Сочинение по картине «Подснежники»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

На этом уроке учащимся было предложено написать сочинение по картине «Подснежники» с  самостоятельным составлением плана  работы и последующим обсуждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podsnezhniki.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 4 класс.

Сочинение по картине  «Подснежники»

Цель и задачи урока:

  1. формирование умения устанавливать последовательность действий при подготовке к сочинению по картине;
  2. формирование умения раскрывать замысел художника и передавать свое отношение к картине.
  3. Написать сочинение.

На этом уроке учащимся было предложено написать сочинение по картине «Подснежники» с  самостоятельным составлением плана  работы и последующим обсуждением.

Фрагмент урока по составлению плана работы.

  • Ребята, на уроке изобразительного искусства вы рисовали цветы-подснежники. На уроке окружающего мира мы много говорили о цветах, а на уроке развития речи вы сочиняли сказки о подснежниках. Сейчас вы посмотрите презентацию о цветах-подснежниках.

После просмотра презентации учащиеся самостоятельно составляли план работы, затем было совместное обсуждение составленных планов.

  • Что получилось? Дети зачитывают варианты полученных планов.
  • Итак, какое действие будет первое? Дети зачитывают свои варианты. (Внимательно рассмотрю картину; посмотрю презентацию и составлю текс; буду описывать, что изображено на картине.)
  • Какой верный вариант ответов? (Посмотрю презентацию, далее внимательно рассматриваю картину.)
  • Что значит описать то, что изображено на картине? (Сначала нужно описать внешнее описание этих цветов.)
  • Что еще вы должны описать? (Мнения ребят: как много цветов, где растут подснежники, о том, что им может холодно.) Совершенно верно!
  • Ребята, я предлагаю выполнить описание внутреннего мира этих красивых цветов. Какие вопросы помогут вам в описании внутреннего мира подснежников? ( Грустно или весело им всем вместе? Нравится им жить в лесу? Есть ли у них друзья? Могут ли они улыбаться солнышку? Что они чувствуют, когда их срывают? А где им лучше – в лесу или в вазе?)
  • А как вы думаете, холодно цветам в лесу? (Нет, подснежникам не холодно – их греет солнышко.)
  • Что нужно помнить, когда составляешь текс по картине? Мнение детей. (Нужно описывать то, что есть на картине. Описывать так, чтобы было понятно тому, кто картину не видит.)
  • Что нужно стараться понять, рассматривая картину? (Нужно понять, что главное хотел сказать художник.)
  • Давайте вспомним: что такое сочинение? (Сочинение – это составление своего рассказа.)
  • Чему будем учиться, работая над сочинением по картине? (Описывать картину и раскрывать в тексте главную мысль художника.)
  • Что вы должны выполнить дальше? (Мнение детей. Определить главное; рассказать главную мысль; определить главную мысль текста.)
  • Какой будет следующий пункт плана? (Определю главную мысль текста.)
  • Какой будет следующим пункт плана? (Составить текст.)
  • Итак, вы должны составить текс своего рассказа. А что такое текст? (Группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке.)
  • А что нужно сделать, чтобы составить текст? (Определить тему.)
  • Что такое тема? (Тема – это о ком или о чем говорится в тексте.)
  • Какой будет следующий пункт плана работы? (Определить основную мысль текста;)
  • У кого есть такой пункт плана? (4 человека пропустили «Определю основную мысль».)
  • Что такое основная мысль? (Основная мысль -  это что говорится в тексте о предмете.)
  • Зачем вы определяете основную (главную) мысль текста? ( Чтобы рассказать в тексте, то, что хотел донести до нас автор произведения.)
  • Какое чувство возникает, когда смотришь на картину? Как в сочинении можно выразить это чувство? (Подобрать слова, передающие чувство радости, восхищения.)
  • Какой будет следующий пункт плана? (Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.)
  • Кто пропустил этот пункт? (3 человека пропустили «Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким».)
  • О чем еще необходимо подумать, готовясь к сочинению? (О чем напишем в каждой части.)
  • Какое действие будет следующим?(Разделим текст на части.)
  • Теперь давайте вспомним, какие части бывают в тексте, чтобы правильно их выделять при записи? (Вводная, основная, заключительная.)
  • Кто думает иначе? (Все согласились с таким мнением.)
  • Какой будет следующий пункт плана работы? (Определю части. Выделю в них главное и озаглавлю (составлю план сочинения).
  • У кого есть такой пункт плана? Кто пропустил этот пункт? (Все определили части и озаглавили.)
  • Дальше на уроке учащиеся выполняли работу самостоятельно, но на доске была подсказка:

во вводной части напишу о том,…………………………..

в основной части – о том, как…………………………………..

в заключительной части – о том, что………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над сочинением в третьем классе. Примерный план и темы сочинений.

Размещен материал примерных тем сочинений , которые я провожу в третьем классе. Разработан примерный план каждого сочинения, а также помещены детские сочинения на эти темы....

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Урок развития речи в 3 классе:"Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения."

Русский язык.Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения.Цели:1.      Формирование умения постро...

Учимся писать сочинение (Что такое сочинение).

Решая учебно - практические и учебно - познавательные задачи, учащиеся знакомятся с понятие "сочинение", повторяют особенности текста...

Сочинение-презентация (сочинение-рассуждение)

В данный материал включен урок с презентацией.Дан подробный план урока с дополнительным материалом:стихи, пословицы, поговорки, высказывания великих о слове, о языке.Урок сопровождается презентацией, ...