Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Егорова Елена Геннадьевна

Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технологической карты.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                     

                                                                                   Открытый урок на тему:

           «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»

                                           учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 519 Егоровой Елены Геннадьевны.

Цели:

1.Систематизровать знания учащихся о простом и сложном предложении, постановке знаков препинания перед союзами и, а, но.

2. Закрепить алгоритм действий для выбора знаков препинания в простых (осложнённых) и сложных предложениях.

3. Обобщить изученное.

Формируемые УУД:

 предметные- освоение базовых предметных понятий ;

 коммуникативные- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;

 регулятивные-адекватное восприятие корректирующих указаний; способность к мобилизации сил и энергии; контроль и оценивание собственных учебных действий;

 личностные- готовность и способность к саморазвитию.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Словарная работа

2.Постановка темы и целей урока.

На доске:

Узнавать новый материал , Повторять и обобщать пройденное.

1. Назовите одним словом:

 «Разговор, обмен мнениями.»

2.Выполним звуковой разбор этого слова.

3.Подберём однокоренные слова.

- Сначала образуем существительные, затем прилагательные (если есть), глаголы, наречия(если есть).

-Выделим части слов, которые помогли нам образовать новые слова.

-Какие слова называют однокоренными?

-С помощью каких частей слова мы образуем новые однокоренные слова?

-Как вы думаете, от какого слова произошли все эти слова, какое слово среди этих было главным?

- Это слово произошло от слова беседка (в те времена это скамейка вне дома, снаружи) – беседовали – беседа.

-Мы тоже сегодня будем беседовать на уроке. О чём?

-Над какой темой мы работаем все последние уроки?

-Выберите из предложенных целей те, которые будут являться целью сегодняшнего урока.

 

- Беседа.

2.Дети выполняют транскрипцию слова +характеристику каждого звука.

Один ученик – транскрипцию (+карточка) – 1 оценка

Второй ученик – характеристика первых трёх звуков (карточка) – 2 оценка

Остальные три звука – самостоятельно. Проверка:

Один ученик проверяет  вслух, а остальные – поднимают руки, если правильно.- (карточка) – 3 оценка.

3.Дети записывают ряд слов :

Беседа – беседка, собеседница, собеседник, побеседовать.

- «Простое и сложное предложение, однородные члены предложения.»

3.Работа по теме урока.

     А)Повторение знаний о предложении, различии простого и сложного предложения.

-На доске записаны слова:

греет  матери солнца лучше сердце

-Запишем под диктовку предложение:

        Птица радуется весне, а младенец радуется матери.

  Б)Повторение знаков препинания в простых и сложных предложениях.

- У детей на партах распечатаны предложения.

1. Любовь мамы согревает и всё освещает.

2. Мамины глаза смотрят строго но с любовью.

3. Дети собрали для мамы букеты из лимонных и красных и оранжевых листьев.

4. Милых мам пригласили на праздник поздравили и порадовали хорошей песней.

5. Раздались громкие аплодисменты и концерт для мам начался.

- Задание: расставить недостающие знаки препинания.

- Работа в парах.

- Проверка.

На доске – карточки со схемами

4. Самостоятельная работа-тест.

5. Итог урока

-Помимо учебных целей у нас есть ещё одна, о которой вы узнаете, выполнив следующее задание.

- Можно ли эти слова назвать предложением? Почему?

-Составьте из этих слов предложение.

- Почему мы об этом вспомнили?

-Что же такое предложение?

-Запишем предложение правильно.

- Выполним синтаксический разбор данного предложения.

- Почему это предложение простое?

-Как понимаем смысл этой пословицы?

-Почему поставили запятую?

- Что соединяет  союз «а»?

Сделаем синтаксический разбор этого предложения.

- Что соединяет союз «а»?

-какие предложения называются сложными?

- Прочитайте предложения. Что в них общего?

- Проверка таким образом: объяснить постановку знаков препинания, выбирая схему, подходящую к данному предложению.

- Отвечает первая пара с аргументами в виде схемы, остальные поднимают руку, если согласны.

- Назовём последовательность действий при определении знаков препинания:

1. Союзы!(Перед союзами «а», «но» всегда ставится запятая

2. Союз «и»! Что соединяет?(схемы)

 1.  Сколько грамматических основ  в каждом предложении?

          С озера улетели утки, и берега опустели.   (1) (2)

         Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.   (1) (2)

        На траве, на былинках и на соломинках блестели лёгкие нити паутин.(1)(2)

  2.   Определите вид предложения (знаки препинания не расставлены):

               Дул легкий ветерок и перепадал снежок.

                           1) Простое

                           2) Простое с однородными членами

                           3) Сложное

 3. Найдите среди данных предложений сложные (знаки препинания не расставлены):

      1)  Всем нашлась возле шара работа  а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал. («Приключения Незнайки и его друзей»)

     2) Шар налетел на что-то твердое и лопнул с оглушительным треском.  («Приключения Незнайки и его друзей»)

      3)   Незнайка уже начал пускать пузыри но к нему подоспел Знайка. («Приключения Незнайки и его друзей»)

   4.  Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

       1) Я беру лодку, и иду к реке.

2) Ветер срывал листья с деревьев, и дорожки сада усыпал разноцветным  ковром.

       3) Я поднял глаза и увидел белку.

       4) С реки мы вернулись к ужину а туристы заночевали в палатках в лесу.

-Что повторили на уроке?

-Дети, работая в парах, составляют предложения.

Сердце матери греет лучше солнца.(Попутно объясняем орфограммы)

- 30 ноября –День Матери.

- Ответ ученика.

- Дети записывают предложение в тетрадях, а один ученик у доски.

- Этот же ученик записывает:

(Повеств.,невоскл.,простое,распр,)(+карточка)-4 оценка

-Следующий ученик записывает предложение под диктовку на доске.

-Перед союзом «а» всегда ставится запятая.(+карточка)-5 оценка.

Следующий  ученик у доски выполняет синтаксический разбор предложения.

(Повеств.,невоскл.,сложное)  

- Части сложного предложения.

-Тот же ученик отвечает правило у доски. Класс реагирует поднятием руки.(+карточка)-6 оценка.

- Они все о маме.

- Дети работают в парах в листочках.

  1. Один ученик отвечает по первому предложению, выбирает схему, объясняет постановку знаков препинания.
  2. Дети записывают: любовь согревает и освещает, рисуют схему.
  3. Аналогично:

Смотрят строго, но с любовью

Из лимонных, и красных, и оранжевых листьев

Пригласили, поздравили и порадовали

Раздались аплодисменты, и концерт начался

-Дети работают самостоятельно. По окончании работы – проверка.

Отвечают 4 ученика(+карточки)-4 оценки

-Различие простого и сложного предложения, постановку знаков препинания при однородных членах предложения.