Технология развития критического мышления на внеурочных занятиях по русскому языку
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Галина Евгеньевна Соколова

Включение технологии развития критического мышления  в систему  развивающих занятий  открывает возможности личностного роста каждому ученику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sokolovoy_.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления на внеурочных занятиях

 по русскому языку

                                                                                         Соколова Галина Евгеньевна

учитель начальных классов

                                                                                 МБОУ « Гимназия № 11 г.Ельца»

Мир, где растёт маленький человек, сложен: нужно оценить его многогранность и узнать истоки. Множество трудностей встретится на пути ребёнка, пока он поймёт, познает и сделает для себя открытие. Желание открывать мир ребёнок ощущает ежедневно.  Именно это познание основано на креативном мышлении. Один из распространенных мифов о креативности – то, что этому можно научиться. На самом деле психологи утверждают, что креативностью обладают все, но пользоваться ею могут только те, кто верит, что на это способен. Это значит, что если вы убедите своих учеников в том, что они умеют смотреть на решение проблем нестандартно, так и будет. И наоборот, если  ребят  тормозить, обвинять в глупости и фантазерстве, то можно быть уверенным, что самые творческие личности  так и не раскроются.

На занятиях русского  языка я, как учитель,  стараюсь побудить  у ребят интерес к предмету, поддерживать инициативу и творчество. Для реализации своих целей  я использую современные педагогические технологии. Одной из таких является технология «Критического мышления». Она  направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются открытость новым идеям, собственное мнение, рефлексия собственных суждений. Данная технология актуальна для занятий в «Центре развития ребёнка», поскольку даёт возможность ученику   задавать вопросы и находить ответы,  совершать открытия и радоваться процессу  поиска.

Ступени развития критического мышления.

1. Нерефлексирующий мыслитель (Мы не уверенны в значительности проблем при размышлении)

2. Задумывающийся мыслитель ( Мы встречаемся с важными проблемами при размышлении)

3. Начинающий мыслитель (Мы пытаемся стать лучше, но без регулярной практики)

4. Практикующий мыслитель (Мы осознаем необходимость регулярной практики)

 5.  Продвинутый мыслитель.         (Мы продвинулись, постоянно практикуясь)

6. Высококвалифицированный мыслитель.  (Хорошая привычка мыслить становится второй натурой).

Несомненно, человеку потребуется не  один год, чтобы преодолеть эти ступени и стать высококвалифицированным мыслителем. Но уже в начальной школе мы можем заложить привычку использования  критического мышления  как в школе, так и в  повседневной жизни.

Остановимся на некоторых приёмах технологии развития критического мышления, которые я использую на своих занятиях.

Первый этап – «Стадия вызова» на каждом занятии обязательна.

 На данной стадии я использую  приём «верные  или  неверные утверждения». В начале занятия предлагаю высказывания. Затем прошу ребят установить, верны они или нет и обосновать свой ответ.   Например: в слове герои 2 слога, а в слове герой 3 слога. (неверное)

Цель использования приема на данном этапе: повышение  мотивации к изучению нового материала, при работе в парах активизация учащихся . Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, что он не знает «Что хочу знать?»

 Следующий приём «тонких» и «толстых» вопросов может быть использован на любом этапе  занятия.

                              ?

                   ?

Дайте два объяснения, почему ?

Почему вы так думаете?

В чём различие букв и., й?

Предположите, что будет, если...?

 Кто?    Что?

  Может ли согласный образовывать слог?

Было ли..? Согласны ли вы..?

Верно ли..?

Приём «Кластер»- это графический приём систематизации материала. Рисуем модель солнечной системы. В центре звезда- тема урока. Вокруг планеты — это  смысловые единицы. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила: не бояться записывать все, что приходит на ум; дать волю воображению и интуиции, продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут; постараться построить как можно больше связей; не  следовать по заранее определенному плану.  Кластеры помогают учащимся анализировать, работать с информацией, принимать взвешенные решения

Приём «Четвёртый лишний». Задание: определить лишнее слово и обосновать свой ответ.

1. Гласный, мягкий, ударный, безударный.

2. Звонкий, глухой, ударный, согласный.

Приём «Знаю- хочу узнать- узнал»

  Знаю (вызов)

 Хочу узнать( вызов)

Узнал (рефлексия)

Работаю в паре

Ставлю перед собой цели

Что я знал, а что теперь узнал?

Приём «Лови ошибку».

Учитель заранее подготавливает  текст, содержащий  ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить ошибки. Задание должно содержать ошибки двух уровней: 1-явные, которые достаточно легко выявляются учащимися ; 2- скрытые, которые можно установить изучив  новый материал.

Холадно и голадно птицам зимой. Без корма птичьки слобеют и замерз-

ают пожолей пернатых друзей!

Цель: актуализация имеющихся у учащихся знаний по теме «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением», развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.

Самооценка работы- приём «Очаг знаний» проводится в конце занятия. На листе изображены поленья, учащиеся образуют очаг из  стикеров разного цвета.

- Если доволен работой на занятии- красный стикер.

-Если не очень доволен работой на занятии - оранжевый стикер.

-Если не  доволен работой на занятии-жёлтый.

Из опыта работы могу сделать вывод, что большинство учеников довольны своей работой, но есть и те, кому  в начале учебного года бывает трудно. Зато приятно наблюдать интеллектуальный рост после нескольких занятий.

Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки  собственной деятельности.

ФГОС устаналивает свои приоритеты: не простое знание фактов, а способность пользоваться приобретённым, не объём информации, а умение получать её и моделировать, не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение технологии развития критического мышления  в систему  развивающих занятий  открывает возможности личностного роста каждому ученику.

 Наша современная жизнь очень динамична, поэтому стандартные методы мышления уже не актуальны. Сама по себе жизнь требует  креативного мышления, поскольку только нестандартно мыслящие люди способны первыми реагировать на все перемены, в том числе и в образовании. И только креативный учитель сумеет раскрыть   способности своего ученика.

Список литературы.

1. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления на уроках русского языка.  Русский язык в школе.- 2007.- № 8, с.11-13

2. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст]/ Халперн Д.; пер.с англ.Н.Мальгина и др. – 4-е междунар.изд. - СПб. : Питер, 2000. -с. 502


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления с целью повышения мотивации на уроках русского языка

Статья об использовании приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка в начальной школе...

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс

Методическая разработка урока по русскому языку с применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...