Занимательный русский язык. Урок-путешествие "Устная и письменная речь"
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Некрасова Юлия Владимировна

Зачем людям нужна речь.Что такое устная и письменная речь. Конспект урока и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_ustnaya_i_pismennaya._zanyatie1.docx58.48 КБ
Файл ur.1.pptx847.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа Свердловской области для детей, нуждающихся  в длительном лечении,              «Серовская санаторная школа – интернат»

______________________________________________________________________________624983, г. Серов, Свердловская обл., Автодорожная ул.,35д.,телефон7-96-26,E-mail:internat2-serov@mail.ru

                Занимательный русский язык

  1. класс

( задания по развитию познавательных  способностей. Л.В.Мищенкова)

  Учитель начальных классов:

         Некрасова Юлия Владимировна

                                            Занятие 1

Тема:  Речь устная и письменная.

Цель: дать детям представление о том, зачем людям речь, что такое устная и письменная речь; развивать внимание, мышление, память, воображение, речь; воспитывать чувство уважения к русскому языку.

Оборудование: у учащихся -  цветные карандаши.

              Сегодня, ребята, вы начинаете изучать факультативный курс «Занимательный русский язык».

             Русский язык – богатство нашего народа. Он красив, меток, полон пословиц и поговорок, которые, как на крыльях, перелетают из одного века в другой. Его нужно беречь, не засорять грязными и бранными словами, а изучать, восхищаться им, говорить на нем так, чтобы речь ваша звучала, как музыка. А доброе слово приятно и слушать. Я хочу, чтобы вы, ребята, выросли людьми культурными, образованными, любящими свою Родину и свой язык.

            Кто знает, для чего людям нужна речь? (Выслушиваются ответы учащихся)

Задание 1. ( слайд 2) Если вы согласны с высказыванием, то закрасьте квадрат зелёным цветом, если не согласны – красным.

С помощью речи люди:

- … о чём-либо сообщают;                                  

- … рассказывают друг другу;    

- … видят сны;                                                                                    

- …спрашивают;                                                                                  

- …передвигаются;                                                                        

- …советуют;                                                                    

- … просят;                                                                

- …приказывают.                                        

                Давайте приведём примеры на каждый случай. (Выслушиваются ответы детей).

Примеры:

- О чём-либо сообщают . (Я уже стал первоклассником).

- Рассказывают друг другу. ( Вчера я прочитал интересную книгу. В ней с главными героями происходят невероятные приключения).

- Спрашивают. (Сколько тебе лет?)

- Советуют. (Если хочешь быть здоровым, занимайся физкультурой).

- Просят. (Подай мне, пожалуйста, газету).

- Приказывают. (Шагом марш спать!)

УСТНАЯ РЕЧЬ – это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь. В старину рот называли «уста». Поэтому речь, которую мы произносим, называется устной.

Задание 2. Послушайте устную речь. Я прочту вам стихотворение.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём,  и ночью  кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон , без дверей…                (А.С.Пушкин)

               Выслушиваются рассказы детей о том, что они себе представили во время чтения произведения.

               Я читала стихотворение – вы слушали. Затем вы по очереди рассказывали о том , что представили себе во время слушания. Всё это – устная речь.

А теперь вас ждёт привал. Кто знает, что такое привал? (слайд 3)

ПРИВАЛ – это остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки (стоянка).

Когда путешественники отправляются, например, в лес или горы, они долго идут пешком, а затем делают привал, т.е. остановку в пути, чтобы отдохнуть и подкрепиться.

Сделайте иллюстрацию к стихотворению.

                    Осеннее.

Хмурит брови день осенний,

Без зонта – совсем пропасть.

Замедляет лист круженье,

Словно ищет, где упасть….                                 Е.Неменко

 Привал окончен. Продолжаем работать. Мы познакомились с понятием «устная речь», а сейчас нам предстоит выяснить, что такое письменная речь.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ -  это речь написанная. ( слайд 4). Для письма используют буквы или другие знаки. Например, китайцы пишут иероглифами.

Буквы, которыми мы пишем сейчас, придумали не сразу. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть, например, на дорожных знаках.

             В старину на Руси писали на бересте – берёзовой коре. ( слайд 5).  Бумагу тогда ещё не изобрели. Буквы царапали острой палочкой. Она называлась «писало». Позже стали писать на бумаге заострённым гусиным пером, которое макали в чернила. (слайд 6). Сейчас мы пишем шариковыми ручками. ( слайд 7). Почему «шариковыми»? потому что внутри ручки есть стержень с пастой, а на его конце – маленький металлический шарик. При письме он вращается, заставляет пасту вытекать из стержня и ложиться тонкой линией на бумагу.

Задание 3. (слайд 8). Перед вами письменная речь, в которой некоторые слова заменены рисунками. Попробуйте прочитать.

                   А теперь, ребята, познакомьтесь с Мишуткой. ( слайд 9). Он будет часто приходить к вам на занятия и вести рубрику «Мишуткина академия».

Мишуткины задания трудные, но интересные. Они помогут вам лучше узнать русский язык и его секреты.

ЗАДАНИЕ 1. (слайд 10). Из букв К, О, Т  можно составить три трёхбуквенных слова: кот, ток, кто. А сколько трёхбуквенных слов можно составить из следующих букв? Запишите эти слова печатными буквами.

ЗАДАНИЕ 2 (слайд 11). Подчеркните слово, которое означает не такой вид растительности, как все остальные.

ЗАДАНИЕ 3. ( слайд 12). Внук приехал у бабушке в деревню. Гуляя по деревне, он встретил разных животных, но особенно ему понравились лошади. Придя домой, он рассказал об этом бабушке. «Их та было много-много - …». Закончите речь внука одним словом.

(слайд 13). Занятие окончено. Продолжите , пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) …».

                           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательный русский язык Автор : Некрасова Юлия Владимировна, учитель начальных классов ГКООУ СО ССШИ Класс Речь устная и письменная Составила: Некрасова Юлия Владимировна Учитель начальных классов

Слайд 2

С помощью речи люди: …о чём либо сообщают; … рассказывают друг другу; … видят сны; … спрашивают; …передвигаются; …советуют; … просят; … приказывают.

Слайд 3

Привал – это остановка в пути для отдыха.

Слайд 4

Письменная речь – это речь написанная. Китайцы пишут иероглифами.

Слайд 5

В старину на Руси писали на бересте- берёзовой коре. Буквы царапали острой палочкой. Она называлась «писало».

Слайд 6

Позже стали писать на бумаге заострённым гусиным пером, которое макали в чернила.

Слайд 7

Сейчас мы пишем шариковыми ручками.

Слайд 8

очень колюч. Услышит шорох – и свернётся в . Но при встрече с это не помогает. боится воды . Хитрая закатывает в или . В воде развёртывается. (по Г. Скребицкому )

Слайд 9

Мишуткина академия

Слайд 10

Задание 1. Из букв К, О, Т можно составить три трёхбуквенных слова: кот, ток, кто. А сколько трёхбуквенных слов можно составить из следующих букв? Н С О запишите эти слова печатными буквами. Ответ: СОН, НОС

Слайд 11

ОТВЕТ: РОЩА ПОЛЕ ЛЕС ДУБРАВА Задание 2. Подчеркните слово, которое означает не такой вид растительности, как все остальные слова. РОЩА ПОЛЕ ЛЕС ДУБРАВА

Слайд 12

Ответ: КАРАВАН ТАБУН СТАЯ СТАДО Задание 3. Внук приехал к бабушке в деревню. Гуляя по деревне, он встретил разных животных, но особенно ему понравились лошади. Придя домой , он рассказал об этом бабушке. «Их там было много-много - …». Закончите речь внука одним словом. КАРАВАН ТАБУН СТАЯ СТАДО

Слайд 13

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал (понял) ….» .

Слайд 14

МОЛОДЦЫ!

Слайд 15

Используемые источники Картинки из личной коллекции . Л.В.Мищенкова Занимательный русский язык. 1 класс Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Небо https :// img - fotki . yandex . ru / get /6422/134091466.34/0_91 e 3 b _ ff 38 d 5 cf _ S Рамка http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/16969765.46/0_68d80_78ecd6f1_L.png Ландшафт https://img-fotki.yandex.ru/get/9666/134091466.17a/0_f624b_c29e1426_S Животное https :// img - fotki . yandex . ru / get /9306/134091466.117/0_ dd 3 ba _ c 1418933_ S Пальма https://img-fotki.yandex.ru/get/9822/134091466.13b/0_e6a77_fbb2c54_S


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 1 классе. Письменная речь . Правила правописания имен собственных.

Материал может быть использован на уроках русского языка в 1 классе....

Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"

Цели:Проверить знания и умения учащихся  по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...

Урок русского языка "Культура устной и письменной речи. Формы глаголов" (4 класс)

Дети часто затрудняются правильно построить предложение, т. к. у них беден словарный запас. На этом уроке просматриваются разные варианты для правильного построения предложения. Дети учатся объяснять ...

Урок русского языка в 1 классе"Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопросы «какая?», «какие?», и правила правописания имён собственных".

Открытый урок по программе "Начальная школа 21 века" составлен в соответствии с требованиями ФГОС,  был проведён в рамках школьного методического объединения....