Урок русского языка -Разделительный мягкий знак
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Карапузова Елена Юрьева

Урок русского языка -Разделительный   мягкий  знак

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_-razdelitelnyy_myagkiy_znak.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разделительный мягкий знак

Цель:         продолжить формировать навыки правописания разделительного мягкого знака, формировать орфографическую зоркость, способствовать  развитию любознательности, воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, , раздаточные карточки, аудиоучебник для 2 класса часть 2 «Секреты русского языка».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2.  Словарная работа (слайды 2–5)

– Угадайте какое слово спрятано?
– В слове «деревня»  какая буква пропущена?
– В  слове «коньки »  какая буква пропущена?
– В слове «ветер»  какая буква пропущена?
– В каком слове количество звуков и букв не совпадают? Почему?

3. Сообщение целей и темы урока (слайд):

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

– Сегодня на уроке  будем читать и  правильно писать слова с мягким знаком. Вспомним для чего служит мягкий знак в словах.

4 Закрепление изученного материала. Работа с текстом (слайд 6)

1– Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полю»?
– Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полью»?
– Что изменилось?

Анологично с другими словами.

– В каких словах слышится звук «й»?
–  Перед какими буквами стоит мягкий знак?

Вывод: разделительный мягкий знак служит для разделения звуков.

. Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласных букв перед гласными е, ё, и, я, ю.)
– Подберите  слова с разделительным мягким знаком. Запишите (слайд 7).
2 – А какую работу выполняет мягкий знак в словах
соль, коньки? (В этих словах мягкий знак – показатель мягкости.)

- Записать изображенные предметы во множественном числе ( стулья, деревья, листья, ружья)   Слайд 7 Сравнение с доской

5. Физкультминутка для глаз (слайд 8–11)

6.  Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упражнения. Слайд 12

– Прочитайте. Найдите выделенные слова. Сравните.
– Чем похожи эти слова?
(В написании одинаковые буквы.)
– Чем отличаются эти слова?
(Имеют разное значение  разное произношение.)
– Объясните значение выделенных слов?
(Полю – очищаю от сорных растений. Полью –создам влажность в почве. Олени – парнокопытное животное с рогами. Оленьи – принадлежит оленю.)
– Выполните задание.
– В каких словах пишется мягкий знак?

7. Закрепление изученного  материала

1. Работа в группах

Каждой группе раздаются конверты со словами, из которых нужно составить предложение.

Задания: составить предложение, объяснить смысл пословицы, записать ее.

1группе Повторенье - мать ученья.

2 группе- Маленькое дело лучше большого безделья

3 группе- Ученье –свет, а  неученье –тьма.

4 группе- Терпенье и труд всё перетрут.

5 группе- Где хотенье, там и уменье.

6 группе-  По платью встречают , по уму провожают.

В каких словах есть разделительный мягкий знак?

2.. Разгадывание кроссворда (слайд 13)

По горизонтали:

1) Саша, Таня и Илья – все они мои … (друзья)

2) Приглядитесь: в лесу у пня
Суета и беготня
Не умеют здесь лениться,
Строит город вся семья. (
Муравьи)

3) Корчит рожицы и дразнит
Думает, что без изъяна
Быстро скачет по деревьям
Маленькая … (
обезьяна).

По вертикали:

1) Как только листья опадут
На дереве вы заметны тут.  (
Сучья)

3  Запись предложений под диктовку( аудиоучебник для 2 класса часть 2)

8. Рефлексия

- Продолжите слова « Сегодня на уроке я…»

– Когда пишется разделительный мягкий знак?

9. Домашнее задание: Записать 15 слов , отвечающих на вопросы кто? Или что? 

рок-сказка. Закрепление таблицы умножения. 3-й класс

Раздел: Преподавание в начальной школе

Цель урока: Закрепить навыки табличного умножения и деления; упражняться в решении задач изученных видов; развивать навыки устного и письменного счёта; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.

ХОД УРОКА.

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

На предыдущих уроках вы изучали таблицу умножения и деления.

Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадём в сказку, где нас ждёт много испытаний.

Нам предстоит выполнять примеры на умножение и деление, решать примеры на порядок действия, решать задачи изученных видов.

Устный счёт.

– Жил-был Иван-Царевич. И была у него невеста Елена Премудрая. Однажды гуляли они в роще, вдруг налетел вихрь и унёс Елену. Опечалился Иван-Царевич, упал на землю, залился горючими слезами. А берёзка над ним шелестит:”Не плачь добрый молодец, найдёшь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Всё там подчинено законам математики.” Отправился Иван-Царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он – на пути встретилась река, а моста нет. Только верёвка с одного берега на другой протянута, а на верёвке той – задания.

Справится с ними Иван – значит, удержится на верёвке и пройдёт через реку.

– Поможем Ивану-Царевичу? Рисунок 1.

Молодцы! Помогли Ивану-Царевичу!

С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку.

А за ней – лес. Лесная тропинка привела Ивана-Царевича к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу и видит – сидит на лавке Баба-Яга с учебником математики в руках. Увидела Царевича и говорит: “Знаю, зачем пришел. Но сначала помоги мне разобраться с примерами. Умножать я умею, и складывать, и вычитать вроде тоже, а вот результат получается неправильный.

На доске (выполняют по рядам)1 ряд

39-15:5+14

7*(12–4)        2 ряд

56-8+4*9

8*(25–20)

У доски работают ученики, (с объяснением.)

 3 ряд

30–16:2+12

10: (11–9)

"Вот теперь", – говорит Баба-Яга,– "могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею".

"Нет", – говорит Иван-Царевич, – "мне надо скорее. Дай мне лучше ступу".

Что же, бери. Да только вместо топлива работает она на "математическом ускорителе".

Если правильно решите задачу, то ступа сможет взлететь.

“Три литра бензина стоит 6руб. Сколько денег надо уплатить Ивану-Царевичу за 7 литров бензина?”

– Как узнали?

(Дети записывают решение задачи.)

Молодцы! Ступа сейчас взлетит.

– Молодец Иван-Царевич!

– Открою тебе два секрета Кощея.

Игла, в которой заключена смерть его, хранится в шкатулке под троном. И открыть эту шкатулку можно, решив задание, написанное на нём.

– А чтобы войти в его дворец, надо справиться с замком, на котором много цветных кнопок. Как с ними справиться - зашифровано в этих трёх шифровках.Шифровка №1

82-36:4

81:9

48:8*7

7*5

3*8:6

7*1

73 – Н

42 – Ж

4 – Т

9 – А

35 – А

7 – Ь        Шифровка №2

52+27:3

56:8

45:5 * 6

8 * 5

2 * 9:3

8 * 0

61 – Ж

54 – Л

6 – У

7 – Ё

40 – Т

0 – Ю        Шифровка №3

94+24:4

54:6

36:6*4

9 * 5

3 * 4:2

8 – 0

100 – К

24 – 0

6 – К

9 – Н

45 – П

8 – У

– Работаем коллективно, по рядам.

– Только если вы будете работать дружно, помогать друг другу, тогда вы справитесь с заданием.

– Молодцы! Справились с заданием. (Каждый запишет своё слово.)

4. Физминутка.

– Поблагодарил Иван-Царевич Бабу-Ягу, сел в ступу и через пол минуты приземлился около огромного камня, который лежал на развилке дорог.

Вылез Иван-Царевич из ступы и призадумался, по какой дороге идти. Видит, на камне написаны два выражения. Понял Иван, что надо их сравнить и идти в ту сторону, где выражение имеет большее значение. 36:9...36:6

Поможем Ивану-Царевичу?

Обрадовался Иван-Царевич, что нашёл нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немного размяться. Физминутка.

– Увидел Кощей Бессмертный, что идёт к нему Иван-Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое.

"За невестой пришёл, добрый молодец? Давай мирно договоримся: задам я тебе всего одну задачу. Решишь её – забирай Елену Прекрасную, а не решишь – голова твоя с плеч долой". Делать нечего. Согласился Иван-Царевич. Говорит Кощей:

"Видишь ты, что дворец у меня большой, но состоит он всего из двух залов. Длина зала, в котором мы стоим 50 м, а другой на 15 м длиннее. Сколько метров длина второго зала?"

Выполнил Иван-Царевич и это задание, но не захотел Кощей Бессмертный выполнить своё обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали они сражаться. Шаг за шагом всё ближе подбирается Иван к трону. Вот уже и схватил он шкатулку с иглой. А на ней ещё задание.

С         9         8         7         6         5         4

9*С                                                      

Помогите Ивану!

Молодцы, выручили Ивана-Царевича!

Шкатулка тут же открылась. Иван взял в руки иглу, переломил её, Кощей упал замертво, а в стене открылась потайная дверь, и вышла оттуда Елена Прекрасная.

Стал Иван-Царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями ему пришлось встретиться. Елена Прекрасная стала восхищаться Иваном и спросила, может ли он выполнить ещё её задание – трудное, с математическими терминами. Иван-Царевич согласился.

Дети под диктовку записывают в тетрадях.

Вот что предложила ему Елена:

Чему равно произведение чисел 4 и 7?

Чему равно частное чисел 63 и 7?

Запишите числа от 5 до 45, которые делятся на 5.

Самопроверка: (на доске: 28, 9, 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45.)

Молодцы! Помогли царевичу. Отправились они с Еленой Прекрасной домой, в своё царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии.

5. Подведение итогов.

– Вот и закончилась сказка.

Понравилась она вам? А чему она учит?

А урок математики понравился вам? Чему учились мы сегодня? Что повторяли?

Все сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, ребята, за урок!

На доске:

Верёвка.

 1 ряд

39–15:5+14;

56–8+4*9        2ряд

30–16:2+12;

7*(12–4)        Зряд

8*(25–20);

10* (11–9)

36:9...36:6

Таблица

Самопроверка

Урок математики в 3-м классе с использованием технологии развивающего обучения

Цели урока:

1) образовательные: закрепить знание таблицы умножения и деления 2-7, об увеличении чисел на несколько единиц и в несколько раз, о порядке выполнения действий, отработка умения решать задачи с недостающими данными и задач на развитие логики, закрепление умений и навыков в работе по образцу и в сходных условиях, перенос знаний в новые условия, продолжить работу по формированию вычислительных навыков.

2) развивающие: развивать логическое мышление, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное, логически строить план решения, развитие самостоятельности, умения преодолевать трудности, воли, способности, навык общения.

3) воспитательные: продолжение работы по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата, воспитанию внимания, самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету.

Oборудование:

· наглядные пособия для доски – рисунок Знайки и Незнайки; · шляпа с широкими полями; · шарфик для того, чтобы завязывать глаза; · магнитофонная запись песни “Дважды два четыре”; · карточки с записанными на них примерами; · геометрические фигуры – квадрат, треугольник, прямоугольник, круг,· на обороте которых записаны математические выражения; · рабочие тетради;

· Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности.

У.: Сегодняшний урок мы начнём с музыки. (звучит запись песни "дважды два четыре ").

У. Кто мне скажет тему нашего урока?

Д. Мы будем продолжать изучение таблицы умножения.

У. Правильно, наш урок посвящён таблице умножения.

Сообщение целей и задач урока.

У. Рассмотрите примеры. Значение каких выражений вы знаете?

Д. Те, в которых один из множителей меньше или равен 7.

У. Решите те задания, которые сможете:

Работа в группах:

8х4 =   3х7=

7х5=   7х4 =

9х3=   7х9=

3х8=   7х7=

8х8=   9х9=

7х6=   9х7=

(таблица на доске)

У. -Значение каких выражений затрудняемся найти?

Д.

9х9=,

8х8=.

У. – Почему?

Д. – Не изучали таблицу на 8 и на 9.

У. – Как решили 9х3?

Д. – 3х9

У. – Какое правило применяли?

Д. – От перестановки множителей произведение не меняется.

У. – Что помогает быстро решить примеры?

Д. – Коллективное обсуждение. Знание таблицы умножения

Хором: Таблицу умножения учим с уважением!

У. Сегодня мы будем закреплять наши знания таблицы умножения в устном счёте, при решении задач, примеров, в самостоятельной работе. Начнём?

Устный счет.

Ну-ка, в сторону карандаши!

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счёт. Мы творим это дело

Только силой ума и души.

У. Перед тем, как начать устный счёт, откроем гостям секрет: какие действия прячет предлог в?

Д. – Умножение и деление.

У. – Предлог на?

Д. – Сложение и вычитание.

У. - Если ответ верный, вы улыбнётесь, мы рады за товарища; если нет - вы нахмуритесь, т. к. огорчены за друга.

– сыну 8 лет, отец в 4 раза старше, сколько лет отцу? 32 года.

– бабушке 60 лет, внук в 10 раз моложе, сколько лет внуку? 6 лет.

– высота берёзы 9 м, дом на 3 м выше, чему равна высота дома? 12 м.

– на полке 16 книг, а на столе - 4, во сколько раз меньше книг на столе? в 4 раза.

– найди четвёртую часть от 8; третью часть от 9; восьмую часть от 48?2,3,6.

Молодцы!

Повторение.

У. -Перед вами сказочная "живая" шляпа. Из какого она произведения?

Д. -“Живая шляпа”.

У. -Кто автор?

Д. -Николай Николаевич Носов.

У. -Да, Н.Носов написал рассказ "Живая шляпа".

Мы сегодня ещё встретимся с его героями, а сейчас вы будете доставать из шляпы фигуры, глаза завязаны, на ощупь определять, что это за фигура. Если отгадаете верно, то решаете на доске пример из шляпы.

 

У. -Повторим порядок действий.

Д. Повторяют порядок действий в выражениях со скобками и без них.

По мере доставания из шляпы треугольника, прямоугольника, круга и квадрата, на обороте которых приклеены записи выражений, на доске появляется запись:

32 : 8 : 2= 2

60 - 36 : 6 : 2 = 57

32 : (8 : 2) = 8 (60 - 36) :6 : 2 = 2

У. – Рассмотрите внимательно выпражения. Почему разные ответы?

Д. – Изменился порядок действий.

У. – Почему изменился порядок действий?

Д. – В записи выражений появились скобки.

У. – придумай сам пример:

_ : _ - _ : _ = _ х _ + _ х _ = (Работа в группах.)

Физкультминутка.

Руки ставим все вразлёт,

Получаем вертолёт,

У винта кручение,

Найдём произведение!

Решение задач.

У. А произведение мы сейчас найдём при решении задач.

Из чего состоит задача?

Д. Из условия, того, что известно, и вопроса, того, что требуется найти.

У. Прочитайте внимательно текст задачи:

Запись на доске:

"Маляру выдали для побелки 24 кг мела в двух пакетах, причём в одном пакете мела

в два раза меньше, чем в другом.

Сколько килограммов мела в каждом пакете?

У. Незнайка сделал схему так: (рисунок)

1. ___

2. ___ ___ ___

А Знайка по-другому:

1. ___

2. ___ ___

У. Кто из них прав?

Д. Знайка.

У. Почему?

Д. Знайка правильно показал, что во втором пакете в 2 раза больше.

У. Объясните Незнайке его ошибку.

Д. Надо убрать один лишний отрезок, тогда будет в 2 раза больше.

У. Обозначьте вопрос.

Колл. решение. Проверка.

У. Используем произведение?

Д. Да, во втором действии, так как сказано, что в 2 раза больше.

Самостоятельная работа.

У. А теперь вы самостоятельно решите задачу. Вы берите то, что вам удобно: схему или краткую запись.стр.50, № 12.

На первой полке стояли 4 книги, а на второй в два раза больше. Сколько книг было всего?

Фронтальная проверка.

У. Как решить задачу одним действием?

Д. 4 надо умножить на 3. Так решить помогает схема.

Подвение итогов.

У. Наш урок подошёл к концу. Вы работали дружно, слаженно, организованно. Дома вы ещё раз повторите таблицу умножения.

Д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Разделительный твердый знак

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах – одна из ведущих в русском языке. Работа учителя по орфографии, в основном, идет стереотипно: учащиеся заучивают правило, затем упраж...

Урок русского языка: Разделительный твердый знак

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах – одна из ведущих в русском языке. Работа учителя по орфографии, в основном, идет стереотипно: учащиеся заучивают правило, затем упраж...

урок русского языка " Разделительный Ь"

урок изучения нового материала по теме " Разделительный Ь", в виде презентации для интерактивной доски...

Урок русского языка "Разделительные Ъ и Ь знаки"

Урок русского языка  в соответствии с требованиями  ФГОСТема: разделительные ъ и  ьЦели урока:   1.  Закреплять знаний о написании слов с разделительными ъ и ь знаками....

Конспект урока русского языка "Разделительный мягкий знак" во 2-м классе.

Цель работы: Способствовать ознакомлению с правилом употребления мягкого знака, формированию умения соотносить произношение слова и его написание;Новизна работы. Использование на уроках сингапур...

Урок русского языка "Разделительные Ъ и Ь "

Урок русского языка в 3 классе на тему "Разделительные Ъ и Ь ". УМК "Школа России".Разработан в соответствии с ГФОС.Представлен в виде техноогической карты.К уроку прилагается презентация ....

урок русского языка "Разделительные мягкий и ьвёрдый знаки"

Данный урок используется на уроках русского языка в 3 классе при обобщении изученного материала. Развивает кругозор учащихся, интерес к предмету посредством использования инновационных  технологи...