« Междометия. Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 Хотела бы поделиться  своим опытом работы по теме «Обучение младших школьников на основе технологии проблемного диалога». По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по типу – проблемно-диалогический. Форма работы – коллективная.

 

Тема урока: « Средства выразительности речи».

 

Цели урока:

 

1.  Познакомить учащихся с междометиями.

 

2.  Рассмотреть на примерах,  какие чувства могут выражать междометия.

 

3.  Выяснить, какова роль междометий в речи.

 

4.  Совершенствовать орфографические навыки.

 

5. Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muhamedzyanova.docx24.97 КБ
Файл muhamedzyanova.rar22.52 КБ
Файл muhamedzyanova.docx24.97 КБ
Файл muhamedzyanova.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Мухамедзянова Альфия Рамазановна, учитель  первой квалификационной категории, «Школа  России»   Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»  Елабужского муниципального района РТ

 Хотела бы поделиться  своим опытом работы по теме «Обучение младших школьников на основе технологии проблемного диалога». По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по типу – проблемно-диалогический. Форма работы – коллективная.

Тема урока: « Междометия. Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с междометиями.

  1. Рассмотреть на примерах,  какие чувства могут выражать междометия.

  1. Выяснить, какова роль междометий в речи.

  1. Совершенствовать орфографические навыки.

  1. Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.,

Ход урока.

  1.  Организационный этап.
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:– Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Прочитайте запись на доске:

… КАК ТРУДНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ,

НЕ УСВОИВ …

Учитель: Правда, очень странная запись? Пропущенные слова вы вставите тогда, когда откроете новую тему, а пока проведем словарную работу, она будет подготовкой к нашему открытию.

– Решите грамматические задачи.

Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы.

  1. Это слово обозначает неодушевленный предмет, состоит из трех слогов, ударение падает на третий слог,  в его написании три буквы А, первая буква в этом слове  К, оканчивается слово на твердый шипящий звук.

  1. Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов, ударение падает на второй слог. Начинается  слово на  мягкую звонкую согласную и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это – ваше лицо.

  1. Это слово обозначает одушевленный предмет. В этом слове семь букв, оно  состоит из  четырех  слогов, ударение падает на последний слог. Начинается с буквы У. Опасное место во втором  слоге.

  1. Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неодушевленный предмет. Начинается с мягкого согласного П.  Если вы допустите ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в глагол.

  1. Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная О во втором слоге. Синоним – слово труд. (Карандаш, дневник, ученики, пенал, работа.)

Учитель.: Прочитайте слова.

 Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые изображены на слайде. (А, а, е, е, е, а.)

 У кого есть ошибки?

    Если работа выполнена верно, поставьте себе знак «+».

 Что вы можете сказать о данных словах?

    Дети.: Все слова – на тему «Школа».

    Учитель.: А слово работа лишнее? 

Дети.: Учеба – это наша работа. 

Хорошо, я согласна… Ребята, представьте, что вы на уроке изобразительного искусства.  Учитель дал задание –нарисовать вашу любимую игрушку. Все  рисуют , и вдруг у кого то из вас ломается карандаш. Какова ваша реакция? Составьте предложение

Дети составляют предложения. Удачное записываем на доске и в тетради.

Дети.:

__-Сломался карандаш! 

     – Ой, сломался карандаш!

 – Эх, карандаш сломался!

Учитель.: Представьте себе другую ситуацию. К вам в гости приехала  ваша любимая бабушка и вечером она попросила  дневник, чтобы посмотреть на ваши достижения, на ваши оценки, посмотреть чему вы научились за первую четверть. В  дневнике были одни пятерки, записи аккуратные, а на одной из страниц было замечание учителя. Как вы думаете, что могла сказать бабушка просмотрев дневник? Составьте предложения.

Дети.:

   -Какой  замечательный дневник!

– Ой, внученька, а это за что!

– Ах, спасибо, молодец!

(Одно предложение записываем в тетрадь и на доску.)

III. Актуализация знаний

Учитель: Обозначьте части речи в записанных предложениях.

Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении (возникает проблемная ситуация).

Учитель: В чем дело, ребята?

Дети: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах.

Учитель: Почему?

Дети: Мы не работали раньше с этими словами.

Учитель: Что же нам делать?

Дети: Надо узнать, для чего эти слова нужны нам.

Учитель: Выдвигайте свои предложения, гипотезы.

Дети: Эти слова делают предложение длиннее.

– Наверное, они что то обозначают…

   – Мы их говорим тогда, когда что то неожиданно происходит.

   – Эти слова выражают чувства.

  Учитель: Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль была высказана последним учеником. Значит, над какой темой мы сегодня будем работать? (Побуждение к формулированию учебной проблемы.)

Дети: Слова, которые выражают различные чувства. (Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой.)

Учитель: Молодцы! Прочитайте  второе  предложение.

Какое чувство выражает слово ой?

Прочитайте третье предложение, а какое чувство выражает слово ай

Дети.:  Ой -чувство испуга, огорчения, страха. Ай- чувство радости

Учитель: Ребята, а для чего нужны нам эти слова?

Дети: Чтобы предложение было понятнее.

Учитель: Но ведь предложение и так понятно. Посмотрите на слайд, внимательно прочитайте и  выскажите свое мнение.

1.Сердце так и гложет страх. …, как назло!

         Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех!

 … беда уже близка, Так и ждет меня доска!

2.Сердце так и гложет страх. …Эх, как назло!

         Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех!

 Ой, беда уже близка, Так и ждет меня доска!

Дети:

   - В первом слайде пропущены слова эх, ох.

      - Стихотворение ярче звучит во втором слайде.

      - Более понятно, красивее во второй раз.

 Учитель: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай?

     Дети: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.

    Учитель .: Как же будут называться эти слова? (Предположения детей.) С латинского название    этих слов переводится как «брошенное между». Интересно, почему?

    Дети: Мы не можем задать к ним вопроса. – Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака.

    Учитель.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометия. (Говорит учитель, если дети сами не ответят.)

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

IV. Первичное усвоение новых знаний.

   Учитель.: Вернемся к записи на доске. Так какие слова спрятались? Прочитаем хором:

Ох, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Учитель: Посмотрите на слайд, прочитайте слова

   Ну, ах, хо_хо, хи_хи

бу_бу_бу, Баю_бай,

    ох, эх О, ого, фу Ура, эй, ой

Учитель:  - Как будут называться эти слова?

Дети :  - Междометия

Учитель: - Почему стоит многоточие?

Дети:        - Междометия записаны не все, их намного больше в речи.

V. Первичная проверка понимания

Учитель:  - Спишите предложения, подчеркните междометия

  • Эй, садись ко мне дружок!
  • Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.
  • О, я совершенно спокоен!
  • “Ах!” - воскликнула Соня испугано .
  • Эта песенка, увы, не прозвучит.

Физкульминутка

Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете.

VI. Первичное закрепление материала

Учитель:  - Дополните  предложения междометиями

  • На улице тепло и солнечно.
  • Сегодня я себя неважно чувствую.
  • Есть здесь кто-нибудь?
  • Вот это песня!
  • Что за погода сегодня!
  • Мне досталось сложное задание.
  • Скоро наступит лето.
  • Тебе очень идет этот наряд.


VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Учитель: - Составьте и запишите  5-7 предложений на тему «Дружба», используя междометие

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)



Предварительный просмотр:

Мухамедзянова Альфия Рамазановна, учитель  первой квалификационной категории, «Школа  России»   Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»  Елабужского муниципального района РТ

 Хотела бы поделиться  своим опытом работы по теме «Обучение младших школьников на основе технологии проблемного диалога». По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по типу – проблемно-диалогический. Форма работы – коллективная.

Тема урока: « Междометия. Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с междометиями.

  1. Рассмотреть на примерах,  какие чувства могут выражать междометия.

  1. Выяснить, какова роль междометий в речи.

  1. Совершенствовать орфографические навыки.

  1. Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.,

Ход урока.

  1.  Организационный этап.
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:– Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Прочитайте запись на доске:

… КАК ТРУДНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ,

НЕ УСВОИВ …

Учитель: Правда, очень странная запись? Пропущенные слова вы вставите тогда, когда откроете новую тему, а пока проведем словарную работу, она будет подготовкой к нашему открытию.

– Решите грамматические задачи.

Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы.

  1. Это слово обозначает неодушевленный предмет, состоит из трех слогов, ударение падает на третий слог,  в его написании три буквы А, первая буква в этом слове  К, оканчивается слово на твердый шипящий звук.

  1. Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов, ударение падает на второй слог. Начинается  слово на  мягкую звонкую согласную и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это – ваше лицо.

  1. Это слово обозначает одушевленный предмет. В этом слове семь букв, оно  состоит из  четырех  слогов, ударение падает на последний слог. Начинается с буквы У. Опасное место во втором  слоге.

  1. Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неодушевленный предмет. Начинается с мягкого согласного П.  Если вы допустите ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в глагол.

  1. Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная О во втором слоге. Синоним – слово труд. (Карандаш, дневник, ученики, пенал, работа.)

Учитель.: Прочитайте слова.

 Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые изображены на слайде. (А, а, е, е, е, а.)

 У кого есть ошибки?

    Если работа выполнена верно, поставьте себе знак «+».

 Что вы можете сказать о данных словах?

    Дети.: Все слова – на тему «Школа».

    Учитель.: А слово работа лишнее? 

Дети.: Учеба – это наша работа. 

Хорошо, я согласна… Ребята, представьте, что вы на уроке изобразительного искусства.  Учитель дал задание –нарисовать вашу любимую игрушку. Все  рисуют , и вдруг у кого то из вас ломается карандаш. Какова ваша реакция? Составьте предложение

Дети составляют предложения. Удачное записываем на доске и в тетради.

Дети.:

__-Сломался карандаш! 

     – Ой, сломался карандаш!

 – Эх, карандаш сломался!

Учитель.: Представьте себе другую ситуацию. К вам в гости приехала  ваша любимая бабушка и вечером она попросила  дневник, чтобы посмотреть на ваши достижения, на ваши оценки, посмотреть чему вы научились за первую четверть. В  дневнике были одни пятерки, записи аккуратные, а на одной из страниц было замечание учителя. Как вы думаете, что могла сказать бабушка просмотрев дневник? Составьте предложения.

Дети.:

   -Какой  замечательный дневник!

– Ой, внученька, а это за что!

– Ах, спасибо, молодец!

(Одно предложение записываем в тетрадь и на доску.)

III. Актуализация знаний

Учитель: Обозначьте части речи в записанных предложениях.

Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении (возникает проблемная ситуация).

Учитель: В чем дело, ребята?

Дети: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах.

Учитель: Почему?

Дети: Мы не работали раньше с этими словами.

Учитель: Что же нам делать?

Дети: Надо узнать, для чего эти слова нужны нам.

Учитель: Выдвигайте свои предложения, гипотезы.

Дети: Эти слова делают предложение длиннее.

– Наверное, они что то обозначают…

   – Мы их говорим тогда, когда что то неожиданно происходит.

   – Эти слова выражают чувства.

  Учитель: Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль была высказана последним учеником. Значит, над какой темой мы сегодня будем работать? (Побуждение к формулированию учебной проблемы.)

Дети: Слова, которые выражают различные чувства. (Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой.)

Учитель: Молодцы! Прочитайте  второе  предложение.

Какое чувство выражает слово ой?

Прочитайте третье предложение, а какое чувство выражает слово ай

Дети.:  Ой -чувство испуга, огорчения, страха. Ай- чувство радости

Учитель: Ребята, а для чего нужны нам эти слова?

Дети: Чтобы предложение было понятнее.

Учитель: Но ведь предложение и так понятно. Посмотрите на слайд, внимательно прочитайте и  выскажите свое мнение.

1.Сердце так и гложет страх. …, как назло!

         Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех!

 … беда уже близка, Так и ждет меня доска!

2.Сердце так и гложет страх. …Эх, как назло!

         Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех!

 Ой, беда уже близка, Так и ждет меня доска!

Дети:

   - В первом слайде пропущены слова эх, ох.

      - Стихотворение ярче звучит во втором слайде.

      - Более понятно, красивее во второй раз.

 Учитель: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай?

     Дети: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.

    Учитель .: Как же будут называться эти слова? (Предположения детей.) С латинского название    этих слов переводится как «брошенное между». Интересно, почему?

    Дети: Мы не можем задать к ним вопроса. – Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака.

    Учитель.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометия. (Говорит учитель, если дети сами не ответят.)

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

IV. Первичное усвоение новых знаний.

   Учитель.: Вернемся к записи на доске. Так какие слова спрятались? Прочитаем хором:

Ох, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Учитель: Посмотрите на слайд, прочитайте слова

   Ну, ах, хо_хо, хи_хи

бу_бу_бу, Баю_бай,

    ох, эх О, ого, фу Ура, эй, ой

Учитель:  - Как будут называться эти слова?

Дети :  - Междометия

Учитель: - Почему стоит многоточие?

Дети:        - Междометия записаны не все, их намного больше в речи.

V. Первичная проверка понимания

Учитель:  - Спишите предложения, подчеркните междометия

  • Эй, садись ко мне дружок!
  • Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.
  • О, я совершенно спокоен!
  • “Ах!” - воскликнула Соня испугано .
  • Эта песенка, увы, не прозвучит.

Физкульминутка

Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете.

VI. Первичное закрепление материала

Учитель:  - Дополните  предложения междометиями

  • На улице тепло и солнечно.
  • Сегодня я себя неважно чувствую.
  • Есть здесь кто-нибудь?
  • Вот это песня!
  • Что за погода сегодня!
  • Мне досталось сложное задание.
  • Скоро наступит лето.
  • Тебе очень идет этот наряд.


VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Учитель: - Составьте и запишите  5-7 предложений на тему «Дружба», используя междометие

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)



Предварительный просмотр:

Мухамедзянова Альфия Рамазановна, учитель  первой квалификационной категории, «Школа  России»   Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»  Елабужского муниципального района РТ

 Хотела бы поделиться  своим опытом работы по теме «Обучение младших школьников на основе технологии проблемного диалога». По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по типу – проблемно-диалогический. Форма работы – коллективная.

Тема урока: « Междометия. Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с междометиями.

  1. Рассмотреть на примерах,  какие чувства могут выражать междометия.

  1. Выяснить, какова роль междометий в речи.

  1. Совершенствовать орфографические навыки.

  1. Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.,

Ход урока.

  1.  Организационный этап.
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:– Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Прочитайте запись на доске:

… КАК ТРУДНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ,

НЕ УСВОИВ …

Учитель: Правда, очень странная запись? Пропущенные слова вы вставите тогда, когда откроете новую тему, а пока проведем словарную работу, она будет подготовкой к нашему открытию.

– Решите грамматические задачи.

Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы.

  1. Это слово обозначает неодушевленный предмет, состоит из трех слогов, ударение падает на третий слог,  в его написании три буквы А, первая буква в этом слове  К, оканчивается слово на твердый шипящий звук.

  1. Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов, ударение падает на второй слог. Начинается  слово на  мягкую звонкую согласную и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это – ваше лицо.

  1. Это слово обозначает одушевленный предмет. В этом слове семь букв, оно  состоит из  четырех  слогов, ударение падает на последний слог. Начинается с буквы У. Опасное место во втором  слоге.

  1. Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неодушевленный предмет. Начинается с мягкого согласного П.  Если вы допустите ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в глагол.

  1. Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная О во втором слоге. Синоним – слово труд. (Карандаш, дневник, ученики, пенал, работа.)

Учитель.: Прочитайте слова.

 Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые изображены на слайде. (А, а, е, е, е, а.)

 У кого есть ошибки?

    Если работа выполнена верно, поставьте себе знак «+».

 Что вы можете сказать о данных словах?

    Дети.: Все слова – на тему «Школа».

    Учитель.: А слово работа лишнее? 

Дети.: Учеба – это наша работа. 

Хорошо, я согласна… Ребята, представьте, что вы на уроке изобразительного искусства.  Учитель дал задание –нарисовать вашу любимую игрушку. Все  рисуют , и вдруг у кого то из вас ломается карандаш. Какова ваша реакция? Составьте предложение

Дети составляют предложения. Удачное записываем на доске и в тетради.

Дети.:

__-Сломался карандаш! 

     – Ой, сломался карандаш!

 – Эх, карандаш сломался!

Учитель.: Представьте себе другую ситуацию. К вам в гости приехала  ваша любимая бабушка и вечером она попросила  дневник, чтобы посмотреть на ваши достижения, на ваши оценки, посмотреть чему вы научились за первую четверть. В  дневнике были одни пятерки, записи аккуратные, а на одной из страниц было замечание учителя. Как вы думаете, что могла сказать бабушка просмотрев дневник? Составьте предложения.

Дети.:

   -Какой  замечательный дневник!

– Ой, внученька, а это за что!

– Ах, спасибо, молодец!

(Одно предложение записываем в тетрадь и на доску.)

III. Актуализация знаний

Учитель: Обозначьте части речи в записанных предложениях.

Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении (возникает проблемная ситуация).

Учитель: В чем дело, ребята?

Дети: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах.

Учитель: Почему?

Дети: Мы не работали раньше с этими словами.

Учитель: Что же нам делать?

Дети: Надо узнать, для чего эти слова нужны нам.

Учитель: Выдвигайте свои предложения, гипотезы.

Дети: Эти слова делают предложение длиннее.

– Наверное, они что то обозначают…

   – Мы их говорим тогда, когда что то неожиданно происходит.

   – Эти слова выражают чувства.

  Учитель: Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль была высказана последним учеником. Значит, над какой темой мы сегодня будем работать? (Побуждение к формулированию учебной проблемы.)

Дети: Слова, которые выражают различные чувства. (Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой.)

Учитель: Молодцы! Прочитайте  второе  предложение.

Какое чувство выражает слово ой?

Прочитайте третье предложение, а какое чувство выражает слово ай

Дети.:  Ой -чувство испуга, огорчения, страха. Ай- чувство радости

Учитель: Ребята, а для чего нужны нам эти слова?

Дети: Чтобы предложение было понятнее.

Учитель: Но ведь предложение и так понятно. Посмотрите на слайд, внимательно прочитайте и  выскажите свое мнение.

1.Сердце так и гложет страх. …, как назло!

         Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех!

 … беда уже близка, Так и ждет меня доска!

2.Сердце так и гложет страх. …Эх, как назло!

         Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех!

 Ой, беда уже близка, Так и ждет меня доска!

Дети:

   - В первом слайде пропущены слова эх, ох.

      - Стихотворение ярче звучит во втором слайде.

      - Более понятно, красивее во второй раз.

 Учитель: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай?

     Дети: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.

    Учитель .: Как же будут называться эти слова? (Предположения детей.) С латинского название    этих слов переводится как «брошенное между». Интересно, почему?

    Дети: Мы не можем задать к ним вопроса. – Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака.

    Учитель.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометия. (Говорит учитель, если дети сами не ответят.)

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

IV. Первичное усвоение новых знаний.

   Учитель.: Вернемся к записи на доске. Так какие слова спрятались? Прочитаем хором:

Ох, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Учитель: Посмотрите на слайд, прочитайте слова

   Ну, ах, хо_хо, хи_хи

бу_бу_бу, Баю_бай,

    ох, эх О, ого, фу Ура, эй, ой

Учитель:  - Как будут называться эти слова?

Дети :  - Междометия

Учитель: - Почему стоит многоточие?

Дети:        - Междометия записаны не все, их намного больше в речи.

V. Первичная проверка понимания

Учитель:  - Спишите предложения, подчеркните междометия

  • Эй, садись ко мне дружок!
  • Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.
  • О, я совершенно спокоен!
  • “Ах!” - воскликнула Соня испугано .
  • Эта песенка, увы, не прозвучит.

Физкульминутка

Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете.

VI. Первичное закрепление материала

Учитель:  - Дополните  предложения междометиями

  • На улице тепло и солнечно.
  • Сегодня я себя неважно чувствую.
  • Есть здесь кто-нибудь?
  • Вот это песня!
  • Что за погода сегодня!
  • Мне досталось сложное задание.
  • Скоро наступит лето.
  • Тебе очень идет этот наряд.


VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Учитель: - Составьте и запишите  5-7 предложений на тему «Дружба», используя междометие

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)



Предварительный просмотр:

Мухамедзянова Альфия Рамазановна, учитель  первой квалификационной категории, «Школа  России»   Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа»  Елабужского муниципального района РТ

 Хотела бы поделиться  своим опытом работы по теме «Обучение младших школьников на основе технологии проблемного диалога». По образовательной цели – это урок изучения нового материала, по типу – проблемно-диалогический. Форма работы – коллективная.

Тема урока: « Междометия. Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с междометиями.

  1. Рассмотреть на примерах,  какие чувства могут выражать междометия.

  1. Выяснить, какова роль междометий в речи.

  1. Совершенствовать орфографические навыки.

  1. Развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.,

Ход урока.

  1.  Организационный этап.
  2.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:– Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. Я уверена, что они вам пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе, вы будете грамотнее. Прочитайте запись на доске:

… КАК ТРУДНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ,

НЕ УСВОИВ …

Учитель: Правда, очень странная запись? Пропущенные слова вы вставите тогда, когда откроете новую тему, а пока проведем словарную работу, она будет подготовкой к нашему открытию.

– Решите грамматические задачи.

Запишите в тетрадь слова, выделите орфограммы.

  1. Это слово обозначает неодушевленный предмет, состоит из трех слогов, ударение падает на третий слог,  в его написании три буквы А, первая буква в этом слове  К, оканчивается слово на твердый шипящий звук.

  1. Это слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из двух слогов, ударение падает на второй слог. Начинается  слово на  мягкую звонкую согласную и оканчивается на мягкий глухой согласный. Вы ежедневно пользуетесь этим предметом. Можно сказать, что это – ваше лицо.

  1. Это слово обозначает одушевленный предмет. В этом слове семь букв, оно  состоит из  четырех  слогов, ударение падает на последний слог. Начинается с буквы У. Опасное место во втором  слоге.

  1. Это слово состоит из двух слогов. Обозначает неодушевленный предмет. Начинается с мягкого согласного П.  Если вы допустите ошибку в написании безударной гласной, то это слово превратится в глагол.

  1. Данное слово обозначает неодушевленный предмет. Состоит из трех слогов. В его написании под ударением гласная О во втором слоге. Синоним – слово труд. (Карандаш, дневник, ученики, пенал, работа.)

Учитель.: Прочитайте слова.

 Сравните ваши подчеркнутые буквы с буквами, которые изображены на слайде. (А, а, е, е, е, а.)

 У кого есть ошибки?

    Если работа выполнена верно, поставьте себе знак «+».

 Что вы можете сказать о данных словах?

    Дети.: Все слова – на тему «Школа».

    Учитель.: А слово работа лишнее? 

Дети.: Учеба – это наша работа. 

Хорошо, я согласна… Ребята, представьте, что вы на уроке изобразительного искусства.  Учитель дал задание –нарисовать вашу любимую игрушку. Все  рисуют , и вдруг у кого то из вас ломается карандаш. Какова ваша реакция? Составьте предложение

Дети составляют предложения. Удачное записываем на доске и в тетради.

Дети.:

__-Сломался карандаш! 

     – Ой, сломался карандаш!

 – Эх, карандаш сломался!

Учитель.: Представьте себе другую ситуацию. К вам в гости приехала  ваша любимая бабушка и вечером она попросила  дневник, чтобы посмотреть на ваши достижения, на ваши оценки, посмотреть чему вы научились за первую четверть. В  дневнике были одни пятерки, записи аккуратные, а на одной из страниц было замечание учителя. Как вы думаете, что могла сказать бабушка просмотрев дневник? Составьте предложения.

Дети.:

   -Какой  замечательный дневник!

– Ой, внученька, а это за что!

– Ах, спасибо, молодец!

(Одно предложение записываем в тетрадь и на доску.)

III. Актуализация знаний

Учитель: Обозначьте части речи в записанных предложениях.

Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении (возникает проблемная ситуация).

Учитель: В чем дело, ребята?

Дети: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах.

Учитель: Почему?

Дети: Мы не работали раньше с этими словами.

Учитель: Что же нам делать?

Дети: Надо узнать, для чего эти слова нужны нам.

Учитель: Выдвигайте свои предложения, гипотезы.

Дети: Эти слова делают предложение длиннее.

– Наверное, они что то обозначают…

   – Мы их говорим тогда, когда что то неожиданно происходит.

   – Эти слова выражают чувства.

  Учитель: Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль была высказана последним учеником. Значит, над какой темой мы сегодня будем работать? (Побуждение к формулированию учебной проблемы.)

Дети: Слова, которые выражают различные чувства. (Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой.)

Учитель: Молодцы! Прочитайте  второе  предложение.

Какое чувство выражает слово ой?

Прочитайте третье предложение, а какое чувство выражает слово ай

Дети.:  Ой -чувство испуга, огорчения, страха. Ай- чувство радости

Учитель: Ребята, а для чего нужны нам эти слова?

Дети: Чтобы предложение было понятнее.

Учитель: Но ведь предложение и так понятно. Посмотрите на слайд, внимательно прочитайте и  выскажите свое мнение.

1.Сердце так и гложет страх. …, как назло!

         Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех!

 … беда уже близка, Так и ждет меня доска!

2.Сердце так и гложет страх. …Эх, как назло!

         Вот бы нынче повезло! Я по списку дальше всех!

 Ой, беда уже близка, Так и ждет меня доска!

Дети:

   - В первом слайде пропущены слова эх, ох.

      - Стихотворение ярче звучит во втором слайде.

      - Более понятно, красивее во второй раз.

 Учитель: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай?

     Дети: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.

    Учитель .: Как же будут называться эти слова? (Предположения детей.) С латинского название    этих слов переводится как «брошенное между». Интересно, почему?

    Дети: Мы не можем задать к ним вопроса. – Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака.

    Учитель.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометия. (Говорит учитель, если дети сами не ответят.)

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

Слайд5

Физминутка

Мне, – сказало междометие, – 
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья? 

IV. Первичное усвоение новых знаний.

   Учитель.: Вернемся к записи на доске. Так какие слова спрятались? Прочитаем хором:

Ох, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Учитель: Посмотрите на слайд, прочитайте слова

   Ну, ах, хо_хо, хи_хи

бу_бу_бу, Баю_бай,

    ох, эх О, ого, фу Ура, эй, ой

Учитель:  - Как будут называться эти слова?

Дети :  - Междометия

Учитель: - Почему стоит многоточие?

Дети:        - Междометия записаны не все, их намного больше в речи.

V. Первичная проверка понимания

Учитель:  - Спишите предложения, подчеркните междометия

  • Эй, садись ко мне дружок!
  • Ах, песенку эту доныне хранит трава молодая.
  • О, я совершенно спокоен!
  • “Ах!” - воскликнула Соня испугано .
  • Эта песенка, увы, не прозвучит.

Физкульминутка

Мне, – сказало междометие, –
Интересно жить на свете,
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово АХ! 
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой,
Произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух,
Произносит слово УХ!
Дети! Интересно жить на свете.

VI. Первичное закрепление материала

Учитель:  - Дополните  предложения междометиями

  • На улице тепло и солнечно.
  • Сегодня я себя неважно чувствую.
  • Есть здесь кто-нибудь?
  • Вот это песня!
  • Что за погода сегодня!
  • Мне досталось сложное задание.
  • Скоро наступит лето.
  • Тебе очень идет этот наряд.


VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 

Учитель: - Составьте и запишите  5-7 предложений на тему «Дружба», используя междометие

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык.Слова,которые выражают различные чувства,их роль в речи.

Урок формирует ответственность к учению, воспитывает уважение к школе, учителю. На уроке используется технология проблемно- диалогического обучения....

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Проект урока русского языка Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

Данный урок – вводный. Основные задачи этого урока – формирование умения узнавать междометия в тексте, построение предложений с использованием междометий, понимани...

Урок русского языка во 2 классе по теме «Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи »

ОС «Школа 2100» Учебник Р.Н. Бунев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык».2 классРабочая тетрадь Яковлева М.А.Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику  «Русский язык», 2-й кл...

Презентация к уроку Тема урока: Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи.

План - конспект урока по русскому языку  во 2-ом классе («Школа 2100»)Составитель: Максимова Елена Владимировна.Тема раздела: Слова, к которым нельзя задать вопросы.Тема урока: Слова, котор...

Разработка урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи". Образовательная система "Школа 2100". Авторы УМК: Бунеева Е.В...