Загадка как средство развития речи и мышления учащихся
методическая разработка по русскому языку на тему

Тиховская Екатерина Борисовна

Обобщение опыта работы по развитию речи и мышления у детей с задержкой психического развития в школе на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Загадка как средство развития речи и мышления учащихся, их познавательных интересов»

Обобщение опыта работы

                              Учитель: ТИХОВСКАЯ Екатерина Борисовна

За время работы в коррекционной школе я столкнулась с трудностями усвоения программного материала: дети быстро утомляются, снижается внимание, интерес к учебному материалу, дети усваивают его с большим трудом.

Анализируя свою работу, я отметила, что на уроках детям очень нравится играть, игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность неоднократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Использование на уроке приемов дидактической игры активизирует детей, они охотно включаются в работу. Занятия в таком случае, как правило, проходят успешнее. Для стимулирования развития речи и мышления учащихся, воспитания интереса к слову, любознательности я попробовала использовать загадки.

Любая загадка — логическое упражнение, в котором требуется угадать предмет по отдельным его признакам.

Опыт моей работы в 1-4-х классах показал, что использование загадок в учебном процессе может явиться эффективным средством обучения.

Так, на уроках русского языка, при изучении имен существительных, прилагательных, глаголов, а также в процессе работы над предложением наблюдался эмоциональный подъем у учащихся, появлялся повышенный интерес к работе. Загадки я использую и на уроках ознакомления с окружающим миром, трудового обучения. Большое внимание уделяю загадке при работе на уроках по развитию речи детей, формируя у них внятную, интонационно правильную, выразительную речь.

Загадка нашла применение и на уроках математики при изучении состава чисел и в связи с решением задач.

Работа с загадкой начиналась с 1 класса. Я подбирала простые загадки, опираясь на знакомый детям словарный материал. Например, при повторении названий овощей, когда ученики определяли основные их признаки по форме, цвету, вкусу. Загадки позволяли закрепить знание этих признаков. Они использовались в процессе фонетической зарядки, включались в ход занятия в начале, в середине или конце урока, помогали детям осваивать новые знания, закреплять пройденное.

Во втором и третьем классах содержание загадок усложнилось, что побуждало детей к более серьезному анализу и размышлению. Например, предлагались загадки: «Мягкие лапки, а в лапках царапки» (Кошка); «На суку растут шары, посинели от жары» (Сливы); «Под тучку взлетает, стрекозу напоминает, отправляется в полет наш крылатый... (Вертолет)».

При отгадывании загадок важно, чтобы дети осмыслили, как они догадались, какие слова помогли им отгадать загадку.

В словарном запасе младших школьников достаточное количество существительных, но грамматически правильное их употребление вызывает большие затруднения. В связи с этим необходимо постоянно учить детей строить предложения, чему тоже помогают загадки. Например, такие:

  • Кто зимой холодной

     Ходит злой, голодный?

  • Кто всех пугается,  

     Под кустом спасается?

Загадки помогают разобраться, как строится вопросительное предложение. Так, предлагается составлять словосочетания с отгадками: волк (какой?); заяц (что делает?)... А затем и предложения, используя эти словосочетания. Анализу слов-отгадок способствуют таблички с изображением графической структуры слова. Упражнения по анализу и  синтезу слов являются важной предпосылкой обучения чтению и письму.

Для закрепления понятия единственного и множественного числа имен существительных использовались загадки:

  • Клейкие почки, зеленые листочки

     У какого дерева? (Береза.)

                     -   Иголки лежали, лежали

                         и под куст убежали. (Еж)

При чтении загадок выделялись имена существительные, устанавливалось, в каком числе стоят слова: почки, листочки, иголки, и записывались единственном числе. Затем отгадки (береза, еж) записывались во множественном числе.

Для тренировки в определении рода имен существительного в 3 классе использовались загадки:

                       Девочка Аленушка посадила зернышко,

                       Летом выросло на грядке золотое солнышко.

                       (Подсолнух)

           

                                   Из-за тучки выплываю,

                                   тускло землю освещаю

                                   Скучно, скучно мне одной,

                                   А зовут меня... (Луной)

                       Тает снежок, ожил лужок,

                       День прибывает,

                       Когда это бывает? (Весной)

Ученики выписывали из загадок имена существительное (девочка, зернышко, солнышко, тучка, луна, снежок, лужок) и определяли их род.

На материале загадок учащимся интереснее выделить словосочетания, например, существительных с прилагательными, а затем выполнить ряд заданий. Читается загадка:

                       На лесной опушке, украшая темный бор,

                       Вырос пестрый  ядовитый... (Мухомор)

Сначала выясняем смысл загадки. После этого выписываем слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?, а затем словосочетания. Опушка (какая?) лесная. Бор (какой?) темный.

Для закрепления понятия о согласовании могут быть преложены загадки, где следует дописать окончания прилагательных, например: «На зелен...  тонк...  ножке бел...  шарик у дорожки. Ветерок пробежал и развеял бел... шар».

Дети рисуют отгадку (одуванчик) и делают следующую запись:

                  - На ножке (какой?) зеленой, тонкой. Шарик (какой?) белый.

Чтобы у детей обогатился словарь и расширились представления о признаках предметов, подбираются загадки с прилагательными-антонимами и прилагательными, сходными по смыслу:

                       Широкая, глубокая по полю пролегла,

                       В жару прохладу принесла.

                                      Узкий, в голубой рубашке, бегу по дну.

Зарисовывают, подписывают отгадки и рисунки (река, ручей).

Работа с загадками значительно пополняет и словарь глаголов учащихся:

                    Стоял на белой ножке,

                    теперь лежит в лукошке.

Отгадав загадку, дети включают существительное «гриб» в текст, а затем составляют свои предложения с глаголами «стоять», «лежать».

Большую трудность для учеников представляет, написание предлога с существительными, освоение значения предлога. В первом классе, используя загадки, осмысливали значение предметов, начиная с предлогов в и на, а затем перешли последовательно к предлогам за, под, над, перед.

Понять значение предлогов помогает задание — сделать зарисовки (например, нарисовать луну, которая висит над дорожкой).

Я подбираю загадки на все изученные правила. Это вызывает интерес учащихся на уроках, разнообразит работу, дети сами подключаются к работе, предлагая знакомые им загадки к определенному правилу или словарным словам.

Работа с загадкой помогает усваивать и материал на уроках ознакомления с окружающим миром.

Существуют целые серии загадок для закрепления названий птиц, насекомых, продуктов, животных, овощей и т.п.

                      Хвост оборвет, другой наживет. (Ящерица)

                      На шесте дворец, во дворе певец. (Скворец)

                      В дупле живет да орешки грызет. (Белка)

Усвоению временных понятий на уроках ознакомления с окружающим миром помогли загадки:

           Что за птицы пролетают

           По семерке в каждой стае?

           Вереницею летят, не воротятся назад (Дни недели)

                                    Двенадцать братьев друг за другом ходят,  

                                    Друг друга не обходят (Месяцы)

           Две сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом,

           Коротышка только раз, та, что больше, каждый час.

           (Стрелки часов)

Понятие год устанавливается с помощью табеля-календаря, в котором наглядно представлены все 12 месяцев и загадки к каждому месяцу. Наблюдения за облачностью начинали с загадки:

                       Это что за потолок?

                       То он низок, то высок,

                       То он сер, то беловат,

                       То чуть-чуть голубоват,

                       А потом такой красивый,

                       Чистый-чистый, синий-синий

Используются и игровые моменты в работе с загадками: детям предлагаются загадки по теме «Овощи и фрукты». У каждого картинка с отгадками, а выбранные ученики собирают слова-отгадки и складывают в корзинки. Первый ученик собирает отгадки — овощи, второй — фрукты. Затем карточки сортируются, сравниваются по правильности ответа. Загадки:

                    Долгоножка хвалится:

  • Я не ли красавица?

А всего-то - косточка

Да красненькая кофточка (Вишня)

                                Раскололся тесный домик

                                На две половинки,

                                И посыпались в ладони

                                Бусинки-дробинки (Горох)

Дети дают характеристику предметам, что обогащает их словарный запас, учит наблюдательности:

                    Отгадайте-ка, ребятки.

                    Что за цифра — акробатка?

                    Если на голову встанет,

                    Ровно на три меньше станет (цифра 9)

или:

                    Что с тобою, цифра семь,

                    Что ты сгорбилась совсем?

  • Единицу я ищу,  

Стать восьмеркою хочу.

Озорница вмиг нашлась,

Сказка дальше понеслась (7+1=8)

Во время уроков школьники нередко сами составляли загадки и охотно предлагали товарищам для отгадывания. Хотя такие загадки бывали просты, все же их составление позволяло детям проявить творческие способности. Например:

                    Скачет квакушка,

                    Рот как ловушка,

                    Ест комаров и мушек... (Лягушка)

или:

                    Серый комочек,

                    Длинные уши.

                    Прыгает ловко,

                    Любит морковку (Заяц)

или:

                    Сама розовая

                    И щетинка на спине (Свинья)

или:

                    Длинный, продолговатый, зеленый,

                    Вкусен свежий и соленый (Огурец)

Результаты проведенных мною контрольных работ свидетельствовали о том, что ученики 1 класса хорошо усвоили структуру слова, второклассники научились правильно связывать слова в простом предложении, согласуй их в роде и числе, ученики 3 класса значительно расширили запас прилагательных и глаголов. Использование загадок создало благоприятные условия для более прочного усвоения материала, обогатило словарный запас учащихся, проявилось в и правильном пользовании усвоенной лексикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА УРОКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В данной статье представлены приемы работы над загадками на уроках ознакомления с окружающим миром, которые помогают наиболее успешно развивать речь учащихся с ДЦП. ...

ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ.

Опыт методической работы по теме "ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ"....

Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся

Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся...

Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника

Работа по развитию речи младших школьников требует разнообразных приемов и средств. Загадки выступают как средство воспитания и обучения детей, расширяя их кругозор, знакомя с окружающим миром, явлени...