Урок "Орфограммы сильных и слабых позиций"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Сударкина Татьяна Васильевна

На данном уроке обучающиеся должны самостоятельно обобщить знания об орфограммах, связанных с обозначением фонем, выделить два их вида (орфограммы сильных и слабых позиций) и зафиксировать это на схеме.  Составить список орфограмм сильных позиций и  замоделировать правила, регулирующие их написание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила для них.

УМК «Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова»

На данном уроке обучающиеся должны самостоятельно обобщить знания об орфограммах, связанных с обозначением фонем, выделить два их вида (орфограммы сильных и слабых позиций) и зафиксировать это на схеме.  Составить список орфограмм сильных позиций и  замоделировать правила, регулирующие их написание.

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап урока: обобщение изученного (5 мин)

Учитель просит вспомнить название раздела, по которому работает класс, записать в тетрадях  и объяснить схему, составленную на прошлых уроках. Один ученик записывает схему на доске.

Орфограммы

 

 -Тема раздела « Как проверить орфограммы в высказывании».

    -Схема показывает два типа орфограмм. Орфограммы, связанные с обозначением фонем, обозначены на схеме буквой А. Орфограммы, не связанные с фонемным написанием, обозначены на схеме буквой Б.  Есть несколько видов  орфограммам, не связанных с обозначением фонем: Б1 – заглавная буква, Б2 – пробел между словами, Б3 – знак переноса слов, Б4 – знаки препинания.

Слайд № 2.  Схема типологии орфограмм по отношению к обозначению фонем (типы орфограмм)

Давайте проверим ваш ответ с помощью презентации.

Оценивают правильность и полноту ответа одноклассника у доски и оценивают свою работу в тетради на оценочной линеечке «Схема».

2 этап урока: целеполагание (10 мин)

Об орфограммах, не связанных с обозначением фонем, мы всё выяснили. Судя по нашей схеме, в каком направлении мы будем работать дальше?

-Мы будем работать с орфограммами, связанными с фонемным написанием.

Цель урока мы определили. А обозначить задачи нам поможет задание 2 учебника на с. 143.

- Какова задача сегодняшнего урока?

Учитель фиксирует задачи урока на доске:

  1. Составить список орфограмм сильных позиций
  2. Замоделировать правила, регулирующие их написание.

Последовательно отвечают на вопросы и выполняют задание учебника.

-Сколько орфограмм в слове ежиха?

- Три орфограммы (безударные гласные)

-Следует ли считать в этом слове орфограммой букву И? Почему?

- Да. Это буква пишется по правилу: жи-ши пиши с буквой и.

-Чем отличается эта орфограмма от двух других?

- Эта орфограмма сильной позиции.

-Отметьте на схеме орфограмм два вида орфограмм, связанных с обозначением  фонем.

      Корректируют схему орфограмм в соответствии с условиями задания в тетрадях и на доске.

        - Чтобы выделить орфограммы слабых позиций, нужно знать, какие позиции гласных и согласных фонем (звуков) являются слабыми. А что нужно знать, чтобы выделить орфограммы сильных позиций?

- Нужно знать правила.

- Вспомнить орфограммы сильных позиций и  правила их написания.

Слайд № 3.  Дополнение к схеме орфограмм. Тема урока.

3 этап урока: (5 мин)

Итак, нам нужно составить список орфограмм сильных позиций. В парах составьте этот список, пронумеровав каждую орфограмму отдельно. Но сначала запишите слова, которые помогут вам в работе: цифра, цыкнуть, мяч, мышь, стучу, огурцы, жизнь, Женя, вьюн, класс, Анна, плащом, съехал, запечём, синего, золотого.

       Записывают под диктовку слова. Составляют  в парах список изученных орфограмм сильных позиций в тетради.

Чтобы проверить насколько правильным и полным получился ваш список, выполним следующее задание.

Выполняют задание ЦОР №491: выбирают из заданного списка орфограмм орфограммы сильных позиций.

Проводят самоконтроль и самооценку работы.

Физкультминутка

4 этап урока:

У вас на столах лежат листочки со словами (приложение 1) Это слова из упр. 299. Откройте учебники и найдите это упражнение.

Прочитайте второе задание.

Выполните это задание в парах.

-Орфограммы слабых позиций подчеркните одной черточкой, орфограммы сильных позиций – двумя.

Выполняют задание в парах.

Теперь прочитайте третье задание упражнения. Перескажите своими словами, что вам предстоит сделать дальше?

-Над каждой орфограммой сильной позиции написать её номер по списку на стр. 151.

Выполняют анализ орфограмм, проводят самоконтроль и самооценку.

Ресурсы: http: Поурочное планирование к учебнику «Русский язык», 3 класс, Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В., издательство «Вита-Пресс», 2005 год

ЦОР  //school-collection.edu54.ru/catalog/rubr/70e066a7-445b-478b-ae2b-7bcfe575251f/56961/?interface=pupil&class=44


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.

Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...

"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"

Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой...

Сильная и слабая позиция гласных фонем

В своей работе учителя очень часто встречаются с ошибками детей именно в орфограмме "безударная гласная". Здесь рассматриваются основные пути отрабатывания у детей данного правила....

Конспект урока по теме:"Сильная и слабая позиция фонем. Понимание смысла текста".

В данном конспекте я описываю мою работу по ТРИЗ-технологии на уроке обучения грамоте....

УРОК Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?

УРОК  Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?...