Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся
статья по теме

Монгуш Татьяна Дадар-ооловна

Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_zagalok.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки как средство развития особой техники мышления и познавательной деятельности учащихся

1.Историко-этнографическое значение тувинского фольклора.

Фольклор- это, прежде всего самостоятельное  искусство слова. Однако многообразные функции и связи фольклора (познавательные, воспитательные, мировоззренческие, духовно- нравственные, художественно- эстетические, бытовые, социальные, культурные, психологические) делают его фактом этнографической действительности, важнейшим  историко- этнографическим источником.

          Русская этнография XIX- начала XX вв. рассматривала фольклор как непременную сферу этнографических исследований являясь фактом, неотъемлемой частью этнографической действительности, быту в ней, фольклор одновременно воспроизводит её только ему присущими, специфическими художественными средствами.

          Человеческая созидательная деятельность санкционировалась не только реальными потребностями, но и ритуалом. В связи с этим воспроизводимая фольклором этнографическая действительность является единством рациональных знаний и иррациональных представлений, сложным переплетением, взаимопроникновением реалистических и мифологических элементов.

          Фольклор генетически связан с бытом, поэтому изучение его бытовых связей имеет определяющий интерес для науки.

          Возможны три вида отношения фольклора к исторической действительности:  1) Сознательное стремление к её изображению. 2) Восхождение к ней как основе. 3) Невольное её воссоздание.

          Через фольклор можно увидеть простые эмпирические факты и их взаимосвязь в рамках единого социального целого, выявить исторические тенденции и закономерности, решить сложные вопросы  этногенеза и этнической истории народов, их этнокультурных связей и т.д. Конечно, ближе к истории  восходящий подчас к глубокой древности исторический фольклор, т.е.  мифы, легенды, предания  и более поздний по времени формирования героический эпос.

         Фольклор - многообразно и противоречиво развивающаяся область социально- культурной жизни. Для него во все времена характерны единство и взаимодействие традиции и новации, стабильности и изменчивости, содержания и формы, их параллельное и взаимосвязанное сосуществование,   изменение, развитие.

          Тувинцы - народ  древней истории  и самобытной культуры. Их отличали самобытность, своеобразие, самостоятельность языка, типа, религии, образа жизни - несмотря на сильное монгольское влияние, живость, энергия, инициатива, бодрость духа , самоуверенность, личное достоинство, разнообразие индивидуальных характеров, возвышенные элементы в психике, любопытство и внимательность к предметам и явлениям, выдающимся из ряда обыкновенных.

2.Особенности загадок и их воспитательная роль

         Тувинский фольклор до сих пор - живое, живущее творчество масс связанное с различными сторонами вчерашней и сегодняшней жизни народа. И в будни и в праздники он продолжает выполнять важную  социальную функцию, вероятно более важную, чем выполняет русский фольклор среди местного населения. О стойкости тувинской фольклорной традиции свидетельствует напр., широкое и активное бытование загадок.

         Загадки помогали практически познавать и изучать окружающий мир. Загадка являлась также средством развития особой техники мышления, выработки критериев сравнения, сопоставления, отождествления, формой весёлого досуга, испытание мудрости, тайной (условной, иносказательной)  речи, связанной с магическими  представлениями древности.

          Через загадку открывалось многообразие жизненно - предметных связей.  Загадковое описание становилось как бы вторым названием предмета (лица, явления), названием не прямым, а косвенным, часто замысловатым, метафорическим, но очень важным, т.к.  благодаря ему загадываемый, до конца ещё не понятый предмет (лицо, явление) через какие- то называемые загадкой признаки и качества другого, уже познанного предмета (лица. явления) становился по аналогии, путём сопоставления в один ряд с ним, и тем самые  характерные свойства загадываемого предмета (лица, явления) высвечивались чётко и достаточно образно.

           Загадки  развивали смекалку, творческое воображение и память, расширяли кругозор, учили наблюдать, думать, рассуждать, реально оценивать мир. Загадки приобщали прежде всего детей, в поэтической стороне вещного мира, в восприятию словесно- художественной образности и красноречию.

          Жизненная конкретика, соответствие пониманию и интересам как взрослых, так и детей, лёгкая воспринимаемость и запоминаемость, удобное произнесение  делали загадку подлинно демократическим жанром.

           Тувинская загадка представляет собою древнейший эпико-лирический жанр с явным преобладанием эпических, описательных элементов над лирическими.

            Загадки воспринимают мир непосредственно, чувственно (видят и слышат) и логически (констатируют, свидетельствуют, утверждают, предполагают, рассуждают, ставят вопросы, осуждают), художественно его изображают,  живописируют.

            Поэтические лексика и синтаксис тувинских загадок богаты и своеобразны.

            Многие загадковые метафоры приёмом поэтического парадокса- оксюмора сближают, казалось бы, логически несовместимые называемый и загадываемый образы (напр., голову человека загадка называет «конём»). Причём иногда один и тот же предмет (лицо, явление) в  различных загадках сближается с разными, далёкими друг от друга, непохожими предметами (лицами, явлениями). Кроме метафор, для загадок характерны сравнения, олицетворения, и употребления живого существа неживому, искусные антитезы с выделением сближающих предметы (лица, явления) признаков (фактически здесь отрицательный параллелизм соединяется с положительным, гиперболы, литоты и др.)

          Многие тувинские загадки о стихиях, насекомых и птицах, диких и домашних животных, о человеке и др. построены по принципу положительного и реже отрицательного параллелизма, сближения и разъединения загадковых образов, что оттеняет их характерные черты.

          В композиционно сложной загадке прослеживается три ряда образов, расположенных параллельно по степени значимости: звёзды, град, верблюжий помёт. Одна метафора может рождать другую и подкрепляться третьей, второплановой, например: «Лук-соловый чадаган» - «Тетива лука – струны чадагана», «лук – конь» в загадке о спуске тетивы и полёте стрелы.

         Особую выразительность загадковым образам придаёт отрицательный параллелизм.

         Тувинские загадки – это предложения простые и сложные, повествовательные (в них ведётся от первого  или третьего лица  единственного числа), вопросительные, диалогические, с разнообразными формами тавталогии, чаще всего краткие, порой удивительно немногословные.

        Художественному воплощению содержания загадкового образа содействует, отчасти, и стихотворно-интонационный ритм (яркий пример тому – загадка о криволапости зайца): различные виды рифм и созвучий, повторение одного и того же количества слов в звукорядах.

3.Композиционная структура тувинских загадок.

        Своеобразным средством познания окружающего мира служит и оригинальная композиционная структура тувинских загадок. Известно, что загадка и отгадка – единое композиционно- смысловое целое. Когда встречаются загадки в загадке ( например, «Вытянутый ящик» - хвост в загадке о лисе – «кауром коне, жеребце») приходится угадывать смысл составных загадковых частей. Есть загадки, имеющие не одну, а несколько разных отгадок, т.е. первая, содержащая загадковое описание часть собственно загадка может быть общей сразу для нескольких загадок.

        В них по принципу внешнего сходства сближаются разные предметы, явления, действия и обстоятельство.

         Разные отгадки обуславливают необходимость учитывать словесно-образные нюансы при переводах загадковых описаний. Это хорошо видно на следующем примере. Загадка « Бодум борбай, бажым саглай» имеет две совершенно разные отгадки и переводится в каждом случае по-разному, в соответствии с разными отгадками: 1) «Сам я кругловат, голова моя лохмата» (месяц) «Сама округлая,голова ветвистая» (Сарана).

        Загадка «Чес аптара иштинде честем аъды киштеп тур» («В медном сундуке конь зятя ржёт») тоже имеет две отгадки: 1. Ламский колокольчик – конгулуур и 2. Освобождение трубки от несгоревшего табака и его собирание. Значение первой отгадки вытекает из метафорического понимания этого же слова уже в качестве действия: стучать трубкой, выбивать табак в маленькую медную чашечку – конгулуур (при этом возникает звук, напоминающий звон колокольчика). Вторая отгадка воспринимается, в сущности, как часть самостоятельной по содержанию загадки.

        Есть также загадковые описания, состоящие из нескольких самостоятельных частей, и, как следствие, имеющие несколько разных, соответствующих этим частям загадок: 1-1,2-2,3-3 и т.д..

       В многосоставных загадках о нескольких разных предметах, лицах и явлениях, объединённых по принципу внешнего и метафорического сходства, отдельные части порой вполне самостоятельны и содержательно и композиционно и синтаксически.

      Не такова загадка о чёрном коршуне и летучей мыши, где два лица поставлены в определённые отношения друг к другу и вторая часть логически продолжает первую: «Тып-тып, Тылаастай, дылдыгыр кара Тылаастай; ону тыппаан уш диптин  огбегер кара маадыры» - «Ищи,ищи Тылаастай, крикливый чёрный Тылаастай; его не нашёл трёх миров рыхлый чёрный богатырь». Здесь общий загадковый эпитет «кара» - «чёрный» характеризует, с одной стороны, тёмную коричнево-чёрную окраску чёрного коршуна, давшую название этому виду, а с другой – сумеречный и ночной образ жизни и охоты летучей мыши, исключающий возможность их встречи.

       Чёткая часть между загадковыми частями прослеживается и в двух загадках о жёлтом суслике, в которых первая часть обозначает действие, а вторая – соответствующий ему результат: «Жёлтый жеребец пустился вскачь (вспугнутый суслик) – жёлтая глина запылилась вслед», «Рыча-урча на плоскогорье выбегает (волк) – рысью-рысью под землю залезает».

       Совмещение различных частей раскрывает и внутренние, жизненные и природные связи, сближающие загадываемые предметы, лица и явления, что наблюдается, н-р., в загадках о ветре и буре, о громе и молнии, о туче, дожде и граде, об овце, волке и вороне, о лисе и зайце.

      Однако не всегда связи между загадываемыми предметами, лицами или явлениями устанавливается легко. Н-р., в основе сближения рыбы и белки лежит белый цвет, глаз у рыбы и брюшко у белки. Рыбы и сурка-тарбагана – несоответствие их поведения (рыба постоянно разевает рот, «словно томится от жажды», а тарбаган всё время гложет траву, «словно страдает от голода») зримым предметом довольства и насыщения: рыбе «среди моря», а тарбаган «обёрнут белым салом». Змея и медведя, а также волка и змеи – невозможность их использования в быту и хозяйстве. Причиной объединения в одной загадке медведя-кукушки, пчелы и осы является несоответствие их относительно небольших размеров (медведь – «как двухгодовалый бычок – казыра», кукушка – «как топор», пчела (оса) – «как большой палец») издаваемым ими сильным шумам: медведь – «как бушующее море шумящий», кукушка – «как штормовое море гремящая», пчела (оса) – «как звонкий колокольчик» - конга звенящая.

4.Классификация загадкового материала.

      Принцип квалификации фольклорного, в т.ч. и загадкового материала, различны: словесно-изобразительный, композиционно-синтаксический, функциональный, идейно-тематический и др. В соответствии со словесно-изобразительным принципом классификации подавляющее большинство тувинских загадок метафорическое и аллегорическое.

     Композиционно-синтаксический принцип классификации проявляется в загадках-триадах, состоящих из косвенно вопроса и трёхчастной 9трёхрядной) стихотворной отгадки, отличающейся, как правило, философским содержанием, и в загадках-диалогах.

     Формы загадок-диалогов различны: прямые вопросы, требующие прямых коротких, односложных ответов; вопросы и развёрнутые, обязательно остроумные ответы; вопросы, на которые следуют развёрнутые ответы в виде новых остроумных вопросов, иногда сочетающихся с ответами-восклицаниями. Предельно краткая по форме диалогическая загадка («Чангыс деп чул? Что такое один?» - Чангыс чагы. Чангыс коргенин уттур деп бе?  Что увидишь один раз, никогда не забудешь и т.д.) за каждым числом первого десятка закрепляла важнейшие предметы и понятия.

       По принципу функциональному основная масса загадок развлекательные. К ним относятся также имевшие широкое хождение и наполненные тувинскими реалиями арифметические (счётные) загадки, или загадки-задачи, остроумные загадки-поручения (они являлись неотъемлемой частью сказочного, особенно волшебного сюжета) и обладавшие яркой эмоциональной окраской загадки-шутки.

      Древние загадки-задачи развивали смётку, навыки и приёмы устного счёта. Отстраняясь от абстрактных цифр, они требовали конкретных знаний, связанных со строением тела зверей («Сколько ушей с глазами у тридцати зайцев?»), домашних животных («Сколько рогов, ушей, глаз, хвостов, ноздрей у 160-ти коз?») и человека («Сколько у 30-ти человек пальцев на четырёх конечностях?», «Сколько суставов пальцев ан четырёх конечностях у  30-ти человек, если на одном пальце четыре сустава?», с конструкцией юрты («Сколько кожаных скрёпок – хана у шести стен – хана юрты, если у одной хана 208 хана когу?») и т.д.

       Особая выразительность отличала диалогические загадки – шутки в виде длинной цепочки коротких вопросов и ответов, н-р:

         - Чуу-даа чуве чуге хая корнурул? – Почему всё живое оглядывается назад?

         - Чуге дизе соонда кара чок болгаш. Потому что сзади глаза нет.

         - Шуут согур амытан кандыг болксаарыл? – Заветная мечта всех слепых?

         - Чангыс-даа болза карактыг болуксаар. Иметь хотя бы один глаз.

5.Основные тематические группы загадок.

         Тувинские загадки отражают прежде всего человека, части тела человека, быт, пищу, предметы обихода, явления природы.

  1. Загадки про человека:

 Шыгыр-шыгыр чоруктуг,

 Ийи дорзук хунезинниг. (Кавайлыг уруг)

Эртен дорт буттаар, (Кижинин чаш уези)

Дуъште ийи буттаар,    (Аныяк назын)

 Кежээ уш буттаар.    ( Кырый бээри)

  1. Предметы быта:

Кежээ келир,

Эртен чанар.   (Ореге)

  1.  Загадки про пищу:

Мун кара хоюм уш чыл болгаш агарды.   (Чинге тарааны арыглаары)

Дадаамал дег дилген чаагай,

Дадазын дег тырткан чаагай.     (Быштак)

  1.  Загадки про животных:

Аалынга кадарчы

Ээзинге эш.   (Ыт)

Хоор аъдым хомду кудуруктуг.  (Дилги)

  1.  Чтобы показать явления природы использовалось метафорические образы, хорошо известные в жизни.

Дош кырында сарыг тараа токту берди.   (Сылдыстар)

 

               Санаттынмаан хой,

               Хемчээттинмээн шол.  (Сылдыстар, дээр)

6.Вывод.

        Все жанры тувинского фольклора, том числе загадки, показывают целостность и неотделимость жизни от загадковых образов. Они развивают умственные навыки и у взрослых, и у детей требуя особых познавательных способностей. Загадки развивают речь у ребёнка, и имеют огромное воспитательное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков, как средство развития основ исследовательской работы и познавательной деятельности младших школьников

Разработка внеклассного мероприятия в 3 Б классеТема: Весенние изменения в природе....

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

из опыта работы "Развитие внимания как формирование организации познавательной деятельности учащихся начальных классов"

Описаны приемы и методы , применяемые в работе, по формированию внимания младших школьников...

Загадка как средство развития речи и мышления учащихся

Обобщение опыта работы по развитию речи и мышления у детей с задержкой психического развития в школе на уроках русского языка и литературы....

Развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.

Подготовила выступление на республиканскую конференцию (обобщение опыта) по развитию творческих способностей учащихся во внеурочное время.Провожу большую работу  по этой теме.Со своими учениками ...

Развитие творческих способностей и активизация познавательной деятельности учащихся во внеурочное время.Презентация

Чтобы лучше рассказать коллегам о своей работе я подготовила презентацию к своему докладу....

Загадка как средство развития речи и мышления младшего школьника

Работа по развитию речи младших школьников требует разнообразных приемов и средств. Загадки выступают как средство воспитания и обучения детей, расширяя их кругозор, знакомя с окружающим миром, явлени...