Тема: "Глагол как часть речи и употребление его в речи". 2 класс УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Филиппова Елена Георгиевна

Способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создавать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Глагол как часть речи и употребление его в речи

Цель: способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создавать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам

Планируемые результаты (предметные) : проявляют позитивное отношение к правильной устной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные результаты: владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные учебные действия (метапреметные) :

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию из учебного текста; строят рассуждения; осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнёра высказывания.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Всем желаю хорошей продуктивной работы.

2. Чистописание

    Пп      Тт

- Какие буквы мы будем писать на минутке чистописания?

- В чём их схожесть при написании?

- В чём отличия?

- На что нужно обратить внимание при их написании?

- Запишите данные буквы.

3. Актуализация знания

Орфографическая минутка

(На доске записаны слова)

Цв…тущий, улы…ка, д…рить, зв…нок, сосе…ка, пр…мой, ука…ка, пиро… .

- На какие группы разделили слова? (Слова с безударной гласной в корне слова и слова с парной согласной в корне)

- Запишите слова в два столбика. (Один ученик выполняет работу на обратной стороне доски.)

- Проверьте правильность выполнения задания на доске.

- Найдите и подчеркните имена существительные. (Улыбка, звонок, соседка, указка, пирог)

- Назовите одушевленные имена существительные. (Соседка)

- Составьте предложение включив как можно больше слов. Подчеркните в нем главные члены предложения.

Самоопределение к деятельности

(Учитель читает текст.)

В стране Части Речи жили-были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды нее изменилось. Трава стала расти, колыхаться развеваться, зеленеть, цвести и пахнуть. Кот — бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произо¬шло? Да просто пришли глаголы. Они не могут смотреть на бездействие. Они всех заставляют что-то делать.

—        Скажите, что стала делать машина? (Ездить, сигналить, пе-ревозить, буксовать, грузить.)

Работа по теме урока

- Откройте учебник на с. 68 и прочитайте тему урока.

- Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня ответим? (Что такое глагол ? На какие вопросы он отвечает ? Как из-меняется 7)

Упр. 116 (с. 68).

- Посмотрите на рисунки. Что делает мальчик? Составьте не-распространенные предложения. (Мальчик моет. Мальчик поливает. Мальчик стирает. Мальчик читает.)

- Подчеркните подлежащее и сказуемое в первом предло-жении. ((Кто?) мальчик — это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Мальчик (что делает ?) моет. Это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)

- Какой частью речи выражено подлежащее? (Именем существительным.)

- Какой частью речи выражено сказуемое? (Глаголом.) (Аналогично разбирают другие предложения.)

- На какой вопрос отвечает глагол? (Что делает ?)

- Измените первое предложение, чтобы оно стало распространенным. (Мальчик моет посуду щеткой.)

- Запишите предложение. Подчеркните основу.

- Прочитайте правило на с. 68 самостоятельно.

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы еще может отвечать глагол?

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Упр. 117 (с. 68).

—        Составьте рассказ о том, какие обязанности выполняете дома.

(Свои рассказы зачитывают трое-четверо учащихся.)

—        Какая часть речи помогла рассказать о ваших обязанностях? (Глагол. Он обозначает действия.)

Упр. 118 (с. 69).

- Прочитайте отрывок из стихотворения К. Чуковского.

- Кто увидел ошибки?

- Что неправильно записал автор?

- Кто помнит, как называется стихотворение? («Путаница».)

- Помогите распутать эту путаницу. Запишите, кто из животных какие действия выполняет.

(Самостоятельная работа. Проверка — один ученик читает, остальные проверяют. Хлопком отмечают ошибку.)

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают?. (Крякают, квакают, хрюкают.)

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что сделали?. (Зажужжали, заржали, зачирикали.)

—        Оцените себя.

Упр. 119 (с. 69).

—        Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Доказать, что записаны глаголы.)

—        Как это сделать? (Поставить вопрос, посмотреть, что слово обозначает.)

—        Докажите, что слово чирикают — глагол. ((Что делают?) чирикают, слово обозначает действие, значит, это глагол.)

(Аналогично по цепочке разбирают остальные слова.)

Рефлексия

(Выборочный диктант.)

—        Выпишите из предложений только глаголы.

Таракан живет за печкой.

То-то теплое местечко.

Ученик учил уроки.

У него в чернилах щеки.

Ослик был сегодня зол.

Он узнал, что он осел.

Лодки по морю плывут,

Люди веслами гребут.

Дятел жил в дупле пустом.

Дуб долбил он долотом.

С. Маршак

(Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка.)

«!» — молодец, все глаголы выписал.

«+» —хорошо, но есть 1—2 ошибки.

«—» — еще не всегда видишь глаголы.

Подведение итогов урока

—        С какой частью речи познакомились на уроке? (Сглаголом.)

—        Какую часть речи называют глаголом?

—        Для чего нужны глаголы в речи?

Домашнее задние

Из любого текста выписать десять глаголов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи» к УМК «Школа России»

Урока русского языка во 2 классе    на тему  «Местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи»   к  УМК «Школа России» с применением документ-камеры...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...

Урок русского языка во 2 классе по теме " Глагол как часть речи и употребление его в речи"

Тип урока: открытие новых знаний. В конспекте подробно расписаны этапы урока открытия новых знаний. В основе урока широко используются традиции и обычаи праздника "Масленица"...

Конспект урока по русскому языку «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Методическая разработка урока с презентацией по теме «Глагол как часть речи и употребление его в речи»

Тема урока: «Глагол как часть речи и употребление его в речи»Тип урока: Решение учебной задачиЦель: способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создать ус...