу для крестьянских детей, поможет устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлечет его, что он отправится за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествует, был в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Он был уверен, что основой обучения должна быть «свобода ученика» и отказ от насилия в преподавании. Позже он печатает собственную книгу для обучения детей чтению - «Азбуку». С некоторыми рассказами, былями и баснями из той Азбуки вы знакомитесь на уроках литературного чтения.

- Давайте вспомним некоторые из них.

в) Установка на восприятие текста

Задание: Представьте себе картины происходящего в рассказе Л. Н.Толстого «Воробей на часах»

а) Чтение текста

Воробей на часах.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Сл. 4  а) Ответ на задание

Какие картины происходящего вы увидели?

- Соотнесите их со схемой текста – повествования.

Сл.5 б) Эмоциональная оценочная беседа

-Какие чувства вызвал у вас текст?

-Когда вы сильно тревожились?

-Когда вам стало радостно?

Сл. 6-7  в) Лексическая работа

- Давайте с вами попробуем объяснить лексическое значение некоторых слов.

Злодей – злой, хотел убить птенцов.

Лютый (враг) – грозный, злой.

Часовой (сторожит) – сторож, охранник.

Воробьята – птенцы воробьёв.

Старый воробей – дедушка-воробей.

Разом (скрылись) – быстро, мгновенно.

Следит – наблюдает.

Сл. 8  г) Работа с текстом по содержанию

- Назовите персонажей рассказа?

- Где произошёл этот случай?

- Что делали воробьята?

- Как вёл себя старый воробей?

- Кто помешал играм воробьят?

- Как старый воробей предупредил их об опасности?

- Чем завершилось нападение ястреба?

Сл.9  д) Текстовая работа

- Назовите главную тему текста.

- Какая идея текста?

-Какие в тексте ключевые слова, подтверждающие идею текста?

- Прочитайте заголовок.

- Как вы его понимаете?

- Из скольких частей состоит текст?

Сл. 10 а) Словарная симантическая работа

Прыгали - весело, беззаботно скакали по дорожке

Тревожно - полный волнения, тревоги за воробьят.

Тихо и бесшумно – подкрадывался незаметно.

- Запишите эти слова себе на черновик.

б) Структурно - композиционное составление плана

-Какими, словами заканчивается первая часть?

- Как коротко, исключая лишнее, рассказать, что произошло в первой части?

- Используйте в своём ответе глаголы, передающие ход событий.

- Как озаглавим?

- Какими, словами начинается вторая часть?

- Какими, словами заканчивается вторая часть?

- Коротко расскажите, что произошло во второй части?

- Как озаглавим?

- Какими, словами начинается третья часть?

- Какими, словами заканчивается третья часть?

- Коротко расскажите, что произошло в третьей части?

- Как озаглавим?

- Какими, словами начинается последняя четвёртая часть?

- Коротко расскажите, что произошло в четвёртой части?

- Как озаглавим?

Сл.11 План

1. Старый воробей охраняет воробьят.

2. Появился ястреб.

3. Тревога!

4. Воробей снова на часах.

Сл. 12 в) Орфографическая работа

1. Прочитайте слова. Объясните написание подчеркнутых гласных.

Вспомните правило, которое мы должны помнить, чтобы не допустить ошибки.

Охранял - …

летит-...

злодей-…

молодые - …

следит - …

часовой - …

сторожит - …

увидал - ...

в саду - …

2. Дети, а теперь найдите в тексте слова из словарика. Прочитайте их. Запомните их написание.

Сл. 13. Подберите проверочные слова:

Дорожка

ястреб

враг

Сл. 14. Почему написан ь в словах: воробьи, воробьята.

Сл. 15. В тексте есть трудные слова, написание которых вы еще не учили. Запомните их написание.

За ним, без шума, ближе, зачирикал, тихо, снова. 

г) Текстовая работа

- Сейчас мы с вами будем учиться «сжимать» текст т. е выделять главное в тексте, находить ключевые слова так, чтобы при сжатии текста главная мысль и ход событий не были потеряны.

- Слова, какой части речи чаще употребляются в тексте-повествовании?

Сл. 16.  -Главные механизмы сжатия текста – это обобщить, заменить одним словом, выделить ключевые слова и исключить лишнее.

- Перед вами лежат карточки, которые мы с вами будем заполнять, сначала вместе, а затем попытаетесь доделать это самостоятельно.

Исходный текст

Сжатый текст

Сл. 17  В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

По дорожкам прыгали воробьята. А старый воробей охранял их.

Сл. 18  Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Вот появился ястреб. Он враг птиц. Летит ястреб без шума. Но воробей увидал его и следит за ним.

Сл. 19  Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Все ближе ястреб. Воробей громко зачирикал. Воробьята скрылись в кустах.

Сл. 20  Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Улетел ястреб. Снова прыгают птенцы, а часовой сторожит их.

- Какие ключевые слова в первой части, что возможно убрать?

-Что главного во второй части, какие ключевые слова? Что можно ли исключить?

- Попробуйте самостоятельно найти ключевые слова и исключить лишнее в третьей и четвёртой частях и заполните карточки.

- Давайте перескажем по частям и послушаем, что у нас получилось.

а) Повторное чтение текста и сравнение его с получившимся текстом

-В чём различие исходного текста и того, который получился у нас.

- Действительно текст получился намного беднее по эмоциональной окраске, так случается при сжатии текста т. к. нам необходимо было передать последовательность происходящих событий.

а) Проверка получившегося текста на карточках

б) Переписывание в тетрадь

Воробей на часах.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Воробей на часах.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Воробей на часах.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Воробей на часах.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Воробей на часах.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Исходный текст

Сжатый текст

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

По дорожкам прыгали воробьята. А старый воробей охранял их.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Вот появился ястреб. Он враг птиц. Летит ястреб без шума. Но воробей увидал его и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Исходный текст

Сжатый текст

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

По дорожкам прыгали воробьята. А старый воробей охранял их.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Вот появился ястреб. Он враг птиц. Летит ястреб без шума. Но воробей увидал его и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.

Исходный текст

Сжатый текст

В саду по дорожкам прыгали молодые воробьи. А старый воробей уселся высоко на ветку и охранял малышей.

По дорожкам прыгали воробьята. А старый воробей охранял их.

Вот появился ястреб. Он лютый враг мелких птиц. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей увидал злодея и следит за ним.

Вот появился ястреб. Он враг птиц. Летит ястреб без шума. Но воробей увидал его и следит за ним.

Все ближе ястреб. Громко и тревожно зачирикал воробей. Воробьята разом скрылись в кустах.

Улетел ястреб. Весело прыгают птенцы. Снова часовой сторожит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока русского языка во 2 классе "Слова с безударной гласной в корне"

Урок русского языка разработан по развивающей системе Л.В.Занкова.  Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают самостоятельные выводы.  Идёт развитие творческих способностей детей, к...

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов"

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов" Цель. Познакомить с понятием  «сложные слова», с их образованием.Задачи: 1. Познаком...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

конспект и презентация урока русского языка 4 класс планета знаний

план-конспект урока русского языка по теме "Безударные личные окончания глаголов"...

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс

Урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Изложение 3 класс «Необычная сыроежка»"

Презентация к уроку русского языка по теме: "Изложение 3 класс «Необычная сыроежка»"...